Юрий Кувалдин "Королева стекла" (скульптор Ольга Победова) эссе

Юрий Кувалдин

КОРОЛЕВА СТЕКЛА

эссе

 

По пути от Курского вокзала в Кремль завернешь на Маросейке в мастерскую к стеклянной королеве. И сразу слышится в этом невольный диссонанс. И хочется слагать слова как сон: открытие отпуск перформанс пластик похоть радость ребенок секс скульптура сон спасибо стиль стол страх счастье тело. Да, здесь слышится снежная королева. Такая миниатюрная, хрупкая, страшно притронуться, и глаза волшебные искрятся. И монолитное стекло играет в лучах славы. Кубы стекла, параллелепипеды стекла, пирамиды стекла. В ее стекле сокрыта мощная значительность, а монументальность форм поэтически легка за счет прозрачности. Как будто формы из прозрачного льда. Холодно, а не тает. Предельная чистота. Еще в Строгановке Ольга Победова увлеклась искусством русского авангарда десятых - двадцатых годов, который тогда был под запретом. Но им, художникам-прикладникам, дозволялось работать с чистыми формами. Любимый материал Ольги Победовой - монолитное стекло - сам привел ее к супрематизму Малевича. Вся новизна работ Ольги Победовой - в необычных эффектах лучепреломления и отражения стекла. Черный и красный цвета Малевича позволяют ей создать скульптуру неизбежности гибели империи. Что это за работа? Точного названия она не имеет, но смысл ее - трагический разлом, катастрофа в человеческой жизни, в природе. Может быть, Ольга Победова имеет в виду здесь гениальное четверостишие "Последний катаклизм" Федора Тютчева:

 

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримое опять покроют воды,

И Божий Лик изобразится в них!

 

С этим эпиграфом она вдохновенно с присущей ей экспрессией спроектировала памятник великому поэту. Такое мог произвести на свет только гениальный скульптор. В сущности, искусство Ольги Победовой является бесконечной импровизацией на тему поэзии бессмертного стекла. Почему-то я тут вспомнил "Стеклянный зверинец", но сразу пошел дальше, не оглядываясь, по Маросейке под легким московским снежком. Пока шел, вспомнил строчки из "Петербургских строф" Мандельштама:

 

...Зимуют пароходы. На припеке

Зажглось каюты толстое стекло.

Чудовищна, как броненосец в доке, -

Россия отдыхает тяжело...

 

Толстая Россия мне представилась стеклянным броненосцем! Вот что делает поэзия, скрещивая разнородные понятия, нужные мне для понимания творчества Ольги Победовой. У нее сверхтолстое стекло! Мандельштам точно ставит слово "толстое стекло". Изящества в нем нет.

У него стекло-броненосец! У Победовой стеклянная Россия, превращенная в поющие на голос церкви свой!

Я ни с чем не сопрягаю слезы чистого стекла Ольги Победовой, кроме красоты самой Ольги Победовой с красотой ее стекла. Ее скульптуры из родниковой воды в остановленном мгновении. Они поражают нереальностью форм самого высококачественного монолитного стекла, с которым практически не сталкиваемся в обычной жизни. Это не просто стекло, это наивысшее стекло, подобное алмазам, превращенным рукой скульптора Ольги Победовой в огромные бриллианты. Она создатель оригинальных объемных стеклянных форм, в которых супрематизма блики, как "Серебряные колокольчики" Генрика Ибсена в гениальной постановке Александра Сталина (Бурдонского) в Театре Армии, играют новизною рецептуализма третьего тысячелетия прозрачно, звонко и трагично.

Когда я выхожу на открытое светлое пространство прозрачности Ольги Победовой, я вижу - озеро, совершенное, прекрасное, волшебное, чистое, гладкое как стекло, и над ним проплывают белые облака, отражающиеся в зеркале, стоящем отвесно. Я перекручиваюсь в воде стремительной молнией, стрелой проношусь по его воде, и мне хорошо, и я обнаруживаю сердце озера - прямо через середину зеркала, сквозь луч проходящей энергии поэзии скульптуры Ольги Победовой. Я на середине озера, и я решаю спускаться вниз, в бесконечность, в то место, где озеро почему-то становится стеклом, но я пробиваюсь через него и... падаю - в прекрасное королевство лебединой поэзии Ольги Победовой.

