Юрий Кувалдин родился 19 ноября 1946 года
прямо в литературу в «Славянском базаре» рядом с первопечатником Иваном
Федоровым. Написал десять томов художественных произведений, создал
свое издательство «Книжный сад», основал свой ежемесячный литературный
журнал «Наша улица», создал свою литературную школу, свою Литературу.
вернуться
на главную страницу |
Юрий
Кувалдин
НАХТИГАЛЬ
рассказ
Бог Нахтигаль, меня еще
вербуют
Для новых чум, для семилетних боен..
Осип Мандельштам "К немецкой речи"
Я дошел под июльским немилосердным
солнцем до первой попавшейся скамейки и сел в жидкой, этакой в стиле Исаака
Левитана, тени под пыльным и корявым ясенем, и принялся читать Еврипида
"Гекубу". Открыл наудачу и в восторге унесся туда:
Хор
На крылатых стопах мой покинут шатер:
Я украдкой к тебе, Гекуба,
От постылого ложа, где жребий меня
Оковал, далеко от Трои,
Ахейца рабыню с злаченым копьем
И лова его добычу.
Но я бремени муки с тебя не сниму...
Мои вести - новое иго,
И сама я, царица, - зловещий герольд.
На собранье людном данаев,
Говорят, решено Ахиллесу твою
Дочь зарезать. Слыхала ль: горя
Кольчугой, он встал над гробом?
Это он и ладьи на волнах удержал, -
А у них уж ветрила вздувались тогда,
Напрягая канаты, - и царь возопил:
"О, куда ж вы, могилу мою
Обделив, куда ж вы, данаи?"
И волны сшибались в пучине вражды,
Где эллинов мысли двоились.
Одни копьеносцы кричали: "Дадим
Могиле девицу", другие:
"Не надо" - кричали. Меж них
И ложе был вещей вакханки твоей
Почтивший - Атрид Агамемнон.
А против вздымались две ветви младых
На древе Афины - две речи лились
И волей сливались единой.
Шумели герои, что надо венчать
Могилу свежею кровью;
Что стыдно для ложа Кассандры - копье
Ахилла унизить, шумели.
Но чаши весов колебались еще,
Пока сын Лаэрта, чей ум
Затейливей ткани узорной,
Чьи сладкие речи умеют сердца
Мужей уловлять, не вмешался.
И так говорил он, внушая мужам:
"Иль лучшему в сонмах Данайских
Рабыню убить пожалеем?
Смотрите, чтоб мертвый, царице представ
Аида, данайцев не назвал,
Собратий забывших, которых в Аид
Сослала любовь их к Элладе
С Троянской равнины".
Сейчас Одиссей, царица, придет...
Детеныша он от сосцов
Твоих оторвет материнских,
Вырвет из старой руки.
Иди к кораблям, иди к алтарям!
Колени Атрида с мольбой
Обняв, призывай ты небесных,
Подземных царей заклинай!..
И если помогут мольбы,
Дочь будет с тобою, Гекуба...
Иначе увидеть придется тебе,
Как девичья кровь обагряет
Вершину могилы
И черные реки бегут
С золотых ожерелий.
На заборе напротив того места,
где я сидел, была натянута в два ряда современной разработки с серебристыми
шипами, похожими на клыки акулы, колючая проволока. Сзади крепостная стена
монастыря, в тылу которой старые гаражи, заборы, нет выхода к реке. Причем
от угловой башни Нового Симона пахло перегноем, как на скотном дворе.
Кирпичи были выбиты, по карнизам росли кусты, и даже деревья. Русская
старина у нас всегда связана с упадком, разрухой. Могилой. А то и просто
свалкой. А я тут сижу в заброшенном парке и думаю о мраморе. Из мрамора
ваялась любовь. Эрос. Из которого писатели создали Хероса, то есть Херос
теоса, христианского Бога Христа. Мрамор эллинов и римлян в эротичной
красоте. Что значишь ты? Что значу я? Когда бессмертие прекрасно. Мне
почему-то вспомнился любовный экстаз Святой Терезы к Богу. Россия - это
интерпретированное греческое слово Эрос. В Эросе нет ни эллина, ни иудея.
А потом я почувствовал, что чья-то холодная, мраморная рука коснулась
моей щеки. Я вздрогнул.
Себя губя, себе противореча,
Как моль летит на огонек полночный,
Мне хочется уйти из нашей речи
За все, чем я обязан ей бессрочно.
Зачем я вспомнил эти строки? Я ведь отчетливо понимаю, что мраморная женщина
может красоваться где угодно, хоть на кладбище чудесного Донского монастыря.
Но дотошный учитель будет интересоваться: кто она и откуда? Вообще же,
все эти имена и даты я плохо запоминаю, да и считаю запоминание ненужным
делом. Старые преподаватели терзали всегда мою душу этими именами и датами.
А уж о математиках, физиках и химиках не говорю - их бы я отправил без
суда и следствия как врагов народа на «Завод серп и молот», в школе им
делать нечего. В школе нужна литература, язык (греческий, латынь, русский,
английский, китайский), этика и эстетика, иными словами любовь к чтению
и правила поведения на улице, в метро, в театре, и на стадионе. Поэтому
советские учителя, гэбешного типа (специалисты по выматыванию душ вопросами:
а это что такое? а это как называется? Так бы им дал в лоб топором Раскольникова
за эти вопросы) и остались лишь преподавателями, ничего не создав самостоятельно.
Всем студентам и школьникам я бы разрешал на экзаменах открыто списывать.
Но я-то как могу покинуть мои полуразрушенные монастыри, даже не монастыри,
не камни, вопрос в другом, как я могу покинуть русскую речь, сущностью
которой я и являюсь!?
Черт! Какое-то странное наваждение в тени чахлых ясеней между заводом
"Динамо" и дворцом культуры ЗИС. Однако почти бесшумной медленной
античной походкой через некоторое время откуда-то сзади подошла женщина
мраморного вида и спросила:
- Можно, простите, присесть с вами?
Есть между нами похвала без лести
И дружба есть в упор, без фарисейства --
Поучимся ж серьезности и чести
На западе у чуждого семейства.
- Да, пожалуйста, - сказал я в некотором изумлении, оглядывая женщину,
и по мере оглядывания, возбуждаясь. У нее были крылья и глаза ее были
закрыты как на саркофаге.
"Бог Нахтигаль!" - подумал я.
Поэзия, тебе полезны грозы!
Я вспоминаю немца-офицера,
И за эфес его цеплялись розы,
И на губах его была Церера...
- Какой красивый шпацик прыгает, - сказала статуя ровным голосом диктора.
- Что вы сказали? - не понял я и спросил: - Что еще за шпацик?
- Вы не знаете, что такое шпац?
- Нет.
Статуя усмехнулась и сказала:
- Впрочем… Да это наш воробей.
- Воробей?
- Шпац.
- Шпац, - послушно повторил я.
Еще во Франкфурте отцы зевали,
Еще о Гете не было известий,
Слагались гимны, кони гарцевали
И, словно буквы, прыгали на месте.
Кругом благоухала зелень и звонко, заливисто выбивал чеканку по меди соловей.
С оттяжкой:
- Тиу-тиа, тра-та-та-та-та!
На развалинах монастырей, на отеческих святынях. Снесли старый Симонов
Монастырь в излучине красавицы Москвы-реки, чтобы на этом месте построить
бараки за колючей проволоки для производства динамо-машин.
- Нахтигаль, - сказала она.
Скажите мне, друзья, в какой Валгалле
Мы вместе с вами щелкали орехи,
Какой свободой мы располагали,
Какие вы поставили мне вехи.
Вряд ли можно сказать, что
ты появился в пустой мир, придумал его и описал, как Господь Бог, потому
что до тебя уже были такие смельчаки, которые и придумали мир, и описали
его в красках. По сути дела, мир к твоему рождению живет уже наполненной
жизнью, а ты появляешься на эту сцену абсолютно пустым. Но обладаешь феноменальным
качеством запоминать, перемешивать впечатления в своей душе, и создавать
свои произведения.
Целую мраморные губы.
Вы целовали страстно когда-нибудь мраморные губы, при этом поглаживая
низ женского мраморного живота? Задрав юбку, я уже дошел губами до ее
белоснежного лона. Я сам превратился в мрамор, и мой фаллос стал мраморным,
и все равно он ей оказался мал, потому что я весь влез в неё целиком и
свернулся улиткой.
- Что? - не понял я, но тут же спохватился: - Ах, да, нахтигаль.
И прямо со страницы альманаха,
От новизны его первостатейной,
Сбегали в гроб ступеньками, без страха,
Как в погребок за кружкой мозельвейна.
- Нахтигаль, то есть соловей... - сказала статуя.
Мраморное личико, губки сердечком, и черная родинка на щеке.
Чужая речь мне будет оболочкой,
И много прежде, чем я смел родиться,
Я буквой был, был виноградной строчкой,
Я книгой был, которая вам снится.
- Нахтигаль, то есть соловей... - повторил я.
Что за странная тяга у людей найти какое-то начало мира, да еще с умным
видом учеников начальных классов с бородами сказителей на гуслях, мол,
в начале было. Я же при этом начинаю сомневаться в наличии ума у этих
вопросителей. Достаточно хорошенько поразмыслить, чтобы понять, что жизнь
есть кольцо, то есть это такая фигура, у которой нет ни конца ни начала.
Вот почему наиболее прозорливые писатели, а не физики и математики, уже
сейчас допускают бесконечное существование «колец жизни» в бесконечном
Космосе. Проще говоря, та планета, на которой мы как будто бы живем, растиражирована
до кольцеобразной бесконечности, и на любой планете таким же образом,
как и у нас, изготавливаются дети.
Когда я спал без облика и склада,
Я дружбой был, как выстрелом, разбужен.
Бог Нахтигаль, дай мне судьбу Пилада
Иль вырви мне язык - он мне не нужен.
Я продвигался с обреченным видом заключенного по коридору на электромеханический
завод "Динамо" между глухими бетонными заборами, по обе стороны
которых прямо на асфальте приваленные к ним с чувством уничтоженной реальности
стояли надгробия, за мраморной женщиной, которая время от времени оборачивалась.
Да еще тут когда-то Карамзинская "Бедная Лиза" утопилась.
Бог Нахтигаль, меня еще вербуют
Для новых чум, для семилетних боен.
Звук сузился, слова шипят, бунтуют,
Но ты живешь, и я с тобой спокоен.
Я шел между глухими бетонными заборами за мраморной женщиной, которая
время от времени оборачивалась. Вошли на пятачок среди завода. Церковь,
бывшая когда-то в Старом Симоновом монастыре, в годы разгула большевизма
превратившаяся в один из цехов завода "Динамо", ныне, с концом
СССР, восстановленная, где в раке упоены мощи Пересвета и Осляби, пришедших
некогда из Троицы моей любимой на поле Куликово.
Полиместор
Хоть на запор - все сказано!
Агамемнон
Немедля
Куда-нибудь на остров из пустых,
И кинуть там! Вещун не в меру дерзок!
Телохранители уводят Полиместора.
А ты, Гекуба, бедная, тела
Похоронить иди... Вы разойдитесь
По господам в шатры свои, троянки...
Тот ветер, что домой зовет, слегка
Повеял уж, я вижу! До отчизны
Пусть боги нас доправят и труды
Забыть дадут под мирной сенью отчей!..
Хор
(покидая орхестру)
Туда, на берег, в шатры
Идите, подруги,
И рабской вкусите доли.
От судьбы не уйдешь никуда.
Необычайной красоты обнаженная женщина из белого мрамора, с которой я
до этого страстно целовался под ясенями у полуразрушенной монастырской
стены Нового Симона, остановилась у мраморной колонны. Я вгляделся в эту
колонну, сделанную, скорее всего, в наши дни, ибо все могилы разоренного
кладбища были утрачены, и с совершенным безумием и страхом обнаружил на
ней надпись: "Алябьев".
Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!
"Наша улица” №141 (8) август 2011
|
|