Ваграм Кеворков "Река художника Александра Трифонова" эссе

Ваграм Кеворков

 

 

РЕКА ХУДОЖНИКА АЛЕКСАНДРА ТРИФОНОВА

 

эссе

 

 

Художник Александр Трифонов оформил мои книги «Романы бахт» («Цыганское счастье») и «Эликсир жизни». Оформил великолепно, особенно первую, где на обложке его картина «Сегидилья»: похожая на цыганку горбоносо-клювастая птица хищно смотрит на изивающиеся в пьяненьком танце бутылки.

Оформлять книги Александру Трифонову не впервой: ко множеству их он приложил свою высокотворческую руку в издательстве «Книжный сад», не говоря уж о ста номерах ежемесячного литературного журнала «Наша улица».

Александр Трифонов принадлежит к тому типу людей, которых я глубоко уважаю: он труженик. От выставки к выставке зреет его талант, мужает, крепнет его мастерство, появляется все новое в его творчестве.

На только что показанных его работах в «Галерее на Солянке» я увидел щемящее-пронзительные поникшие, сломанные революционным большевистским лихолетьем церковки. Подолгу стоишь у этих картин, мысленно преклонив колени перед тем, что тысячелетие было духовным стержнем России и что так бессмысленно и подло было растоптано сапогом революционного варвара.

Та самая боль за Россию, которой пронизано полотно Алексея Саврасова «Грачи прилетели», и на одноименной картине Александра Трифонова, по-своему, в совершенно отличной форме, но в то же время духовно, душевно восходящей к неподкупной совести передвижников.

Правдоискательство – суть любого серьезного творчества – доминанта работ Александра Трифонова. Отсюда его постоянный поиск той формы, которая наиболее ярко явит собой содержание.

Незабываемы его «Я шагаю с работы устало», «Шостакович», «Мой друг Малевич», «Золотая птица», «Красный бык», «Ангел Аполлинера», «Маяк», «Краснеет парус одинокий» и многое-многое другое, и, конечно, «Краеугольный камень» - именно эта работа стала названием последней выставки на Солянке.

За его картинами идет все более настойчивая охота коллекционеров, ему предлагают немалые деньги, понимая, что лет через десять цена его работ возрастет многажды, но Александр Юрьевич ничего не продает: он создает свою коллекцию своих же картин. Хотя иногда охотно дарит свои полотна.

Сын известного писателя Юрия Кувалдина, он так же неистов в творчестве, как его могучий отец. Кувалдинская школа ежедневного, ежечасного труда, сполна усвоена талантливым сыном.

И как его отец, он никого не повторяет, хотя на формирование его творческой личности оказали несомненное влияние и Малевич, и Кандинский, и Пикассо. Александр Трифонов движется своим, им самим открытым и открываемым в постоянной работе путем, его творчество – река самостоятельная, со своим пролагаемым все далее руслом.

Не красного словца ради, а чтобы предельно точно обозначить Александра Трифонова как явление в картинописи, многократный академик Слава Лен назвал его лидером третьего русского авангарда.

Дерзкие, необычные полотна молодого художника сразу вошли в русское авангардное искусство – органично и навсегда. Они обозначили собою новое, неведомое ранее направление – фигуративный экспрессионизм.

За плечами тридцатитрехлетнего Александра Трифонова множество выставок. Его работы побывали в Нью-Йорке и Париже, Барселоне и Джерси-сити (США), в Российской академии художеств и Московском доме скульптора, во многих картинных галереях Москвы – десятки его выставок привлекли острое внимание сотен квалифицированных зрителей – художников, скульпторов, политиков, литераторов, артистов – известны самые превосходные отзывы о его работах Зураба Церетели и Эдуарда Дробицкого, Игоря Снегура и Аннамухамеда Зарипова, Сергея Филатова, Кирилла Ковальджи и Андрея Яхонтова, Юрия Любимова, Валерия Золотухина, Иоакима Шароева и многих-многих других известных людей России.

На выставке Александра Трифонова в Академии художеств увенчанные славой мэтры ошеломленно застывали перед его полотнами: «Вот это да!» «Откуда в нем это?»

А легендарный Давид Боровский написал Александру Трифонову: «Саша! Вы гений! Спасибо!»

Художник Александр Трифонов отчетливо понимает, что наступает новый этап в его жизни и творчестве. Понимает с должной ответственностью и взыскательностью к себе.

Я желаю Саше Трифонову, одержимому труженику, новых эврик в поисках истины, новых ярких побед на тернистом пути самобытного, неповторимого художника – первооткрывателя, первопроходца!

Попутного ветра в твои паруса, творец!

 

"НАША УЛИЦА" №117 (8) август 2009