Ваграм
Кеворков
ОПЕРАЦИЯ
“ЭЛЬБРУС”
рассказ
Ветер от винта рванул так, что заросли
облепихи растрепало, прижало к земле, они страдали, не в силах подняться под
бешеным напором воздуха, и только когда вертолет, оторвавшись от прибрежной
гальки, заскользил над Баксаном, зеленые колючие ветви с желтоватыми ягодами
постепенно пришли в себя и приподнялись.
Вертолет шел высоко над рекой, приближаясь к
Эльбрусу, к его гигантскому массиву справа в конце большого ущелья,
рассеченного горой Азау-Чегет надвое: неширокую ветвь между Шат-горой и Азау и
огромную между Азау и стеною Донгуз-Оруна с вершинными треугольниками Когутаев,
с белоснежной красавицей Накрой.
Саша прильнул к иллюминатору, но изредка
поглядывал на пилота.
Тот нервничал. Он тушил пожары в сибирской
тайге, когда его, пилота-рекордсмена, перебросили вместе с машиной сюда:
взлететь на Эльбрус, на его правый купол – 5642 метра над уровнем моря, - еще
никогда вертолет не поднимался так высоко.
Грохот в салоне, как в жестяном коробе, если
по нему колотить молотком, поэтому все молчат, увлеченно пялятся в иллюминаторы.
“Вертушка” летит над склоном Эльбруса,
повторяя рельеф метрах в трехстах повыше, “карабкается” на вершину. И внезапно
стремительно срывается вниз, - склон приближается с ужасающей быстротой, у всех
дух захватывает: “Неужели конец?!”
Почему вдруг вертолет отвалил вправо и пошел
на вираж, оказываясь все выше и выше над резко уходящим вниз склоном, сразу
понял только пилот: в последние секунды перед ударом о твердь воздушная яма
закончилась, лопасти оперлись о плотный воздух, и машина чудом выполнила
спасительный маневр.
Лица у всех зеленые, еще не верится в
спасение: “Погибнуть так глупо?!”
Пилот, широко закладывая виражи, кружит,
кружит и постепенно взлетает выше вершины! “Ага! Лучше сесть на купол с высоты,
а не “карабкаться” на него!” - оценил Саша.
“Стрекоза” медленно опускается. Люди ошеломлены: какое тут все
огромное! И сам купол, и весь Эльбрус – Шат-гора, - не охватить взором враз, только в панораме: и склоны, и соседний купол, и
соседние, и дальние горы – вся цепь! Странно глядеть на нее с такой исполинской
высоты и не сбоку, как из Пятигорска, а вроде бы изнутри. “А где же Машук с
телевышкой? А Бештау? Неужели это вон тот едва различимый прыщичек? Ура, есть
касание! Сели!”
Все аплодируют, но в грохоте винта ничего не
слышно! Пилот сбавляет обороты, но не выключает двигатель, и
машет рукой, - мол, давайте, вываливайтесь поскорее, - машет рукой, как заводит
что-то: скорей, скорей, пошевеливайтесь!
Паша открывает дверь, и Саша первым прыгает
на снег! И сразу за кинокамеру: вот она, вершина! Красное знамя, охваченное
голубоватым льдом, - впечатление, будто оно вмерзло в прозрачное стекло: еще
бы, сейчас, в конце июля, днем здесь минус двенадцать, - Паша уже ведет замеры,
в руках у него термометр и меленка из четырех чашеобразных лопастей, - датчик
фиксирует количество оборотов, потом из этого можно вывести скорость ветра.
Быстрее фотографироваться: у знамени, у
мотоцикла с крупными шипами на обоих колесах, - на нем прошлым летом кто-то
въехал сюда, на вершину Европы, - мотоцикл тоже заключен в прозрачную глыбу
льда, оброс за год.
Все в рубашечках с короткими рукавами, в
сандалиях на босу ногу, всех мелко колотит от холода, кажется, даже кишки
успели промерзнуть!
Паша торопит, - не очень-то слышно его за
грохотом винта, но и так понятно: все, пора, надо сматываться, пилот
нервничает! “А чего нервничать-то? Сели же!” Но Паша показывает: взлетать,
взлетать скорее, и только тут, глядя на его взволнованность, доходит до всех,
что взлет ничуть не легче посадки!
Влезли в салон, уселись, замерли: “Ну,
летим?!”
Двигатель ревет на форсаже, а вертолет ни с места!
Разреженный воздух большой высоты лишил лопасти опоры! Стало не по себе: все задубели, пеший спуск в рубашечках и сандалиях с такой
высоты, - не приведи Господь! “Хорошо, если удастся добраться до Приюта
одиннадцати, а если...”
Пилот, осознав тщетность попыток взлететь
вертикально, чуть тронул беговой ход машины, и, рискуя скатиться, сорваться в
пропасть, все же повис над ледовым склоном и заскользил все ниже и ниже, и по
мере снижения трясло поменьше: воздух становился плотнее.
Снизу густой пеленой стремительно клубились,
плыли навстречу восходящие аэрозоли, и только попав в эту мглу, осознали: это
еще опаснее – без видимости влипнуть, вмяться в скалу!
В секундных разрывах определяясь с ближайшим курсом, пилот все снижал и снижал
машину, и преодолел, наконец, самую плотную часть аэрозолей! В салоне шумно
вздохнули, кое-кто отер холодный пот со лба.
Саша все это снял.
Когда оказались на гальке у тех же зарослей
облепихи, поняли: могли не взлететь, могли сорваться в пропасть, могли
разбиться, могли…
Пилот выключил двигатель и, ожидая остановки
винтов, несущего и рулевого, сидел неподвижно, закрыв глаза.
Через час он увел “вертушку” в Минводский
аэропорт, а остальные участники рекордного полета повторили свой утренний путь
к Эльбрусу уже по шоссе, на “газике”.
Иногда останавливались, ждали, когда скреперы
и бульдозеры расчистят дорогу от сошедших лавин. Саша снимал это, а Паша,
оставив руль, коротая ожиданье, рассказывал:
- Станция здесь с двадцатых годов, сразу
после гражданской войны. Сперва для слежения за
горами: лавины и все такое. Потом добавилась биология, - по моей части. Я тогда
еще не родился, в двадцать девятом, когда появился тут Сиротинин. Он первым
понял: можно лечить гипоксией – кислородным голоданием, чем выше, тем сильней
гипоксия. Последовательная смена высот есть лечение без лекарств.
- А кто это, Сиротинин? – встрял Саша.
- Академик, шеф наш.
- И что же лечите?
- Бронхиальную астму, шизофрению, энцефалит.
Лишь бы печень была здорова, с больной печенью в горах делать нечего.
К вечеру достигли Иткола, - здесь, в
“финских” домиках среди сосен, и базируется экспедиция.
За ужином Паша познакомил телевизионщиков с
научными сотрудниками и с Дашей, хозяйкой столовой. Паше на
вид где-то за тридцать, мужчинам-сотрудникам, пожалуй, за сорок, а Даше, скорее
всего, столько, когда “баба ягодка опять”, Саше так и хотелось назвать ее
Ягодкой, - крепкую, ладную, темноволосую, белозубую, сероглазую, сразу видно –
веселую. Ягодка да и только!
- Она вот уж двадцать лет каждый день поутру
за два километра в нарзанный колодец ходит, в ледяной кипяток окунается!
Паша заметил восхищенные взгляды рабов экрана
и добил мужиков:
- Кандидат наук!
Даша блеснула улыбкой:
- Здесь все кандидаты! А Паша четырехкратный!
В пять утра по грибы в молодой соснячок!
По-шустрому набрали там два огромных бумажных мешка маслят, отнесли их в
столовую, отдали Даше. Она наскоро покормила хлебом с маслом, выпили сладкого
чая, и бегом на дорогу: там ждет Надир со своим бэтээром без башни, на
гусеничном ходу. И вперед к Эльбрусу!
Надир дорогу знает отлично, каждый день возит
альпинистов, туристов, его тягач прет по ущелью полным
ходом через Иткол, Терскол, выворачивает на серпантин Эльбруса, и в семь утра
достигает Нового кругозора. Там движок умолкает, и сразу оглушает первозданная
тишина на высоте в две с половиной тысячи метров над уровнем моря. Гипоксия и
тишина – других лекарств здесь нету.
Саша снимает панораму: десятки зеленоватых
досчатых домиков – жилье тех больных, которые обитают тут с мая по сентябрь:
астматики, энцефалитники, шизофреники. Кинокамера заканчивает обзор на
противоположном склоне Чегета – там осыпи и скалы, уходящие вверх, в молоко
тумана, откуда иногда выплывают орлы.
Надир сгружает со своего “такси” бидоны с
молоком, пачки круп, ящики с тушонкой, морковь, капусту – раз в неделю он
“забрасывает” сюда эту снедь. Паша с каким-то мужиком
заносит продукты в один из домиков, а вышедшие на шум бледные, погасшие
женщины, глядят отрешенно и безучастно.
Тягач вновь рычит и, покрутившись с полчаса
по изгибам кремнистой дороги, вылазит на очередную высотку, где путь
обрывается. Паша спрыгивает на снег:
- Все! Ледовая база! Три с лишним! Дальше
ножками! Разбирайте вещи, навьючивайтесь!
Пеший спуск в небольшую ложбинку – и
ой-ой-ой, что это? Худо, худо, телевизионщики бледнеют и зеленеют, их
выворачивает, и Паша, поняв в чем дело, кричит:
- Скорей наверх!
И увлекает за собою, а бледнозеленых
подталкивает!
На другом краю лощины хворые розовеют, улыбаются, а Паша, отведя всех метров на сто повыше, объявляет
привал, извлекает из рюкзака арбуз, разрезает его, и так радостно поглощать
сочную сладкую мякоть! Саша снимает красные ломти на белом снегу – радостно,
будто ест их своей кинокамерой!
Далее медленно и упорно вверх без
приключений, зон положительных ионов, куда угодили в ложбинке, более не
встречается. А по снежно-ледовым склонам несутся лыжники в красном, синем,
оранжевом – здесь полно европейцев, в СССР такой яркой экипировки не водится, -
жаль, пленка в “Конвасе” черно-белая!
И вдруг – пушечный выстрел! С грохотом лопнул
лед метрах в ста справа от маршрута восхождения, обозначенного красными
флажками. Скорей к свежей трещине! Когда до нее метров
десять, Паша останавливает группу, а Саша с кинокамерой подползает и снимает
сине-голубой излом шириной метров пять и длиной метров сорок! Раздается опасный
треск, Саша быстро отползает назад, и Паша поспешно отводит группу подальше от
растущего на глазах ледяного ущелья. Не дай Бог провалиться в такую бездонную
трещину, хорошо, что лед в стороне лопнул, а если бы под ногами?! Солнце сияет,
льды и снега сверкают – идиллия! Выходит, призрачная?
А окольцованные суслики в клетках за спиною
свистят коротко, часто, и кажется, беззаботно. Впрочем, когда лед грохнул
пушкой, притихли.
Телевизионники, редактор и режиссер,
седовласые и с пузцом, пыхтят вместе со всеми, помимо клеток за спинами, тянут
еще и “бандуру” - магнитофон, записывают шумное дыхание идущих, поскрипывание
снега под отриконенными ботинками – все, что услышит и “вытянет” микрофон.
Саше труднее всех: нужно заснять группу “с
головы” и “с хвоста”, и он то отстает, чтобы снять
уходящих, то опережает идущих, чтобы запечатлеть шеренгу и с верхней точки, как
бы с вершины.
Суслики посвистывают уже по иному – глуше и
реже, видно, гипоксия и на них навалилась. Что ж говорить о людях, несущих их?!
Дыхание тяжелое, частое, ноги с трудом преодолевают снег, шаг за шагом, шаг за
шагом, на полную ступню, а не на носок, как обычно идут на подъем новички и потому быстро сваливаются от перенапряжения. Воздуха не хватает,
жадно дышится ртом, как рыбе, вытащенной из воды, – организм стремительно
обезвоживается и рука все чаще отправляет в рот снег, благо, его здесь полно –
чистейшего!
Паша жестко следит за регламентом: через
каждые пять минут тяжелого продвижения вверх – “перекур”, отдых, иначе,
кажется, вены лопнут от перегрузки. Потом снова вперед – молча, шаг за шагом,
шаг за шагом, все подчинено доминанте изнурительного размеренного восхождения.
Через полтора часа Паша окончательно
останавливается:
- Клетки на снег!
Спасительная команда! Силы уже на исходе, не
сразу удается вынуть руки из лямок, опустить тяжеленные клетки с тяжеленными
сусликами на ослепительную белизну.
Паша обходит клетки. Открывает
одну, левой рукой в перчатке ловко цапает за шкирку окольцованного суслика,
правой рукою прикладывает к его сумашедше бьющемуся сердечку стетоскоп,
вслушивается, одновременно поглядывая на циферблат часов с желтой секундной
стрелкой, через минуту опускает подопытного “альпиниста” на снег,
предварительно закрыв дверцу клетки: путь к отступлению отрезан, теперь только
в мир сверкающего безмолвия и мороза.
Суслик и рад свободе, и оглушен непривычной
средой обитания, но, чуть освоившись, устремляется вниз, “чешет” по склону,
лишь изредка на секунды застывая столбиком: решает, куда же дальше?
Остальные узники ведут себя увереннее, -
будучи отпущенными, сразу бегут вниз по уже проложенному собратом пути. Саша
следит за ними через объектив “Конваса”. Паша тоже смотрит им вслед:
- Так и добегут до орлов! - И ему становится
жаль этих степных обитателей, приспособленных человеком для своих целей: -
Жертвы науки!
И принимается за людей: слушает и записывает
частоту пульса, фиксирует давление; последним обследует себя самого, смеется:
- И я жертва!
И команда на спуск!
Жалко терять высоту: так трудно она
набиралась! Но манит вечерний отдых со сладким чаем, а ведь еще и грибная жареха с картохою намечается!
Надир уж заждался, и метров за сто до подхода
группы врубил движок, чтоб скорее вниз.
Коварную ложбинку, на всякий случай, пришлось
обойти, взяв ближе к уже огромной утренней трещине, и все: дальше пусть везет
техника.
Надир избрал явно другую дорогу: утром не
проезжали через это адоподобие! Громадные черные скалы, черные камни высотою в
сто, двести метров, среди них черное озеро, окаймленное белым снегом, – Саша
только успевает панорамировать.
Душу захлестывает тревога, ожидание
катастрофы, мрачные предчувствия давят мозг. И еще скалы и озера, камни и озера
– и все устрашающе черное.
Наконец, миновали это жутковатое место, и
Саша опустил кинокамеру:
- Бог или дьявол, - кто это наворочал?!
А Паша раздумчиво:
- В Никитском ботаническом саду, на Зеленом
мысу под Батуми – картины рая, здесь – ада!
- Надир, зачем ты нас этой дорогой повез? –
на самом-то деле Саша доволен: снять такое!
Надир лукаво:
- Какой дорогой? Одна дорога!
- Как одна? Утром мы не видели этого!
- Утром вы на сиськи смотрели!
- Куда?!
Рыжий Надир, на секунду обернувшись,
невозмутимо указал рукою на “груди” Эльбруса.
На рассвете Саша проснулся оттого, что за
открытым окошком кто-то посвистывал. “Неужели суслик?” Осторожно, стараясь не
скрипнуть раскладушкой и половицами, подошел к оконцу и сбоку, не высовываясь,
глянул в узкорек между стеною и занавеской: точно, вот он прямо перед ним, в
двух метрах от домика! Стоит столбиком, передние лапки сложил на грудке, как
хозяйка на фартуке, смотрит зорко, настороженно. “Не иначе, живет под домиком,
отрыл там норку, беглец! Смылся из-под Дашиного присмотра! Как же славно он
застыл так вот, столбиком!” И все также про себя: “Эй, приятель, давай
пообщаемся!” Не тут-то было! Стоило чуть высунуться из-за занавески, как суслик шасть под домик! А все равно на душе хорошо! Все равно
пообщались чуток, - Саша его видел и радовался, он Сашу увидел и испугался!
“Ну, конечно, чего хорошего ждать от людей?!”
Широко расставив ноги, утвердив ступни по
разным берегам, гости наклонялись над прозрачным звонко журчащим ручьем,
ополаскивались по пояс, умывались. Внезапно в воде – против течения, вверх по
ручью, - шмыгнула серая крыса. Отпрянули, а Паша засмеялся:
- Чего испугались? Это же водяная, чистая,
она форелью питается!
Смех смехом, а аппетит на ручей пропал.
Быть в Итколе и не подняться по
кресельно-канатной дороге на Азау-Чегет?! Скользить с
кинокамерой в кресле над бездной, возносясь все выше и выше, сперва к кафе “Ай”
- “Солнышку”, где заканчивается первая очередь канатки, затем, пересев в другое
кресло, еще выше, туда, где заканчивается и вторая очередь, - там почти три
километра, и уже полно снежников, а “жандармы”, черными гигантскими зубцами
скал охраняющие вершину, грозны и неприступны. Саша прилип к
видоискателю: “Эффектные кадры!”
Здесь рваные облака, клочья тумана, а внизу
ясно и солнечно.
Кто-то в долине бросил газету, и восходящие
ветры подхватили ее, развернули сверкающим в солнечных лучах зеркальцем и
понесли над треугольными вершинами Когутаев в Сванетию. И долго еще средь
синевы над хребтом истаивала эта белая звездочка.
Саша не впервые в горах, знает, как могучи
вихревые потоки. Здесь бывало: откуда-то с неба падал вдруг холодильник. Или
корова, - то, что от нее осталось после воздушного путешествия на высоте в
два-три километра и падения. Или перелетевшая снежный хребет крыша какого-то
крестьянского дома. Много видели эти горы.
Видели балкарца Чокку Залиханова, всю жизнь
прожившего в Баксанском ущелье и каждое лето поднимавшегося на вершину Эльбруса
– впервые мальчишкой, а в последний раз стариком в сто с лишним лет.
Видели сванов, деда и внука, в шерстяных
домашних носках и галошах пересекших Эльбрус через его седловину: гнали на
продажу в Балкарию свою коровку. Продали, переночевали у гостеприимных
балкарцев, и ранним светом обратно, пешочком, в галошах через Эльбрус.
Видели незадачливых покорителей Ошхамахо –
так по-кабардински зовется Эльбрус: Грудь женщины; и сегодня еще можно
встретить вдалеке от альпинистских маршрутов вмерзших
в прозрачные льды егерей немецкой дивизии “Эдельвейс”, в сорок втором ненадолго
поднявших над вершиной Европы фашистское знамя, вышвырнутых оттуда через
несколько месяцев нашими воинами-альпинистами.
Помнят горы топографа Пастухова,
похороненного у вершины Машука. Молодой Пастухов – в ясную
погоду без бинокля – первым увидел с вершины Эльборуса Черное и Каспийское
моря, приазовскую впадину и всю цепь кавказских исполинов, рядом с которыми
Альпы попросту “отдыхают”, - куда им до Ушбы, Шхельды, Дых – и Коштан-тау,
Казбека и Арарата – все эти горы с вершины Европы точно по траверсу на восток. От пятитысячника Эльбруса до пятитысячника Демавенда в иранском нагорье Эльбурс
– все это единое горное царство, страна заоблачной выси.
В Альпах, которые
есть не что иное, как часть сплошного горного пояса Евразии от Пиринеев до Гималаев,
бывали случаи, когда толща льда лопалась и альпинисты оказывались в глубочайших
ледяных трещинах, и после недели пребывания там и поисков выхода, следуя за
наклоном огненного язычка свечи, выбирались из ледового плена к подножью горы,
к началу-окончанию ледника.
На Эльбрусе толщина льда достигает двух
километров, льды заполняют рельеф ущелий, занимая обширнейшие пространства
вдоль и поперек склонов. И не в одну ученую голову пришла мысль о том, что если
сбросить ядерные бомбы на округлые вершины Эльбруса или Казбека, энергия
атомных взрывов растопит льды и гигантская волна смоет города и веси Большого
Кавказа.
“Но ведь то же самое можно проделать с
Мак-Кинли! – мыслили уже другие головастые гуманоиды. – А если сбросить ядерные
бомбочки на Гренландию, под водою скроются и Англия, и Дания, и Голландия и
много чего еще!”
“Пока я мыслю, я существую!” - любил
повторять Декарт.
Что ж, неандартальцы тоже мыслили по поводу
того, как лучше, смертоносней изготовить дубину для охоты, защиты и нападения.
Но в умах просвещенных гуманоидов бродили и
иные мысли: кто раньше окажется на Луне – США или СССР? Или единовременно?
Саша знал: в СССР моделью Луны избрали
Эльбрус! Там, на вершине Европы, будут проходить тренировки космонавтов перед
высадкой на Луну!
Но прежде нужно провести обширнейшие
обследования вершины: атмосферное давление в теплый и холодный периоды,
температура воздуха, скорость ветра, количество ультрафиолета в воздухе,
степень гипоксии и т.д. и т.п. и пр. и мн.др.
В долине Баксана задействовали стационарное
слежение за нейтрино – Саша давно уже снял это здание и его содержимое; в
приэльбрусском Шат-Жат-Масе организовали слежение за солнцем, на Бермамыте
увеличили объем метеонаблюдений – Саша везде побывал. Теперь необходимы
стационарные датчики на вершине Эльбруса, день и ночь, летом и зимой сообщающие
о том, что там происходит.
А в Итколе на опытной площадке, называемой
полигоном, глубокую эмалированную ванну заполнили холодной водой, побросали
туда десятка два белых крыс – “Лапушки мои, лапушки!” - приговаривала при этом
Даша; крысы старались выплыть, вылезти, но скользкие борта не позволяли им
этого. Когда, утомившись, какая-то “лапушка” начинала тонуть, Даша ее
выхватывала и приступала к замерам давления, частоты пульса, дыхания.
Саша все это снимал общими, крупными,
средними планами, пошутил:
- Крысиная летопись!
- Крысопись! – отозвалась ему белозубой
улыбкой Даша.
Потом повторили опыт уже с ледяной водой:
данные были совсем иные.
Подобное много лет проделывается на разных
высотах, от двух тысяч пятисот метров – в поселке астматиков и шизофреников, до
четырех тысяч двухсот – у Приюта одиннадцати. Новые данные пополнят “лестницу
гипоксии” - необходимое пособие для лечения сменой высот.
Когда возились с ванной и крысами, мимо
быстро прошел подросток – нелюдимый, замкнутый, опасливо стригущий глазами, -
нырнул в соснячок. – Энцефалитник! – ответила Даша на Сашин недоуменный взгляд.
И рассказала, что парня укусил клещ, жизнь удалось спасти, а вот психику…
Родители – научные работники – пожертвовали
карьерой, хватаются за любое дело, чтоб заработать, - все подчинено лечению
мальчика без лекарств. В марте привозят его в Кисловодск, апрель с ним проводят
в Итколе, май – на Новом кругозоре, с астматиками и шизиками, июнь, июль – у
Приюта одиннадцати и в седловине Эльбруса, август – опять у шизиков, сентябрь в
Кисловодске, потом домой в Питер.
- И что в результате?
- Сам ходит в лес – уже поразительно! Паша
верит, что к восемнадцати годочкам будет здоров!
Саша отправился снимать этих родителей.
За ужином – каша перловая и грибная жареха –
Паша сообщил озабоченно:
- Завтра придет вертолет. Гружен под завязку: панели для домика на вершине Эльбруса. Летим туда все, кроме Даши.
Выгружаем панели, и вертолет с телевизионщиками уходит в Минводы. Мы втроем и
кинооператор останемся на вершине. С собою взять теплые вещи.
- И что, вчетвером там монтировать домик?!
- Группа Кахиани уже в Приюте одиннадцати.
Завтра будет на правом кратере. Поможет нам.
В десять утра на полигоне сел вертолет –
пилот тот же, что летал на вершину. С трудом влезли в огромный салон: там в навал дюралевые панели, ящики с аппаратурой.
Даша долго махала прощально, - груженый
вертолет еле поднялся, пилот заложил вираж над Баксаном, Итколом и, обогнув
Терскол, повел машину протяженным маршрутом к правому куполу. Внизу проплывала
ледовая пустыня с рваными выходами скал. Облетев купол, медленно ввинчиваясь
все выше, взойдя над седловиной, вертолет с трудом еще взял вверх и
медленно-медленно сел на вершину у кромки кратера.
Саша первым выскочил
на Эльбрус, - жадно снимал выгрузку панелей, ящиков и, забыв о запрете цензуры
снимать с верхней точки масштабные планы, - панораму Приэльбрусья, Приют
одиннадцати и седловину, второй купол и всю цепь по траверсу; вновь обратился к
людям – крупные, средние, портретные планы; потом, увидев группу, поднимающуюся
от седловины на купол, снимал ее, поняв, что это ведет своих людей Кахиани; в конце дня
запечатлел улетающую “вертушку”, а после этого – как ставят палатки, одну и
другую.
Не спалось. Первая ночь на высоте пять тысяч
шестьсот сорок два метра над уровнем моря. Спальник не очень-то греет. Если б
не запасные спальники как подстилка, совсем задубел бы.
Саша развязал изнутри тесемку у шеи,
расслабил, стал выбираться из стеганого мешка. Теснота: Паша совсем рядом,
похрапывает.
Медленно, аккуратно, стараясь не задеть ткань
палатки и не толкнуть ненароком Пашу, вылез. “Прямо роды, из чрева матери
выбрался!” Обулся. “Так, теперь немного расшнуровать внизу вход в палатку и…”
Его объял Космос! Тишина!
“Как трудно дышится! Сколько сейчас мороза? А
звезды горят! Громадные! А вон Ушба!”
Извечная мечта альпинистов – двуединый
неравновеликий гигантский клык, рядом с которым знаменитый альпинистский пик
Маттергорн вроде подростка, - великая страшная Ушба темной громадой высилась на
востоке, даже на черном небе манящая и ужасная. Подойти к Ушбе, как, впрочем, и
к высящейся за ней “соседке” Шхельде, можно лишь ночью, когда мороз сковывает
все и прекращается камнепад. Немногие смельчаки достигли вершины двурогой Ушбы!
Сотни альпинистов пытались подняться на этот четырехтысячник – Маттергорн всего
три шестьсот, - десятки могил внизу, у подножья. А Шхельда, знаменитая
Шхельды-тау?! Каким не пойти к ней ущельем – Адыр-су, Адыл-су, - с самого
начала скорбные камни: здесь погибла группа… здесь
сорвалась группа… погребена лавиной…
Великий покоритель гор Михаил Хергиани, не раз бывавший на Шхельде, повел туда женскую группу –
тридцать альпинисток. Подошли к горе ночью, достигли поверхностей с обратным
уклоном, когда нависающая карнизом скала защищает от падающих камней.
Передневали там, привязавшись к вбитым в скалу стальным штырям. Следующей
ночью, дождавшись мороза покрепче, продолжили восхождение. И попали под
непонятный неожиданный камнепад. Погибли все тридцать. И Хергиани с ними, –
Шхельда показала характер!
“Бычок” Кахиани, тоже Михаил и тоже сван, в
секунды понял, какой нешуточный объем работы предстоит его
“монтажникам-высотникам” на вершине Европы. Поняв, уселся на краю скалы, свесив
ноги в обрыв, достал из рюкзака бутылку водки, вышиб засургученную бумажную
пробочку и буль-буль-буль – выдул, не отрываясь ни на миг, всю бутылку!
Вершина Эльбруса, относительно простая в
своей топальной досягаемости, таит много опасного. Можно ненароком попасть в
зону положительных ионов и оттуда не выбраться. Может настичь вдруг “горнячка”,
и хорошо, если печень справится, иначе кранты. А можно
хватануть азотного опьянения и, возомнив себя птицей, броситься вниз со скалы,
словно крылья, раскинув руки. Даже с мастерами спорта, чаще женщинами, такое
случалось. Гибли в восторге от ощущения собственного могущества, - роковая
черта!
И вот на этой коварной высоте выдуть
поллитру?! Это был мировой рекорд: здоровья, лихости, безрассудства! Но после
“шикарного жеста” Кахиани скомандовал: “Спуск!” Разве им, альпинистам-асам,
пристало заниматься рутинной работой по сборке панелей какого-то метеодомика, таскать эти панели с вершины в кратер и там водворять в специально
вырванную подрывниками пещеру в скале?! “Нет! Пусть плебеи корячатся!”
Паша бросился к нему – рассказывал, объяснял,
что их здесь останется четверо, три кандидата наук и кинооператор, помощи ждать
неоткуда, - сван был неумолим: увел свою группу.
И остались таскать
панели к пещерке в кратере, собирать домик в длинном гроте, специально
устроенном взрывниками, таскать ящики с аппаратурой, чтоб потом монтировать ее
в собранном домике, - шаг за шагом, шаг за шагом, в условиях жесточайшей
гипоксии и катастрофического обезвоживания организма, остались там, где каждое
движение – страшный труд, - четыре “вшивых” интеллигента, - а больше некому!
Луна заливала ровным светом весь кратер.
Абсолютная тишина поднебесной пустыни нарушилась вдруг шумным выбросом гейзера
– внизу, на самом дне кратера. Саша снимал это днем, и сразу представил себе,
как там сейчас потянуло сероводородом и как почва гудит под ногами.
“Во льдах Эльбруса солнце всходит,
Во льдах Эльбруса жизни нет.
Вокруг него на небосводе
Течет алмазный круг планет”.
“Кто это? Бунин? Брюсов? А Брюсов был на
Эльбрусе?” Саша как-то не задумывался об этом раньше. И не предполагал, что и
самому придется здесь побывать.
Снимал сельскую хронику для “Новостей”, и
вдруг вызывают в город, в редакцию. Улыбчивый зам.директора:
- Санек, срочно летишь на Эльбрус! Скоро
выход на Москву и страну, режиссер и редактор уже в Приэльбрусье! Надо успеть,
иначе музыка Склифосовского, слова Кащенко, - понял?
Саша рванул на попутках и успел ко взлету гигантской “вертушки” – в самом начале Баксанского
ущелья, за Кызбурунами.
Внизу, в Итколе, перед вторым полетом на
вершину, Саша пролистал книгу о гипоксии. Поразили страницы об индейцах с горы
Марокочи в Андах.
Индейские подростки вытаскивают из
высокогорных шахт тяжеленные грузы: ползут по узким штрекам на животах – с
мешками угля, привязанными к ногам. А шахтеры-индейцы после работы обыгрывают в
футбол приехавших в горы хорошо тренированных спортсменов. Проверка в
барокамере показала: эти индейцы без всякой подготовки могут подняться на
двенадцать тысяч метров!
“Хм! Надо бы завтра себя проверить! Встать
пораньше и взойти на соседний купол!”
Эх, Саша-Саша! Знал бы ты, на что себя
обрекаешь, как тяжко дышится на высоте в пять с половиной тысяч метров, как
труден здесь каждый шаг, - вряд ли решился бы на этакое путешествие. Увы,
постижение приходит с опытом. И отправился наш Санек с утра
пораньше, когда все еще спали, с одного белоснежного купола на другой, не менее
белоснежный и чуть менее громадный по высоте. Спуск с купола в седловину
еще не дал в полной мере понимания того, что затеял: с кинокамерой и запасными
кассетами в рюкзаке спуститься с купола и – главное – подняться на другой
исполинский купол. В седловине шевельнулось, было: “А не вернуться ли?” Но
упрямо начал восхождение, так хотелось повидать и другой кратер: а там что?
Горы всегда загадочны, их поднебесье таит в
себе тайну непостижимую, но всем восходящим мнится ее открытие.
Долго пыхтел Санек, пока поднялся на другой
купол, не раз останавливался из-за страшной одышки, не одну пригоршню снега
отправил в рот, еще не зная, не прочувствовав, как стремительно обезвоживается
организм на такой высоте, - куда быстрее, чем за полярным кругом! Но поднялся и
зауважал себя: одолел, одолел высоту, вновь на вершине!
И застыл, пораженный:
еще ближе, чем с того купола, здесь сурово сверкала Ушба, за нею высилась
громадой ледяная корона Шхельды, и далее вся цепь на восток. Саша восторженно
вскинул “Конвас” и приник к окуляру. “О, чудо!”
Потом долго отдыхал, приходил в себя, ждал,
пока успокоятся легкие, перестанут жадно требовать все новых и новых вздохов,
все новых и новых порций того самого воздуха, которого здесь так мало! Поел
снежку вволю. И начал спуск в кратер.
Сразу шибануло в нос
газами гейзеров, временами взлетающих над вроде бы спящими недрами. Впадины на
вершинах эльбрусских куполов можно назвать кратерами с натяжкой: гигантские
жерла давно уж затянуты твердью – застывшей магмой, в первую очередь. Поэтому
находиться здесь безопасно, только б не угодить под кипяток гейзера!
Саша долго снимал: тут каждый кадр –
редкость, уникум.
Выбравшись из кратера, прощально снял Ушбу.
А когда ближе к вечеру вернулся, еле дыша, на
западный купол, увидел, что Паша один. Тот молча
указал ему на две маленькие черные фигурки, медленно приближавшиеся к Приюту
одиннадцати.
Саша невесело усмехнулся и вопросительно
глянул на четырехкратного кандидата наук.
- У Коли горнячка! – трудно вымолвил Паша, и
добавил испытующе: - Ты, конечно, можешь спуститься, ты ведь не обязан таскать
со мною панели!
Саша молча поднял
“Конвас” и стал снимать фигурки у Приюта одиннадцати: теперь там один тащил на
себе другого.
Потом отволок “Конвас” в палатку. Вернулся к
Паше и молча стал перед ним.
- Ну что, Санек, не подведем науку?
- Лишь бы она нас не подвела! – тяжелым
языком ответил Санек.
И остались они на вершине вдвоем, Паша да
Саша. Два “вшивых” интеллигента. А больше некому.
Назавтра первым делом допили баночку
яблочно-морковного сока, поели снежку. И подошли к панелям. “Взяли!” - выдохнул
Саша.
От тяжести сразу набрякли глаза, сердце
забило колоколом, легкие задохнулись, сдавило виски и будто
кто-то схватил за шею клещами, а ноги и руки налились ртутью или еще
каким-то жидким металлом, вроде расплавленной стали. “Пых-дых – пыхтят мой молоты!” В ушах шум-звон, шаг: пых-дых!
Еще шаг: пых-дых! Пых-дых…
Пых-дых… Пых-дых… Пых-дых…
- Стоп! Давай подышим! – Пашино широкое лицо
разбухло, дыхание рвется со свистом. Плотный и рослый, даже на вид сильный, он
измочален.
“Интересно, а я каков?” Подышали.
- Ну, давай дальше!
И поволокли неподъемное. Пых-дых…
Пых-дых… Пых-дых… Пых-дых…
Спуск в кратер. Паша
впереди. Ему нужно удержать вес панели, ее устремление вперед. Но Саше труднее:
изо всех сил поднимать панель, чтоб она углом не уперлась в склон, не прервала
движение.
- Стой, Паша!
Остановились, опустили панель на ребро.
Постояли, удерживая ее. Подышали. Поели снежку. Вроде бы, отдохнули.
- Давай, Паша!
Еле подняли треклятую тяжесть. Едва не падая
без сил, понесли. “Главное, дотащить до грота! Потом будем монтировать!”
Шаг...Шаг...Шаг…Шаг…
- Стой, Саша! Я полежу!
Саша едва удержал панель: Паша рухнул на
снег!
Когда дотащились до грота и прислонили панель
к скале, рухнули оба. Долго лежали на спине, упершись глазами в небесную голубень. Вяло жевали снег. И каждый думал:
“Сколько ж еще переть!”
Кое-как поднялись на край кратера, легли на
живот, и опять ели снег.
А в Пятигорске редактор и режиссер, сбежав от
эфирной текучки в уютный студийный дворик, набрасывали “рыбу”: основу и острова
текста, которые пригодятся к любым кадрам, снятым оператором на Эльбрусе.
Потом режиссер отслушивал уйму пленки,
принесенной музоформителем в звукоцех. “Музыки нужно поменьше, а может, и вовсе
не будет, надо больше шумов, это даст атмосферу подлинности!”
Что-то удалось записать “Репортером”, когда
летали и шли на Эльбрус, - отлично вышел посвист сусликов; что-то внизу, в
Итколе. Но много, много нужно добрать в фонотеке: рев горной реки, резкие крики
орлов, переливы ручьев и шум горных речек, - все, из чего складывается
звукопись горной жизни.
А замдиректора потихонечку психовал:
скоро выход на Москву и страну, прямой эфир, целых сорок пять минут эфирного
времени, а от Саши ни слуху, ни духу. Не то, чтобы зам сомневался в нем, но
ведь мало ли что может случиться там, на вершине.
Правда, дни были ясные, Эльбрус виден с утра
до ночи – это уже здорово: значит, нет в горах бури, значит, эта гигантская
кухня погоды – Ошхамахо – отдыхает от попыток заварить какую-нибудь буранную
кашу и сорвать телевизионные планы.
Но все равно: рисковано, ох, рисковано!
Успеют ли?
- Первым русским альпинистом, Санек, был твой
тезка – Суворов! И те, кто шел с ним через Альпы!
- Вроде, как мы с тобой! – улыбнулся
потрескавшимися губами Санек. – Знаешь, ночью вылез – звезды с кулак! Луна –
как сковородка огромная!
- Здесь иная плазма, Санек! Другое измерение
жизни! Жизнь есть горение! Жить – значит, сгорать! Чем меньше кислорода, тем
хуже горение! – Паша жадно хватанул снег.
Саша тоже ел снег:
- Так мы здесь тлеем?
- Тлеем, Санек!
- Тлеем на вершине Европы?
- Эх, Санек! Каких бы вершин мы не достигли
при жизни, могильные холмики будут у всех одинаковы!
- Оптимист!
Все панели, прислоненные ими к скале,
повалились вдруг и все застыло, словно тронутое пронзительной вспышкой: и
косящий на него карий глаз Паши, и Пашины белые зубы в крике, и дальний угол
панели, ударивший Пашу в голову, и выражение беззащитности на его перекошенном
от боли и страха лице, и грозившее золотым кулачком ставшее вдруг маленьким солнце…
Доли секунды длился этот стоп-кадр, и в
следующее мгновение Саша успел, успел, успел подскочить и упереть руки в
падающую на Пашу смертоносную тяжесть, остановил ее мощью своих мышц и
плечей!.. Было оглушительно тихо.
Потом Саша, лежа
рядом с ушибленным Пашей на краю кратера, мозговал: “Таскаем – это
хорошо! Но ведь надо снять! Как?”
Придумал: сперва он
снимет Пашу – тот поднимает свой край панели, потом Паша снимет его за тем же
занятием. А потом надо положить “Конвас” на снег, так, чтоб они с Пашей несли
бы панель на общем плане, включить “гашетку” стационарно, и пусть камера
“пашет”. А чтоб пленку не “жечь” понапрасну, оставить панель секунд через
двадцать и скорей выключать аппарат.
Потом отнести аппарат
вниз, на дно кратера, там включить его, а самому скорее тащиться наверх, к
панели, и потянут они родимую (ненавистную!) вниз – вот и получится, в
совокупности, то, что надо: и сверху, и сбоку, и снизу снято будет, как они тут
корячатся! И средние планы будут – вначале-то друг друга заснимут!
Сумашедше пылал закат: все небо на западе
объято багровым пожаром. “Марлю!” - через силу вымолвил Паша, и они, достав из
карманов курток марлевые повязки, водрузили их на глаза.
Странно, удивительно, но до сих пор – вот уже
трое суток – они обходились без этого, Бог миловал их от “куриной слепоты”, -
как много альпинистов слепнет в горах от нестерпимого сверкания снегов! И лишь
внизу, в долинах, зрение возвращается.
Они стояли перед пылающим закатом и вяло жевали снег.
“Эфир – усмехнулся Саша, - какой-то эфир… какая это все чушь… мелкость… эфир… вечность –
единственная подлинность… вечность!..”
А ночью, в палатке, думалось: “Человек –
капля! Человечество – океан! Капля сгорает, океан остается! Но в книжке
написано, что сейчас уже тридцать шестая цивилизация! Значит, цивилизация
умирает, как человек! Смерть есть средство обновления! А Шамбала? Она тоже
гибла? А здесь похоже на Шамбалу?..”
В голове стало щелкать: щелк – и они с Пашей
застыли от напряжения, пытаясь поднять округлую спину панели; щелк – и Саша из
последних сил волочит по снегу ящик с аппаратурой; щелк – и они с Пашей никак
не могут поднять последнюю, самую тяжелую панель, но проклятые панели почему-то
никак не кончаются; щелк – и вся пленка в “Конвасе” оказывается засвеченной, и
ничего не снято, и все насмарку… Потом что-то сильно и
ярко щелкнуло, вроде как лопнуло, и Сашу отпустили видения… Он ровно сопел,
чуть похрапывал, часто раздувая обросшие щетиною щеки.
Снился ему Кахиани: улыбчивый, как
замдиректора, он жадно ел снег, подмигивал и звал с собою на Ушбу.
А маленький Саша смотрел на него, как на
сельского дурачка и крутил пальцем у виска: “Что я, с ума сошел?!” Кахиани
пропал, а Саша отогнал хворостиной петуха с ярким гребнем и долго-долго смотрел
из своей казачьей станицы, из лазоревой степи на розовоснежный Эльбрус, глядел,
прикрывшись от слепящего солнца крепкой загорелой ладошкой, словно козырьком
армейской фуражки… А потом стоял на вершине Эльбруса и
молился своею молитвою: “Космос! Подними меня вверх и дай мне защиту! Космос!
Сними с меня темную программу и дай мне программу светлую! Космос! Я пришел к
тебе с миром, Космос! Я пришел к тебе с миром! …Я пришел к тебе…”
К концу четвертого дня, свернув палатки и
спальники, навьючив их на себя и оставив на снегу четыре порожних баночки
из-под морковно-яблочного сока – все, что смогли “съесть” здесь за это время,
они медленно-медленно спустились к Приюту одиннадцати. Едва войдя, рухнули на
ступени.
Им сразу принесли ведро сладкого чая, - на
двоих. Жадно выпив его, мигом уснули, здесь же – на лестнице. Через сутки
проснулись и, поняв, что можно спать до утра, выпили еще ведро и вновь
провалились в сон. Утром их растолкали – они просили об этом вечером накануне. Сонных,
их опять напоили чаем и заставили съесть по куску хлеба с маслом. После этого
они начали спуск и, сбросив полкилометра высоты, доплелись до Ледовой базы. Там
дождались вездехода, и к вечеру были в Итколе. Саша сразу упал – отрубился, а
Пашу хватило связаться по рации с Пятигорской турбазой.
Ровно в девять утра заместителю директора ТV позвонил дежурный турбазы, и через пятнадцать минут
студийная “Волга” ушла в Иткол. В час дня Саша с отснятой пленкой уже двигался
из Иткола в столицу Осетии, на киностудию – там есть проявка “широкой” пленки
и, самое главное, печать позитива. Сразу по приезде сдал материал в
лабораторию, а сам завалился спать в операторской комнате.
Зам.директора нажал
на все клавиши и лаборатория отбабахала вслед за дневной и ночную смену,
проявив негатив и, главное, отпечатав рабочий позитив, и утром следующего дня
студийная “Волга” уже катилась вниз к Пятигорску.
В двенадцать часов режиссер, поразившись
Сашиной худобе, обнял его и, получив рабочий позитив, нырнул вместе с цензором
в кинозал: смотреть!
Старик-режиссер, сам когда-то снимавший
“Конвасом” военную хронику, повидавший немало вершин, наслаждался привезенными
кадрами, хотя в горах куда ни поверни камеру, всюду
отличный пейзаж. Но в Сашиной съемке была “изюминка”, свой взгляд на мир – с
частыми “размывами”, переходящими в ясность, и в ясности, переходящей в
“размыв”.
Увидев нарушения – масштабные планы сверху –
цензор пламенно протестовал: “Убрать! Обязательно!” А на сокрушенную реакцию
режиссера среагировал: “У вас столько другого останется!”
Кляня цензора на чем
свет стоит, режиссер нырнул в монтажную.
Полдня и ночь сидел в
монтажной, не разгибаясь, к утру склеил чистовой вариант, сбегал домой –
поспал, поел, и ровно в полдень вместе с редактором они – два старика, седые,
как вершины Кавказа, - начали текст: “У гор нет мании величия…”
В семнадцать ноль-ноль сдали текст в машбюро,
умолив машинистку задержаться и добить текст до конца. В девятнадцать двадцать
сняли с каретки последний лист. Главный редактор едва успел пробежать глазами отпечатанное. В девятнадцать сорок пять вышли в прямой эфир
– на Москву, на страну. Дикторы трухнули читать текст с листа, и
старику-редактору пришлось, отчаянно волнуясь, читать самому: “У гор нет мании
величия: они и в самом деле огромны и величавы”.
Сразу после эфира телетайп из Москвы:
“Спасибо за “Операцию “Эльбрус”. Золотой материал. Редкостная удача”.
Саша ничего этого не знал: он спал. Что ему
снилось, Бог весть! Может, Ушба, а может, Шхельда
Но уж точно не снилось то, что случилось
через несколько месяцев.
В ноябре пропал сигнал с вершины Эльбруса, из
той самой лаборатории, которую Паша и Саша с такими муками внесли и
смонтировали в домике, плотно вошедшим в сделанную подрывниками пещеру. Снова и
снова пытались поймать сигнал, а его будто и не было! Грешили на качество
аппаратуры: не выдержала большого мороза!
Но что делать? Не устраивать же зимнего
восхождения из-за этого, - никакие мастера спорта не согласятся. И вертолетчик
не согласится опять лететь на вершину: датчики успели сообщить, что зимою там
ветер более трехсот километров в час. При минус семидесяти.
Дождались весны. И когда в полях стаял снег,
километрах в пятидесяти от Эльбруса колхозники нашли какие-то странные детали,
вроде как от самолета какого-то. Паша в Киеве, в украинской академии наук,
узнав об этом, сразу заподзорил неладное и срочно вылетел в Минводы, и на
другой день достиг Иткола, что само по себе было удивительно, ибо проскочить
весной баксанскую дорогу без лавин, с ходу – чуду подобно.
В Итколе навел справки: в предгорьях и на
полях найдено несколько дюралюминиевых округлых панелей – значит, домик из
пещеры просто-напросто выдуло. Со всею аппаратурой.
Восхождение подтвердило это: пещера была
пуста.
Повторных попыток установить в глубоком гроте
домик с аппаратурой не делали, хотя академик Сиротинин и утверждал, что если
новый домик в пещере заложить огромными скальными глыбами, его не выдует в
новую зиму.
Но кто будет таскать гигантские осколки скал
на такой высоте? Вертолетчики отказались напрочь, а
человек слишком слаб для этого, даже если он заслуженный мастер спорта или
четырежды кандидат наук.
Постепенно свезли в
Иткол улетевшее – те самые панели, которые проектировал авиаконструктор Антонов
и которые изготовили на киевском авиапредприятии, те самые панели, которые самолетом
были доставлены из Киева в Минводы, а оттуда вертолетом заброшены на вершину
Эльбруса, те самые панели, которые, изнемогая от гипоксии и перенапряжения,
ворочали, таскали, монтировали четырежды кандидат наук Паша и кинооператор
Саша.
А тут и лунную программу закрыли. Во-первых,
американцы уже высадились на этом гигантском спутнике Земли. А во-вторых, когда
с опозданием подсчитали, сколько потребуется средств, чтобы советский человек
ступил на Луну, выяснилось: придется на пять лет заморозить все жилищное
строительство в СССР. Тягаться с Соединенными Штатами не получилось.
Потом вслед за “домиком Антонова”, унесенного
воздушным потоком, ветром времени “выдуло” и весь Советский Союз.
Но Саша, несмотря на
все это, до самой последней своей минуты остро помнил тот высший миг своей
жизни – те четыре дня на вершине Европы и тот вечер третьего дня, когда они с
Пашей, измочаленные, стояли на краю кратера, ели снег и сквозь марлевые повязки
глядели на пылающий в полнеба закат, - они, в муках перенесшие на себе все
панели в кратер,
к пещере, - они, смонтировавшие там из этих панелей домик, - они, собравшие и
запустившие аппаратуру со множеством датчиков, - они
сделали, сделали, сделали это! Они – два “вшивых” интеллигента! Ведь больше,
как оказалось, некому.
"НАША УЛИЦА" №109 (12) декабрь 2008