Сергей Михайлин-Плавский
БАБЬЕ ЛЕТО
повесть
глава первая
Всё дальше и дальше отдаляемся мы от милосердного прошлого, когда любой праздник был настоящим праздником после окончания полевых или огородных работ, когда с роднёй и соседом хотелось вместе порадоваться новому урожаю, загадать желание на будущее, а то и просто поблагодарить за поддержку и подставленное плечо в нелёгком крестьянском труде. Угостить гостя сбитнем или крепким медовым напитком - это ли не радость жителя Земли, живущего с Природой в мире и согласии.
Всё дальше и дальше отходим мы от примет и обычаев русского народа, теряя своё лицо и уподобляясь "Иванам, не помнящим своего родства". Не потому ли так рьяно и почти полузабыто ковыряемся мы на своих "шести сотках", неосознанно ощущая в себе зов предков, зов Земли, нашей матери-кормилицы?
Не потому ли болью в душе отзываются скорбные события в большом мире, в душе, верной земле, мирному труду, солнечному теплу, добру и бескорыстию в отношении к людям?
Б А Б Ь Е Л Е Т О - это ясные дни ранней осени, период сухой солнечной и тёплой погоды в Европе и Северной Америке (там оно называется "индейским летом") в сентябре и октябре. Этот период обычно связан с устойчивыми антициклонами и в зависимости от последних продолжается две-три недели.
По Далю бабье лето - первая неделя сентября, начало которого наступает с Успения, то есть с 28 августа. Бабье лето - тенётник, паутина, летающая осенью по полям и лесам. Обилие паутины предвещает сухую осень и холодную зиму.
Так как под праздник Успения Пресвятой Богородицы обычно заканчивалась жатва и уборка хлебов, и это окончание в просторечье называлось Спожинками, Дожинками, то и самый праздник Успения стали называть Оспожинками или Дожинками. На этот праздник, когда хлеба все поспели и все убраны, крестьяне приносили в церковь семена или колосья разных хлебов для благословения и освящения. Такой обычай существовал не только на Руси; в Греции также на праздник Успения Богородицы, по свидетельству Вальсамона, писателя ХII века, приносили Царьградскому патриарху во Влахернский храм разные плоды для освящения.
Наши предки к празднику Успения Божьей Матери устраивали складчины, миром варили пиво, забивали животных, пекли пироги, созывали родных и соседей и задавали хлебосольные пиры. В этот день бояре угощали своих крестьян, дарили им подарки и весело и радушно праздновали всем миром окончание жатвы. Отсюда и закрепились в народе старые названия этого праздника Успенщина или Дожинки.
В жатвенных работах в основном участвовали женщины, поэтому в старину время отдыха после жатвы стали называть м о л о д ы м б а б ь и м л е т о м, оно продолжалось до Ивана Постного, то есть до 11 сентября, и еще звалось малым в отличие от с т а р о г о б а б ь е г о л е т а, которое начиналось с Семёнова дня, то есть с 14 сентября.
Молодое бабье лето
(28 августа - 11 сентября)
Август
Молодое бабье лето хоть и считалось временем отдыха и покоя после окончания жатвы, но работы продолжались на овощных плантациях и огородах, поэтому для огородников имели большое значение сезонные явления в августе и сентябре, двух основных месяцах, когда поспевали урожаи овощей и фруктов и наступала пора их сбора.
В августе обычно продолжительность дня еще свыше 15 часов, из года в год заметные колебания температуры воздуха от +37 оС в 1938 году до +I2,4оС в 1884 году. Самый ранний заморозок в воздухе - 11 августа 1939 года, а на почве - 25 августа I92I года. Среднее количество осадков в августе - 68 мм, средний срок начала листопада - 26 августа, переход температуры ниже I5оС - 27 августа, увядание ботвы картофеля - 28 августа.
В год написания этих строк (2004 год) природа запоздала в своём развитии из-за дождливого лета больше, чем на 2 недели, и массовое пожелтение листьев на деревьях было замечено только к началу октября месяца.
В течение августа возможно появление заморозков, при затяжной дождливой погоде - вторичный рост побегов, преждевременное опадание листьев, вызванное почвенной засухой, повреждение плодов и ягод вредителями и болезнями.
Месяц а в г у с т получил своё название в честь римского императора Октавиана Августа, древне-русское его название - серпень (от слова серп), так как в этом месяце убирали хлеб, который раньше жали серпом. Другие названия месяца:
г у с т ы р ь, з а р е в (от ярких холодных зорь), л ё н о р а с т (лён расстилали на росные луга), п р и п а с и х а - с о б е р и х а, р а з н о с о л, х л е б о с о л, в белорусском языке - ж н и в е н ь, то есть месяц жатвы.
Август - самый напряжённый месяц полевых и огородных работ: и косить надо, и пахать, и сеять, и овощ сажать под зиму. В этом месяце на весь год запасают хлеб: у зимы - рот велик.
В августе серпы греют, вода холодит.
Месяц август яблоками пахнет.
В августе до обеда - лето, после обеда - осень.
Август - месяц холодных рассветов, обильных рос.
В августе - отлёт птиц: иволги, кукушек, ласточек, стрижей, чибисов; грачи устраивают пробные облёты, собираются в стаи.
В августе всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье.
Радуга с севера на юг - жди дождя, с востока на запад - будет хорошая погода; появились опята - лето кончилось.
Август - самый урожайный летний месяц. К тому же именно в этом месяце отмечаются сразу три Спаса: Медовый (14 августа), Яблочный (I9 августа), Хлебный или Ржаной (29 августа).
Первый (Медовый) Спас - проводы лета, пасечники выламывают в ульях соты - пчёлы перестают носить взяток, первый сев озимых, начало холодных рос, паши под озимь, сей рожь: до Петрова для (12 июня) взорать (вспахать), до Ильина дня (2 августа) - заборонить, на Спас - засевать. В три Спаса - отлёт ласточек. Медовый Спас - начало Успенского поста.
Успенский пост установлен в честь Богоматери и её славного Успения. По строгости он схож с Великим постом: запрещается есть все продукты животного происхождения, в том числе рыбу. Пост продолжается две недели: с 14 по 28 августа. В первый день поста, на Медовый Спас готовят постные пироги, булочки, пряники, блины с мёдом и маком. А вообще про Успенский пост говорили, что он не голодный - в эту пору всего много: и хлеба, и овощей, и плодов, и ягод.
Второй (Яблочный) Спас - Преображение Господне в память изменения вида своего Спасителем на Фаворской горе. К этому времени поспевают многие огородные овощи и фрукты, заканчивается жатва хлебов на полях (если у современного крестьянина есть горючее для уборочной техники), производится откачка мёда из пчелиных ульев. На Праздник Преображения Господня люди приносили в церковь для освящения фрукты и овощи, помимо огурцов, которые начинали есть только со дня Преображения. Приносили для освящения и яблоки, отсюда и сам праздник Преображения в народе стал называться "Спасом яблочным".
В старину в день Преображения Господня было обыкновение делать подаяние бедным и неимущим от щедрот земных, собранных с полей и огородов, и этот обычай соблюдался так строго, что его нарушителя наши предки считали человеком, недостойным братского общения: "А, не дай Боже иметь с ним дела! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богатства и малого добра, не призрел своим добром хворого и бедного!.."
Со Спаса Преображения погода преображается. Второй урожай грибов и первые осенины: проводы лета и встреча осени или засидки, засиживаются вечером с огнём. В конечном счёте это тот же праздник окончания уборки хлебов или именинный сноп.
Каков день во Второй Спас, таков и Покров (14 октября), и январь. Сухой день предвещает сухую осень, мокрый - мокрую, ясный - суровую зиму.
Праздник П о к р о в а Пресвятой Богородицы считается покровителем свадеб, и потому сельские девушки молились о скорейшем выходе замуж: на этот праздник они шли в церковь и ставили свечи перед иконою Покрова Богородицы.
У многих народов древности и у славян в частности покрывало или фата считалась очень важной свадебной принадлежностью. Она служила признаком замужества. Древнерусский брак совершался так: парень, чувствуя расположение к какой-либо девушке, набрасывал ей на голову покрывало, и она беспрекословно становилась его женой. Невесту на Руси водили под венец под фатой. Этот обычай сохранился и сейчас. Отсюда видно, что по сходству покрывала с
п о к р о в о м или о м о ф о р о м Пресвятой Богородицы, в котором она молилась за людей, наши предки отнесли ко дню Пресвятой Девы покровительство над браком.
Покров - первоозимь. "Батюшка Покров, покрой Мать-Сыру Землю и меня молоду!" -заклинали деревенские молодицы. Голова, покрытая платком, считалась символом замужества. Если на Покров снег укрывает землю, то это считалось на счастье молодым.
Какова погода на Покров, такова и зима...
С середины августа начиналась откачка мёда из пчелиных ульев и колод. С этим любимым на Руси и уважаемым продуктом готовилось много сладких блюд, особенно выпечки. Из него приготавливали различные напитки, особенно варёные и ставленные.
С т а в л е н н ы х особенно много: здесь и вишнёвый, и малиновый, и смородиновый, и черничный. Готовить эти напитки несложно.
