Нина
Краснова
БАЛЬМОНТ
эссе
Поэтесса Нина Краснова
Поэзия
Константина Бальмонта началась для меня с его стихотворения 1894 года "Я
мечтою ловил уходящие тени...", которое я прочитала в 21 год, до своего
поступления в Литературный институт, в хрестоматии "Русская литература ХХ
века, дооктябрьский период". Там было много его стихов, но мне больше
всего понравилось это, в котором поэт всходил на какую-то башню по скрипучим
ступеням, которые дрожали у него под ногами. Оно очаровало и заворожило меня
настолько, что я не могла оторваться от него и все читала и читала его и хотела
понять, в чем секрет, в чем тайна этого стихотворения, которое так очаровывает
и завораживает меня:
Я мечтою
ловил уходящие тени,
Уходящие
тени погасавшего дня,
Я на башню
всходил, и дрожали ступени,
И дрожали
ступени под ногой у меня.
И чем выше я
шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней
рисовались очертанья вдали,
И какие-то
звуки вдали раздавались,
Вкруг меня
раздавались от небес и земли.
Чем я выше
всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее
сверкали выси дремлющих гор...
Чем я дольше
читала это стихотворение, тем я выше всходила на горы поэзии Бальмонта и на
некую высокую гору вообще поэзии, на Олимп, по символической лестнице, и каждая
строка стихотворения была для меня ступенью, по которой я всходила туда. И
кончалась одна ступень, и начиналась другая, и последние слова одной строки становились
первыми словами новой, как дощечки той лестницы, по которой я поднималась...
"И дрожали ступени под ногой у меня..." И голова у меня кружилась, и
дух у меня захватывало от той высокой высоты, на которую я всходила...
Профессор
Литинститута В. Богданов потом в течение пяти курсов цитировал студентам на
лекциях по теории литературы две вот такие строки Бальмонта:
Хочу быть
дерзким, хочу быть смелым,
Хочу одежды
с тебя сорвать...
И Бальмонт
виделся мне таким вот "смелым" и "дерзким" в своей поэзии
поэтом, не потому что он мог сорвать одежды со своей дамы (в жизни он, может
быть, как раз стеснялся делать это, так я думаю, то есть думала в студентках),
а потому, что он мог написать о том, как он хочет сделать это. И он стал для
меня образцом поэта, который может написать о том, чего он хочет, и который
поэтому может подняться по своим ступеням на такую высоту поэзии, на которую
могут подняться только великие поэты. Такие, как Есенин, Блок, Гумилев,
Мандельштам, Волошин, Северянин... И как еще один забытый поэт Серебряного века
Александр Тиняков, которого я открыла для себя только несколько лет назад и о
котором написала эссе (идею которого подкинул мне Юрий Кувалдин, он же и
напечатал это эссе в своем журнале "Наша улица", в № 1 за 2005 год, и
повесил на сайте журнала в Интернете).
Родился
Константин Дмитриевич Бальмонт 3(15) июля 1867 года, во Владимирской губернии,
в Шуйском уезде, в деревне Гумнищи, в семье председателя земской управы. Предки
поэта по линии отца были из рода шотландских и скандинавских моряков, а по
линии матери - из древнего татарского рода, который шел от князя Белый Лебедь
Золотой Орды. Учился К.Бальмонт в Шуйской гимназии, откуда его исключили за
связь с революционным кружком, а потом - во Владимирской гимназии, которая, как
он сам писал в своей автобиографии, "изуродовала" его "нервную
систему" и которую он "проклинал всеми силами". В 1886 году он
поступил в Московский университет, на юридический факультет, но был отчислен
оттуда "как один из организаторов студенческих беспорядков". Потом он
учился в Демидовском юридическом лицее г. Ярославля, но и там недоучился и
бросил его и занялся самообразованием.
Стихи он
начал писать "в возрасте десяти лет", "в яркий солнечный
день", одно стихотворение написал - "о зиме, другое о лете", как
он сам вспоминает об этом в своей статье "На заре". Но мать тогда
встретила их "холодно", и "до шестнадцати лет" он
"больше не писал стихов", а в шестнадцать лет стихи опять пришли к
нему, и опять "в яркий солнечный день". Может быть, поэтому он и стал
"солнцепоклонником" в своих стихах. На К.Бальмонта оказала сильное
влияние русская природа, "красота лесов, полей, болот и лесных рек",
"народные песни", русские народные песни и сказки, "стихи
Пушкина, Лермонтова, Баратынского, Кольцова, Никитина, Некрасова, - немного
позднее - Жуковского".
В 1885 году
в жизни К.Бальмонта произошло великое поворотное событие. Он познакомился
"с писателем", и впоследствии вот что написал об этом: "...этот
писатель был не кто иной, как честнейший, добрейший, деликатнейший собеседник,
какого когда-либо в жизни приходилось мне встречать, знаменитейший в те годы...
повествователь Владимир Галактионович Короленко". Он прочитал тетрадь
стихов Бальмонта и написал ему письмо о них, в котором указал юному автору
"на мудрый закон творчества" - не гоняться за "красивыми подробностями"
из внешнего мира, "за каждым промелькнувшим мотыльком", а
сосредоточить свое внимание "на бессознательной области души", и
тогда у него со временем может получиться "что-то незаурядное".
"У вас много шансов стать хорошим стихотворцем", - писал ему мэтр.
"Нужно ли говорить, какой хлынул в мое сердце восторг и поток чаяний от
этих слов Короленко", - восклицал Бальмонт. Короленко стал его
"крестным отцом" в литературе, как стал он крестным отцом и
писателю-белоказаку Ф.Крюкову, воспевателю Тихого Дона.
И вот какая
возникает цепочка. В.Короленко поддержал Ф.Крюкова и К.Бальмонта. А они оба
поддержали одного и того же своего коллегу - молодого тогда поэта Александра
Тинякова. Ф.Крюков был его воспитателем в гимназии и старшим товарищем, который
поощрял его позывы к творчеству. А К. Бальмонт в 1913 году написал статью
"О молодых поэтах", в которой выделил всего трех молодых поэтов, в
том числе и Александра Тинякова:
"Молодые
поэты присылают мне, время от времени, сборники своих стихов... И печально мне
делается от книг молодых поэтов. Какие они... неинтересные, неоригинальные,
тупо-надменные... малоталантливые. Из поэтов, со стихами которых мне пришлось
сколько-нибудь познакомиться, выгодно выделяются Эренбург и Марина Цветаева...
У обоих есть поэтическая нежность, меткость стиха, интимность настроения. Но их
голос малого размера, и... когда они... пытаются быть сильными, они почти
всегда впадают в кричащую резкость...
Книга
Александра Тинякова... в ней всего 90... страниц, - в ряду молодых поэтов радостно
удивила меня. Это - настоящий талант. Сильный стих и в то же время нежный,
своеобразие настроений, уменье овладеть самой трудной темой, которой может
задаться лирический поэт... В одном выборе таких тем, как
"Любовь-нищенка", "Ревность Лешего", "Вьюжные
бабочки", "Свет целования", чувствуется изящный вкус и интимное
прикосновение к поэтическим замыслам...
Власть
лирического поэта - власть монархическая. Ограничивать поэта в его правах
выбирать ту или иную тему - так же нелепо, как посягать и на живопись,
изображающую грязь, лохмотья, язвы и безобразие. Все дело в том только, чтобы,
задаваясь рискованной темой, внести в разработку ее всю священную полноту
отношения, безусловное рукоположение художнической искренности...
Напишет ли
Тиняков вторую книгу стихов, я не знаю, но первая его книга безусловно
заинтересовывает. Чувствуется, что созерцательная душа, одаренная тонкой
впечатлительностью, была захвачена сполна, различными остриями, и потому поэт,
по-своему промыслив до конца пережитые чувства, дал им верное выражение,
влекущее, как голос, в котором слышится настоящая взволнованность или
уверенность человека, видевшего что-то воочию".
В этой
рецензии, основываясь на стихах Эренбурга, Цветаевой и Тинякова, Бальмонт
изложил свой взгляд вообще на творчество и высказал свое поэтическое кредо.
Не каждый,
даже и маститый поэт, может оценить немаститого по первой книге стихов.
Бальмонт это сумел (как и Блок, который тоже заметил молодого Тинякова) и
поддержал его, потому что по себе знал, как это важно для поэта, который
вступает на "кремнистый путь" поэзии.
