Юрий Кувалдин ""Одноклассники" хуже "Однокурсников"" реплика

"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин

 

На снимке: Юрий Александрович Кувалдин в редакции журнала "НАША УЛИЦА" на фоне картины своего сына художника Александра Юрьевича Трифонова "Царь я или не царь?!"

 

вернуться
на главную страницу

Юрий Кувалдин

«ОДНОКЛАССНИКИ» ХУЖЕ «ОДНОКУРСНИКОВ»

реплика

Силой таланта поэт Александр Твардовский своей поэмой «Василий Теркин» перебил предшествующее произведение с таким же названием. Мало кто знает, что много раньше «Василия Теркина» написал Петр Боборыкин. В прозе. Это был большой роман, который начинался, как пародия, фразой: «Засвежело на палубе после жаркого июльского дня». Боборыкин был человеком пишущим так много, что многие даже полагали, что за него пишет фирма. Но писал он очень плохо, кондово, как пишут о городе наши деревенщики из Союза писателей России на Комсомольском проспекте, примитивно, схематично, с полным отсутствии вкуса, с патриотической идеологической установкой за сохранение империи, за подавление врагов. Он не мог отличить сладкое от горького, черного от белого. А искусство – это отбор, плотная форма. Он начинал писать и никак не мог кончить. Все ему казалось, что он чего-то недосказал. Произведение искусства ничего не должно рассказывать, не должно тянуться резиной и трепать нервы читателю, оно должно быть огранено, как алмаз, и помещаться в шкатулке. Единственно ценное, что от него осталось, на мой взгляд, это воспоминания «За полвека», и, в частности, описание похорон Аполлона Григорьева: «На похороны Григорьева, самые бедные и бездомные, явились его приятели Достоевский, Аверкиев, Страхов, Вс.Крестовский, композитор Серов, вот эта матрона генеральша Бибикова и несколько его сожителей из долгового отделения. Между ними выделялся своей курьезной фигурой Лев Камбек, стяжавший себе в начале 60-х годов комическую репутацию. Он был одет в поддевку из бурого верблюжьего сукна и смотрел настоящим "мизераблем", но все еще разглагольствовал и хорохорился. Был тут и художник Бернардский, когда-то талантливый рисовальщик, которому принадлежат иллюстрации в "Тарантасе" графа Соллогуба и "Путешествии madame де Курдюков". Эти выходцы из царства теней придавали похоронам Григорьева что-то и курьезное и очень, очень печальное. По дороге с Митрофаньевского кладбища мы зашли в какую-то кухмистерскую, и там состоялся обед со спичами. Говорили его приятели, говорили и "узники" дома Тарасова, предлагали более или менее хмельные здравицы». Я сам сталкиваюсь с авторами, которые все норовят писать «романы», и тоже не различают свой голос с голосом персонажей, валят все в одну кучу. Я запрещаю им это делать. Нужно научиться писать рассказы. Настоящий писатель, как Чехов, проверяется на рассказах. Ничего лишнего. Пол-листа: 20 тысяч знаков, включая пробелы. У Петра Боборыкина есть и повесть «Однокурсники», такая же бездарная, как пьеса «нашего Боборыкина», правда с коммунистическим оскалом – Юрия Полякова, к моему стыду, принятая к постановке Борисом Морозовым в Театре армии. Юрий Поляков – это схема, фантомы, ненависть к демократии, к свободе. О повести Боборыкина один забытый критик (Владимир Шулятиков "Курьер", 1901 г., № 56) писал: «Вместо "живых фактов", г. Боборыкин заставляет своих читателей "лицезреть мертвые, абстрактные фикции", на то, что каждый "живой факт" он ценит лишь постольку, поскольку его можно "подвести под какую-нибудь идейку, приурочить его к одной из господствующих тенденций", и затем, "схватив некоторые случайно врезавшиеся в память черты его характера, его внешность и т.п., создать из него некоторое подобие живого человека, которым он и пользуется, как показным знаком для выражения той или другой абстракции, того или другого жизненного мотива"... Итак, повесть "Однокурсники" далеко не может быть признана страницей из летописи, дающей глубокий анализ особенностей общественного развития текущей минуты. Эмоции и чувства, которыми живут действующие лица, - суть "общечеловеческие" эмоции и чувства, сотни раз трактовавшиеся в предыдущих романах г. Боборыкина и притом всегда одним и тем же образом. Другими словами, герои "Однокурсников" повторение традиционных боборыкинских типов».
Если Александр Твардовский посильнее Петра Боборыкина, то Юрий Поляков значительно уступает последнему, потому что «Одноклассников» не написал стихами.

“Наша улица” №124 (3) март 2010

 
 
 
  Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве