Игорь Снегур "Ветер бытия" (Пространство нано-арт) эссе

Игорь Снегур "Ветер бытия" (Пространство нано-арт) эссе
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин

 

Игорь Григорьевич Снегур родился 27 марта 1935 года в Москве. Учился в полиграфическом институте на факультете графики в 1960-64 гг. Участник первых выставок абстракционистов в Москве в студии Э.М. Белютина, 1958-60. Работал в кино, театре, книге, плакате.
Организатор известной группы «20 Московских художников», ежегодные выставки которой проходили на Малой Грузинской ул., 28 в Москве с 1978 по 1988 годы.
Учредитель первой частной галереи «Марс» в 1988 году, 11 сентября. Издатель журнала-каталога «Арт-Панорама», 1993 г.
Участник более 50 выставок. Среди них:
1953-54 гг. Выставки студии доц. А. Шамагина. Клуб Горбунова. Фили. Москва.
1960г. Всесоюзная выставка народного творчества. Манеж. Москва.
1958-62 гг. Выставки студии Э.М. Белютина. Москва.
1972г. «Квартирная выставка». Мастерская художника В. Щорца. Москва.
1974 г. Персональная выставка. Дубна. Дом Культуры.
1975г., февраль. Первая выставка московского авангарда. Павильон «Пчеловодство». ВДНХ. Москва.
1978-1988 гг. Десять выставок группы «20 Московских художников» на Малой Грузинской ул., 28. Москва.
!987 г., июнь. Персональная выставка на Малой Грузинской ул.,28. Москва.
1988 г. Отель «Бельведер», Лимин-Херсонесос, остров Крит. Греция.
1988 г. Выставка «Московские художники». Хельсинки. Финляндия.
1991 г. Персональная выставка. Галерея «RUSS». Хельсинки. Финляндия.
1991 г. Персональная выставка в «Палама Холл». Афинский Университет. Греция.
1992 г. Выставка «Другое искусство». Государственная Третьяковская Галерея. Москва.
1993 г. Выставка групповая. Галерея «Русшип». Оснабрюк. Германия.
1994 г. Персональная выставка. Галерея «Moscow Fine Art». Москва.
1994 г. Персональная выставка. Офис фирмы «Австрой». Москва.
1994 г. Выставка в галерее «LE CHAT». Москва.
1995 г. 04.08.- 04.09. Персональная выставка. Центральный Дом Художника. Москва.
1995 г. Выставка коллекции музея современного искусства А.Глезера. ГМИИ им. Пушкина. Москва.
1995 г. Персональная выставка в офисе «Диалог-Банка». Москва.
1996 г. Персональная выставка. Галерея «Moscow Fine Art». Москва.
1996 г. Персональная выставка в центре “Американский Фонд Карнеги». Москва.
1998 г. Персональная выставка. Галерея «Moscow Fine Art». Москва.
1999 г. Персональная выставка. Галерея «Залман». Манхэттен. Нью-Йорк. США.
2000 г. 08.08. – 08.09. Персональная выставка в залах Дирекции выставок и аукционов Российского Фонда Культуры. Старая Басманная ул., 15. Москва. 100 работ с 1978 по 2000 гг.
2000 г. Персональная выставка. Галерея «Moscow Fine Art». Москва.
2001 г. Персональная выставка. Галерея «Moscow Fine Art”. Москва.
2001 г. Выставка «Абстрактное искусство ХХ века». Русский Музей. С.-Петербург.
2002 г. Выставка «Вещь, как Объект». Музей декоративно-прикладного искусства. Москва.
2003 г. Выставка «Антитеррор». Галерея «Кентавр». Москва.
2003 г., май-июнь. Персональная выставка. Галерея «Кросна». Москва.
2004 г. Выставка «Нео-абстракционизм». Галерея «А». Москва.
2004 г., май. Первый Салон искусств «Лучшие художественные галереи». Галерея «У Яра». МИВЦ Инфо-пространство. Москва.
2004 г., сентябрь. Выставка Объединения московских художественных галерей. Крокус-экспо. Москва.
2004 г., сентябрь. Выставка посв. 30-летию Бульдозерной выставки. Арт-клуб «Вернисаж». «20+1». Москва.
2004 г.28.09.-24.10. Персональная выставка. Галерея «У Яра». Дом Кино. Союз Кинематографистов РФ. Москва.
2004 г. сентябрь-октябрь. Второй Салон искусств «Лучшие художественные галереи». Галерея «У Яра». МИВЦ Инфо-пространство. Москва.
2005 г. 13.07. – 25.08. Выставка «Живопись Игоря Снегура и стекло Ольги Победовой». Культурный центр «Рослин». Москва. Селезневская ул., 54.
2005 г., ноябрь. Выставка в рамках Международного фестиваля искусств в г.Магнитогорске. Россия.
2005 г. 06.11. – 06.12. Персональная выставка. Арт-клуб «Вернисаж». Москва.
2005 г., декабрь. Ежегодная выставка ART MIF в Манеже. Галерея «Таис-Арт». Москва.
2006 г. 10.05. – 05.06. Выставка «SUPREMADISM». Россия – Венгрия. Музей современного искусства З.Церетели. Москва, ул.Петровка, 25.
2006 г. 16.11. Конкурс им.Виктора Попкова. Выставка Международного Художественного Фонда в Доме Кино. Вручена II Премия, Диплом и памятная медаль.
2006 г. 15.12. – 21.12. Ежегодная выставка ART MIF в Манеже. Галерея «Классика». Москва.
2006 г. 26.12. Выставка «Рецептуализм. И.Снегур, В.Копачев, А.Трифонов». Галерея А-3. Москва.
2006 г. 20.12. Аукционный Дом Кристи. Аукцион «Искусство импрессионизма и модерна». Лондон.
2007 г. 15.06. Аукционный Дом МакДугал. Аукцион русского искусства. Лондон.
2007 г. 29.11. Аукционный Дом Кристи. Аукцион «Русские иконы и картины, включая работы художников нон-конформистов». Лондон.
2007 г. 13.12. – 17.12. Ежегодная выставка ART MIF в Манеже. Галерея «Классика». Москва.
2007 г. 24.12. – 03.01.2008. Выставка «И.Снегур, В.Копачев, А.Трифонов». Галерея А-3. Москва.

 

вернуться
на главную страницу

Игорь Снегур

ВЕТЕР БЫТИЯ
(Пространство нано-арт)

эссе

 

Все что мыслим, видим, слышим, чувствуем, и что, – не мыслим не видим, не чувствуем, - погружено в Бытиё. Часть открывается в реальном мире, - природа, макрокосмос: другую часть представляет наука, - мир физических явлений, микромир. Обе территории равно проявляются ВНЕ-ВРЕМЕННЫМ ВЕТРОМ БЫТИЯ как: формы-качества, мысле-формы. Очевидно, эти две пары Вселенская Константа.


Ветер Бытия это дух Божий мятущийся над бездной, до начала всякого существования, до начала Мира, ОН ВСЕВЕЧЕН, и через него проявляется всякое ЧТО. Он равным образом всё и вся обнимает, освящает и проницает, олицетворяя тем вселенскую ЛЮБОВЬ ко всякой сущности, даёт всякому качеству проявить себя через форму, принося себя в жертву – отчуждая от себя СУЩЕСТВОВАНИЕ ВО ВРЕМЕНИ, которое суть лишь подобие, в-себе-отражение.


Качество испрашивает у ДУХА себе форму, и через то становится мысле-формой, эйдосом, другого пути становления у качества нет. Существование возможно лишь через ОГРАНИЧЕННУЮ ВРЕМЕНЕМ ФОРМУ, которую щедро жертвует Вне-временной Ветер Бытия: ибо противоположное последнему, «для-себя-время», - не ИСТИННО, но лишь диалогично.
Ветер Бытия творит вселенную ежесекундно, и человек Со-Бытийствуя, через Я-индивидуума, со-творит через свободную волю.


Как же художник использует пространство в современной живописи?


Изобразительная поверхность воспринимается как двумерная плоскость, на которой совершается действо. В древние времена частично использовалась физическая глубина материала плоскости: углубление или рельеф. Имеется в виду техническая сторона ремесла: египетские письмена, византийская живопись, где не была еще представлена прямая перспектива. Появление последней, в эпоху Ренессанса, значительно ограничило возможности художника в использовании материала плоскости. Лишь в середине 19 века, после импрессионизма, ташистов, постимпрессионистов, - снявших предметность как доминанту изображения, - прямая и обратная перспективы стали правомерными в ремесле художника, для этого понадобилось 300 лет.


Современный художник воспринимает ныне не только плоскость как место действа, но и пространство «перед» и «за» поверхностью. Различаются они функциями, которые им придает автор. Итак три элемента: физическое пространство (над поверхностью, совпадает со зрителем), второе - плоскость-поверхность, как место действия, и третье, - виртуальное пространство за плоскостью. Впервые художник может соединять в одном действие как мотивированный жест, так и немотивированные события творческого порыва. Немотивированный творческий порыв совпадает с Со-Бытиём, он дает открыться глубиному Я-личности.


Итак, внутрений-духовный и внешний-физический человек.


За-картинное пространство многомерно, не нарушая своего существа, имеет множество точек перспектив, как прямых, так и обратных. Не имея связи с физическим макромиром, оно, однако, через форму-цвет-тон, оперирует ритмами, энергиями, резонансами, знаками. За-пространство становится проводником события, в которое погружен автор-художник, открывая зрителю творческий процесс. Таким образом, «О» пространство К.Малевича, отождествляется с тонкими энергиями на которые реагирует природа человека. Здесь уместно вспомнить о Душе, или об Эйдосах, постигаемых Платоном.


Пространству «над» поверхностью плоскости свойственно иметь прямую перспективу, - так проявляет себя зрение, - также фактуру-тактильное, и рельф. Поэтому шагать предметной живописи «за» плоскость не органично. Это не значит, что невозможны комбинации пространств в одной картине, но доминанта качества пространств должна быть реализована.


Для примера возьмем работу Ольги Поповой, кажется это 1925 год, «Кувшин над шахматной доской», 60 х 80 см, работа находится в коллекции Д. Костаки. На плоскости, диагонально, прорисована шахматная доска, сверху прикреплён картонный, обьёмный, кубистический кувшин, - с прорисями теней, полутеней. Налицо использование пространства «над» плоскостью картины, - демонстрируется вещность вещи в физическом реальном пространстве, в экспрессивной форме.


Западное искусство, после 1920-х годов, формализовало идеи К.Малевича, переведя их в прикладную область декора, лишив глубины, чего не скажешь о работах М. Шварцмана, основанных на внутреннем созерцании и медитации за-картинного пространства.


Этой темы касается художник Эрик Булатов в книге «Живу дальше», 2009 года. В его размышлениях о картинном пространстве больше оправдания иллюстративности или коллажа, чем «правды пространства», которую демонстрирует в своих работах Михаил Шварцман.


Человек узнает лишь то, что есть в нем самом, иначе, чем ему измерить неизвестное? Я-эго отзывается и реагирует на внешнее через резонансные сигналы и присваивает «себе и для-себя» через ВО-ВНЕ С ЦЕЛЬЮ К СЕБЕ то, что является отражением его самого, - ведь подобное узнается подобным. Медитация за-пространства также результативна, как и зрительные впечатления, которые ведут художника реалиста, но проявляет себя иначе. Силовые поля, ритмы, энергии, пробуждают в художнике порыв их опредметить. Используя цвет-форму-тон, свободные от «шумов» реального мира, художник вовлекает зрителя в творческое со-участие. Беспредметная картина являет акт чистого Бытия художника, поэтому вызывает волнение для вступивших в контакт с ней.


За-картинное пространство обозначим как Пространство-Нано-Арт.

 

“Наша улица” №133 (12) декабрь 2010

 


 
  Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве