Репортаж с открытия выставки художника Александра Трифонова "Окно" в галерее на "Чистых прудах"

Репортаж с открытия выставки художника Александра Трифонова "Окно" в галерее на "Чистых прудах"
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин

 

Галерея на «Чистых прудах» построена в современном архитектурном стиле, часто называемом атриумом, поскольку центральное его многосветное, распределительное пространство инсолируется через зенитный световой фонарь в перекрытии, как бы фрагмент застекленного потолка ГУМа, отблески русского модерна начала XX века, когда был возведен знаменитый «Метрополь» с таким же просторным внутренним двориком-рестораном под стеклянным колпаком крыши. Это пространство как будто специально предназначено для Лидера Третьего Русского Авангарда художника Александра Трифонова, произведения которого органично вписались в периметры первого и второго этажей. В центральной нижней огороженной части галереи расположены скульптуры Дмитрия Тугаринова, в том числе бронзовая голова «Писателя Кувалдина».
Рецептуализм художника Александра Трифонова с наглядной глубиной и объективностью раскрывает содержание самого этого термина. Вкус, дозировка, как в фармацевтике, - и есть художественный рецепт, не передать, и недодать. Рецептуализм разрабатывался гением прозы Венедиктом Ерофеевым. Детальную философскую модификацию получил в трудах поэта Славы Лёна. Воплощен в литературное художественное пространство писателем Юрием Кувалдиным. В изобразительном искусстве стал художественным методом художника Александра Трифонова. Попасть в точку, чтобы, по словам гения рецепта писателя Антона Чехова, оставался в подтексте простор для самостоятельного творчества читателя, зрителя. Александр Трифонов блестяще владеет рецептурой изображения. Иногда двумя тремя фигурами передает целую философскую концепцию. Одна из новейших его работ «Мой компьютер» в цветовом и рельефном воплощении интерпретирует концепцию писателя Юрия Кувалдина о том, что тело человека есть животное, а сам человек есть Слово. Жизнь дана для того, чтобы животное стало Словом. Эти две ипостаси существует почти независимо друг от друга. Поэтому Бог есть Слово. Тело уходит в землю, Слово остается. Вечный двигатель изобретен - это Слово.
Сила художника Александра Трифонова в соединении цвета и Слова. Он в лучшем смысле - литературен. Художественная литература поднимает рецептуализм художника Александра Трифонова на небывалую высоту.

 

 

