Александр Трифонов "Артколония на острове Раб" эссе Европейские художники в Хорватии


Александр Трифонов "Артколония на острове Раб" эссе

Европейские художники в Хорватии
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин

 

Александр Юрьевич Трифонов родился 8 сентября 1975 года в Москве. Сын писателя Юрия Кувалдина. Окончил Московский полиграфический институт. Проходил срочную службу в рядах Вооруженных Сил России в качестве художника-постановщика Центрального Академического Театра Российской Армии (ЦАТРА) у старшего прапорщика Анатолия Двойникова. Стажировался в ГИТИСе (РАТИ). Художник журналов "Наша улица", "АРХИДОМ" и "ЭЛИТДОМ". Оформил несколько десятков книг. В 2005 году состоялась Персональная выставка "Художник Александр Трифонов на сцене вечности" в Российской Академии художеств на Пречистенке. Работы находятся в коллекциях: поэта Евгения Рейна, писателя Юрия Кувалдина, поэтессы Нины Красновой, коллекционера Александра Глезера, коллекционера Михаила Алшибая, в Галерее А3, в Галерее "Кентавр", в Галерее "На Каширке", в МХТ им. А.П. Чехова, в Музее современного русского искусства а Джерси Сити (США).

Персональные выставки:
• “Фигуративный экспрессионизм”
в Ахматовском культурном центре, Москва (1996)
• “Конец идеологий” в галерее “На Каширке” (февраль 1999)
• “Постмодернизм в Отрадном” (декабрь 1999)
• “Любовь к бутылке” в галерее А3 (январь 2000)
• “Наша улица” в галерее “На Каширке” (октябрь 2001)
• “Ботлфлай” в галерее А3 (март 2002)
• “Новый век” в галерее “Кентавр” (май 2003) + скульптор Д.Тугаринов
• “Болеро” в галерее А3 (август 2003)
• “На сцене вечности” в Российской Академии художеств (сентябрь 2005)
• ”Шостакович. Болт” в галерее А3 (апрель 2006)
• Выставка в Театре на Таганке - юбилей Ю.Кувалдина (19 ноября 2006)
• "Наша улица-100" в Литературном музее (март 2008)
• "Краеугольный камень" в галерее "На Солянке" (июнь-июль 2009)

Групповые выставки:
• “Молодая Россия” в Москве и Нью-Йорке (1997)
• “Антисоветская выставка, посвященная 80-летию Великого Октября”
в Московском Доме скульптора (ноябрь 1997)
• Аукцион DROUOT-RICHELIEU в Париже (1997)
• “Современная Россия” Джерси-Сити /США/ (1998)
• “Современный русский авангард 1958-1998” Н. Новгород (1998)
• INTERNATIONAL ART BIENNALE MALTA на Мальте (2003)
• ”Ре-Цепт Триумвират Снегур-Копачев-Трифонов”
галерея А3 (28 декабря 2006)
• ”Три звезды в галерее А3 Снегур-Копачев-Трифонов”
галерея А3 (25 декабря 2007)
• Выставка, посвященная 130-летию Казимира Малевича.
Немчиновка. (февраль 2008)
• "Несерьезный юбилей" в галерее А3 (декабрь-январь 2008-2009)

ABOUT THE ARTIST
Alexander Trifonov is a young Russian artist (b. 1975) who is a noted follower of the modern avant-guard art concept known as receptualism. He received an education in design and worked with Moscow theaters since early 90s. Since 1998 he’s working with Moscow Art Theater and also creates interior designs for magazines and advertising agencies. A member of the Artists’ Union of Russia, he exhibits his works in many group and individual exhibitions every year. His exhibition of 2006 in the most well-known “A-3” gallery in Moscow has been opened by Eduard Drobitsky, President of the International Federation of Painters, UNESCO. In 2005 a book (256 p.) about the artist with his art, articles and comments has been printed in Moscow. Alexander has been called a Leader of the Third Russian Avantgarde.
“To be a painter for me is to create my own world”, says Alexander Trifonov. “And we can only acknowledge he has what it takes – everything he creates has consistency and originality of the artist. You can’t take his world for someone else’s”, says Evgeny Rein, a poet.

Select personal exhibitions:
• “End of ideologies”, At Kashirka gallery, Moscow (February 1999)
• “Love to a Bottle”, A3 gallery, Moscow (January 2000)
• “Our Street”, At Kashirka gallery, Moscow (October 2001)
• “Bottlefly”, A3 gallery, Moscow (March 2002)
• “Bolero”, A3 gallery, Moscow (August 2003)
• “On Stage of Eternity” in the Russian Academy of Arts (September 2005)
• ”Shostakovich. Bolt ”, A3 Gallery, Moscow (April 2006)
• ”Our Street -100”, State Literature Museum, Moscow (March 2008)
• ”Corner stone”, Art Gallery Na Solyanke, Moscow (June-July 2009)

Select group exhibitions:
• “Young Russia”, Moscow and New York (1997)
• “Anti-Soviet exhibition, dedicated to the 80 years of the Great October”, Moscow (November 1997)
• “Contemporary Russia” Jersey City /USA/ (1998)
• “New century”, “Centaur” gallery (May 2003) with the sculptor Dmitry Tugarinov
• “International Art Biennale Malta” (2003
• ”Re-cept Triumvirate”, A3 Gallery, Moscow (December 2006)
• ”Three stars in A3 Gallery”, A3 Gallery, Moscow (December 2007)

 