В большой кастрюле смешивают четыре стакана воды и 2 килограмма мёда и варят сироп, регулярно и тщательно снимая пену. Любые ягоды (вишня без косточек, малина и др.) закладывают в бутыль с узким горлышком, заливают их остуженным сиропом, накрывают горлышко влажным полотенцем и ставят на З дня в тёплое место для брожения. Если нужно усилить крепость напитка, добавляют дрожжи в начале брожения, отверстие закрывают, ёмкость ставят в холодное место на три месяца, и к Рождеству мёд готов к употреблению. При этом медовый напиток, чем дольше хранится, тем вкус его становится лучше, хотя крепость остаётся прежней.
В а р ё н ы й м ё д готовят следующим образом: сотовый мёд разводят теплой водой и процеживают, потом в него добавляют хмель (полведра на 16 килограммов мёда) и варят до тех пор, пока не останется половина жидкости. После охлаждения отвара в него добавляют ржаной хлеб, намазанный патокой и дрожжами. В начале брожения смеси её сливают в бутыль или бочонок, закупоривают и ставят в холодное место месяца опять же на три.
Из мёда готовят и исконно русский напиток с б и т е н ь, рецепты его приготовления известны еще с XVI века и описаны в Домострое. Вот один из рецептов XVII века:
"Надо взять по хорошей щепоти шалфея, зверобоя и буквицы (многолетнего растения из семейства губоцветных: для употребления идут листья, собранные до цветения; листья в отваре приятные на вкус и схожи с китайским чаем), клюквы, один фунт мёду (400г), перцу и имбирю по изволению, наливши на всё кружку воды, поставить на огонь и дать кипеть, снимая при том пену, потом, словя клюкву, передавить в чашки, процедя туда же, вскипятить опять".
Современный сбитень готовят так: вскипятить, снимая пену, в стакане воды 150 г мёда, отдельно вскипятить разведённые в стакане воды 100 г сахара. Обе части соединить и проварить на медленном огне до выпаривания. Потом в 1,5 л кипятка положить 2 бутона гвоздики, 5-6 зёрен чёрного перца, 2-3 ложки зверобоя, чайную ложку корицы, четверть чайной ложки порошка имбиря, 2 чайные ложки мяты, настоять 20-30 минут в посудине с плотной крышкой, процедить, добавить подготовленную сладкую смесь.
Пьют сбитень горячим с тортом, пряниками, коржиками, блинами и другой выпечкой.
Влюбилась однажды
Почка в солнышко,
Взаимной
Оказалась любовь.
Родилось яблоко.
Спас яблочный говорит сам за себя. К этому дню поспевают многие раннеспелые яблоки: Грушовка московская (масса плода - 70±20 г, плосковато-округлой формы, зеленовато-жёлтой окраски с розовыми полосами, кисло-сладкого вкуса); Папировка (масса - 100±20 г, плоды округло-конические с характерным "швом", зеленовато-белые, без румянца, кисло-сладкие); Летнее полосатое (масса - 80±15 г, плоды продолговато-яйцевидной формы, светло-жёлтые с ярко-розовыми полосами, кисло-сладкие); Брусничное (масса - 105±15 г, плоды бочонковидные, ярко-красные, кисло-сладкие); Мантет (масса - 95±10г, плоды округлые или конические, зеленовато-жёлтые с малиново-красным румянцем, мякоть нежная, сочная, кисло-сладкая); Мелба (масса - 120±45г, плоды округло-конические, беловато-зелёные с розово-красным румянцем, мякоть сладкая с сильным ароматом).
По народным поверьям до Второго Спаса яблоки есть не полагалось. И если кто и сейчас соблюдает такой обычай, то, начиная есть яблоко в первый раз, пусть загадает заветное желание, мысленно проговорив: что задумано - сбудется, что сбудется - не минуется.
Яблочный Спас - начало заготовок варений, джемов, желе, консервов (яблоки натуральные), соков и маринадов, а также напитков от компотов до домашнего вина.
Для приготовления д о м а ш н е г о в и н а из яблок, их сортируют, моют, нарезают на кусочки и пропускают через мясорубку. Полученную яблочную мезгу в количестве 2 кг помещают в 3-х литровый стеклянный баллон (в I0-ти литровый 8 кг мезги), добавляют сахар (100-I50 г на 1 кг мезги), завязывают горлышко баллона марлей и ставят его в тёплое место на 24 дня. После всплытия мезги сок сливают, а мезгу отжимают. В полученный сок добавляют сахар(I00-I50 г на I л сока) и дрожжи, горлышко закрывают водяным затвором (в последнее время многие виноделы на горло баллона надевают резиновую перчатку с 1-2 дырочками, проколотыми швейной иглой) и ставят его на дображивание на I5-20 дней. После окончания брожения сок сливают с осадка, вино разливают в бутылки и укупоривают.
Можно приготовить я б л о ч н ы й н а п и т о к из 2,5 кг яблок, I,5 л водки, 7,5 л воды и 2 кг сахара. Для этого в большую бутыль кладут 2,5 кг очищенных и нарезанных яблок, заливают I,5 л водки и 7,5 л охлаждённой кипячёной воды. Горло бутыли обвязывают марлей, ставят бутыль на 2 недели на солнце и ежедневно взбалтывают. После всплытия яблок жидкость цедят через марлю, добавляют 2 кг сахара, ставят на 2 дня на солнце, а потом на 10 дней в холодное место. После чего напиток цедят, разливают в бутылки, закупоривают пробками, обвязывают их верёвками и держат в холодном месте. Через 3 недели напиток готов к употреблению.
К р ю ш о н и з я б л о к: 1,5 кг яблок, 2 лимона, 2 л холодного крепкого чая, 2,5 стакана сахара, 1 бутылка шампанского. Ароматные яблоки очищают, режут каждое на 4 части, удаляют семенные камеры, режут поперёк каждую четвертушку на тонкие ломтики, кладут их в большую эмалированную кастрюлю, добавляют сок двух лимонов, стёртую на тёрке цедру с половины лимона, заливают холодным, свежим, очень крепким чаем, добавляют 2,5 стакана сахара, накрывают кастрюлю крышкой и ставят её на 5-б часов на холод. Перед употреблением переливают всё в крюшонницу, добавляют шампанское и, при необходимости, сахар по вкусу.
Если молодое бабье лето вёдренное - жди ненастья в старое.
На тоненькой ветке,
Словно девчушка на качелях,
Качается яблоко:
От Земли к Солнцу,
От Солнца к Земле!
Ты всё мечешься,
Всё ищешь чего-то.
Вон яблоня,
Не сходя с места,
Такие яблочки уродила!
28 августа.
Успение - начало молодого бабьего лета. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии: в этот день двунадесятого праздника уже нет поста (Успенский пост с 14 по 28 августа), христиане, скорбя из-за кончины Божьей Матери, радуются её воскрешению и вознесению на небо.
Праздник торжественно совершается в Гефсимании, на месте её погребения. Здесь возведён храм, в котором хранилась погребельная пелена Богородицы. Этот христианский праздник установлен в память смерти Девы Марии, матери Иисуса.
Успение, оспожинки, вспожинки, дожинки - окончание жатвы, складчины, братское пиво.
На Успение огурцы солить, на Сергия (8 октября) капусту рубить.
По старому общерусскому обычаю по окончании жатвы на поле оставляли небольшую горсть не срезанных колосьев, перевязывали их лентой - "завивали бороду". Оставляя "бороду", жнеи надеялись вернуть земле силу, потраченную ей на выращивание урожая. "Бороду" украшали лентой, свивали в венок, пригибая к земле и слегка присыпая землёй, прикапывали; под эти стебли клали хлеб с солью, низко кланялись и приговаривали: "Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!" Последний сноп жали молча, он - "именинник" и пользовался особым почётом: его наряжали в сарафан или обвивали ситцевыми платками, с песнями несли на пир честной, называемый "складчинами" или "братчинами", ставили его под иконы, где он сохранялся до Нового года, а потом
по горсточке скармливался скотине: лошадям, коровам, овцам, свиньям.
Такие складчины мне посчастливилось застать в детстве сразу после войны в родной моей деревушке - посёлке Крутое - на 12 дворов и 40 с небольшим человек жителей. Это были настоящие праздники, да и устраивались они обычно 1 Мая, после окончания посевной компании, и 7 ноября по завершению уборки урожая зерновых и овощных культур. К празднику готовились заранее, за несколько дней. Правление колхоза выносило постановление о праздновании "последнего снопа", и почти все хозяйки приступали к стряпне: одни пекли хлеб из нового урожая и пироги с морковкой или капустой, другие варили холодец, третьи готовили домашнюю куриную лапшу, вкуснее которой ничего не было на свете. У кого-то в больших мисках красовался бордово-красный винегрет, колхозный пчеловод дядя Лёня доставал из ульев тяжёлые слитки сот с янтарно-золотистым мёдом, мужики - мой отец Иван Сергеевич и бригадир дядя Филя Тимохин резали на ферме полугодовалого телка, ненароком накануне сломавшего ногу, а мой дед Сергей Акимович запрягал безотказную кобылку Серую и ездил в Плавск за горючим - "московской особой с белой головкой" и несколькими колясками чайной колбаски, бывшей в то тяжелее время одним из главных украшений праздничного стола.
"НАША УЛИЦА" № 102 (5) май 2008