Юрий Кувалдин родился 19 ноября 1946 года
прямо в литературу в «Славянском базаре» рядом с первопечатником Иваном
Федоровым. Написал десять томов художественных произведений, создал
свое издательство «Книжный сад», основал свой ежемесячный литературный
журнал «Наша улица», создал свою литературную школу, свою Литературу.
вернуться
на главную страницу |
Юрий
Кувалдин
ГИЛЕЯ
эссе
Я люблю Москву больше, чем
её любил Антон Чехов, ибо он был из Таганрога, и знал город поверхностно.
Я родился на Никольской в "Славянском базаре", и исходил её
за 60 лет вдоль и поперек, знаю каждую улочку, каждый тупичок, даже Кисельный
тупик, где был журнал "Театральная жизнь" и жил мой друг артист
Александр Чутко. Я люблю Москву до самозабвения, и каждый день днем, в
переревы между работой за письменным столом, навещаю какой-нибудь её уголок.
Вот, к примеру, на днях под палящим солнцем немилосердного августа иду
я Тверским бульваром к Никитским воротам, и замечаю вывеску: "Гилея".
Наконец-то, книжная лавка «Гилея» в центре! Тверской бульвар дом 9, там,
где Галерея современного искусства Зураба Церетели, где выставлялся лучший
авангардист и мой друг Игорь Снегур. Захожу, высятся современные книжные
стеллажи, и сразу взгляд упирается в «Дневник» Юрия Кувалдина. "Гилея"
- это книжный магазин серьезной, симфонической литературы.
Пасмурным теплым весенним
декабрьским деньком иду по любимому 1-му Казачьему переулку, в котором
до сих пор стоит бревенчатый дом, в котором в начале 90-х годов торговал
элитарными, то есть настоящими книгами Марк Фрейдкин. Настоящие книги
- это Булгаков, Мандельштам, Платонов, Пильняк, Замятин, Волошин… Все
эти авторы были изгнаны из книжных магазинов широким шопингом попсы. Марк
Ильич Фрейдкин продавал и то, что я издавал: Лев Копелев, Юрий Нагибин,
Фазиль Искандер, Юрий Кувалдин, Евгений Блажеевский, Станислав Рассадин,
Лев Аннинский, Ирина Роднянская и т.д. и т. п. Из 1-го Казачьего, минуя
Полянку, перехожу в 1-й Хвостов переулок. Тут прямо у метро "Полянка"
расположился бездарный книжный магазин "Молодая гвардия" (одно
название - убийственно), торгующий книжным ширпотребом - попсой. Это он
изгонял писателей со своих прилавков. С книгопродАвцами с тех пор я окончательно
разошелся. Недобитые комсомольцы!
Художественные особенности
текста должны превалировать над содержанием. Содержание - стрельнул, упал,
догнал - поле примитивной попсы, озабоченной сбором денег с нетребовательного
населения.
В каждой новой вещи я стремился к постоянному восхождению по ступеням
мастерства. То есть очень серьезно работал над формой. Я всегда помнил,
что фраза должна становится все более напевной и простой, несмотря на
то, что одновременно должна постоянно удлиняться. Вообще, в стиле писателя
есть оптический обман для читателя. Простота достигается через сложность.
Как это делает Лидер Третьего Русского Авангарда художник Александр Трифонов
в картине 2007 года "Мир человека". Чехов кому-то говорил, что
писать нужно сложными, сложносочиненными с подчинениями и вводными предложениями
фразами, только в этом случае можно добиться простоты. Вот на таких парадоксах
зиждется работа над формой в литературе.
Тележурналист Николай Карлович Сванидзе берется рассуждать о художественной
литературе, о великолепном писателе Юрии Марковиче Нагибине, слабо понимая
художественную литературу или вовсе оставаясь глухим к ней. Телеэкран,
картинка - вторичны по отношению к литературе. Литература создается и
читается в одиночестве. Адекватный разговор о литературе по телевизору
- это показ текста для чтения на экране, как в интернете. Текст - для
личностей. Экран - для попули, от этого и идет слово - попса (раньше это
называлось ширпотребом). Ныне телевизор смотреть неприлично. Поэтому в
интернете уже создан сайт - интернет против телевидения. В интернете -
свободное выражение каждого, каждый имеет право показать себя. В телевизоре
захватили экран манекены и топчутся там десятилетия, выражая волю властей.
Власть управляет государством по телевизору. Но недолог их век. Власть
в скором времени будет символичной. Общество не будет больше нуждаться
в окриках и запретах. И телевидение станет таким же доступным для каждого,
как интернет: миллион программ, и каждый будет светиться на голубом экране…
Читают книги - единицы. Бизнесу нужны миллионы покупателей. Своевобразную
попсу и изготавливает в ящике Николай Сванидзе. В телефильме о Юрии Нагибине
по каналу "Россия" Николай Сванидзе с видом первооткрывателя
цитировал "Дневник" Юрия Нагибина, послесловие писателя Юрия
Кувалдина, ни разу не упомянув меня, не сославшись на меня, мало того,
он придумал легенду, что Юрий Нагибин опередил Михаила Булгакова с его
"Мастером и Маргаритой" (публикация в журнале "Москва"
в 1967 году) именем "Гелла". "Дневника" Юрия Нагибина
в том виде, в котором он теперь пошел по миру, не было бы, если бы не
мое составление, моя редакция, мои примечания, мой писательский и издательский
опыт и т.д. Это я - писатель Юрий Кувалдин - решил включить в "Дневник"
эссе "О Галиче - что помниться" и "Голгофу Мандельштама".
Я действовал свободно, как будто я сам был Юрием Нагибиным и сам писал
этот дневник со всею ненавистью к тоталитарному режиму, к пропагандистам-функционерам
этого режима, к манекенам на телеэкране.
В мае 1994 года Юрий Маркович Нагибин переправил имя "Белла"
на имя "Гелла", чтобы не обижать поэтессу Беллу Ахмадулину,
одну из своих жен в молодости.
"Я пролистал машинопись, поражался откровенности записей, а Нагибин
увлеченно продолжал говорить. Потом вдруг рассмеялся:
- Тут на днях пригласили меня в музей Пушкина на Арбате. Шофер высадил
меня в переулке. По Арбату ездить теперь нельзя. Вечер. Горят фонари.
Нашел музей. Вхожу. Вахтер внимательно посмотрел на меня и говорит: “А
я вас знаю. По телевизору показывали. Вы - Набоков!”
Я рассмеялся вместе с Нагибиным. Мне показалось, что он был рад мне как
собеседнику. По всей видимости, здесь, в Пахре, за высоким забором писательской
дачи он чувствовал себя одиноким. Любопытная деталь: слушающий, он мне
казался стариком, но молодел, когда темпераментно начинал говорить. Я
чувствовал в нем жажду разговора. Потом, прочитав дневник, нашел подтверждение
этому одиночеству: “Друзей в литературе у меня нет”.
- Конечно, не принято печатать дневник при жизни, - сказал Нагибин, энергично
проведя рукой по седой шевелюре, - но я напечатаю! Только нужно кое-что
поправить... Люди живы. Могут обидеться…"
Юрий Маркович Нагибин полагал, что он будет свидетелем реакции знакомых
на его "Дневник". Он мне все время повторял, мол, ну и врежу
я всем этим слугам режима, хватит терпеть, я распустил все пояса, рванул
рубаху на груди. И наливал в хрустальную рюмку холодную водку, и подавал
горячие блины с маслом и с красной икрой. Гуляй! Но, увы, Господь уберег
его от этого. 17 июня 1994 года писатель Юрий Нагибин умер.
Андрон Михалков-Кончаловский
пил и ел рябчиков. Тем и войдет в историю литературы. Ибо литература вечна,
а кино смертно. Сейчас невозможно смотреть советскую полуправду. Уж жил
бы в Америке и гнал бы за бабки попсу про паровозы и стрельбу, сверкая
вставными зубами хищника, как акула. Как они все тогда рванули за кордон!
Думали, их там ждут. А там - такие же бизнесмены, не державшие в руках
букварь. И опять все сюда, назад, почуяли - тут совок реставрируют. Ошибаетесь.
Это временная уступка пережившим свое время наивным старикам с убеждениями.
Интересное слово "убеждение". У беды. Принести человеку беду,
значит - убедить его. Коммунизм принес беду. О Николае Сванидзе и говорить
не хочется. Его ждет судьба Валентины Леонтьевой, как и всех манекенов
с экрана - полное забвение. Кто такой Евгений Киселев? А ведь светился
каждый день. Жен писателей просто презираю - они интересовались только
гонорарами. А Нагибин все ставил и ставил штампы в паспорте.
Итак. Писатель Юрий Нагибин бессмертен. А эти, мельтешащие на экране,
мотыльки. Согласно теории рецептуализма - бессмертие обретается в знаке.
А Бог есть Слово.
Ночью мне звонит Юрий Нагибин, извиняется и кричит (именно кричит) в трубку:
- Юрий, ваша "Пьеса для погибшей студии" гениальна! А Клоун
просто бесподобен. Кого вы имели в виду? - высоким, звонким своим голосом
спросил Нагибин.
На стол вспрыгнул мой кот и посмотрел мне в глаза своими зелеными с черными
вертикальными щелями глазами.
- Себя, - ответил я, чуть помедлив, и добавил: - Как Флобер говорил, что
мадам Бовари - это он сам.
Я услышал заливистый смех на том конце провода, даже хохот. Потом, откашлявшись,
Нагибин сказал:
- Я такой же!
Неважно, что говорит собеседник,
важно, что напишет автор. Это умеет делать Татьяна Сачинская, она же жена
Игоря Снегура - Татьяна Снегур. Он говорит, художник Игорь Снегур говорит,
и разговор этот, казалось, является вполне обычным, рядовым разговором,
но, воплотившись в текст, становится самостоятельным литературным произведением.
Художник уезжает в деревню.
Игорь Снегур говорит: "Сегодня у нас в деревне Петрово-Дальнее я,
и три очаровательные барышни: Танечка, моя жена, Эля и Вика - ее подруги.
Вот и хорошо, что мы в деревне. Сегодня нам повезло - небо совершенно
чистое, без обещания дождей, и можно спокойно так посидеть..."
Как-то поэтесса Нина Краснова, беседовавшая с Игорем Григорьевичем для
"Нашей улицы", спросила у него: "У каждого художника должны
быть свои законы и свои правила?"
Игорь Снегур ответил:
"Главным законом для художника должна быть та сила, которая работает
внутри него и которая заставляет его творчество дышать. И художник должен
подчиняться только этой силе, чтобы его творчество дышало... Главный закон
художника находится внутри него. А кто подчиняется общим правилам и законам
и работает по социальным заказам, у того получается формализованное искусство.
Формализованное искусство - оно очень легкое. Это не искусство, а его
имитант. Его создают не созидатели, не творцы, а ремесленники. А созидателей
сейчас становится все меньше и меньше. Но все легкое, как мы знаем, всплывает
в воде и находится наверху (как та попса, которую мы каждый день видим
на ТВ), и всем становится ясно, что это не искусство. А все тяжелое, то
есть все весомое, мы знаем, тонет и находится внизу".
Дальше может идти беседа о чем угодно. Я частенько повторяю простую мысль,
что дело не в смысле. И даже не в правде, а в удовольствии от беседы,
от самой ткани текста, который нужно уметь ткать. А это умеют делать только
мастера. А чтобы стать мастером, нужно обнаружить себя в метафизическом
мире. Пока ты неизвестен, ты не существуешь. А как стать известным? Очень
просто, нужно пожертвовать жизнью ради искусства, иными словами, писать
новую картину, когда друзья идут в ресторан. Жизнь нужно положить на алтарь
искусства. То, что прочим людям кажется главным: взаимоотношения с родными,
близкими, воспитание детей, подбор и расстановка все новых и новых жен,
положение на службе, радости жизни - все второстепенно по отношению к
искусству.
Художник Игорь Снегур мастер ткачества.
Умер Василий Аксенов. В связи
с этим многое окрашивается новыми красками. Я издал в память о советском
литературоведении следующих советских критиков, работавших критиками за
деньги: Ирина Роднянская "Литературное семилетие"; Лазарь Лазарев
"Шестой этаж"; Вл. Новиков "Заскок"; Лев Аннинский
"Серебро и чернь"; Станислав Рассадин "Очень простой Мандельштам"
и "Русские, или Из дворян в интеллигенты", и еще некоторых авторов.
Так что можно подвести некоторые итоги, как говорится, предварительные.
Литературоведение (критика) - понятие советское. Штатные должности существовали,
а их нужно было заполнять. Существовал уровень заработной платы литературоведа
(критика). А все оттого, что тоталитаризм создал идеологическую базу для
оправдания своего насилия над Словом. Создал колоссальную систему книгораспространения.
Бойцы "литературного фронта" должны были строго соблюдать правила
игры, и тогда они получали не только паек, гонорар, но даже дачу в Переделкино.
В советской литературе не было деления на собственно литературу и на попсу,
то есть коммерческое нечто, что жует губами толпа. В одном месте Рассадин
говорит, что его раскупали. Он глубоко заблуждается, его "Союзкнига"
распыляла до одного экземпляра от Брест до Курил, и этот экземпляр обязательно
покупался учителем, врачом, графоманом... С падением СССР прекратила существование
и советская литература, включавшая такие понятия как темплан, заявка,
тираж, гонорар, Коктебель, должности в секретариате Союза и прочее. Быть
писателем научить нельзя. Писателем может быть только одиночка, вышагнувший
из социума и сидящий на облаке, наблюдающий бесконечное воспроизводство
человеков. Странно, что еще существует Литинститут, аппендикс Советской
власти - пора сделать операцию по удалению Литинститута. А всем, желающим
изучить строительный материал литературы - Слово, Логос - добро пажаловать
на филологические факультеты. Деньги из литературы ушли. Это место - Литература
- для Христа, Платонова, Достоевского и Кувалдина. Серьезная литература
не попадает в экономическую категорию. Литература - это Литургия, а из
храмов торгашей давно вытолкали взашей. Следовательно, писательство -
род духовной деятельности во благо Божественной программы. Люди - компьютеры.
Рождаются в готовую программу - язык, загружаются этой программой и соответственно
программе действуют. Работать нужно на заводе, а в свободное от работы
время вносить свою лепту в обновление Красоты, ибо она спасет мир.
Всю ночь читал книгу Ингмара
Бергмана «Картины».
«Земляничную поляну» я смотрел в конце 60-х годов в клубе «Красный текстильщик»
у Дома на набережной. Я был поражен свободой мотивировок, неправильностью
композиционных ходов, отсутствием сюжета. О, сюжет – главный враг художника
(и друг строкогонов из продажной попсы и Голливуда). Ингмар Бергман дал
мне ключ к пониманию многих вещей. Хотя и до встречи с «Земляничной поляной»
я писал свои вещи так же свободно, без всякого плана, по наитию. Так писалась
«Улица Мандельштама», в частности.
Сам Бергман пишет: «В "Земляничной поляне" я без малейших усилий
и вполне естественно перемещаюсь во времени и пространстве, от сна к действительности.
Не припомню, чтобы само движение причиняло мне какие-либо технические
сложности. То самое движение, которое позднее - в "Лицом к лицу"
– создаст непреодолимые проблемы. Сны были в основном подлинные: опрокидывающийся
катафалк с открытым гробом, закончившийся катастрофой экзамен, прилюдно
совокупляющаяся жена (этот эпизод есть уже в "Вечере шутов").
Таким образом, главная движущая сила "Земляничной поляны" –
отчаянная попытка оправдаться перед отвернувшимися от меня, выросшими
до мифических размеров родителями, попытка, с самого начала обреченная
на неудачу. Лишь много лет спустя мать и отец обрели в моих глазах нормальные
пропорции - растворилась и исчезла инфантильно-ожесточенная ненависть.
И наши встречи наполнились доверительностью и взаимопониманием».
Родители из памятников превращаются в обычных людей. Все предшествующие
писатели воспринимаются как родители, которые грозят тебе пальцем. И вдруг
ты убираешь их с пьедестала, и сам становишься ведущим. Художник – это
сильная личность освободившаяся от чьего-либо влияния. Одиночество – счастье
художника.
И должен сказать, твердо
сказать, что в Галерее А3 только и существует настоящее искусство, в противовес
раскатавшей губы везде и всюду попсе. Еще почище попсы раскатывает смазанные
долларами сальные губы биенальное (плохое слово, воспринимаемое как банальное)
так называемое актуальное искусство, которое к искусству никакого отношения
не имеет. Искусством можно называть только сохраняющиеся в бессмертной
метафизической программе сейфированные шедевры выдающих художников. Лучший
холст на выставке принадлежит художнику Александру Трифонову «Ангел».
Блестящая фигуративная работа наиболее полно и глубинно отвечает заявленной
теме «Небесные дела», все более приближаясь к постижению трансцендентности
религиозной иконописи и модифицированого в черном квадратном знаке мышления
Казимира Малевича. По уровню мастерства и художественности с картиной
Александра Трифонова может посоревноваться скульптор Ольга Победова, в
вертикальном застекленном шкафу показывающая свои шедевры из толстого
прозрачного стекла, уходящие мыслью к началу знака – к пирамидам и Моисею.
Сюда же бы я отнес нитяную, воздушную, небесную Клару Голицину, смело
и гордо несущую знамя авангарда сквозь десятилетия. И как всегда, разумеется,
прекрасен Игорь Снегур, чьи холсты с модернисткими овалами и углами я
узнаю за километр. Особой благодарности заслуживает директор Галереи А3
Виталий Валентинович Копачев, приветливо открывающий двери всему не от
мира сего.
Русский писатель балансирует
на грани "жизнь-литература". Но этот баланс неимоверно труден
и, по себе знаю, требует мужества и каждодневной самоотдачи. Собственно,
это противоречие и побудило меня создать свой журнал "Наша улица".
С одной стороны, он стал приманкой для всей самодеятельной литературы,
в основном, стихов, которые я перестал воспринимать, как литературу, и,
практически, за редким исключением, не печатаю; и, другой стороны, в журнал
хлынули те, кто в советское время литературу сделал средством для зарабатывания
денег. Эта категория (скоро она вымрет, или уйдет в попсу, ширпотреб)
меня особенно раздражает. Они хотят совместить безбедную жизнь с искусством.
Такого не бывает. Тот, кто чего-то и добивается в искусстве, тот уходит
в монастырь ежедневной работы, напрочь порывает со всем мирским.
Я заканчивал свое эссе «После
«Чайки»» так:
«Железная птица, вылетевшая из Апокалипсиса, неслась над океаном. Чехов
понимал умом, что самолет несся, но зримо видел в окошко, что самолет
как бы стоял на месте, над сплошным белесовато-свинцовым ковром, сотканным
из облаков. Завис. Чехову надоело смотреть в иллюминатор (окошко) на один
и тот же вид этих бесконечных - от горизонта до горизонта - облаков. Он
открыл записную книжку и написал:
“Тригорин (глядя на чайку). Не помню! (Подумав). Не помню!
Направо за сценой выстрел; все вздрагивают.
Аркадина (испуганно). Что такое?”
Из публики (визгливо, с подковыркой). Постмодернизм, застрелился!
Ворона (в черных джинсах и черной водолазке). Жизнь - это одно, а искусство
- совершенно другое! Мы присутствуем при конце христианской эпохи. Потому
что Библия - всего лишь книга! А Христос - литературный герой!
“Боинг” (пролетая над Днепром). И какая там середина Днепра тревожит провинциальное
поэтическое сердце, когда тут, черт знает, что происходит!»
Алексей Ивин написал в свое
время прекрасную повесть «Игра в дурака», которую я напечатал в «Нашей
улице». Гениальный скульптор Дмитрий Тугаринов позвонил мне со словами
благодарности за публикацию этого шедевра. Да, это и впрямь шедевр. На
днях мне по электронной почте Алексей Ивин из своего Киржача написал,
что полный вариант его рецензии на мою книгу «Кувалдин-Критик» размещен
на сайте проза ру. В «Экслибрисе» тогда Алексей Ивин писал:
«В одном из эссе Юрий Кувалдин (вероятно, с ходу, по памяти) перечисляет
на целый лист русских и советских писателей, которых он посадил бы в самолет
отечественной литературы (проверщиком билетов выведен Антон Павлович Чехов).
Смех смехом, прием приемом, но в целом это впрямь люди, которые хорошо
писали, внесли вклад, существенно обогатили наши литературные и духовные
фонды, прославились, известны в мире как русские писатели. Жаль только,
что еще шевелятся-то из них уже не многие, прочих же употребили, оприходовали,
использовали, перевели в категории исторического опыта, а самих их, этих
славных людей, и след простыл».
Насчет «след простыл» Алексей Ивин ошибается, ибо не нам, современникам,
судить о том, чей след живет, а чей «простыл». Мы не будем свидетелями
торжества всех тех, кого я упомянул при посадке в «Боинг». Но я твердо
уверен, что дерни в будущем одного из пассажиров за ниточку, и все персонажи
оживут пред глазами еще не родившегося читателя.
И, конечно, творить нужно
бессознательно. Тогда получается что-то путное. Иначе - совок для редакции,
секретарь парткома с правильными речами, и бригада, отказывающаяся от
премии. Всё это называлось «искусством». Теперь честных коммунистов в
попсе сменило мыло. Я уже определил, что коллективные виды деятельности,
как то кино, театр, оркестры и прочее - не являются искусством, поскольку
выводят среднеарифметическое нечто, подлежащее оплате. А там, где начинаются
деньги, там кончается искусство. Искусством я называю только то, что создается
одиночками. Там, где уже двое, там нет искусства. Вот в чем истина. Одинокий
художник не заинтересован ни в деньгах, ни в успехе, ни в социальных благах.
"Прекрасно то, - сказал мой друг Иммануил Кант, - что нравится незаинтересованно".
Книжный магазин «Гилея» о
себе
Наш магазин открылся
в конце 1992 г. на улице Знаменка, 10, став вторым независимым интеллектуальным
книготоргом в Москве – после салона «19 октября», закрытого в конце 90-х.
Как и возникшее тремя годами ранее издательство, он получил имя «Гилеи»
в честь группы русских поэтов-футуристов и богатств русских лесов.
Магазин(чик) по крупицам собирал издания, посвященные авангарду, современную
поэзию и разного рода маргинальные и умные книжки (которых тогда выходило
крайне мало), чем и заслужил любовь просвещенной публики. Как раз на пике
известности «Гилею» выгнали из крохотного помещения.
Реинкарнация магазина состоялась в подвале особняка Ф. Шехтеля, на улице
Большая Садовая, 4. Место символическое: в этом доме член исторической
«Гилеи» Владимир Маяковский и художник Лев Жегин рисовали первую книгу
поэта «Я». Со временем в «Гилею» пришли работать ребята, увлеченные скорее
современным искусством и политикой, чем культурными экспонатами и торговлей.
И магазин, и издательство стали пропагандировать антибуржуазную тематику,
художественный и поэтический радикализм, новое знание. Идей было много,
а места мало.
Третьим по счету местом дислокации «Гилеи» стал ИНИОН – крупнейший институт
РАН и самая большая в стране библиотека по гуманитарным наукам. Был открыт
интернет-магазин, появился скромный, но содержательный музыкальный раздел
(не вынесший, впрочем, испытания рынком). Начавшаяся к концу «институтского»
периода модернизация в итоге привела к смене ориентиров: вместо книжного
развала с научным уклоном (17 тысяч наименований на 50 м2!) – точечный
подбор по принципу «лучше меньше, да лучше». Для этого понадобились новое
место и новые книжки.
Летом 2010-го магазин переехал на Тверской бульвар, 9, в одно из помещений
Московского музея современного искусства – в загадочную пещеру, зажатую
двумя скалами-исполинами, магазином «Мир виски» и рестораном «Недальний
Восток». Интерьер стал просторным и доброжелательным, как это бывает после
удачного евроремонта. Узкоспециальные исследования по гуманитарным наукам
потеснились в пользу книг и альбомов по классическому и современному авангарду,
актуальному искусству и вечным ценностям, дизайну и фотографии. Расширилась
секция малотиражных арт-книг, появилась авторская сувенирная продукция
и совсем непонятные вещи. «Гилея» в ММСИ стала функционировать не только
как торговая площадка, но и как мини-клуб, где регулярно (обычно по четвергам)
проводятся презентации и круглые столы. Нововведения, однако, не повредили
главному принципу нашей работы: хорошие книги по очень умеренным ценам.
Книжный магазин «Гилея»
Адрес: 123104, Москва, Тверской бульвар, д. 9, помещение Московского Музея
Современного Искусства
Магазин работает без выходных с 12-00 до 20-00 (в четверг – с 13-00 до
21-00)
Телефон: +7 (495) 925-8166
E-mail: info@gileia.org
"Наша улица” №142 (9) сентябрь 2011
|
|