Юрий
Кувалдин
ПОЛЯНКА
рассказ
На остановке автобуса толпа. Вижу несущегося
на лихом коне по оврагу реки Городня генерала Чарноту в развевающейся белой
бурке. Какие жертвы требует искусство, когда не видно мнения толпы?! Понтий
Пилат, он же Владислав Дворжецкий в роли жестокого крымского вешателя генерала
Хлудова, в длинной белогвардейской шинели стоит неподвижно в позе памятника на
Братеевском мосту над широкой Москвой-рекой. И самым естественным образом с
фигуры Хлудова перехожу на кинорежиссера Владимира Наумова. Вчера он с ностальгической умиленностью говорил по телевизору о
замечательной Большой Полянке. И так проник в мою душу, так согрел ее, что
вернул и меня в детство, которое тоже прошло в центре, много центрее детства
Наумова, у самого Кремля, на Никольской улице, которая тогда называлась улицей
25-го Октября. И я решил съездить на Полянку. С ходу, не раздумывая, не
откладывая поездку на завтра, как ту самую строчку, без которой нельзя и дня прожить, которую нужно написать сию же минуту, считая
это главным делом своей жизни. И вот я еду на Полянку отыскивать его дом. Хотя
всю Полянку прекрасно зрительно помню, но никак не могу понять, где же стоит
его довольно высокий дом цвета охры.
Прототипом страшного генерала Хлудова, с
безумным взглядом базедовых глаз Дворжецкого, Михаил Афанасьевич Булгаков
сделал белого генерала Слащёва, мемуары которого его потрясли. После поражения
в Крыму, вместе с остатками белой армии Яков Александрович Слащёв, со своей
двадцатилетней женой Ниной Нечволодовой, оказался на окраине Константинополя.
Поселился он в хибаре, сколоченной из досок, фанеры и жести. Генерал стал
выращивать овощи и торговать ими на рынках города. В редкие часы отдыха читал
прессу. Его одинаково проклинали и красные, и белые, сторонились союзники.
Верными остались лишь несколько офицеров. А тут ещё в руки к генералу попал
текст соглашения Врангеля с Антантой. Слащёв не счел для себя возможным
промолчать: "Красные - мои враги, но они сделали главное - мое дело:
возродили великую Россию! А как они ее назвали - мне на это плевать!" -
заявил он. Это произвело эффект разорвавшейся бомбы. Все знали, что Яков
Александрович несдержан на язык, в запале способен оскорбить кого угодно, но
чтобы признать большевизм! Померкли даже ставшие к тому моменту легендарными
его характеристики окружения барона Врангеля: "тыловая слякоть",
"паразиты морального сыпняка" и "трусливая штабная
сволочь". От Слащёва мгновенно отвернулась вся русская эмиграция, генерал
был разжалован в рядовые.
Высказывание Слащёва тут же стало известно в
Москве. Ответный ход сделал Дзержинский. На заседании Политбюро, он потребовал
включить в повестку вопрос: "О приглашении бывшего генерала Слащёва на
службу в Красную армию". Мнения лидеров большевиков разделились.
"Против" выступили Зиновьев, Бухарин и Рыков. А вот "за", и
это гораздо важнее - Каменев, Сталин, Ворошилов. Их голоса значили много
больше. Воздержавшийся был всего один - Ленин. В результате, в ноябре 1921 года
на итальянском пароходе "Жан" Слащёв и его окружение прибыли в
Севастополь.
К концу 1923 года Яков Александрович Слащёв
закончил свои воспоминания "Крым в 1920 году". Одновременно он читал
лекции по тактике на курсах усовершенствования командного состава
Рабоче-крестьянской Красной армии. Но вот, что интересно. Как признавался сам
Слащёв, своей службой на курсах он тяготился. Однако это не мешало генералу
близко общаться со слушателями, задерживаться после лекций и устраивать на
своей квартире семинары по истории гражданской войны. Уже потом, после смерти
Слащёва, один из его учеников, полковник Харламов, так отозвался об этих
дополнительных занятиях: "Уж больно много водки там выпивалось". А
между тем, никто и никогда не писал рапортов об алкоголизме Слащёва. Яков
Александрович и без этого доставлял много хлопот своему начальству. Весьма
показателен такой случай: однажды Слащёв в присутствии Будённого заявил о
безграмотности командования в ходе военного конфликта с Польшей. В ответ
легендарный красный кавалерист вскочил, выхватил
пистолет и несколько раз выстрелил в сторону бывшего белого генерала, но не
попал. Слащёв подошел к нему и назидательно сказал: "Как вы стреляете, так
вы и воевали".
11 января 1929 года красный командир Слащёв
был в упор застрелен троцкистом Коленбергом. Убийца сразу заявил, что отомстил
за своего брата, повешенного в Крыму. По первой версии, чтобы осуществить
задуманное, он, дескать, начал брать уроки у генерала. Но вряд ли Яков
Александрович, стал бы читать на дому лекции по тактике совершенно незнакомому
человеку, который к тому же страдал психическими отклонениями и дважды
выгонялся из армии. Тогда появилась вторая версия: убийца не знал Слащёва в
лицо, и, оказавшись у того в квартире, счел необходимым удостовериться, кто же
перед ним находится. Но и это весьма сомнительно, так как узнать домашний адрес
генерала в то время было трудно, если вообще возможно. Когда же Коленберга
неожиданно для всех выпустили на свободу - все стало ясно. "Генерал убит
красными, в этом не может быть никаких сомнений. Кто поверит в непричастность
большевиков?" - так отозвался о трагедии в Москве журнал
"Часовой".
Таков Хлудов в "Беге".
Утра не было. Но это не мешало мне писать
собственную вещь. Именно во время писания приходят боковые ходы, инварианты,
ассоциации, повороты и зигзаги. Короче, все идет против задуманного. Насколько
я знаю, Большая Полянка, да и Малая тоже основательно переломаны-перекроены. У
метро "Полянка" возвышаются серые с разномастными балконами бетонные
башни, изуродовавшие центр. Им место в Орехово-Борисово. Они там и стоят такие,
в Ореховом проезде сразу от улицы Мусы Джалиля. Нет, влепили в старинную малоэтажную улицу. Какой "ваятель" генплана позволил это
сделать? Нет крайнего в круговой поруке государственных решений. Некого взять
за воротник и стукнуть лбом об стенку! Раньше на этом месте была торговая
площадь. Появление торга именно на Полянке можно объяснить тем, что Полянка -
единственная "сквозная" улица Замоскворечья. От Серпуховских ворот
Земляного вала Полянка пересекала все Замоскворечье и через Космодемьянский и Всехсвятский мосты (ныне - Малый и
Большой Каменные мосты) она своим продолжением - улицей Ленивкой - упиралась в
поперечную Волхонку.
Будка автобусной остановки продувается
сильным ветром окраины Москвы со всех сторон, потому что стоит с выбитыми
стеклами. Я родился и вырос в самом центре Москвы. Теперь живу на окраине и
горжусь этим. Истинный Москвич ныне не может жить в тесном центре, который, к
тому же, захватила провинциальная номенклатура, нагло отбирающая бизнес у
первых московских предпринимателей. И все хотят на иномарках въехать в Кремль.
Я уже десять лет назад, когда выступал в Белом зале Моссовета на вручении мне
диплома лучшего издателя к 850-летию Москвы, предложил Юрию Михайловичу Лужкову
и Валерию Павлиновичу Шанцеву перенести столицу в географический центр России,
куда-нибудь на Енисей, Лену, Обь, поближе к Китаю. Нет, не послушались. Вся
страна пустая, сбились все в Москве! Земной шар повернут так, что солнце в
распластанную на полмира Россию не заходит, в смысле не посещает ее, не
освещает своими нежными пурпурными лучами территорию называемую Россией. На
фонарном столбе шелестят бумажки объявлений, как будто сами себя листающие
книги. Финны зовут нас Веняйей. А эстонцы - Венэмааей. По-фински, стало быть,
Россия - Веняйа. По-эстонски - Венэмаа. Что ж ты, Ваньйа, приуныл, голову
повесил?! Вот это взгляд со стороны. Совсем близко к Венеции. И дальний маршрут
непременно становится близким. Автобус ходит редко.
Подхваченный со всех
сторон лезущими в автобус злыми, уставшими от ожидания этого противного
автобуса людьми, с невероятным упорством пробираюсь через никелированный
турникет, вдавливаю соседку по подъезду в проем между сиденьями, слышу ее
неодобрительные слова, потом крупно вижу голубоглазое, русоволосое,
широкоскулое удивленное ее лицо.
Длинный зал с белым арочным потолком из
бетонных плит, которые применяются для строительства заборов, станции метро
"Красногвардейская" полон спешащим людом. Все какие-то замотанные,
зачуханные и убогие. Шубы, шапки, сумки, тряпки. С грохотом вылетает из черного
тоннеля со слепящими фарами поезд. Баталов согласился сыграть приват-доцента
Голубкова. Со скоростью поезда московского метро в нашу жизнь ворвался
интернет. На замоскворецкой линии московского метрополитена с одной стороны
конечная станция "Речной вокзал", с другой -
"Красногвардейская". Сейчас я поеду от окраины юго-,
или даже юго-юго-востока к центру. Но не до самого центра, а до
"Павелецкой", там перейду на кольцевую линию и доеду до
"Добрынинской".
Выход из кольцевой линии в город закрыт.
Ремонтируют эскалатор. Перехожу на радиальную линию - "Серпуховскую".
Из нее выхожу на Большую Серпуховскую улицу. Дождь со снегом. Лужи. Черные
жижи, именно жижи, а не лужи, в лужах есть что светлое, даже отблески неба на
асфальте тротуара и на мостовой, особенно у бортовых камней. Иду через
подземный переход, в котором когда-то снимал эпизод Марлен Хуциев для
"Июльского дождя", перехожу на ту сторону, сторону центра, но не
выхожу сразу в город, а сворачиваю налево и иду по длинному узкому и грязному
коридору к выходу на Большую Полянку. Посадил две строчки в грядку, а наутро
вышла повесть с потрясающим финалом у Полянки на виду. Думаю, сразу найду дом
Наумова. Полянка начинается от Садового кольца вместе с Ордынкой. Полянка
уходит дугой влево, далее забирая правее, выравниваясь и лучом направляясь к
центру, параллельно Ордынке и Якименке, между ними.
Прохожу не спеша по улице к центру, глядя,
как мчатся по мокрому асфальту иномарки разных цветов. Любопытный факт, теперь
много ярких машин: красных, синих, желтых, белых... Сталинщина была черного
цвета. Иду мимо 54-го дома, доходного дома московского купца Демента. Нет, все
не то. Не похожи эти дома на дом Наумова. Он сидел на низкой оградке, перед
газоном с кустами и деревьями, за которыми уже сам дом вырисовывался,
желтовато-коричневатого цвета, или, точнее, цвета охры.
Рассказ рождается в движеньи. Я исходил всю
Москву вдоль и поперек. Чтобы быть писателем, нужно в день проходить не меньше
пяти километров. Москвичу стыдно в пределах Садового кольца пользоваться
транспортом. Потому что здесь любая улица, любой переулок рядом.
Я иду по Большой Полянке, ворон считаю. Где
хочу, останавливаюсь. Например, у дома № 52, обращенного фасадом во двор, где
когда-то был санаторий, в котором после страшных загулов лечился Сергей Есенин.
Достоверно известно, что именно здесь, на Полянке, в больничной палате,
написано стихотворение, знакомое ныне каждому почитателю поэта:
Вечер чорные брови насопил,
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?
Не храпи, запоздалая тройка!
Наша жизнь пронеслась без следа.
Может, завтра больничная койка
Успокоит меня навсегда.
Может, завтра совсем по-другому
Я уйду, исцеленный навек,
Слушать песни дождей и черемух,
Чем здоровый живет человек...
Сергей Есенин, весь кудрявый и синеокий,
выхватывает меня глазами, подходит и спрашивает:
- Вы не подскажете, как найти Казанский
переулок?
Я врубаюсь не сразу. Думаю, что Есенин
ошибся.
- Казачий, может быть, вам нужен? -
переспрашиваю я.
- Нет, Казанский переулок... Мне сказали, что
он где-то к Якиманке идет.
Говорю Сергею Есенину:
- Сейчас нырните сразу во 2-й
Спасоналивковский... Вон он, первый налево. А из него метров через сто-двести
свернете направо. Это и будет Казанский переулок. Он идет параллельно Полянке и
Якиманке, как бы их небольшой дублер, лучик малый...
На лице Сергея Есенина возникает благодарная
улыбка. Он понимает, что напал на старого москвича, знатока всех улочек-закоулочек.
По одной и той же улице проходишь десятки,
сотни, а то и тысячи раз, если родился и живешь в Москве уже больше 60 лет, и
не замечаешь каких-то удивительных подробностей, потому что проходишь по делу, а не просто гуляя и рассматривая город. Гулять и
рассматривать люди не умеют в силу своей закабаленности социумом. Это только писатель Юрий Кувалдин идет сегодня, руки в
брюки, по Большой Полянке, рассказ новый обдумывает. Вчера зацепился, а сегодня
уже на объект съездил. Хотя так же, руки в брюки, ходил и Виктор Некрасов, и
Андрей Платонов, и Юрий Казаков, и Юрий Нагибин, и Николай Гоголь, и Антон
Чехов... В общем, когда их никто не видел и не узнавал на улице.
Миную дом № 50. В северном крыле его на углу
со 2-м Спасоналивковским переулком на втором этаже была устроена церковь во имя
святого мученика Андрея Стратилата, соименного учредителю института. Церковь
была заложена 4 июня 1891 года и освящена 4 декабря 1892 года.
Останавливаюсь у дома № 44. Между 1-м и 2-м
Спасоналивковскими переулками на месте шестиэтажного дома когда-то находилось
два владения. На каждом стоял к 1821 году деревянный одноэтажный с мезонином
дом и хозяйственные постройки. Первое из этих владений - угловой с 1-м
Спасоналивковским переулком дом в 1855 году, после смерти жены, купил художник
Василий Андреевич Тропинин.
Поэт Афанасий Фет и автор "Цыганской
венгерки" поэт и критик Аполлон Григорьев провели студенческие годы
(1838-1844) на Малой Полянке.
Иду от Садового к центру, но дома, похожего
на дом, где жил Владимир Наумов не вижу. Оглядываю внимательно и ту и эту
стороны Большой Полняки. Ничего похожего.
Тогда перехожу на противоположную сторону и
сворачиваю в 1-й Казачий переулок. Я обожаю ходить по старым московским
переулкам. В них почти нет прохожих. Москва переполнена малокультурными (говорю
очень мягко), бывшими провинциалами, деревенскими людьми, снующими под землей и
в наземном транспорте на работу и с работы, не глядя по сторонам.
И вот я пасмурным теплым весенним декабрьским
деньком иду по любимому 1-му Казачьему переулку, в котором до сих пор стоит
этот бревенчатый лабаз, в котором в начале 90-х годов торговал элитарными, то
есть настоящими книгами Марк Фрейдкин. Настоящие книги - это Булгаков,
Мандельштам, Платонов, Пильняк, Замятин, Волошин... Все эти авторы были изгнаны
из книжных магазинов широким шопингом попсы. Марк Ильич Фрейдкин продавал и то,
что я издавал: Лев Копелев, Юрий Нагибин, Фазиль Искандер, Юрий Кувалдин, Евгений
Блажеевский, Станислав Рассадин, Лев Аннинский, Ирина Роднянская и т.д. и т. п.
Я остановился перед этим замечательным,
памятным для меня и для многих истинных почитателей серьезной литературы
бревенчатым лабазом, вспоминая фрагменты биографии великого критика. Аполлону
Григорьеву принадлежит крылатое выражение: "Пушкин - наше всё". В "Улице Мандельштама" в юности я, помню, писал о нем,
даже о его похоронах, самых бедных, наверно, и бездомных. Хоронили его
Достоевский, Аверкиев, Страхов, Вс.Крестовский,
композитор Серов... По дороге с Митрофаньевского кладбища зашли в какую-то
кухмистерскую, и там состоялся обед с более или менее хмельными здравицами. А в
городе, в литературном мире, в театре смерть Григорьева прошла очень холодно. И
в театре его не любили за критику игры актеров. С Григорьевым трудно было
водить закадычную дружбу, если не делать возлияний Бахусу...
Осматривая дома, я прошел до самого конца
Большую Полянку, то есть, извиняюсь, до самого начала, откуда Кремль виден, и в
отчаянии развел руками. Нет дома Наумова на Полянке. Или я сошел с ума. Чтобы
восстановить порядок в таковых войсках, я увидел на повороте к Старомонетному
переулку за большими стеклами ресторан с белыми скатертями и хрусталем.
Спустился по широким ступеням к входу. Зашел. Разделся. Сразу два официанта
бросились мне навстречу. В ресторане было пустынно, как на стадионе в Лужниках
на матче команды "Торпедо", вылетевшей в прошлом сезоне в первую
лигу. То есть никого не было в огромном зале, кроме двух джентльменов за столиком
у дальнего окна. Я сел поближе к стойке. Не люблю садится у окон, чтобы меня разглядывали с улицы. Через окна на улице сразу как-то потемнело и ярче разгорелась Кремлевская звезда. Я
внимательно пробежал меню, но, не вчитываясь, сложил папочку и бросил с видом
бывалого пьянчуги на край стола.
