Александр
Трифонов
ЧЕЛОВЕК
ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
О творчестве
художника Игоря Снегура
Я люблю бывать в просторной мастерской
художника Игоря Григорьевича Снегура в тихом переулке
на старом Арбате. Стоит мне только прийти, как Игорь Григорьевич начинает
говорить. Это мастер устного рассказа. Но не простого рассказа, а экспромтом
выдаваемого художественно-философского монолога, который с большим
удовольствием слушают даже не знакомые с художником гости, потому что Игорь Снегур в полной мере выражается в этих монологах как
большой мыслитель. И эти неостанавливаемые ни на
минуту монологи не исчезают бесследно, потому что их кропотливо записывает и
переносить на бумагу жена и секретарь Игоря Снегура Татьяна Сачинская. Благодаря ей мы видим в действии восклицание: "Остановись мгновенье, ты пркрасно!"
Вот, к слову говоря, пример таких
остановленных в воздухе устных слов: "Каждый находит себе отдельную, как
он ее слышит, форму. Один уходит в монастырь, другой закрывается у себя в
"берлоге", третий выбрасывает телевизор, который не оставляет ему ни
одной своей собственной мысли. Сидит редактор-разработчик. Ты - потребитель, а не
ваятель! Сейчас все средства массовой информации делают не ваятелей, а
потребителей. Так вот, если человек чувствует, что его ставят в систему не
творческого лица, свободного, а делают его рабом потребления, а потребитель
пассивен - это раб. Так вот, цивилизация так и развивается. Художники, как
наиболее спонтанные, в отличие от массовой культуры, выходят в другую систему и
находят форму для самовыражения. Они - антагонисты к средствам массовой
информации. Творчество антагонистично средствам массовой информации. Средства
массовой информации - газеты, журналы, телевидение, кино и поп-музыка - это
антагонисты творчеству. Там работает другая система. Ты открыл уши, слушаешь
музыку, и все новые темы, авторы, а еще зрительный ряд - это уже порабощение!
Когда зрительный ряд с музыкой - это уже тотально. Выживет тот, кто от этой
системы будет свободен и сможет отойти. Что мы сделали с Танечкой? У нас нет
телевизора! Вот время остается - часик, полчасика - мы читаем. Ну, две страницы
прочтешь. А почему Европа не читает? Потому что не творит!"
Вы чувствуете энергию гения рецептуализма художника Игоря Снегура?!
Но я был поистине поражен, когда прочитал
художественные произведения Игоря Снегура, в
частности, великолепную повесть "Прощай, Таруса!". И мне стало ясно,
что передо мною не только художник, но и писатель, то есть человек, по сути
дела, эпохи возрождения. Я считаю, что мне, молодому художнику, сильно повезло,
что я имел возможность познакомиться с Игорем Снегуром,
на мой взгляд, крупнейшим представителем современного русского искусства.
Я пристально изучаю творчество Игоря Снегура. И часто сравниваю его с Казимиром Малевичем.
Четкая форма поэтической геометрии с открытым
цветом. У Малевича была вера в художественный процесс, которая появилась у него
еще с раннего детства и до самой кончины не покидала его. Он не раз в своей
жизни соприкасался с архаическими знаковыми формами народного искусства. В
первом он видел вектор движения современного искусства. Второе дало ему истоки
собственного стиля - плоскость, белый фон и чистый цвет. Такие мотивы были
характерными для народного искусства в то время, стоит только вспомнить
вышивку. Но каким бы не представал перед нами генезис супрематизма, главным его
качеством являлась новизна, а также непохожесть на все, что создавалось ранее.
Малевич противопоставлял традиционному образу супрематический знак.
Мне, конечно, очень приятно, что такой
маститый художник с добрыми чувствами относится к молодым художникам, в том
числе и ко мне. Вот уже несколько раз Игорь Снегур участвует в совместных выставках в галерее А-3 вместе со мной и очень
талантливым художником Виталием Копачевым.
В одном месте Игорь Снегур потрясающе говорит о моем любимом художнике Василии Кандинском: "Значит
так, он начинает, как все: он ученик, потом не ученик... Вот образ, представь
себе: обычный пейзаж. Ну, ладно, от пост-импрессионистов,
Дерена, Утрилло, ребят, которые форму утверждают, только работают они не так,
как академики... Но Кандинский вот эту доминанту свою, основную линию
самовыражения укладывает в цвет, она у него самая могучая! Ни композиция, и ни
форма... Так вот, именно поэтому произошла с ним такая деформация: у него цвет
самодовлеющий, переработанный, игровой, оказывается главным, а не форма.
Поэтому у него постепенно предметное "истаивает", до контура доходит,
и, наконец, контур растворяется... Что он там делал внутри дерева, внутри дома,
внутри человека, который стоит, или идет куда-то... Он все это отпустил на
"свободу", потому что форма пропала, потому что у него был мощный,
чувственный, интуитивный, чувствительный познаватель гармонии, или зарядов, которые содержатся в материале. Они оказались
доминирующими. У одного форма, скажем, у Пикассо. Он совершал рейды в сторону
цвета, но только разрушал пространство, плоскость, и никогда не играл с цветом,
понимаешь, нет? Хотя арсенал средств структурных был
уже хорошо и повсеместно наработан и российскими и французскими художниками, но
он все равно формой держал. А Кандинский взял и растворил форму. А что делал
Малевич? Наоборот, возвращал к геометрии. С самого, наверно, детства, он
тянулся к геометрии... Но к геометрии другого типа, когда предметность совсем
другого типа, абстрактная, отсюда - супрематизм. Так вот, Кандинский, растворив
границы форм, в среднем периоде вышел в свой полет, но не отказывался и не мог
уйти полностью от предметного, предметной
ассоциации... В общем, у него всегда самодовлела предметная ассоциация. Это второй уровень, когда нет предмета, но ассоциативная
культура у него реалистическая. Кандинский не стал чистым абстракционистом в том
смысле слова, в котором мы сегодня этот термин воспринимаем... Все его работы -
и ранние, и средние, и поздние - это исчезновение предметной формы, до
последнего знака, до интуитивно воспринимаемого, что
важно для него. Это богатый интеллигент, интеллект с глубокой
ассоциацией. Я уже говорил, что освободиться от формы может лишь человек с
глубоко ассоциативным восприятием. То есть, когда он даже полуовал, получерту воспринимает как предметное, как что-то знакомое,
известное, и он ее тоже снимает, это же аналитическая такая часть - это уход от
предмета. И, если бы он чувством чистым творил в своем абстрактном периоде, то
там бы наверняка были бы случайные формообразования, которые в спонтанном
творчестве возникают. Он следил за этим, то есть он и здесь, когда был чистым
экспрессионистом абстрактным, он следил, чтобы форма не напоминала известный
обществу знак. Хлебников, скажем, по ассоциации, это попытка убрать знаки:
слово - знак... Но, справиться с этим материалом и его организовать может
только могучая культура души и интеллекта, иначе через спонтанное, творящий в
цвете художник, идущий за этими командами, обязательно изобразит, сам того не
видя, цветоформы, которые будут сообщать что-то свое, стихийное. Однако,
попробуй вот так себя "анигилировать", ну
да, "анигилировать" в
ничто..."
Игорь Снегур является организатором и духовным руководителем знаменитой
"двадцатки" художников на Малой Грузинской. Среди них был и
замечательный художник Эдуард Дробицкий, царство ему
небесное, бывавший и выступавший на моих выставках, полюбивший мои холсты и
принявший меня в свой Творческий Союз художников России.
Читать тексты художника Игоря Снегура - значит погружаться в настоящий мир искусства.
Я не открою нечто сверхзакрытое, когда скажу, что знак - это материальный
объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе
аналогом другого объекта (предмета, свойства, явления, понятия, действия),
замещающий его. 3нак является основным средством культуры, с его помощью
осуществляется фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о
человеке и мире в культурных текстах, общение индивидов и социальных групп
между собой, совместное целедостижение. 3нак тесно
связан с такими более сложными формами фиксации культурно-значимой информации,
как символ, художественный образ, культурный код.
Художник Игорь Снегур в моих глазах встает в один ряд с Казимиром Малевичем, Пабло Пикассо и Василием
Кандинским.
Для меня главным знаком в современноим искусстве стал "Черный квадрат" Казимира Малевича. Мы помним, что
"Черный квадрат" был представлен публике на "Последней
футуристической выставке картин 0,10 (ноль-десять)",
открывшейся в Петрограде 19 (или 17-го) декабря 1915 года. На ней Малевич
показал беспредметные картины и объявил о наступлении "нового живописного
реализма" ("супрематизма"). Термином "супрематизм" (от
лат. supremus, "высочайший, или
преодолевающий") Малевич называет высший и последний этап искусства, суть
которого заключается в выходе за традиционные рамки, за пределы видимого,
умопостигаемого мира, в Ничто, в Абсолют. Именно так,
по мнению Малевича, и можно спасти мир, потерявший целостность и находящийся на
грани гибели. 39 абсолютно беспредметных работ, в том числе и знаменитый
"Черный квадрат", были выставлены на этой выставке. Малевич назвал их
"новым беспредметным реализмом". Вместе с Пуни, Богуславской, Клюном, Меньковым он написал
декларацию, которая вошла в их совместный манифест и брошюру, где Малевич
объяснял смысл своих работ. Декларация стала введением к новой брошюре -
"От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм". В
ней Казимир Малевич писал: "Наш мир искусства стал новым, беспредметным,
чистым. Исчезло все, осталась масса материала, из которого будет строиться
новая форма.
Читая прозу и статьи
художника Игоря Снегура я получаю необычайное
удовольствие от самого мастерского потока слов, от сумбура, проясняющего
логику, потому что искусство по своей природе алогично, как будто я слышу
истинную высокую поэзию.
Иннокентий Анненский
ПЕРВЫЙ ФОРТЕПЬЯННЫЙ СОНЕТ
Есть книга чудная, где с каждою страницей
Галлюцинации таинственно свиты:
Там полон старый сад луной и небылицей,
Там клен бумажные заворожил листы,
Там в очертаниях тревожной пустоты,
Упившись чарами луны зеленолицей,
Менады белою мятутся вереницей,
И десять реет их по клавишам мечты.
Но, изумрудами запястий залитая,
Меня волнует дев мучительная стая:
Кристально чистые так бешено горды.
И я порвать хочу серебряные звенья...
Но нет разлуки нам, ни мира, ни забвенья,
И режут сердце мне их узкие следы...
1904
На обсуждении альманаха "Ре-цепт" выпуска 2008 года в
библиотеке имени Андрея Платонова на "Аэропорте" я сказал, что с
Игорем Снегуром у нас идет некая перекличка. У него
есть целый кусок о Кандинском. А у меня о Малевиче. То есть мы с ним говорим о
двух великих русских художниках, о двух столпах нашего авангарда. Мне очень
нравятся у Игоря Снегура глубокие, философские,
искусствоведческие размышления о сущности живописи. Допустим, о том, что
Малевич и Кандинский берут структуру мира и через живопись пытаются подобраться
к фундаментальным основам и законам мироздания. Присутствует у него в беседах
масса интереснейших мыслей. Вот, к примеру, об индивидуалистах: "Я отношу
себя к категории созидателей - Малевич, Кандинский, Лисицкий,
но не к индивидуалистам. Индивидуалист - это редкое обаяние, это от Бога дар! А
все созидатели - это строители, ревнители, узурпаторы, все они тотальны, сверхтотальны! А индивидуалисты - это Лермонтов, Есенин,
там же Модильяни".
Или обращают на себя внимание очень интересные
размышления об абстрактной живописи: "Для меня живопись абстрактна и
беспредметна. Я ее называю духовной. Абстрактная живопись это процесс, в
котором художник, личность в данном случае не названы.
Через этот язык автор проверяет себя, насколько он близок к гармонизации цвета,
формы, пространства в языке изобразительном".
Вот так экспромтом, а все хорошее в
искусстве, по словам Достоевского, делается экспромтом, получилась у нас с
Игорем Снегуром прекрасная переклича.
"НАША УЛИЦА" №108 (11) ноябрь 2008