Первые стихи
Бальмонта появились в печати в 1885 году, в журнале "Живописное
обозрение". А первая его книга "Сборник стихотворений" вышла в
1890 году, в Ярославле, на деньги автора, которому тогда было 23 года. Успеха
она не имела, друзья-студенты и его дама сердца Мелитта насмеялись над ней, и
Бальмонт, как он сам утверждает, уничтожил весь тираж книги. И почувствовал
себя одиноким, как одинокий поэт Тиняков, и впал в депрессию. Вторая книга
"Под северным небом" вышла у него в 1894 году, и она считается первой
его книгой. Для нее характерны "жалобы на унылую, безрадостную
жизнь", но критики заметили ее и отмечали "одаренность поэта,
музыкальность его произведений". В это время он знакомится с В. Брюсовым, и
у них возникает дружба. От В.Брюсова цепочка идет и к А. Тинякову, который тоже
познакомится с ним и будет считать его своим кумиром и подчиняться ему, как
"египетский раб".
А всего
Бальмонт написал 35 книг стихов и 20 книг прозы (!). Он работал по принципу
"ни дня без строчки", писал стихи Божий каждый день. Кроме того
перевел 10 000 страниц зарубежной поэзии - стихи В.Блейка, Э.По, П.Б.Шелли,
О.Уайльда, Гауптмана, Бодлера, Задермана, испанские песни, словацкий,
грузинский эпос, югославскую, болгарскую, литовскую поэзию, стихи поэтов
Мексики, Полинезии, Японии, Индии... Он был в этом "ненасытен и
всеохватен".
В 1910 году
К.Бальмонт заявил, что через полвека издатели издадут 93 тома собрания его
сочинений. Но это пророчество поэта не сбылось. Ни через полвека, ни через век.
В стихах
Бальмонта есть "красота музыкальности". Она и в ритмах его стихов - в
классических ямбах (например, в сонетах), в классических амфибрахиях,
анапестах, хореях, и в усеченных строках:
Я в этот мир
пришел, чтоб видеть Солнце
И синий
кругозор.
Она и в
пропусках одного слога в середине каждой строки ямба в каком-нибудь
стихотворении, отчего там возникает цезура, пауза, и строка обретает свою
неповторимую мелодию:
Я вольный
ветер, я вечно вею,
Волную
волны, ласкаю ивы,
В ветвях
вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы,
лелею нивы...
И в системе
строфики и рифм, например, в тройственных рифмах в "Ангелах
опальных":
Ангелы
опальные,
Светлые,
печальные,
Блески
погребальные
Тающих
свечей;
Грустные,
безбольные,
Звоны
колокольные,
Отзвуки
невольные,
Отсветы
лучей...
Опальные -
печальные - погребальные - свечей, безбольные - колокольные - невольные -
лучей. Сами по себе рифмы в этом стихотворении, если присмотреться к ним,
бедные, банальные, как глагольные (в 4-й строфе: встретятся - отметятся -
засветятся), так и неглагольные, но в сочетании с ритмом они создают свою
тональность стиха.
Красота
музыкальности слышится у Бальмонта и в повторах-рефренах:
О тихий
Амстердам!
О тихий
Амстердам!
И в самой
звукописи стиха, в его аллитерациях, как в хрестоматийной строке "чуждый
чарам черный челн" или в строках:
Полночной
порою в болотной глуши
Чуть слышно,
бесшумно шуршат камыши...
Здесь камыши
шуршат в каждом слове: ч...ши... ч...ш...шу...шур...ша...ши...
А какая
мелодичность и звукопроникаемость и звуковзаимосвязанность в аллитерации слов
"белладонны" и "ладана": "Дух белладонны, ладана и
нарда" и в виртуозных рифмах: белладонны, ладана и нарда - Леонардо -
леопарда - любил... барда...
Художник с
гибким телом леопарда...
Дух белладонны,
ладана и нарда....
В нем зодчий
слов любил певучесть барда...
Не тщетно он
зовется Леонардо.
Бальмонт
задавал себе и своим читателям риторический вопрос, на который сам же и давал
самоуверенный ответ:
Кто равен
мне в моей певучей силе?
Никто,
никто.
У каждого
поэта - своя "певучая сила", своя "певучесть",
музыкальность и мелодичность, в которой никто другой не равен ему. Как и у
каждого композитора. Кто равен музыке Римского-Корсакова, Мусоргского,
Бородина, Чайковского, Глинки, Стравинского, Шостаковича, Прокофьева,
Рахманинова, Свиридова, Шнитке, Эдисона Денисова? Никто. Только они сами.
К. Бальмонт
носил шляпу с широкими полями, рубашку с вертикальным воротником и галстучным
платком, длинные кудри, острую бородку и усы и напоминал собой испанского героя
с картин Веласкеса или французского героя с картины Жана-Батиста Патера
"Танец под деревьями". К.Бальмонт в русской поэзии - экстравагантный
вагант, русский шевалье.
В 1889 году
Бальмонт женился на Л.М.Гарелиной, но их брак оказался "браком". В
результате нервного расстройства Бальмонт хотел покончить жизнь самоубийством и
выбросился из окна, но не разбился, а только сломал себе ногу и остался хромым
на всю жизнь (как Байрон и Пастернак).
В 1896 году
он женился на Е.А.Андреевой, которая помогала ему переводить некоторых поэтов.
С ней он поехал в Европу, побывал во Франции, Испании, Голландии, Англии,
Италии. И вернулся в Россию, по которой очень скучал. "Боже, до чего я
соскучился по России", - писал он своей матери из Рима, - "Десяти
Италий не возьму" за "красоту" своей земли.
Три новых
книги 1900, 1903 и 1905 года - "Горящие здания", "Будем как
солнце" и "Только любовь" - приносят ему славу и
"возносят" его "на вершину российского Парнаса", делают его
модным поэтом. Он ищет "новые сочетания мыслей, красок, звуков". Он
запечатлевает в стихах лики души, у которой много ликов (как Брюсов создавал
"лики страсти", у которой тоже много ликов). "Нужно быть
беспощадным к себе. Только тогда можно достичь чего-нибудь", - говорит
Бальмонт. И делает это своим девизом. Он любит "уродство не меньше, чем
гармонию", и проповедует "эстетизацию уродства", инфернальность,
что сближает его с Тиняковым, а их обоих - с Бодлером. Как, например, в
стихотворении "Гигантша": "Полюбил бы я жить возле юной гигантши
бессменно... // Проползать по уклону ее исполинских колен... // Я в тени ее
пышных грудей задремал бы, мечтая... // Как у склона горы деревушка ютится
глухая". Или как в "ненаписанной поэме" "Дон-Жуан":
"Быть может, самим адом я храним", "К развенчанным святыням нет
возврата". Или как в стихотворении "На огненном пиру": "Я
червь, я хитрый змей". Или в стихотворении "В домах": "В
мучительно-тесных громадах домов // Живут некрасивые бледные люди... // Мудрей
приведений людских // Жуки, пауки и мокрицы". Все червяки потом переползут,
а все "жуки, пауки и мокрицы" перебегут от Бальмонта в поэзию
Тинякова, который, как и его старший собрат Бальмонт, научится быть
"дерзким" и "смелым" в своих стихах и срывать символические
и не символические одежды со своих героинь и с самого себя и "мечтою
ловить уходящие тени" и подниматься со дна жизни и всходить по ступеням
вверх.
В Серебряном
веке, как и теперь, в Москве было много мест, где собирались поэты, писатели.
Одним из таких мест было издательство "Мусагет", которое находилось
на Гоголевском бульваре. Здесь бывали В.Брюсов, А.Блок, А.Белый, И.Бунин,
И.Северянин, здесь бывал и К.Бальмонт, и М.Цветаева, которая говорила, что
"На Бальмонте, в каждом его жесте, шаге, слове - клеймо - печать - звезда
- поэта". Они засиживались здесь своим кругом иногда до полуночи,
"пили крепкий чай с пряниками и печеньем", говорили о поэзии, о
высоких материях, а иногда уходили отсюда в ресторан "Прага", который
находился и до сих пор находится на углу Арбата.
А в здании
гостиницы "Метрополь", на Театральной площади, сооруженном в стиле
модерн и украшенным "Принцессой Грезой" - керамическим панно,
выполненным по рисункам М. Врубеля, располагался центр "нового
искусства", символизма, журнал "Весы" и издательство "Скорпион",
главой которых был В.Брюсов. Здесь вышли в свет книги многих поэтов, в том
числе и К.Бальмонта, А.Белого, А.Блока, В.Брюсова, М.Волошина.
Бальмонт
бывал дома у Брюсова, на Цветном бульваре, как и А.Блок, А.Белый, М.Волошин.
Посвящал ему стихи, как и Брюсов ему. Посещал брюсовский литературный кружок,
так называемые брюсовские "вторники", на Большой Дмитровке, куда
приходила вся литературная и артистическая Москва. Кроме того он посещал и
телешовские "среды", на Чистопрудном бульваре, на Земляном валу и
т.д. Не раз бывал в "Маринином доме", в гостях у Марины Цветаевой, в
Борисоглебском переулке, где сейчас находится ее музей.
Бальмонт
любил Москву. И написал в Париже в 1920 году:
И мне в
Париже ничего не надо.
Одно лишь
слово нужно мне: Москва.
У каждого
поэта и даже у целой группы поэтов, какой-то одной эпохи, есть пристрастие к
каким-то словам или образам или художественным приемам, которые используются в
стихах этих поэтов чаще, чем другие. Допустим, у поэтов XIX века было
пристрастие к словам "пленительный", "томительный" и
"сладостный". У Константина Бальмонта было пристрастие к двойным
определениям предмета или явления, а точнее - к прилагательным, сращенным с
наречьями, через дефис, которые он использовал особенно часто. Ему мало было
сказать - глаза бездонные или влажные, он говорил о них:
"бездонно-влажные" глаза, даже не глаза, а "улыбка глаз
бездонно-влажная" (свойства глаз переходили у него на улыбку этих глаз.
Ему мало было сказать - сладкий обман или чувственный обман, он говорил:
"сладко-чувственный обман". Ему мало было сказать - изысканная или
простая красавица, он говорил: "красавица изысканно-простая". А о
волне волос он говорил: "недвижно-золотая" волна волос, а об
"изгибах губ и зовах черных глаз" он говорил: "И были пламенны и
богомольно-строги // Изгибы губ твоих и зовы черных глаз", а о цветке
алоэ: "алоэ густо-ароматный", а о заре: "заря
кроваво-беззакатная", а о земном духе: "небесно-зоркий дух" (в
земном духе), а о последнем миге жизни: "миг... смертельно-сонный", а
о терзанье любви: "терзанье, безгласно-вечное", а о деревьях "в
прохладной глуши деревенского сада": "деревья так
сумрачно-странно-безмолвны", а о тайнах и словах:
"чувственно-неясные, девственно-прекрасные", а о "проблесках
огня": "вкрадчиво-туманные", а о цветах:
...воздушно-белые,
Сладко-онемелые
Легкие
цветы.
Эти двойные
определения - одна из индивидуальных особенностей поэтики Бальмонта, по которой
его не спутаешь ни с кем другим.
То, что поэт
пишет о ком-то, часто относится и к нему самому. В сонете "Памяти
А.Н.Плещеева" Бальмонт о Плещееве написал:
Он был из
тех, кого судьба вела
Кремнистыми
путями испытанья.
Но то же
самое относится и к самому Бальмонту, и к Тинякову, и к Блоку и к Есенину, и к
Мандельштаму, и к Волошину, и к Гумилеву, да и к каждому поэту, и вообще к
каждому человеку. Потому что каждого поэта и человека судьба ведет
"кремнистыми путями испытанья", ведет и смотрит, как он сумеет пройти
все эти пути. И кто пройдет их достойно, того она наградит своим венцом,
золотым или серебряным или лавровым или терновым или еще каким-нибудь, из
"воздушно-белых" легких цветов. Лермонтов достойно прошел своим
"кремнистым путем", который блестел ему "сквозь туман". И
Бальмонт достойно прошел своими "кремнистыми путями", и все поэты.
которые вошли в историю. Потому они и вошли в нее. Только Тиняков отстал от
всех, вошел туда "одной ногою", а другою зацепился обо что-то и
затормозился. И его поезд ушел. Но, может быть, еще и приедет за ним.
Девизом
Бальмонта, которому он следовал всю свою жизнь, был такой девиз, свойственный
натурам юношески-пылким и возвышенно-благородным:
Быть гордым,
смелым, биться против зла,
Будить в
других святые упованья.
Бальмонт не
принял Октябрьскую революцию с ее диктатурой пролетариата. Он был против всяких
диктатур, он бы за - свободу творчества и за свободу личности человека. Он
чувствовал себя везде и всем чужим, и писал: "Я всем чужой, всегда...
Никто меня не любит...!" Он был "бродягой", "топчущий
поля", который ходил "босой по стеклам", как его младший собрат
Тиняков, и, как он, искал свой "утраченный рай" и свои
"коралловые острова", которые находятся в стране Обетованной. А где
эта страна? "Я видел много стран, я знаю много мест".
В 1918 -
1920 годах он жил в Москве и подмосковном (тогда) поселке Новогиреево (значит
мы с ним - почти земляки, то есть соседи, я живу в Перове).
В 1920 году
Бальмонт со своей второй женой Екатериной Цветковской и дочерью Миррой (которой
он подарил это имя в память о своей юношеской дружбе с поэтессой Миррой
Лохвицкой?) навсегда эмигрировал из России в Европу. Жил он в Париже или в
маленьких провинциальных городках, на берегу Атлантического океана, сотрудничал
с парижскими газетами, почти ничего не писал, издавал книги, переводил
славянских и литовских поэтов, читал лекции в Сорбонне, денег зарабатывал мало
и очень тосковал по России. "...нет дня, когда бы я не тосковал по России,
нет часа, когда бы я не порывался вернуться" туда, - писал он одному из
своих товарищей. В 1932 году у него появились признаки душевной болезни,
которая (а у кого из поэтов ее нет? ее, которая идет от душевной боли?) стала
прогрессировать с годами. Он переселился в убежище матери Марии
(Е.Кузьминой-Караваевой) "Русский дом", в местечке Нуазиле-Гран,
лечился в клинике. И в 1942 году умер.
Бальмонт,
как все поэты Серебряного века, владел разными формами стиха, в том числе и
строгой формой сонета, которая помогала ему "заключить" свои чувства
и страсти "в порядок стройный", придать им гармонию. Он любил
"законченность сонета" и сравнивал его с "красавицей
изысканно-простой", которая есть "пластическая радость красоты".
И написал очень много сонетов. Там у него "цветет душистая сирень",
"на дне морском" растут "подводные растенья" с
"бледными листами", которые "тянутся... как привиденья, в
безмолвии угрюмой темноты", там у него и "акулы проплывают
иногда", и поднимаются со дна на поверхность моря какие-то трупы людей и
"обломки кораблей", и прорывается сквозь мглу "первый луч
грядущего рассвета", и слышится и "твердит о счастье необъятном
далекий звон колоколов", и цветут "родного Севера непышные
цветы", подснежники, и расцветает "чертополох", и бежит "в
лесах олень" "под громкий лай собак", и тут же ходит
"пантера" с "пятнистым" мехом...
Есть в его
сонетах романтичность и экзотичность стихов Гумилева и Волошина, которая
содержится и в названиях некоторых рыб и животных, тех же акул и пантер, и,
например, в каких-то Бог знает откуда взятых экстраординарных географических
названиях: Боро-Будур, "семь островов Ар-Гентилес-Руссот", и в
образах мифологии Древнего Египта: "крылатый был он человеколев"... И
в имени Эвонского лебедя с его лебединой песней. И в имени возлюбленной поэта
(у Волошина была царевна Таиах, а у Бальмонта - Тамар). И в образе
какого-нибудь грузина или муэдзина, и в образе какого-нибудь сиамского кота, в
котором есть что-то и от русского лубочного кота и от гипсового кота-копилки, и
от "Веселого кота" в Галерее искусств г. Махачкалы.
Мне грезится
Египет, Атлантида.
Далекое. И
мой сиамский кот
"Плыви
в Сиам!" - мурлыча, мне поет.
У Бальмонта
в стихах почти нет юмора, а здесь даже и юмор появляется, проскакивает.
И все
грезятся и снятся поэту какие-то дальние края:
Не снятся
мне цветы родного сада,
Родимые
безмолвные луга.
Краса иная
сердцу дорога...
Мне грезятся
морские берега
И гор
неумолимая громада.
Моя душа
стремится в мир иной...
Здесь это -
не в загробный мир, как у Маяковского: "Вы ушли, как говорится в мир
иной", или как у Тинякова, у которого мир иной находится на глубине двух
метров под землей и покойники перелезают друг к другу из могилы в могилу, а в
мир мечты, в страну Обетованную:
Скитайся
дни, года, десятки, сотни лет -
Ты не
найдешь страны Обетованной...
Ее нет нигде
на географических картах, на континентах и материках. Но в то же время она
есть. Для поэта Страна Обетованная - это Страна Поэзия. Туда он и зовет с собой
своих читателей, таких же мечтателей, как он, а не мечтателей не зовет. Как в
стихотворении, где он кажется себе облачком, которое плывет в эту Страну:
Я ведь
только облачко. Видите: плыву.
И зову
мечтателей... Вас я не зову!
Плыл он,
плыл, и растаял облачком в небе. А нам оставил на ступенях своей башни, на
которую он всходил, листки со своими стихами...
"НАША УЛИЦА" № 100 (3) март 2008