- Что будем заказывать? - заискивающе спросил
высокий молоденький официант в черной бабочке.
Я еще до перемещения за стекла с улицы знал
что закажу:
- Двести грамм водки в граненом стакане. Одну
горячую картофелину. Два ломтика семги без хлеба. И соленый огурец с
пупырышками, целый, не разрезанный.
Официант не удивился, или сделал вид, что не
удивился, принял заказ и буквально через три минуты принес сначала граненый
стакан и водку в графинчике. Затем, сбегав за кулисы еще раз, доставил на
подносе два ножа, две вилки, четыре больших тарелки, кастрюльку с горячей
картофелиной, семгу на блюдечке с золотой каемочкой. Водку он поспешно мне
налил сам. Я не заставил себя долго ждать. Глубоко вздохнул, склонив голову
набок, и, не отрываясь, выпил одним приемом всю водку из граненого стакана. В
этот момент меня больше всего удивило то, где он достал граненый стакан?! Выдох
длился секунд тридцать. После чего я рукой, подчеркиваю, не вилкой, а рукой,
даже, для уточнения, пальцами - большим и указательным, взял огурец и откусил
сразу половину. Хруст разнесся на весь зал, так что оба джентльмена от окна
повернули раскрасневшиеся лица в мою сторону. После первой половины огурца, я
положил вилкой ромбик сливочного масла на ломтик семги, свернул его, впрочем, с другим на пару, прочно наколол на
вилку и, пошире открыв рот, положил изумительный по сочности сверточек на язык.
Бросив тысячу рублей одной бумажкой официанту, я быстро оделся в гардеробе,
вышел на улицу, и с просветленными мозгами пошел в обратную сторону по Полянке
искать дом кинорежиссера Владимира Наумова и Александра Алова... Впрочем, это я
уже к слову. Алов там не жил.
Я остановился у какого-то синего
"Мерседеса". Дверца открылась. За рулем сидел Воланд, как две капли
воды похожий на Михаила Булгакова.
Я чуть слышно запел песню из репертуара Марка
Наумовича Бернеса, причем запел голосом самого Бернеса:
Вся Москва мне, вся Москва мне о тебе
напоминает,
И я верю, и я верю, что когда-нибудь
опять
На Таганке будем мы бродить с тобой, моя родная,
На Полянке мы опять свиданья будем
назначать...
- У вас прекрасный слух, - похвалил,
заслушавшись, Михаил Афанасьевич Булгаков.
- У вас тоже. Вы ведь работали с
Соловьевым-Седым? - спросил Юрий Александрович Кувалдин и взглянул с укоризной
на меня.
- Работал, - ответил я за Михаила Булгакова.
- Либретто разные писали? - спросил Воланд
моим голосом.
- Из-за денег писал, - сказал Булгаков
голосом Марка Бернеса. - Ну, мне пора.
Он вышел из машины и нырнул в метро.
Я поспешил за ним. Но тут же передумал,
вспомнив о доме Наумова. Я прошел мимо метро на Малую Полянку, миновал здание
телефонного управления и увидел его...
Так что генерала Хлудова Михаил Булгаков
писал не только с генерала Слащёва, но и самого себя. Никто не знает, как и я
пил и пью. Запоями. Что ни запой - то роман, или повесть, или рассказ... Не
падал никогда со стакана, и с бутылки не падал я. И дни рожденья длились целый
год. Море выпить мне до дна. Поэтому я Булгакова "наскрозь" вижу! Кто
не пил запоями, тот не может быть в России писателем. Хотя и в Америке тоже.
Фолкнер погружался в запои на месяцы.
Местоположение прояснилось. Я и прежде из
1-го Казачьего, минуя Полянку, переходил в 1-й Хвостов
переулок! На месте нынешних Хвостовских переулков, находилось село Хвостово.
Тут прямо у метро "Полянка" расположился бездарный книжный магазин
"Молодая гвардия" (одно название - убийственно), торгующий книжным
ширпотребом - попсой. Это он изгонял писателей со своих прилавков. С книгопродАвцами
с тех пор я окончательно разошелся. Недобитые комсомольцы!
Ладно, иду к дому по Малой Полянке, как
партизан, с тылу подбираюсь, и вхожу в 1-й Хвостов переулок, по которому много
раз ходил. И название гениальное: Хвостов! Тут я и на машине
нырял прежде с Новокузнецкой, переулками, через Пятницкую, Ордынку и Полянку на
Якиманку. Здесь все мне близко, скажу, напевая Фатьянова, все знакомо,
все в биографии моей. Снежок, лужи, белые ветви деревьев. И вдруг - вот он!
Стоит себе дом, у которого вчера по телевизору режиссер Владимир Наумов
рассказывал о своем детстве. Фасадом обращен в 1-й Хвостов переулок,
семиэтажный цвета охры дом киношников. Его еще
называют "Домом артистов". Он был построен в 1937 году. Здесь жил
Рошаль (доска), Дзиган (доска)... Во дворе еще сохранился гараж Михаила Ромма.
Дом этот идет 28 номером по Большой Полянке, правда, 2-м корпусом. С Полянки
его сразу и не увидишь. Но я-то нашел. Хотя и знал раньше этот дом, но экран
телевизора все усиливает, увеличивает, делает более значительным. Телевизор очень
влиятелен. По телевизору у нас народом управляют, и по телевизору результаты
выборов всегда угадывают. Но и телевизору придет демократизация, станет как
интернет с миллионами сайтами-каналами. Каждый будет выходить в эфир! Как тогда
управлять народом из Кремля?
На Ордынке - Ахматовка с Баталовым и
Ахматовой. На Полянке - Наумов с Савченко! А уж дальше идет Голубков Сергей
Павлович, приват-доцент, Баталов Алексей Владимирович, пасынок Виктора Ардова,
сын Нины Ольшевской от Владимира Баталова, брата Николая Баталова, актера
МХАТа, сводный брат Михаила и Бориса Ардовых. От Баталова отнимаем
"Бат" и получаем Алова, без которого не было бы Наумова. Алов и
Наумов!
Для Булгакова "Бег" стал
предисловием к "Мастеру и Маргарите", для нас - подстрочником истории
гибели России под натиском социальных низов. Булгаков не только примерил на
интеллигенте Голубкове свою эмигрантскую судьбу, но и вложил в его душу свой
страх и свое раскаяние за бездействие. Булгаков проиграл в пьесе возможный, но
так и не состоявшийся сценарий собственной судьбы. Немногие знают, что только
стечение обстоятельств не позволило Мастеру в 1921 году бежать из Батуми в
Турцию.
"Знамя вперед!" - командует Кузьма
Петров-Водкин. Слепые с Брейгелем топчут грязь со снегом, спускаясь от Якиманки
к Парку искусств - поклониться железному Феликсу и Петру Церетели Зураба.
Великий кинорежиссер Владимир Наумович Наумов ошарашил меня в 1970-м году "Бегом", как Михаил Афанасьевич "Мастером и
Маргаритой" в 1967 году в журнале "Москва". До сих пор хожу ошарашенный живописью и Натальей Белохвостиковой. Красивая
пара - Владимир Наумов и Наталья Белохвостикова. Я подхожу к ним и дарю номер
своей "Нашей улицы" с материалом о Юрии Любимове. На Таганке. В фойе.
26 апреля 2006 года. На премьере "Антигоны". Владимир Наумович Наумов
родился 6 декабря 1927 года в Ленинграде. В 1952 году окончил режиссерский
факультет ВГИКа, где занимался в мастерской кинорежиссера Игоря Андреевича
Савченко вместе с Марленом Хуциевым. "Июльский дождь".
"Бег".
С 1883 по 1895 год в 1-м Хвостовом переулке,
в доме № 6, Василий Осипович Ключевский создавал свой основной труд по русской
истории. Замечательный писатель Иван Шмелев, эмигрировавший в 1922 году,
двенадцать лет жил: с 1910 года - в Старомонетном переулке, в доме № 27; с 1914
по 1922 год - 1-м Хвостовом переулке, в доме № 7.
Здесь богатая история красивейших московских
улочек, прелесть старинных особняков создают особое писательское настроение,
пропитанное очарованием старой Москвы. Я с нежностью вспоминаю далекие 50-е
годы моего детства и юности, окрашенные лирическими тонами, полными веры,
надежды и огромного стремления к творчеству.
Я в ту страну уйду и не вернусь, где только
буквы прыгают по кругу. Соотношение реальности и вымысла неисповедимо туманно и
не требует доказательств. По Садовому кольцу на лихом коне несется в белой
бурке генерал Чарнота в исполнении Михаила Ульянова. А ты постой с газетой на
углу, там, где Полянка сходится с Ордынкой.
"НАША УЛИЦА" №109 (12) декабрь 2008