Елена Владимировна Тюгаева родилась 12
августа 1969 года в городе Ленинабад (Худжанд) в Таджикистане. Окончила
Калужский государственный университет. Специальность - история и социально-политические
дисциплины. Работает системным администратором в школе. Проза и публицистика
публиковалась в калужской и московской прессе.
вернуться
на главную страницу |
Елена
Тюгаева
У НАС НА ТЕАТРАЛЬНОЙ
рассказ
Я не знаю официальной истории
Театральной улицы с датами, именами и событиями. Архивные данные не увлекают,
потому что я слишком хорошо знаю реальную жизнь Театралки, каждый ее дом,
все ее деревья и рисунки на заборах. Театральная - как старая подруга,
которая доложила тебе имена всех своих бывших парней, но ни разу не назвала
год своего рождения.
Это была любимая улица моих самых близких друзей-сокурсников - Оли Мулярчик
и Игоря, которого все наши звали Гариком. Мы трое родились и выросли на
совсем других улицах. Но Театралка заманила нас, как и всех, кто когда-либо
жил в Калуге, своим таинственным взглядом с прищуром. Мы любили гулять
по ней, сидеть в ее кафешках, бродить по магазинчикам. Бывали случаи,
когда мы проходили Театральную сверху вниз, а потом снизу вверх раз по
десять за долгий летний вечер. Улица ведь, на самом деле, короткая, никаких
выдающихся зданий здесь нет, и особыми красотами она тоже не блещет. А
вот почему-то приобрела славу московского Арбата или Невского проспекта.
Последняя наша общая фотография втроем тоже сделана на Театральной. Мы
стоим на железном диске, означающем "нулевой километр". Гарик
еще живой, Оля еще пухленькая, а я - еще умею улыбаться.
- Давай щелкнемся, - сказала Оля, когда мы пропустили по первому коктейлю,
- все-таки, в любимом кафе, после стольких лет...
- И на любимой улице, - отозвалась я, - кстати, ты слышала, что прошлой
зимой за одну ночь здесь убили сразу двоих прохожих?
Мы попросили девушку за соседним столиком сфотографировать нас. Сделали
напряженно-фотогеничные лица. Посмотрели на снимок в маленьком окошечке
цифровика, и я пообещала - вышлю тебе фотку на имейл, как только приеду
домой.
За окнами шумела веселая музыка. На Театральной часто проводят различные
рекламные акции. Ростовые куклы бегают за прохожими и очень хорошо вписываются
в колорит этой улицы - с гигантскими граффити, с домами из "ветхого
фонда", с чугунным крыльцом старой аптеки...
- Я так давно здесь не была, - тихо сказала Оля, - смотрю, всю Театралку
плиткой выложили...
- Не всю, - ответила я, - впрочем, я тоже редко здесь бываю теперь...
Оля выдержала мой взгляд. Она прекрасно знала, о чем я хочу спросить.
Прожив пять лет в одном общежитии, мы научились понимать друг друга по
глазам.
- Ты про Гарика хочешь спросить?
Гарик никогда не был Олиным возлюбленным. И моим тоже. У нас был редчайший
случай странной дружбы - две девушки и парень. При этом Гарик не был из
числа тех женоподобных слабеньких личностей, которые, бывает, крутятся
в девичьей компании на правах "подружки".
Наоборот, он покровительствовал нам, защищал.
О детстве Гарика я знаю от Оли, потому что они с седьмого класса учились
вместе. Трудно представить Олю наивным ребенком. Она девушка жесткая,
говорит правду в глаза, и всегда поступает искренне. А жизнь любит бить
таких искренних - со всего размаху, но удары только закаляют и обостряют
чувство правды. Гарик был тоже искренний-битый, вот почему он стал опекать
наивную Олю в седьмом классе. Его самого жизнь начала лупить с рождения,
определив ему в матери профессиональную сводницу. В начале девяностых
в провинциальной Калуге быть сыном сводни - очень непросто. Гарик со школьных
лет умел говорить строгим мужским голосом. И у него всегда было много
денег. Хватало на себя и на нас обеих, на посиделки в кафешках Театральной...
- Да. Я до сих пор толком не знаю, от чего он умер, - сказала я. - Я ведь
долго лежала в клинике...
Оля деликатно молчит о моей клинике. Она отлично знает, что клиника была
психиатрическая - не потому, что у меня "крыша поехала", а потому
что слишком много накопилось в голове скверных и страшных воспоминаний.
Мы об этом молчим. Как о Гарике все наши знакомые молчат.
- Слушай, Алён, пройдем прогуляемся? Погода такая теплая. Прямо лето!
Мы вышли в пахучий весенний воздух, в котором немало городских примесей:
бензина, пыли, ядовитых ароматизаторов. На Театральной не очень большое
движение, машины ползут медленно, уважая характер "улицы всенародного
гуляния". И мы с Олей идем медленно, держась за руки, как первоклашки.
Слишком давно мы так не ходили.
- Вот, видишь? - Оля показала на витрину бутика "Аксессуары".
- Когда мы учились в девятом классе, здесь было кафе. Мы болтались по
Театралке с Гариком и его друзьями. Прикалывались, песни орали. Время
было позднее, часов одиннадцать, наверное. А ты же помнишь, какой дурдом
творился в девяностые. Люди боялись вечерами по улицам ходить. И вдруг
какая-то шантрапа выбила витрину в этом кафе. Все побежали, а я как дура,
осталась. Я почему-то подумала, что это Гарик витрину разбил...
Оля - среднего роста стройная брюнетка. Ей очень идет, когда она красит
волосы прядями. Светлое и темное вперемешку придает глазам необыкновенный
свет... Трудно представить, что в детстве и юности она была пухленькая.
Красивый высокий Гарик рядом с нею всегда воспринимался как старший брат.
- Подбегает мент, хватает меня за плечо. Ты витрину разбила?! Отвечаю
- я! У нас благородством считалось стоять друг за друга. Детство еще играло
в одном месте... В общем, привели меня в отделение. Оно тогда совсем рядом
было. Не прошло и минуты - Гарик за мной бежит. Это не она, кричит, витрину
грохнула. Это я! Они говорят - ладно, ты, девочка, иди, а с ним мы будем
разбираться...
Вытолкали меня в коридор, я плачу, в голове всякая героико-романтическая
чушь. Как будто мы с Гариком не в занюханном отделении милиции, а в застенках
гестапо...
Оля всегда рассказывает бесстрастно и прерывается только, чтобы сказать:
- Вот продуктовый, может, зайдем, возьмем по банке?
Маленький продуктовый магазинчик пережил бури девяностых и мертвый штиль
кризиса. Он жил, живет и будет жить - торговать хлебом, колбасами, кефиром,
булками и алкоголем. Вернувшись в раннюю юность, мы купили по банке слабоалкогольного
коктейля, и вышли к аптеке. Оля продолжила рассказ:
- А по коридору идет мент и спрашивает: "Ты чего, девочка, плачешь?"
Я, наивное существо, господи, какое я была дитё малое! - рассказываю ему
все. А он, мразь такая, говорит - да, мы его оставим здесь и видимо, посадим
в колонию. Но ты можешь ему помочь. Ты хочешь ему помочь? "Да, дяденька,
хочу", - хлюпаю я. Тогда иди за мной, зовет эта сволочь. И я иду
за ним - мимо кабинета с открытой дверью, в котором сидит и дает показания
Гарик. Он увидел меня, и представляешь - все понял сразу же! Вскочил и
заорал: пошла вон отсюда! Убирайся! Орал и посылала меня на все буквы
алфавита, так, что я в испуге и огромной обиде убежала. Потом-то я поняла,
зачем он так меня материл...
- У него всегда было в десять раз больше житейского чутья и опыта, чем
у нас, - сказала я.
- Конечно. Какая у него мамаша была... Знаешь, не могу сказать о ней ничего
плохого. Нормальная тетка, а профессия ее - не наше дело. Помню, она мне
свои шмотки давала поносить, когда я уже начала на свидания бегать. Я
бы тебе подарила, Оль, говорила она. Но папа с мамой увидят, будут спрашивать,
откуда вещи. Лучше ты у меня бери. И я приходила и брала, даже когда ее
дома не было.
Юноша в яркой футболке, проходя мимо, вручил нам с Олей рекламные флаеры.
Что-то о скидках на компьютерную технику. Мы бросили флаеры в урну у подножия
монументального крыльца аптеки (как мы назначали свидания - "на Театралке,
у аптеки!). Эта аптека тоже вечна, как город Рим, как египетские пирамиды,
как продуктовый магазинчик на Театральной.
- Но что все-таки с Гариком случилось? - спросила я. - Мне говорили что-то
о наркотиках, но я не верила.
- И я не верила, - сказала Оля. - Я ведь уехала тогда на стажировку в
Москву. Когда вернулась, встретила его. Деньгами он швырялся как персидский
шах. И здесь, в Калуге, его было не застать. Все время в разъездах. У
меня новая работа, говорит он. А работа - я чуть в обморок не грохнулась,
когда услышала. Наркоту он продавал. Возил откуда-то из Твери и продавал
здесь, в Калуге. К тому времени он себе квартиру купил, кстати, здесь,
на Театральной, скоро мимо проходить будем. В старом таком доме...
Оля, однако, показала рукой не на жилой дом, а на столовую, торчащую на
пересечении улиц.
- Вот где я сто лет не была!
Я засмеялась, хотя в мыслях был страшный рассказ о Гарике и наркотиках.
В этой столовой мы обедали тысячи раз. Место, облюбованное студентами
всего города. Сейчас оно не столь популярно, потому что студенты стали
богатыми и заносчивыми. А "Пельменная" на Театралке пахнет дешевой
подливой, кислой капустой. А еще здесь подают водку на разлив, поэтому
в "Пельменной" всегда полно мужиков определенного сорта. Нас
это общество никогда не пугало. Аппетит и нахальство молодости сильнее
предрассудков.
Мы с Олей посмотрели на меню - оно фактически не изменилось. И одновременно
взяли по подносу, чтобы набрать студенческой еды (свекольно-сырный салатик,
пельмени со сметаной и пиво) и омолодиться на десять лет.
- Даже вкус не изменился, - сказала я. А Оля серьезно заметила:
- Мне вообще кажется, что на Театралке время движется как-то по-другому.
Она пила пиво быстрее, чем я, и в ее рассказе зазвучали слезы, хотя глаза
Оли были сухи.
- У Гарика этот бизнес был организован на пять с плюсом. Наркоши со всего
города ходили к нему, но он приказывал, чтобы вели себя тихо, и ни в коем
случае не кололись в его подъезде и дворе. Чтобы не было нареканий от
соседей. Два раза, однако, кто-то стучал на него, и приезжали с обыском,
но он больших партий дома не держал, а маленькие быстренько отправлял
в унитаз. Милиция уходила ни с чем. К тому времени он сам подсел.
- Да ты что? - с ужасом спросила я.
Представить себе, что Гарик - капитан волейбольной команды своего вуза,
серьезный человек, глубок знающий жизнь, способен отдаться наркоте, было
невозможно.
- Да, да. Однажды - я еще в Калуге жила - он заявился ко мне подколотым.
Я сразу поняла, что он не в себе, едва дверь открыла. Гарик, сказала я,
идиот, что ж ты делаешь? Тебе ли не знать? Знаешь, Алён, он даже под кайфом
был серьезный, и все соображал. Я не подсяду, Оля, сказал он. Я так снимаю
стресс. У меня работа тяжелая и страшная.
Оля быстро положила вилку с пельменем, пальцы у нее задрожали, и она сделала
большой глоток пива.
Несколько секунд я не видела ее глаз. Оля, твердая девушка с сильным характером,
прятала от меня "слезы-сопли", как сама презрительно называла
это.
- Это в последний раз я его видела. А через пару месяцев позвонил Коньков
из моего бывшего класса и сказал: Гарик погиб. Его сбила машина на пересечении
Театральной и Кирова. Конечно, он был уколотый, и шел на красный свет,
ничего не видя.
Мы молчали. Я растерянно смотрела в стол, а Оля зажигала сигарету и кончиком
пальца трогала нижние веки - удерживала слезы, конечно же.
- Давай за упокой, - сказала я.
- Тогда не пиво, - Оля встала, ушла к окошечку, в которое подавали пищу,
и скоро вернулась с двумя стопками водки.
Теперь она была совершенно спокойна на вид. Мы быстро и молча проглотили
водку.
- Потом со мной все бывшие одноклассники не разговаривали. Потому что
на похороны к Гарику я не пошла. Его мама позвонила мне и сказала: "Оль,
я все понимаю, и не обижаюсь, я знаю, что тебе нельзя". У нас, у
евреев ведь не положено ходить на кладбище, если твои родители живы...
Я не из-за этого, конечно. Я совсем не ортодоксальная.
Оля помолчала, а я поняла, что содержится в этой паузе. Моя подруга не
могла видеть Гарика мертвым. И я не смогла бы.
- До сих пор некоторые одноклассники со мной не здороваются, - сказала
Оля, - да и наплевать. Я живу в Питере, приезжаю сюда на пару недель в
году...
Мы вышли на Театральную. Направились вниз. Оля показала мне бледно-зеленый
дом: "Вот здесь". Без комментариев я поняла, что в этом доме
- старом, как все жилые строения на Театралке, Гарик жил, продавал свой
кошмарный товар и сюда спешил, когда машина сбила его на самом оживленном
перекрестке города.
До конца улицы мы шли, просто вдыхая весенний воздух, наблюдая, как переливается
вечернее небо над шиферными крышами. А потом Театралка вытекла на площадь.
- Пойдем назад? - спросила Оля.
Я кивнула.
И мы двинулись вверх по Театральной. Потому что время на этой короткой
улице течет особенным образом, и позволяет прожить одни и те же фрагменты
жизни много раз, если они важны для вас.
Медынь Калужской области
"Наша улица” №130 (9) сентябрь 2010 |
|