И вторит Осип Мандельштам:

 

***

О, как же я хочу,

Нечуемый никем,

Лететь вослед лучу,

Где нет меня совсем!

А ты в кругу лучись, -

Другого счастья нет,

И у звезды учись

Тому, что значит свет.

Он только тем и луч,

Он только тем и свет,

Что шепотом могуч

И лепетом согрет.

И я тебе хочу

Сказать, что я шепчу,

Что шепотом лучу

Тебя, дитя, вручу.

 

В творчестве Ольги Победовой сосредоточено глубокое понимание проблемы синтеза скульптуры и архитектуры, гражданственное, мощное, патетическое, величественное. Работы Ольги Победовой отличают внимание к натуре, умение осмыслить и трансформировать форму, дать ей некую конструктивную поэтичность, выразительный силуэт, динамичное равновесие масс. Вообще, я думаю, работы Ольги Победовой дают самое точное представление о ней самой, как о мастерице виноватых взоров. Тонкие ценители искусства находят в этом блестящем материале особую, только ему присущую, строгую красоту, заключенную в его целомудренной скромности и простоте. Не всякое произведение может выдержать эту строгость.

Так всегда, и в этом звуке странном на строгость нежность женская легла, и увлекла поэзией прекрасной в пучину музыкального стекла.

Есть у Ольги Победовой инсталляции, часть которых она демонстрировала на Международной биеннале "Диалоги" в Санкт-Петербурге, потом - в Москве, в Академии художеств и в Музее современного искусства на Петровке, 25. Это своеобразные большие, до четырех-пяти метров композиции из листового стекла и металлических струн. Они являются как бы развитием её интерьерного творчества.

Они не соперничают с чистыми формами из монолитного стекла, хотя занимают теперь у Ольги Победовой большое место. Монолитное стекло - материал дорогостоящий, энергоемкий, он изготавливается в заводских условиях с применением самых высоких технологий. Поэтому его "чистые формы" стоят дорого. Прекрасные произведения Ольги Победовой нередко с выставок сразу закупаются и уходят в музеи. Скульптор никогда не изменяет поэзии надмирной монолитного стекла.

Как же Ольга Победова пришла к нему? Ей всегда нравилось стекло. Интерес к нему возник еще в детстве. Она вспоминает затейливые зимние узоры на оконном стекле, игру солнечных бликов на февральском снегу. Оленька очень любила старинное зеркало у бабушки и хрустальные подвески на люстре с их необыкновенным хрустальным звоном. Однажды маленькую Оленьку сводили на выставку чешского стекла - и она им заболела. Поэтому никаких проблем с выбором сферы творчества у Ольги Победовой не было. В 1968 году она поступила в Высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское) и сразу - на стекло. Какие необозримые возможности оно дает ищущему художнику! Какие неизведанные дали открывает! У Ольги Победовой даже состоялась выставка, которая называлась "Четвертое измерение".

Разумеется, дело не в теме, а в выразительности пластики - сочетании форм, объемов, плоскостей, сферических поверхностей, внутренней фактуры. Ольге Победовой присущи смелость образных и пластических исканий, философская глубина замысла, жизненность в передаче сложных движений, энергичная моделировка объёмов. Но иногда какое-то сильное впечатление может выразиться и в конкретном сюжете. Например, "Святая София", прообразом которой стал киевский храм. Ольге Победовой нравятся архитектурные формы не только древних храмов, но и современных домов, даже архитектурные фантазии. Так, для выставки, посвященной 850-летию Москвы, она не захотела повторять уже порядком заезженные градостроительные мотивы столицы и создала некую модель архитектуры будущего, как это она себе представляла.

Лидер Третьего Русского Авангарда художник Александр Трифонов, который выставлялся с Ольгой Победовой в 2003 году в галерее "Кентавр", сказал о ней: "В ее стекле есть ангельская святость".

А я в ее поэтически звучащем монолите стекла слышу гениальный голос поэта Осипа Мандельштама:

 

* * *

Возьми на радость из моих ладоней

Немного солнца и немного меда,

Как нам велели пчелы Персефоны.

 

Не отвязать неприкрепленной лодки,

Не услыхать в меха обутой тени,

Не превозмочь в дремучей жизни страха.

 

Нам остаются только поцелуи,

Мохнатые, как маленькие пчелы,

Что умирают, вылетев из улья.

 

Они шуршат в прозрачных дебрях ночи,

Их родина - дремучий лес Тайгета,

Их пища - время, медуница, мята.

 

Возьми ж на радость дикий мой подарок,

Невзрачное сухое ожерелье

Из мертвых пчел, мед превративших в солнце.

 

Когда-то Иммануил Кант сказал, что в стекле есть сумерки свободы. Именно он предвидел появление столь грациозной художницы по стеклу. Это же подтверждает и Михаил Булгаков. Рассказ мессира Воланда, на первых страницах "Мастера и Маргариты" поведавшего Берлиозу и Бездомному о своей беседе за завтраком с профессором Кантом и разговоре с ним о монументальном стекле скульптора Ольги Победовой, выглядит более чем убедительно. Маленький эпизод романа, несколько упоминаний об Иммануиле, которого горячий и молодой Иван Бедомный жаждет упрятать на Соловки, дал почву для серьезного изучения творчества Ольги Победовой. Дело в том, что ее образ в полной мере воплощен в Маргарите. Это из области искусства поздних совпадений. Но именно такие мысли и чувства взывают неземные по красоте произведения из стекла Ольги Победовой.

Глубоко прав академик Слава Лён, когда в монографии, посвященной изучению творчества Ольги Победовой, пишет, что она центрирует свое мышление на художественном процессе, а не на художественном произведении (которое - в пределе - может быть нулевым, как "Чёрный квадрат" Малевича), что в иерархию художественного процесса Ольги Победовой полноправно входят личное созидание и демонстрация художественного произведения, что ее авторская рефлексия и текстовое сопровождение художественного произведения идет от мастерской - через галерею - в мировой Музей, а авторское помещение и отслеживание движения художественного произведения в мировом культурно-историческом процессе занимает управляющее положение. И с этим нельзя не согласиться, если вспомнить об успехе совместной выставки Ольги Победовой и художника Игоря Снегура "Объект и его двойник".

Двойники бывают не только у людей, но и у произведений искусства. Так объекты из оптического стекла Ольги Победовой отражаются в картинах известного художника - звезды русского авангарда Игоря Снегура. Между скульптурой и живописью известных московских мастеров - много общего. Оба считают себя наследниками идей Малевича и используют в своих работах простые геометрические формы.

В объектах Ольги Победовой отражались не только картины Игоря Снегура, но и посетители выставки. Правда, в таком преломлении их фигуры изменялись почти как на диагоналях Пабло Пикассо. Ну а картины приобретали объем, так что их можно было рассматривать с разных сторон. Работы Игоря Снегура и Ольги Победовой объединяет не внешнее сходство, а художественный язык. Оба используют простые геометрические формы для своих произведений. Оба работают со структурами, правда, один на плоскости, другой в трёхмерном пространстве. Показать их сходство художник и скульптор решили на совместной выставке. Игорь Снегур сказал: "Она спровоцирована нашим ощущением того, что есть некие общие структуры, которые как бы перекликаются и переходят и в живопись современную, и в современном стекле". Игорь Снегур считает, что двойники нужны не только в искусстве, но и в жизни, чтобы познать самого себя. Ну а Ольга Победова обнаружила своего двойника в стекле, которое отражает действительность, и как живопись втягивает в своё внутреннее пространство. Ну а в результате получилась трансцендентная, замешанная на рецептуализме выставка, в которой объекты Ольги Победовой перевоплощались по системе Станиславского-Мейерхольда в полотна Игоря Снегура.

Искусство постоянно ведет к глубоким размышлениям. В этом смысле интересна мысль Лессинга о том, что естественные знаки в изобразительных искусствах приобретают условный характер вследствие изменения размеров. Это в полной мере относится к творчеству Ольги Победовой. Маленький куб - это в известной мере его символическое изображение. В этом случае яснее представляется знак, нежели обозначаемый предмет, поскольку возникает препятствие для одновременного восприятия вещи и знака, обозначающего ее. Большой куб - это уже трехмерная мысль Малевича, ставшая поэтикой Ольги Победовой. На возражение, что и сами вещи с разного расстояния могут казаться маленькими, Лессинг отвечает, что в скульптуре сохраняется при этом их отчетливость, чего на самом деле не бывает, то есть в жизни. Знак есть суть творчества Ольги Победовой.

Поэзия скульптуры в исполнении Ольги Победовой стремиться к тому, чтобы ее произвольные знаки воспринимались как естественные; только благодаря этому скульптура перестает быть реальностью и становится фактом искусства. Средства, с помощью которых Ольга Победова достигает этого - ритм, грань, расположение плоскостей, размер, огранка - суть поэтическое мастерство художественной пластики.

Разъясняя подробнее, могу сказать, что формы Ольги Победовой могут подражать видимым предметам, при этом формоподражание аналогично поэтическому выражению. Последовательный ряд фигур на выставке может также иметь силу естественных знаков, когда рифмует сочетание скульптур друг за другом или возле друг друга. Даже едва видимая деталировка скульптуры способна выражать движение предметов. Все эти элементы приближают произвольные знаки к естественным и выводят на новый уровень преобразования и постижения видимого мира; следовательно, Ольга Победова добивается эффекта философского постижения реальности через условные формы, что должно рассматриваться как высшая степень рецептуализма - искусства Третьего тысячелетия.

Королева стекла Ольга Победова создала и ряд произведений на музыкальные темы. Например, "Торжественная симфония", "Аккорд", "Светлая мелодия". Но часто возникают причудливые конструкции, вызванные какими-то подсознательными чувствами и настроениями, требующими абстрактных решений. Она выполнила сложные конструкции из монолитного стекла и металла, которые назвала "Структуры". Они как бы продолжают ее серию "Виртуальная подлинность". И развивают идеи инсталляции в Музее современного искусства "Памяти ХЛЕКРУМА" - понятно, что это Хлебников, Крученых, Малевич.

Объёмная скульптурная форма Ольги Победовой строится в реальном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия, взаимодействия с окружающей архитектурной или природной средой и на основе структурных особенностей избранной формы.

 

 Ольга Александровна Победова родилась в городе Ухта Коми АССР. Художник по стеклу. В 1973 году окончила Московское высшее художественно-промышленное училище (Строгановское). Золотая медаль РАХ (1997). Серебряная медаль Всероссийского выставочного центра (1999). Диплом лауреата российского национального приза в области дизайна "Виктория" за коллекцию артобъектов из оптического стекла. Среди основных работ: композиции - "Хрустальный терем" (1991), "Апогей" (1992), "Муаровая лента" (1993), "Игра с пространством" (1994), "Дыхание вечности" (1995), "Год быка" (1996), "Современная архитектура" (1997), "Космический маяк" (2000); оптические объекты - "Карат" (1991), "Своды" (1992), "Огненный парус" (1995), "Большая пирамида" (1996), "Медовый спас" (1998). Инсталляции "Источник трепетной любви" (2001). "Антитеррор" (2003). Витражи "Королева музыки" (2003). Работы находятся во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, собраниях Художественного фонда России, Министерства культуры России, собраниях галерей "Московская палитра" и "Aрт Moдерн" в Москве, Владимиро-Суздальском историко-художественном музее, частных собраниях в России, Бельгии, Финляндии, Голландии, Турции, Сирии, США, Австралии. Заслуженный художник РФ (1998). Член-корреспондент Российской академии художеств (2001).

"НАША УЛИЦА" № 103 (6) июнь 2008