|
|||
Эмиль Александрович Сокольский - критик, литературовед. Родился 30 июля 1964 года в Ростове-на-Дону. Окончил геолого-географический факультет Ростовского государственного университета. Работал старшим библиографом Ростовской государственной публичной библиотеки, в журналах «Дон» и «Ковчег». Член редколлегии журнала «Ковчег» (Ростов-на-Дону), дважды лауреат премии этого журнала. В 1990-х годах на ростовском радио провёл на основе своей фонотеки множество авторских передач об истории мировой эстрады 20-40-х годов. Участник искусствоведческих и литературоведческих научных конференций. В настоящее время работает в краеведческом журнале «Донской временник». Автор множества очерков (иногда их называют новеллами или эссе - единого мнения нет), посвящённых истории дворянских усадеб, церковной старине, местам, связанным с жизнью и творчеством известных русских писателей, художников, музыкантов, деятелей культуры. Редко выступает с рассказами. Член Союза писателей ХХI века с 2011 года. Постоянный автор журнала "Наша улица".
|
Эмиль
Сокольский
ТАК ВОЗВРАЩАЕТСЯ РАССУДОК О стихах Евгения Лесина Евгений Эдуардович Лесин родился в 1965 году в Москве. Окончил Литературный институт им. М.Горького. Ответственный редактор приложения "Экслибрис" "Независимой газеты". В “Нашей улице” публикуется с 1-го пилотного 1999 года номера. Сказать, что Евгений Лесин
поэт большой внутренней свободы, значит, ничего не сказать. И разве настоящий
поэт должен быть иным? Но о свободе – небольшое уточнение. Если, допустим,
Арсений Тарковский, Семён Липкин, Аркадий Штейнберг и другие мастера стиха,
начинавшие в 20 – 30-е годы прошлого столетия, никогда не шли на поводу
«требований времени» и оставались независимы вопреки, то нынче пиши как
хочешь и о чём хочешь, не расплачиваясь за это государственной опалой.
Однако теперешняя «независимость» – она разная. Одни пишут, глядясь в
зеркало, заигрывая с читателем либо вдохновляясь «величием замысла», другие
– с предельной искренностью (так писал стихи Набоков – кстати, критически
относившийся к «искренности» в литературе), с оглядкой лишь на читателя,
выступающего для автора если не как его второе я, то – как близкий, понимающий,
чуткий человек, – умный, которому «достаточно». Прекрасен снег в Москве весной Внешняя зависимость неодолима:
человек зависим от семьи («еженедельная повинность», уточняет Лесин),
от политических условий, от службы, от болезней… И отстраниться, дистанцироваться
от происходящего вокруг помогает… алкоголь. Стихи я хорошие писал-писал Здесь сбои ритма, примитивная рифмовка, как бы нехотя подобранные слова – создают своеобразную интонацию: похмельное покачивание из стороны в сторону, поиски опоры, затруднённость речи, неровное дыхание (вообще у Лесина сама речь задаёт ритм, – не ритм встраивает в себя речь); слова-строки выпрямляются, выравниваются, вот-вот они преобразуются в гармонию, польются плавно: хватит шатаний и вялости, нужно показать, на что ты способен, – хоть пьяный, хоть трезвый, коль рассчитываешь на прижизненную славу, ведь «Пока выпивают с тобой бомжи, а не боги, / Что бы ни говорили – только бы говорили». И вместе с тем – жить в литературе, а не в тусовке, тусовка смертна, а литература вечна, если делает её человек одарённый, независимый, сильный. И, конечно, – в одиночестве, только в одиночестве: Вчера шумно праздновали юбилей
– Приёмами постмодернизма Лесин пользуется умеренно; если цитирует кого, то бьёт не в бровь, а в глаз; и узок круг этих авторов. Великая всё же вещь – чувство меры; Лесин им владеет и зря, для показухи никогда не обыграет знаменитую цитату; гениальные, пусть и окутанные хмельным дурманом есенинские строки ему нужны для того, чтобы острее выразить своё понимание искусства как упоительной, самодостаточной игры и гулянки, несовместимых с трагическим миросозерцанием (которое «тем плохо, что оно высокомерно», – Кушнер что ни скажет, всё в точку!). «Чёрный человек, чёрный, / Ты портвейном меня не мучай…» (гостю Шварцману), «Наша жизнь – поцелуй и в кому» (в мире неспокойно, зарплату не платят, девка хочет замуж…) Лесин следует примеру Бомарше: смеётся из опасения – как бы не заплакать… Но, может, Лесин и не собирался плакать? Вот, на первый взгляд, всего лишь иронико-юмористический перепев хрестоматийного «Ночь. Улица. Фонарь…»: Когда-то здесь был «Военторг». Однако только ли – для забавы?
Лесин не столь прост. В этом четверостишии – совсем нехитрая, но художественно
выраженная мысль: перемены всё же свершились, фонарь, аптека сменились
другими, «прогрессивными», совсем не блоковскими реалиями. Но на самом
деле Лесин Блоку не возражает: бессмыслица осталась, не случайно же миниатюра
оканчивается «моргом»... Пошёл в туалет выпить воды
– Скажем, войны или наводнения. Нет ничего наивнее для художника,
чем противостоять властям, бороться с ними, препираться, обличать их…
То есть – принимать правила этой, заданной тебе игры и тем самым – уже
до вступления в борьбу – быть побеждённым. Без абстрагирования нет настоящего
искусства; в противном случае – оно вырождается. Политика проходит, искусство
остаётся, а последнее не может обслуживать конкретно-политическую тему… И я, как пролетарии всех
стран Или: И называют бизнес-ланчем Хотя прощать тут нечего, – напротив, Лесин иногда позволяет себе прямое выражение мыслей, прямые выпады именно потому, что сплошное остроумие, ничем не прореженный поток шуток выдаёт всего лишь натуру неглубокую; переживания, боль, наконец – беспокойную, ревностную любовь к родному городу никто не отменял, и кто, как не поэт, выразит их глубоко и проникновенно; юмору, иронии, сарказму такого поэта – большая цена. Сначала делаем так: осушаем
Водоотводный канал. Следом идёт никому не нужная
река Москва. Евгений Лесин способен шокировать, балансируя на грани хорошего вкуса; но, читая стихотворение за стихотворением, скоро понимаешь: эту грань он не перейдёт; напротив, встретишь вдруг строки такой светлой печали, такой сдержанной тоски! Их мало, этих стихов, обидно мало… От частых встреч и долгих
разлук, Любовь уходит водой в песок, Когда бережёшь и когда не
ждёшь, И даже если огорчительно удивит признание автора (неужто и вправду у него так?): И я, наверное, умру то другие строки – ещё решительней заявляют, успокаивают: Но зато мы живём за Садовым, Так что с Лесиным держи ухо востро… «Жизнь не так уж пакостна порой. / Особенно для глупых и влюблённых», – смеётся он и пристраивается к великим поэтам, утверждающим значительность, непостижимую фантастичность жизни: «И каждый миг – незабываем. Значителен любой пустяк»; пристраивается и поёт не о временном – о вечном, о примирении с жизнью, о душевном равновесии, о счастье, в конце концов: Пока тепло и не закат Увидеть небо над рекой Да, всё верно. Много можно рассуждать о Евгении Лесине, но – вот оно, главное: тем, кто слишком погружён в повседневность, с её бесконечными заботами, – а кто в них не погружён? – Лесин приносит покой, возвращает рассудок. Ростов-на-Дону
|
|
|
Copyright © писатель Юрий Кувалдин
2008 Охраняется законом РФ об авторском праве |
|||
|