|
|||
|
Анастасия Бабичева
ВЛАДИМИР МОНАХОВ: ЗВЁЗДНОЕ НЕБО В ГРУДИ критическая статья Владимир Монахов родился 1 мая 1955 года в городе Изюме Харьковской области. Окончил Иркутский государственный университет, получив профессию журналиста. С 1982 по 2002 год работал собственным корреспондентом областной газеты "Восточно-Сибирская правда" в Братске, главным редактором программы новостей в ТРК "МЫ". Сейчас возглавляет пресс-службу частной компании. Член союза писателей. Автор более десяти сборников стихотворений и прозы, в числе которых "Второе пришествие бытия", "Путешественник", "Человек человеку - рифма", "Эпоха снегопада", "Негосударственный человек. Этюды неконструктивной созерцательности", "Заросли бесконечного", "Вымысел правды". Публиковался в журналах "Литературная учёба", "Мансарда", "Арион", "Футурум АРТ", "Крещатик", "Сибирь", "Ренессанс", "Юность", "Дети РА","Иркутское время", "Илья". Живет в Братске. В "Нашей улице" печатается с № 97 (12) декабрь 2007. Эта статья, приуроченная
к юбилею Владимира Монахова, посвящается сборнику его коротких рассказов
«Искушения дьявола районного масштаба», и на то есть несколько причин.
Во-первых, я не могу оставить без внимания форму, которая кажется мне
предельно актуальной. Форма развёрнутых афоризмов, эссенция фабулы и идеи,
рождённая не только всё более «электронным» форматом мышления, говорения,
самого существования, не только информационной перенасыщенностью «граждан
технической цивилизации», но и, что гораздо важнее, щедростью автора,
не стремящегося потешить себя россыпью страниц. Во-вторых, «Искушения
дьявола…» – это ещё и эссенция поэтики и философии Монахова. Я сквозь пелену сна видел, как ты бегала, суетилась и даже не замечала, что желанный гость мертвецки пьян, что от него пахнет чужими духами, и запах посторонних не смог смыть даже проливной весенний дождь, под которым я весь вечер искал дорогу к тебе одной! («Дорога к тебе одной») Но в отличие от всеединства
Соловьёва, бытие Монахова не замыкается на образе Единственной. Наоборот,
Единственная встроена в сущее, которое длится вовне, за границы времени
и вечности, истории и надысторического, бытия и небытия. Примеры этого всего-во-всём суть рассказы «Искушения дьявола районного масштаба». Вспомни, Господи, и ты
спускался к своему Иисусу, когда распяли его на кресте. Спускался утешить
словом. Вспомни, как твой сын метал в тебя слова, мучаясь от боли неизвестности.
И все выросшие без отцов сыновья одинаковы. Кто из этих отцов молится о своём неразумном
дитя? Кто из сынов оспаривает у Бога своего родителя? Ответить точно невозможно,
да и не нужно. … И пытался сбивчиво очертить словами бесконечный поток воды, который теперь умею отличать от реки, реку от дождя, дождь от неба, небо от звёзд, звёзды от бесконечности, из которой я мужественно шёл навстречу тебе. Быт и надбытовое больше неразличимы, как, например, в «Готическом романе»: Твоя любовь растворила меня в жарких объятиях. (…) Но каждый день люди задают неприятные вопросы о моей судьбе. И ты откровенно рассказываешь им, как я стал главной составной частью твоей системы кровообращения. Убийство любимого или вечное
слияние с ним – это больше не конфликт, но единственная форма гармонии: «Мы с тобой одной крови – ты и я!». Как больно накормить собой голодных львов... веры («Без одного – не бывает второго»). Нам мало тепла: Вы говорите о глобальном потеплении, а скольким людям ещё не хватает тепла, и теперь я в их числе. Мы не умеем любить: Знаю, мама, что любят, но не ведаю, что такое любить самому? (Здесь и выше – «Я узнан старым кладбищем»). Нам не хватает того, кто «посожалеет» о нас «капельку сильнее и не минутку дольше
других» («Аргументы»). Нам мало мест на пьедестале среди победителей
(«Когда не побеждаю…»). Нам мало… И творец Монахов видит это. Разве объяснишь этим карьеристам и их пособникам, что слышал ребенок среди ночи, как мама нежно называла папу «сумасшедшим»... А мальчику уже с малых лет не хватает в жизни таких трепетных слов. Творец Монахов – это медиум, который
видит, слышит, чувствует и может сказать. Ведь в том и заключается дело
Творца: пытаться защитить вечность словом; прятать в груди хотя бы кусочек
звёздного неба. Но открывать его! Тем, кто тоже способен увидеть. Зато есть художник божьей
милостью, который макает в рабочую среду тишины будущего кисти, увековечивая
лицо современности, рябое от звезд. («Казимир Малевич») …У людей, среди которых я продолжаю жить, сжимается сердце, а душа уходит в пятки, где от долгого хождения за хлебом насущным её растаптывают в кровь. («Моя соцсреда») Абсолютным воплощением эффекта такой усложненной лингвистики является финальный рассказ сборника «Казимир Малевич». В нём автор создаёт и реализует ситуацию ped aspera ad astra. И якобы подсказывающее графическое оформление (целые фразы, написанные заглавными буквами) лишь делают эти вербальные aspera всё более острыми. Но те самые astra бесконечности, навсегда увядающие в хрустале повседневности, вдруг вспыхивают чистым, отмытым светом. Ведь именно ими «рябит» лицо современности – для тех, кто находит силу пройти сквозь преграду и узнать, как всё замыкается во всём, как конец превращается в начало, и наоборот: Избранная акварель зацелованного грядущего, упакованная В ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ БЫТИЯ НЕБЫТИЯ, обнажает и отыгрывает молчание ничто, ГДЕ СПРЯТАНЫ В НАЧАЛЕ СЛОВА КОНЦЫ ИСТОРИИ. (Казимир Малевич) Так, очевидно, когда-то нашёл
силы и узнал сам автор – Владимир Монахов, с тех пор прячущий в своей
груди небо в звёздах. Самара “Наша улица” №126 (5) май 2010 |
||
Copyright © писатель Юрий Кувалдин
2008 Охраняется законом РФ об авторском праве |
|||
|