|
|||
На снимке: Юрий Александрович Кувалдин в редакции журнала "НАША УЛИЦА" на фоне картины своего сына художника Александра Юрьевича Трифонова "Царь я или не царь?!"
|
Юрий Кувалдин ЛЕСИН СТИХА КАПИТАН Москва-река в моем разливе похожа на канал имени Москвы в разливе Лесина. Москва, как циферблат, развернута по кругу. Компас из моего окна север указывает правее параллели Братеевского моста, через Кузьминский парк. А напрямую от меня, чуть левее - Тушино, страна, даже государство, за самостоятельность которого наряду с Абхазией, ратует Евгений Лесин. Заложи бухло за ворот. И он прав, почему Кремль должен управлять Братеевым?! Я сам знаю, что мне делать, куда ходить, на Паромную ли улицу, или на Ключевую. К тому же наши самостоятельные государства, Тушино и Братеево, связаны водным путем, то есть, в сущности, граничат между собою. Про моё родное Братеево у Лесина есть стихотворение: Отважно обтекая подворотни, Болотами она укрылась ловко. Автозаправки и автозапчасти. Артист Георгий Бурков, непревзойденный Поприщин в "Записках сумасшедшего", в своих записках как-то со злостью бросил: вся жизнь вранье! Потому что вся жизнь запрещена, а разрешается только в одеждах. Я мат люблю сильнее водки. Проницательный Михаил Бойко однажды задался вопросом: “Как же прильнуть к Чистому Злу, не совершая ничего предосудительного?..” И ответил: “Через поэзию...” Читайте Лесина, он тоже любит Чистое Зло, то есть настоящую жизнь. Если кто не работал в газетах, тот не знает, как там любят Чистое Зло! И водку, разумеется. Иду Волоколамочкой Не знаю, есть ли еще где
такой литературный газетчик, как Евгений Лесин, нет ли, но он должен был
быть в одном экземпляре и именно Евгением Лесиным, космонавтом независимой
литературы, тушинским алконостом, стратонавтом, автором бессмертной поэмы
"Где мы, капитан?" (в прозе, как "Мертвые души").
Евгений Лесин учился у Татьяны Бек в Литературном имени Пешкова институте.
Но главное литературное образование Евгений Лесин получил на улице, как
и всякий приличный писатель. У ларька. В подворотне. Зимой в подъезде
у батареи. Когда Евгений Лесин работал в "Книжном обозрении",
эта газета была лучшей в стране. Теперь Евгений Лесин работает в "Независимой
газете" ("Экслибрисе"), и эта газета лучшая литературная
газета в стране... и мире. Где бы ни насаждал литературу Евгений Лесин,
от него не отстает, то есть везде за ним хвостом идет со своими вызывающими
любовь "Нового мира", "Знамени" и "Дружбы народов"
произведениями писатель Юрий Кувалдин. Евгений Лесин в этих газетах напечатал
уже целый том эскапад писателя Юрия Кувалдина и этим прославился на всё
Тушино и Братеево. Скоро слава наша докатится до Бибирево, а там, глядишь,
и по Алтуфьевскому шоссе за Москву разольется. Вот что значит печататься
у Евгения Лесина. Одним словом, пройдут века, завянут помидоры. Ну ты сказал, Жванецкий отдыхает. Есенин, отдохни, угрюмый
Пушкин, Лишь лапками тихонько колыхают. Меня подкупает в Евгении
Лесине способность всегда писать для себя. Юрий Олеша говорил, что когда
он писал для себя, то получалось легко и великолепно, а когда по заказу
- тяжело, мучительно и посредственно. Не надо вежливых вопросов... Мы не друзья и мир не тесен, Так, может, как-нибудь без
яда? Зима. Елка горит во дворе. Евгений Лесин как-то в рюмочной сказал мне, что пишет только после поднятия рюмочек и прочитал: Ушел коммунизм. Виктор Астафьев удивлялся
славе "пьяницы", как он говорил, Венедикта Ерофеева, Венички.
Астафьев не понимал искусства прозы, он видел лишь прямые смыслы. Хрусталь
блеснул, как фотовспышка. Скажет Лесин, скажет Веничка. Очень тяжело писать
слова каждый день, а надо. Иначе исчезают дни бесследно, как будто и не
было тебя на свете. Так "На Васильевский остров я приду умирать..."
Иосифа Бродского вытекает из "Я вернулся в мой город, знакомый до
слез" Осипа Мандельштама. Знакомая осенняя пора. Иисус Христос приходит в
БДСМ-клуб Каждый день одни извращенцы
убивают людей, За что? Я спрашиваю: за что
его арестовали? Непонятен, абсурден и алогичен. Каждый из нас хочет причинить
другому боль. А может, другой был бы гораздо
хуже. Впрочем, о Христе и Храпунах
что-то и у Венички есть в "Петушках". Не одному же Евгению Эдуардовичу
Лесину о Христе писать. Пока ехали в Храпуны, всю водку в электричке выпили
с какими-то веселыми бардами, бородатыми и с удочками. Но если путь к
душе лежит через стаканчик, гранёненький такой, какой любил Бодлер, то
и опрокидывай его смело, и об этом и о нем писал Кувалдин Юрий вдохновенно,
то есть в подпитии, в повести "Станция Энгельгардтовская". Куда
ведешь, тропинка милая? Нет, не спрятаться мне. Писатель Юрий Кувалдин
и художник Александр Трифонов уверены, что вдохновение подобно состоянию
опьянения, когда все делается легко и весело. По Мясницкой иду я хромой
и больной, Написал, пишу, письмо...
Любопытное слово "письмо". По-русски всегда кажется конвертом
с некой бумажкой и словами типа "привет семье!". Но понятие
"письмо" убежало из письма и прибежало к писателю Юрию Кувалдину,
который пишет каждый день, потому что никто так писать не может (может
быть, один поэт Евгений Лесин), потому как "письмо" (l'ecriture)
- термин, введенный гениальным Роланом Бартом и обозначающий некую идеологическую
сетку, находящуюся между индивидом и действительностью. А между находится
лишь рецептуализм. И он мне нравится. На профиль мой еврейский
не смотри. Ему-то легче - он вино бухал Где все святые, и коньяк
рекой, С портрета льются в бездну
метафизического пространства чувства о непостижимости каузальности. Впрочем,
именно эту каузальность писатель Юрий Кувалдин и академик рецептуализма
Слава Лён отбрасывают за ненадобностью, поскольку рецептуализм ничему
не подражает и ничего не отражает: искусство творится из искусства - оно
а-миметично (прощайте, древние греки!). Эта картина художника Александра
Трифонова заговорила на восторженной ноте: "И я открыла его для себя,
и испытала восторг узнавания его поэзии, и не могла понять и недоумевала,
почему такого Поэта затерла История [советской - Ю.К.] литературы. Мне
в детстве казалось, что поэт должен быть кристально чистым. А потом я
поняла, что такой "идеальный" поэт - это каменный болван, который
никогда не напишет хороших стихов. И только поэтому он может убедительно
показывать все самое высокое и возвышенное и все самое низкое, животное
в человеке. Я думаю, что, чем больше у поэта, и вообще у художника, "амплитуда
колебания" между высоким и низким началами, тем он гениальнее. Вот
почему из литературных клерков, "накрытых брэндом", по выражению
Кувалдина, зависимых от своих журналов и издательств, а то и от партийных
идеологий, не могут получиться гениальные писатели и поэты..." Нужно
было сразу и смело броситься с моста Рязани в омут Москвы, чтобы мы смело
сказали: Нина Петровна Краснова написала гениальную статью о выдающемся
русском поэте Александре Ивановиче Тинякове (1886-1934). Путь неблизкий, путь тяжелый, То ли утро, то ли вечер, Молниеносно проходят годы,
и пролетают века. Жизнь человека имеет смысл только в Слове, в тексте.
Артист и режиссер Олег Ефремов создал в пятидесятых годах театр "Современник",
чтобы говорить то, что только он один хотел сказать, преодолевая болото
сопротивления. И вот для пилотного номера "Нашей улицы" Олег
Николаевич Ефремов передал Юрию Кувалдину статью "Меняется воздух
времени", в которой он сказал: "Живой театр рождается не из
концепций, а от самодвижения жизни в пьесе". Так и мой живой журнал
"Наша улица" родился из самодвижения жизни в прозе. Первый номер.
Как он близок. И как далек! Только что я его делал, собирал. Сидели, помню,
у замечательного поэта Александра Павловича Тимофеевского в Большом Левшинском
переулке. Приезжала Наталья Рязанцева, профессор сценарного факультета
ВГИКа, жена Геннадия Шпаликова... Прекрасный писатель Андрей Яхонтов,
острослов поэт Евгений Лесин, критик на все руки Лев Аннинский... Поначалу,
по инерции я полагал, что должна в журнале быть редколлегия. Скоро же
я понял, что в деле сокровенном, коим является литература, не нужны семеро
с ложками. Нужен лишь один с сошкой - писатель Юрий Кувалдин. И сын. Так
сказать, семейный подряд. Кстати говоря, тогда у меня еще не было компьютера
и всю работу по верстке и набору делал Саша - Александр Трифонов - во
МХАТе, где он уже работал у Олега Ефремова художником. Брела Россия по Москве, Вчера лишь кончилась зима, Молчит тюрьма, Тюрьма молчит. Идет Россия, но пока Молчит Река, пока ее Молчит разбитый "Детский
мир". И Кремль расстрелянный молчит. Молчит Садовое кольцо, Когда-то люди жили здесь Молчит убитый город мой, Какая разница - в траве В маленьком дворе в центре Москвы жил Везувий Лизоблюдов, в конце повести переименовавший себя в Миронова. Чтобы войти в литературу, нужно переименоваться. Если там уже есть Юрий Трифонов, то второго Юрия Трифонова быть не должно. Значит, там будет Юрий Кувалдин. Двойники, однофамильцы измучили, задолбали. Открываю случайно "Наш современник". Идет автор "Владимир Корнилов", а фотография какого-то неизвестного человека, другого. Не известного писателя и поэта Владимира Корнилова, а какого-то однофамильца. Соревнуются не с рядом живущими, а с классиками. Ходит автор по фамилии Широков, и думает, что он войдет в литературу. Дорогой, с такой фамилией в литературу не принимают, потому что с такой фамилией пишут и мажут мимо мишени сотни Широковых (слабое прикрытие неблагозвучного имени Бога Herohuy, от которого производятся путем маскировки имени Бога следующиее фамилии: Сераков, Шаронов, Чуранов, Чуркин, Хоркин и сам Ширак и даже Жирков, и даже Жириновский, Херков стал Хорьковым, Херов стал Перовым, Хуев стал Киевом, или Куйбышевым т.д. - имя им легион). Или просят меня написать о книге Владимира Соловьева из телевизора, на что я отвечаю: в метафизическом пространстве, то есть в Слове есть один Владимир Соловьев - философ и поэт. А телевизионный Владимир Соловьев с НТВ не существует, это клон бесчисленных Соловьевых. Недаром один композитор к фамилии Соловьев сделал прибавку - Седой! Национальность, язык, партийность половым путем не передаются. Это всё приобретенные качества. Русским, евреем, французом - не рождаются: ими становятся. Это раз и навсегда должен уяснить себе своеслов и словлюб Евгений Лесин: писатель Юрий Кувалдин как Христос русской литературы. Как втащили тебя наставники в нацию, так ты свободно можешь выйти из нее. Пример - вся наша первая волна эмиграции, отпрыски которой стали французами, американцами (англичанами), немцами, испанцами и т.д. Рецептуализм - революционная теория - отменяет нации, государства, объявляет мир глобальным интернет-единством, саморазвивающимся, демократическим. Первый признак нации - язык, второе - все остальное, что свойственно этой общности живущей в границах и с языком (диалектом). Но можно, как Отче наш, хранить свою принадлежность к какой-то национальности, говоря при этом на языке страны-пребывания. А вообще в мире язык один. И начинается он с фамилии "Широков", замаскировавшей подлинное Zero (Hero) языка, точку отсчета, имя Бога, которое запрещено произносить, а в разрешенном эвфемистическом варианте звучит как Яхве, или прикрывшее его имя Херостеос (Христос - огласовка пришла в поздние времена для тонкой настройки смыслов, фараоны и их жрецы евреи писали только согласными, консонантами) - что по-русски звучит как Хер Бог наш. Херос, Эрос, Секс, Любовь. Вникайте глубже! Для открытого пользования говорим: Бог есть любовь! Где-то возле "Сокола" Кофточки сиреневы, А ночами синими Годы не наладили Под брэндом гомеровских поэм
до нас доходят стихотворные произведения, в которых рассказывается от
имени какого-то невидимого лица о приключениях сверхъестественных людей,
называемых героями, и даже богов. В "Одиссее" целью такого героя
является возвращение морским путем домой, как Виктор Широков всё время
хочет вернуться в Пермь, как Лия в смесительное лоно. Но это оказывается
почти несбыточной целью. Домой вернуться ему нельзя, даже если об этом
говорит столичным стёбом Евгений Лесин. Десятки препятствий вводит невидимое
лицо, которое об этом рассказывает, боги вмешиваются в это дело "возврата
на родину", и одни помогают герою, другие усиливают препятствия.
Но задача рассказчика вовсе не в том, чтобы изображать эти мучения героя;
цель достигается, герой на родину приплывает, но, будучи уже дома, возле
жены и сына, он никак не может оказаться хозяином этого дома, мужем жены,
отцом сына, - препятствия и здесь, и снова так же не может Одиссей оказаться
подлинно вернувшимся, как он не мог и благополучно приплыть. И опять боги,
и опять помощь. Закат пылал, а грудь исторгала
печальные слезы. Догорали Огнем утомленные
одинокие свечи. Исполнились ужасающие пророчества, Изредка добродушный и приветливый
Виктор Алексеевич Линник вспоминает непреклонного борца с коммунизмом
писателя Юрия Кувалдина, тоже добродушного и приветливого, когда спит,
и позволяет другим рассказать о нем. Пауки-антагонисты вполне дружелюбно
уживаются в одной банке. Выпью первое пиво, То горячий и пьяный. По Люсиновской церковь, Каждый третий - строитель, Задавили высотки Изредка пароход тихонько подрагивал и дребезжал по каким-то только ему ведомым причинам, а я жадно ловил каждый момент, каждую ускользающую секунду в сети своих будущих воспоминаний, потому что знал, насколько все окружающее будет дорого мне. На золотистое стекло иллюминатора медленно налипала сгущающаяся тьма. День устало прощался с пароходом. На стынущие волны, захмелевшие от собственных ароматов леса и луга опускалась летняя ночь. Течет шампанское ручьем, Играл для мебели рояль, Лакали девочки портвейн Гуляли яблони в аду Идет Царь-Пушкин из Кремля Здесь до Луны подать рукой, Пароход осторожно нащупывал
себе дорогу в темноте, шаря по окрестностям длинными пальцами света прожекторов.
Я лежал на своем мягком и широком диване и слушал плавную музыку щебечущей
под пароходом воды, а перед глазами длинной вереницей проплывали необычные
картины уходящего дня: зовущая вдаль река, огромное облако в полнеба,
словно рассыпавшееся в пути на множество пушистых хлопьев, наполненные
сыростью стены шлюзов, привольные дали... Трехпалубный пароход опять подошел
под окна моего дома, и писатель Юрий Кувалдин пересел на него, как с печки
на лавку. Подобное путешествие мог совершить еще разве что поэт Евгений
Лесин со своим собственным капитаном. Я стоял на корме, кормил чаек, проплывая
города: Архангельск, Астрахань, Белозерск, Валаам, Великий Устюг, Владимир,
Вологда, Вытегра, Иваново, Калязин, Касимов, Кижи, Кириллов, Кострома,
Макарьев, Москва, Муром, Нижний Новгород, Новгород Великий, Переславль-Залесский,
Пермь, Петрозаводск, Плес, Псков, Ростов Великий, Ростов-на-Дону, Рыбинск,
Рязань, Самара, Саратов, Соловки, Тверь, Углич, Ферапонтов монастырь,
Череповец, Ярославль. Солнце отражалось в тихой воде. Писатель Юрий Кувалдин
красил причал у Ново-Спасского моста. Три мудреца в одном тазу Юрий Кувалдин О гениальном писателе Юрии
Кувалдине талантливая поэтесса Нина Краснова писала где-то, по-моему,
в журнале "Наша улица", который я издаю, так вот она написала
о гениальном писателе Юрии Кувалдине следующее: "Кувалдин - Охуительной
Силы Человек". Тут ни убавить, ни прибавить. Я бы добавил только:
""Кувалдин - Охуительной Силы Человек". Тут ни убавить,
ни прибавить. Я бы добавил только: ""Кувалдин - Охуительной
Силы Человек и Гениальный Писатель". Литературу делают волы. Такие
как я. А не всякие мудрецы. Однажды ко мне пришли Александр Солженицын,
Юрий Любимов и Борис Пастернак. Я сижу в кресле, работаю, пишу свою замечательную
вещь "Улица Мандельштама", а тут Пастернак. Свеча, говорит,
горела. И Солженицын пристает с вопросами, как, спрашивает, Юрий Александрович,
нам обустроить Россию? А Юрий Любимов, красивый, как Станиславский, говорит:
не верю. Не верю, что гениальный писатель Юрий Кувалдин может жить в таком
хлеву и аду. Вон - таз разбитый валяется, в нем рукописи, которые не горят. Пока надежная солома А ты гуляй себе по шпалам, Специалист подобен флюсу На дощатом потолке террасы по углам сидят красивые золотистые и изумрудные, с прозрачными крыльями мухи. Сидят вниз головой и присматриваются к писателю Юрию Кувалдину, который с утра все пишет и пишет, не покладая рук и ручки. Мухам надоедает наблюдать за ним и они начинаю играть в салочки под люстрой, то есть гоняются одна за другой. Сначала не выдержала первая муха и полетела за золотистой, другая муха, зеленоватая, полетела сверлом на третью, и начался полет валькирий. Муха Баха! Я с удовольствием слушал музыку мух. Одна из них пела песню, известную только мухам. Муха летает, песня несется, цветы зацветают в моем саду, который я возделывал с 19 ноября 1946 года, становясь постепенно двойником писателя Юрий Кувалдина, который, по словам нашего современника и выдающегося поэта Евгения Лесина, на короткой ноге с Константином Сергеевичем, Борисом Леонидовичем и Юрием Петровичем: однажды к нему пришли Александр Солженицын, Юрий Любимов и Борис Пастернак. Кувалдин сидит в кресле, работает, пишет свою замечательную вещь "Улица Мандельштама", а тут Пастернак... Муха - это родовое названье двукрылых насекомых с хоботом; местами и пчела. Летом муха одолевает скотину, овод... Муха является непременным участником в произведениях Льва Толстого, Фридриха Ницше, Федора Достоевского, Франца Кафки, Шарля Бодлера и Евгения Лесина, Виктора Бокова и Константина Случевского, Николая Гумилева и Нины Красновой... Мы привыкли к мухе, она такая родная, как мама, бабушка и теща. Вряд ли кто так любит разглядывать мух и слушать их музыку, как писатель Юрий Кувалдин. Бляха муха! Выси интеллектуальные, одним словом, воочию являются в полете самой красивой на свете птицы - мухи. Гуляет спящая царевна Всего лишь нравственный калека, Это все говорит о том, что бумага не нужна газете. А хорошая газета, как "Вечерняя Москва", постепенно всю себя выкладывает на виртулаге (термин писателя Юрия Кувалдина об электронном носителе информации в противовес слову "бумага"). Я по себе знаю, что газетные новости в интернете живут дольше, чем на бумаге. Еще Макс Волошин говорил, что газета устаревает сразу после завтрака и забывается, как завтрак. В интернете же материал может висеть годами. Новостями-"долгожителями" становятся те, которые, как классики в литературе, говорят о вещах художественных, философских, литературных. Политическая дребедень, как и "герои" этой дребедени, исчезают из памяти сразу, как гаснет экран. Ощущение складывается такое, что они лишние. Я начинаю свой день с чтения газет в интернете, читаю Андрея Немзера во "Времени новостей", Евгения Лесина в "Экслибрисе", выступления писателей, художников, людей литературы и искусства, коих из них, понятно, я причисляю к таковым. Для самиздата интернет сущий рай. Свершилось разделение властей и писателей. Птенчик еще и мальчик, Сталинская высотка, Без тебя птичками Евгений Лесин хорошо учился.
И, надо сказать, научился. Я каждый день, изо дня в день, ни дня без его
строчки, читаю произведения поэта Евгения Лесина всюду, где он их печатает
или выставляет. Особенно мне нравятся его пародии. Хотя и стихи его гениальны.
А о прозе и молчу. Гоголь Николай может идти отдыхать на площадь Борьбы.
Прочитал и оригинальные пародии из цикла "Три мудреца в одном тазу". Ты за тишь, а я за гладь, Ты за грех, а я за смех, Евг. Лесин знает, конечно,
критика Вл. Новикова, его интеллигентные статьи, тонкие наблюдения. Из-за
этой интеллигентности, правда, на мой взгляд, несколько провинциальной,
сделанной, Дмитрий Бавильский спрашивает: "Мне всегда была непонятной
страстная, темпераментная любовь критика Владимира Новикова к творчеству
Владимира Высоцкого. Что, казалось бы, связывает утонченного, рафинированного
интеллектуала и актера театра и кино, чье тлетворное влияние на русскую
культуру нам еще только предстоит осознать?" Признаться, я тоже спрашивал.
Теперь перестал, поскольку Булат Окуджава приказал: "Каждый пишет,
как он дышит". Мне нравится, что Вл. Новиков тыняновед, что он профессор,
что он доктор филологии (а писатель Юрий Кувалдин слывет убийцей филологов),
что он пишет на пару с женой (это ход!) Ольгой Новиковой, тоже из провинции,
да и Руслан Киреев, принявший ее на работу в "Новый мир", тоже
из провинции. У провинциалов боевая кровь, поэтому они не боятся "раздеваться",
то есть совершать такие ходы, которые москвич не только в силу воспитания,
но и просто по нюху не совершит. Лучшую книгу литературоведа Вл. Новикова
(Владимира Ивановича Новикова из Омска, живущего уже много лет в Москве)
под названием "Заскок" издал писатель Юрий Кувалдин в 1997 году.
Омск - это Москва. Мне очень понравилось, что Владимир Иванович Новиков
назвал Юрия Кублановского, заведующего отделом поэзии "Нового мира",
"хилым версификатором". Ну, тут не убавить, ни прибавить! Мимо
брови - в глаз! Плохо после позавчерашнего? И ничего, что по мордам, Достойным людям награды, Поглядел на себя - красивый, В том-то и дело, что ты на слух не в состоянии анализировать стихи. Поэт то ли этим пользуется, то ли без чтения вслух не может представить себе поэзию. Но писатель Юрий Кувалдин сам себе противоречит. Песня же сочиняется для того, чтобы ее пели! Стихи есть те же песни, создаваемые для пения, или без музыки - для чтения голосом для публики в малом зале ЦДЛ, чтобы слышали поэты, сидящие в зале, звуки ритма и рифм. Очень талантливо эту мысль развил, углубил, подчеркнул, придал ей объем, выпуклые формы поэт Евгений Лесин в таком стихотворении: Сидит на вечере поэт Дерьмо, короче, ерунда. Зачем же он тогда пришёл?
- И вот читает он с листа... И снова приглашают на вечер.
Прихожу. Поэт утомленно окидывает собравшихся братьев по перу, берет первую
порцию листков из стопки, толщиной с чемодан, и начинает заунывно читать.
Первое стихотворение, второе, третье, пятое, семнадцатое... Поднимает
глаза в зал, спрашивает: "Вы не устали?". Зал окутан гробовым
молчанием. Поэт продолжает читать с листа:"Галка-палка-галка-палка-галка-палка-палка-галка-палка-галка..." "Ты перед всей Россией
виновата", - Теперь так модно, что за
разговоры? Ответа нет. Да и к чему ответы? Нет сомнения в том, что северный ветер укрепляет нервы, делает человека мужественным. Особенно, когда ветер дует в лицо, и приходится идти против него под углом почти в 45 градусов. Написанное десять лет назад так и воспринимается, и невольно удивляешься, откуда брались силы писать так перпендикулярно общим взглядам и безмерному конформизму работников литературы. Зашел в Литмузей к Володе Крижевскому, от которого узнал, что умер Владимир Глоцер, обостренные нервы которого упирались постоянно в советские стены. "А в газетах было сообщение?" - спросил я. "Надо посмотреть", - сказал Крижевский, и достал четверговый "Экслибрис" с цветным портретом на всю первую полосу Татьяны Бек, которой 21 апреля исполнилось бы 60 лет. Евгений Лесин таким образом отметил юбилей своей учительницы, оборвавшей жизнь одним неожиданным рывком. У меня в Ахматовке на Большой Ордынке в 1996 или в 1997 году Таня проводила свой вечер, читала резкие стихи, пронзительно подвывая. И в обсуждении её громко хвалилила Нина Краснова, и еще громче своим басом Евгений Рейн. Потом я устроил большое чаепитие с коньяком и шампанским. Внутри газеты увидел я небольшую информацию о смерти Глоцера. Дня за два до этого Владимир Крижевский интуитивно зашел в ЦДЛ по пути на работу в Литмузей, и попал на прощание с Глоцером в Малом зале. Малый зал - это вообще особая статья в писательском мире. Сколько гробов отсюда вынесли, и сколько юбилеев отпраздновали! Дует северный ветер, и всю дорогу мне в лицо. Да и Лесину тоже дует, а он всё о своём: Через пару наташ позабудутся
света и лена. Через пару столетий земля
перестанет быть сценой Нина Краснова благодарит меня "…за рассказ "Прекрасный вид"" ("Наша улица" №114 (5) май 2009), в котором я так описываю путешествие своей героини в Израиль, как будто сам бывал в Израиле. А кто бывал там, как раз и не сможет описать все это так, как я, который не бывал там. "Очень запоминается речевая характеристика Вашей героини с ее вводным словом-повтором "да", и прядка волос героини, спадающая ей на лоб. И юмор, который состоит в том, что квартиру Вашей героини обворовывает сама милиция, которая должна бы охранять ее". Еще Нина поздравила меня с тем, что моя "книга "Сирень" по рейтингу "Ex libris-НГ" вошла в рубрику "Пять лучших книг недели", среди которых она, конечно же, самая лучшая, и не только среди пяти лучших книг..." В этом заслуга не моя, а редактора Евгения Лесина, прекрасного, глубокого, ироничного человека. А я, как знаменитый дачник, пораженье от победы не отличаю. КРАЕУГОЛЬНЫЙ ТРИФОНОВ НА
СОЛЯНКЕ Сначала были наивные шестидесятники. Потом были всезнающие семидесяхнутые. Потом были восьмидерасты
волосатые. Потом были девяностоконкретные А теперь нас накрыли нулевики
глазастые, Скоро грянут десятые годы
и что же? Лучший вид, которым я когда-либо
любовался в жизни, - это мой книжный стеллаж. Сажусь напротив на диван
и рассматриваю корешки книг, одна к одной, плотно, стройные ряды, ковер
от пола до потолка из книг, сотни оттенков, тысячи названий. И ни одной
лишней, ненужной книги. Десятилетиями шел отбор. Книги проверялись на
прочность. Все читаны-перечитаны, проштудированы, с моими пометками, репликами,
восклицаниями, комментариями… Снимаю одну за другой книги. ЧЕХОВ, МАНДЕЛЬШТАМ,
ГОНЧАРОВ, ГУМИЛЕВ, ДОСТОЕВСКИЙ, ТОЛСТОЙ, ГОГОЛЬ, ВОЛОШИН, ТУРГЕНЕВ… Ко мне вчера привел подруг Подруги были клевые, О том, что жизнь потеряна А я иду стремительно Нашел в интернете вторую Эолову арфу, прочитал новый трагичный рассказ Юрия Кувалдина, блестящую географическую повесть Евгения Лесина, умные сатирические мемуары Нины Красновой и пошел в бодром духе спать с мыслью, что писатель, глубокий, настоящий, не пишет для современников. Потому что современники любить умеют только мертвых писателей. Мертвый спокоен, его читают и почитают. Сейчас мы читаем и почитаем Андрея Платонова, говорим, что он гений. А при его жизни, когда он был жив, его ругали, его склоняли на все лады и распинали. Понимаете? Или тот же Осип Мандельштам. Да взять всю обойму нашу литературную, всю нашу настоящую литературу, настоящих писателей. Евгений Замятин, Федор Крюков, автор "Тихого Дона", романа, который приписывают неграмотному Михаилу Шолохову. Мы - свидетели трагической эпохи, когда литература была под спудом, настоящая литература, и когда писатели писали как бы не для читателей, а только сами для себя. То есть в принципе каждый настоящий писатель и пишет для себя. А если он выполняет социальный заказ, то это уже не писатель, это временщик, который наступает на горло собственной песне и пишет заказ. То есть он душу свою не раскрывает. А читателя не обманешь. Читатель открывает книгу и видит, кто есть кто. И вот та искренность, которую писатель передает через слово и которую чувствует читатель, она и говорит о степени мастерства и о степени таланта писателя. Меня подкупает искренность Николай Толстикова из Вологды, Владимира Монахова из Братска, Анжелы Ударцевой из Магадана, Евгения Лесина из Москвы... Интернет-кафе, Ленинград. Евгений Лесин создал свой
язык. У Евгения Лесина свой стиль, своя лексика, своя логика, своя поэтика,
свои слова, свои частицы с предлогами, и даже буквы свои. Что уж говорить
о междометиях! Если я скажу, что Евгений Лесин создал свой язык, то это
тоже будет верно. Евгений Лесин насквозь свой, смелый, трансцендентно
инверсированный, просветляющий филигранным, хотя и трудно фиксируемым
мастерством. И в стихах и в прозе. Один такой. Хотя он, как и все мы,
вышел из народа. То есть из родильного дома… И не затерялся, как говорил
Осип Мандельштам, средь народного шума и спеха… Ворота в ад. Огромная столица Уже богатым или неимущим, Мы все живем, играя и теряя, Мой рай давно - разбойничья
награда. Евгения Лесина я не мыслю без Москвы. Лесин в огромной степени способствует формированию школы современного стиха. Лесин есть сам по себе школа поэзии. Иначе говоря, Лесин стиха капитан. Многим же версификаторам повторяю, что стихи являются лишь первым подходом к литературе. Этот подход выражается в том, чтобы заговорить на "другом" языке, отличном от "прозы" жизни, заговорить "стихами". Почти вся русская провинция литературу понимает, как писание стихов. Поэтому я стихов в своем журнале не печатаю, кроме исключительных случаев (Евгений Лесин, Нина Краснова, Александр Тимофеевский, Слава Лён, Евгений Бачурин, Кирилл Ковальджи и некоторые другие поэты). Стиховая речь мыслится как нечто более сложное по структуре. Я же считаю, что расположение жанров на литературной лестнице выглядит следующим образом: разговорная речь - песня - "классическая поэзия" - художественная проза. Разумеется, схема эта имеет лишь характер грубого приближения, которую завершает Лесин: Ты ничего не должен. Ты никому
не должен.
|
||
Copyright © писатель Юрий Кувалдин
2008 Охраняется законом РФ об авторском праве |
|||
|