вернуться
на главную страницу

Александр Трифонов

АРТКОЛОНИЯ НА ОСТРОВЕ РАБ

Европейские художники в Хорватии

эссе

Остров Раб на Адриатическом море в Хорватии

В галерее Makek Gallery (Zagreb, Trg kralja Tomislava 15) я принял участие в международной выставке современного авангардного искусства, представляя Россию - тремя холстами "Виолончелист", "Окно" и "Ссора".
Поэт Евгений Рейн однажды, кажется, на моей выставке в Ахматовском культурном центре на Большой Ордынке, глядя на один из холстов, где на черном фоне была изображена яркая зеленая бутылка, воскликнул своим густым басом: «Какая сильная Гамлетовская мрачность», а потом добавил: «Но как веселит взгляд бутылка!».
Быть может, такая моя мрачная оригинальность и привлекла Златко Макека (Zlatko Makek), владельца галерей в Загребе и на острове Раб в Адриатическом море, пригласить меня на симпозиум европейских художников в Хорватию. Выставку и встречу художников он и организовывал. В марте 2010 года я получил официальное приглашение от помощницы Златко Макека Софии Морич.
Артколония. Интересное слово. У нас подобные мероприятия называются симпозиумами художников, или скульпторов. Директор парка искусств в Москве на Крымском валу Михаил Пукемо вместе со скульптором Владимиром Буйначевым ежегодно устраивает такие симпозиумы по скульптуре.
И галерея называется по его фамилии - «Макек», в Загребе, столице Хорватии, на площади короля Томислава. Я ездил с женой Татьяной Трифоновой. Тут я улыбнулся, вспомнив сентенцию Андрея Яхонтова: «Сами жених и невеста были похожи то на Модильяни и Ахматову (с известного портрета), то на Мальчика, вынимающего занозу, и "Весну" Боттичелли, то на памятник Пушкину работы Опекушина и Мону Лизу». Кстати говоря, в самолете мне попалась газета с рассказом Андрея Яхонтова. Тесен мир.
Я вообще стараюсь, чтобы элементы реализма то в скрытом, то в явном виде никогда не пробивались в моих работах сквозь различные деформирующие приемы передачи действительности.
Я участвовал в Артколонии с 10 июня по 22 июня 2010. Добирались в Хорватию на самолете. Из аэропорта Шереметьего-3. Лёша Рощупкин подвез нас на своей машине от дома до аэровокзала, до нового гигантского аэровокзала Шереметьево-3. Рейс Москва-Загреб 9 июня 2010 года. Марка самолета Аэрбас. Новый самолет, хороший. По 6 мест в ряду. Отлет в 12 часов, а в 13 часов были уже там. От центрального аэропорта Загреба до центрального автовокзала доехали на автобусе, за 20 мин.
Мы с Татьяной быстро нашли на короткое время гостиницу рядом с автовокзалом, и, оставив там вещи, пошли осматривать Загреб. Были в музее Мимара, это что-то вроде нашей Третьяковской галереи. После картинной галереи любовались архитектурой здания Национального театра, затем не спеша прошли пешком весь центр, нижний город и верхний город.
В Хорватии повсюду главенствует автобусное сообщение. Мы с Таней купили билеты на следующий день до острова Раб. Автобус заезжает на паром и с паромом плывет 1 километр.
Сначала остров напугал каменной пустынностью, южная часть острова походила на Кара-Даг в Коктебеле. А углубившись дальше, увидели всю красоту его. Приехав в город с таким же, как остров, названием Раб, стали выгружаться с некоторым волнением, гадая, кто и как нас встретит. Пройдя вдоль по косе, город находится на косе, нашли ресторан «Парадизо». Златко Макек узнал меня, потому что изучал работы и фотографии на моем сайте. Картину «Шахматы», например, вспоминал, восторгался ею.
Мы разместились на 3-м этаже в мансарде в комнате №2, где из окна открывался замечательный вид на старинную башню с часами. Часы каждый час бьют. В таких же мансардах, как эта, по всей видимости, жили художники в Париже. Комнаты для еще не известных миру художников всегда находились под крышей, поскольку проживание в них обходилось довольно недорого.
На следующий день Златко Макек выдал для работы холсты на подрамниках, и я стал интенсивно работать.
Я смотрю на башню перед окнами моей мастерской и понимаю с трудом, что меня омывает Средиземное море. Хорватия - страна с тысячелетней историей, но только в начале 1992 года она стала самостоятельной. Здесь много мест, где природа сохранилась в первозданном виде: глубокое, прозрачное море, ювенильные леса, хрустальные реки и озера. Раб является составной частью архипелага в Кварнерном заливе. Кроме античного города Раб в разных уголках острова размещаются остальные семь идиллических мест: Барбат, Банёл, Палит, Кампор, Мундании, Сепетарска Драга и Лопар. На острове проживает приблизительно 9.000 жителей.
За время работы в Артколонии я сделал 5 картин, 3 из которых приняли участие в итоговой выставке. В Артколонии работали художники: Александр Трифонов - Россия (Alexander Trifonov - Russia), Елена Фольман - Германия (Elena Vollmann - Germany), Массимо Ломи - Италия (Massimo Lomi - Italia), Бригитта Бранд - Италия (Briggitta Brand - Italia), Милош Прекоп и Роберт Алмазы - оба Словакия (Milos Prekop and Robert Almasi - Slovakia), Ирис Дворник-Бондора, Ёшко Этерович, Желко Зима (скульптор) - трое из Хорватии, (Iris Dvornik-Bondora, Josko Eterovic, Zeljko Zima - Croatia).
Поначалу я по часа 4 работал без передыха, рисовал слоями по несколько заходов.
Художница из Хорватии Дворник-Бандора местная, два дня просто разговаривала внизу в ресторане с ховатскими художниками, потом зашла в мастерскую, взяла банку, сказала, что пойдет на пляж наберет песку, потом на холст налила клей типа ПВА, рассыпала сверху песок, гвозди и сверху начала закрашивать баллонами с краской.
Массимо Ломи из Ливорно недавно подарил одну свою картину Папе Римскому, а другую тренеру сборной Италии по футболу Филиппо Липпи. У Массимо Ломи масляная миниатюра, он любил задумчиво сидеть с мольбертом, поскольку рисовал очень медленно.
Галерея метров 80, хорошая, два зала, разделенные проходом-аркой. 16 июня готовые работы участников Артколонии были отобраны на выставку. Развеской руководил сам хозяин.
Мои картины иногда мне самому кажутся праздником, который и поэт Евгений Лесин отмечает, праздник в яркости и разнообразии, в карнавализации жизни, хотя у меня чаще всего сюжеты весьма печальны, например, "Алкан и стакан", "Русская Герника", "Московский комсомолец" (что может быть печальнее московского комсомольца?), а ощущение праздника не проходит.
Из окна мастерской я видел мачты яхт на Адриатическом море, до моря было 100 метров.
Смысл всего этого в том, чтобы для галериста приглашенные из разных стран художники создали картины и оставили их ему в коллекцию. Проживание у галериста и питание в его ресторане было бесплатное.
Конечно, даже когда тебя мысль уводит в сторону, надо быть верным себе, работать в своем стиле, со своим образным миром, который знаешь только ты и никто иной, случайный, как говорила Марина Цветаева, прохожий. Поэтому я сразу решил делать картины в своем ключе. Я бы и не мог делать их в каком-то ином, я даже здесь говорю не о манере, а о теме. Поскольку мы собрались на море, то сразу и хотелось броситься к этой теме.
Да и Златко Макек сразу нам сказал, что только не нужно рисовать море, вообще не нужно упоминать в картинах то, что вы видите перед собой. Мне это было более чем понятно. Я никогда не работал, если так можно сказать, фотоаппаратом, я всегда придумывал то, что только я мог изобразить, я постоянно развивал и развиваю свою собственную территорию, идущую еще от театральной сцены учебного театра ГИТИСа в Гнездниковском переулке. А что главное в театре? Отвечу просто - черный цвет, который скрывает и одновременно открывает загадочный мир.
Здесь сразу возникает Казимир Малевич со своим знаменитым «Черным квадратом». Те, кто бывал на моих ранних, первых выставках в конце 90-х годов в Ахматовском культурном центре, в галерее «На Каширке», в галерее «Кентавр», в галерее «А3», помнят, что большинство моих картин были выполнены на черном фоне. Валерий Золотухин правильно написал, что я располагаю свои фигуры на фоне черного театрального задника, поскольку черный кабинет - основное, самое устойчивое и самое распространенное решение сценического пространства в театре, с той самой поры, как театр с улицы вошел в помещение и спрятался от дневного света под искусственное, выдуманное человеком, условное освещение, перешел из реального мира в мир человеческой фантазии, в мир подсознательного, в мир чувствительности. Более 40 лет под этим светом сам Валерий Золотухин измеряет своими становящимися все более неустойчивыми шагами пространство таганской сцены, на которой гремел Владимир Высоцкий.
Но я в своих картинах через черный цвет закладываю более глубокую мысль, которую очень точно выразил петербуржец Валерий Роньшин в 6-м за 2010 год номере «Нашей улицы»:

***
Смерть заложена в нас изначально.
Как печально...

На торжественном открытии выставки выступила искусствовед из Загреба Санда Бажек. Она говорила на хорватском языке, представила всех участников Артколонии, подробно останавливаясь на особенностях работ каждого из художников. Зрители собрались самые разнообразные, и из числа ценителей искусства, и из числа отдыхающих на острове. Загребское телевидение в новостях сообщило об открытии выставки.
Осенью будет каталог.


Лидер Третьего русского Авангарда художник Александр Трифонов в своей мастерской на острове Раб на Адриатическом море в Хорватии

 

Башня перед окнами мастерской художника Александра Трифонова

 

Жена художника Татьяна Трифонова на прогулке в Загребе

 

Художник Александр Трифонов перед Национальным театром в Загребе

 

Художник Александр Трифонов у своей картины "Виолончелист", холст, масло, 90 х 75 см / "Violonchellisto", oil on canvas в галерее "Макек"

 

Картины художника Александра Трифонова в галерее "Макек"

"Наша улица” №128 (7) июль 2010

 
 
 
  Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве