Александр Трифонов
Я и Малевич
рецепт
Малевич со своим "Черным квадратом" не дает мне покоя. Я
использовал его в своих картинах много раз. И никогда в последствии не жалел об
этом, с присутствием черного квадрата картина наполнялась смыслом и обретала более
звонкое графическое звучание, поэтому использовать его как символ я не перестаю
снова и снова. Он служит и символом протеста и знаком "кирпич" для
непосвященных в тайны творчества людей.
Первый раз я сознательно применил черный квадрат в картине
"Квадратный портвейн Казимира Малевича", по совету своего отца
писателя Юрия Кувалдина. В той работе эта
замечательная картина - знак-манифест, расположена на мольберте рядом со столом на котором стоит бутылка портвейна с этикеткой
"Алушта". Все это происходит на театральной сцене. Картина получилась
гармонично-динамичной, квадратный холст дополняет округлую бутылку, а черный
квадрат в картине хорошо перекликается с черными кулисами.
Вдохновившись новой темой, я сделал несколько других композиций с
использованием черного квадрата, и назвал их "Конец реализма". Теперь
с картиной соседствовали красный шар или более изогнутая бутылка. Здесь черный
квадрат был не просто картиной, а знаком, противопоставляемым реальному миру с
его классически-реалистическим пониманием действительности.
В 2006 году в своей уже более новой интерпретации черного квадрата
в картине "Путями черного квадрата" я использовал его иначе - более
свободно. Большой "Черный квадрат" стоит на мольберте в центре
картины, а маленькие квадраты, словно птицы, летают вокруг опираясь на провода, создают динамику. В этой картине можно находить
разные философские смыслы, но один из главных - это принцип повторения, вечного
возвращения к оригиналу и бесконечная множественность реальностей.
Последняя на данный момент картина на эту тему - "Мой друг
Малевич" 2007 года, написана уже в новой манере. Здесь вся картина
обрамлена нарисованной рамой, а черный квадрат, как знак, находится в центре и
скрепляет всю композицию из разноцветных и разнофактурных плоскостей.
Некоторые непонимающие искусство люди часто любят приводить в
пример Малевича, что и мы бы так смогли нарисовать, что "Черный
квадрат" это обман и глупость. Но для начала надо стать Малевичем, потом
нарисовать квадрат, потом провозгласить его символом нового искусства, где нет
места копированию действительности не художником созданной, и трудом всей своей
жизни прославить свой квадрат. Это примерно, как забить пенальти в финале
чемпионата мира по футболу, забить просто пенальти могут миллионы, а дойти до финала
и забить его в самый ответственный момент смогут только единицы. И про них тоже
можно сказать: я бы так смог.
Своим квадратом Казимир Малевич ставит окончательную точку в
реалистическом искусстве, в копировке действительности, копировать уже может фотоаппарат,
художнику не нужно тратить на это время, он движется дальше по пути создания
своего искусства. И мне очень приятно, что таким переломным художником,
повернувшим развитие всего мирового искусства, является русский художник.
Всем смыслом жизни Малевича было искусство. Свойственную его
характеру взрывную энергию он привнес в свое творчество. Его эволюция живописца
похожа на серию взрывов и катастроф. Разоблачая академические художественные
стереотипы, Малевич проявил яркий темперамент критика-полемиста. Исследователи
говорили, что это был ""испытательный полигон", на котором
искусство живописи проверяло и оттачивало свои новые возможности".
Биография Малевича необычна и запутана. Художник сам менял ее как хотел, специально изменяя годы и события, она кажется нам необычайно
насыщенной, полной контрастов, взлетов и падений. Малевич мечтал посетить
Париж, но ему так и не удалось это сделать. Ему не удалось испытать множество
эстетических и житейских радостей, доступных его более обеспеченным и образованным
коллегам. Он самостоятельно прошел трудный путь от скромного самоучки до
известного художника, принимал участие в двух революциях, сочинял
футуристические стихи, реформировал театр, увлекался теософией и астрономией,
преподавал, писал философские труды, сидел в тюрьме, был директором института и
безработным...
Пунин писал, что Малевич принадлежал к тем людям, которые были
"заряжены динамитом". Не каждый из знаменитых художников мог так
поляризовать общественное мнение. Малевич всегда был окружен преданными
друзьями и страстными соперниками, у критиков он вызывал самую грубую брань,
"ученики его боготворили, как Наполеона армия". Даже в наше время
есть много людей, имеющих резко противоположное отношение и к наследию
Малевича, и к его личным качествам.
В детстве я со своей мамой бывал на месте, предполагаемой могилы
Казимира Малевича, мы доезжали от станции "Рабочий поселок" до "Ромашково" на электричке и шли через село по полям к
маленькому памятнику на опушке леса. Я не совсем понимал, что это, но тот памятник
очень четко запомнился мне - красный квадрат в центре белого большого квадрата.
Позднее я узнал, что это только предполагаемое место могилы великого художника. Настоящую недалеко от деревни Немчиновка разрушили в 41 году во время боевых действий. Получилось, что и после смерти,
как в жизни, с Малевичем происходили мистификации. Физический он исчез с Земли
бесследно, но оставил после себя "Черный квадрат" и новое слово в
искусстве.
Малевич был выдающимся художником, которые внес огромный вклад в
развитие всего мирового искусства и моего тоже.
"НАША УЛИЦА" № 100 (3) март 2008