Окно в мир Александра Трифонова

Впервые попав в "Эрмитаж", я устремился в зал импрессионистов. Целого дня не хватило, чтоб впитать удивительные творения удивительных мастеров. Особенно притягивал "Разговор" Матисса.
А удивил более других Синьяк: я "влип" в его "Корабли в Марселе", мое сознание и ощущения уподобили это полотно парусникам в гриновском Лиссе, но я был сражен иным: как же я сам не увидел этого насыщенного пузырьками-молекулами жаркого воздуха на берегу моря? Как же я не уловил этого?
Нечто подобное я испытал недавно на выставке художника Александра Трифонова в галерее у Чистых прудов.
Глядел на его "Окно", давшее название выставке, и недоумевал: как же мне самому не пришла ранее мысль о возможности такого расположения двух фигур в окне - это можно понять как разговор, но можно и как размолвку и как наблюдние окружающего нас мира, в котором нечто поразительное заставило этих людей открыть рты в изумлении.
Александр Трифонов неизменен в своем остром интересе к миру, в его творчестве можно проследить день вчерашний, сегодня и ожидание будущего.
На всех новых картинах Александра Трифонова люди с открытым ртом: двадцать первый век уже показал свою непредсказуемость и жестокость, человечество, постигая меняющийся мир, не в силах скрыть своего изумления, и художник честно декларирует это.
В пять лет Саша Трифонов нарисовал поезд. но не так, как обычно дети - изображают цепь бегущих за паровозом вагончиков, нет: он дал жизнь людей в купе, - одном, другом, третьем, т.е. принципиально говоря, уже тогда его, кроху, интересовала жизнь человеческого духа.
Его никто не учил рисовать и уж тем более не заставлял, просто отец подарил ему цветные карандаши. Далее все шло само собой: отец-писатель занимался своим трудом, а Сашенька рядом рисовал, - мужчины тихо и напряженно работали, занимались человековедением.
Когда Саша подрос, отец стал водить его к приятелям-художникам: знакомил с различными направлениями живописи. И видел, что сын рисует по-своему, ни на кого не похоже, - в искусстве это чрезвычайно важно.
Непохожесть выросла в фигуративный экспрессионизм.
По форме - модернизм, по сути - чувство, воплощенное в фигуративе.
А из чувств главное - внимание к человеку.
Не умозрительное холодное внимание, но сперва подсознательно, а потом уж осознанно пришедшее к творцу изначально заложенное сочувствие человеку.
Для меня это самое дорогое в художнике.
И гениально исполненный Шостакович в незабываемом пенсне, и абсолютно абстрактный, но точный по многоцветью характера портрет отца (были б у всех такие отцы, Россия была бы иной страной, куда бы более успешной), и замечательный Ростропович, и "Швея" и чрезвычайно выразительная "Возвращаюсь с работы усталый" (хромающая табуретка, ковыляющая из последних сил) - во всем изящная ирония и теплота участия, сочувствия.
На выставках Александра Трифонова всегда много картин, будь то галерея А-3, галерея на Солянке или Академия художеств, и, конечно же, всегда много художников-зрителей: он им интересен! И убеленные сединами мэтры подчас надолго задерживаются у той или иной картины этого авангардиста, - еще сравнительно молодого, но уже известного и в Москве, и в России, и в Европе.
В галерее у Чистых прудов особое внимание привлекла картина Александра Трифонова "Шахматы" - картина удивительно глубокая по мысли и чувству
Шахматный столик, единственная фигура на котором бутылка водки. Один стул. Один игрок. Шахматы наедине с бутылкой, исход поединка предрешен. Но кто игрок? Абстрактная фигура? Обрывок газеты в нижней части полотна открывает шифр: на газетном фото Джеральд Форд и Леонид Брежнев, - переговоры в Находке, возле Владивостока, заголовок статьи о Форде - "юрист и спортсмен".
Для престарелого Брежнева уже все в пршлом, теперь у него только один "спорт": игра с бутылкой (ЛИБр не пил последние годы, прооперированное сердце не позволяло, он уж только играл с бутылкой, как играл с наградами). А впереди - тьма (художник мощно обозначает это).
Ирония в одном венке с сочувствием. Тупик личности, и - более того - тупик государства.
Сильный, яркий художник тот, чьи картины помнятся.
Уж несколько лет у меня перед глазами "Краеугольный камень", "Язык", "Царь я или не царь?!", "Сегидилья", "Несение креста", "Трое", "Воспоминания о корриде", "Толпа", "Русская Герника" - все это картины Александра Трифонова, этот ряд может быть продолжен много и много.
Но чей же трубный глас звучит в поднебесьи? Это "Ангел Аполлинера" - одна из самых лучших работ Александра Трифонова.
Голос трубы чист и высок, он зовет к совершенству, к вершинам духовности.
Он возвышает человека, возвышает его до себя, до уровня искусства, он вовлекает человека в искусство!
Если вы когда-нибудь увидете афишу о выставке Александра Трифонова, пойдите на эту выставку непременно: вовлечение в искусство вам обеспечено!

Ваграм КЕВОРКОВ

 
 

 

 

 

вернуться
на главную страницу

«ОКНО» В МИР ХУДОЖНИКА АЛЕКСАНДРА ТРИФОНОВА
в галерее «На Чистых прудах»
14 января 2012 года



Художник Александр Трифонов у своего нового полотна (2011) "Трио-Трифонов" (Александр-Татьяна-Елизавета)

Где только ни проходили с 1996 года выставки художника Александра Трифонова, Лидера Третьего Русского Авангарда. И в Ахматовском центре, и в галерее «На Каширке», и в галерее «На Солянке», и в галерее «Кентавр», и в Литературном музее, и в Академии художеств, и Театре на Таганке, и в галерее А-3... Тринадцать персональных выставок и столько же коллективных, если не больше, причём некоторые из них проходили не только в Москве, но и в Нью-Йорке, и в Париже, и на Мальте, и в Загребе (в Хорватии), и в Братиславе (в Словакии), и в Нижнем Новгороде...
Александр Трифонов как появился на свет в 1975 году, в Москве, в семье писателя Юрия Кувалдина, так сразу и взял в руки карандаши и стал рисовать, а потом стал рисовать красками, акварелью, маслом... и с тех пор рисует, и рисует, и рисует... И «нарисовал», то есть написал уже, наверное, около тысячи картин.
Работал в учебном театре ГИТИС. Окончил полиграфический институт. Проходил срочную службу в Театре Армии. Художник МХТ им. А. П. Чехова. Член Творческого Союза художников России.
Ученик Казимира Малевича, Кандинского, Пикассо, Модильяни и всех великих художников, он испытал на себе влияние каждого из своих учителей, но обрёл свой собственный стиль, своё собственное лицо и создал в живописи свой неповторимый мир, идя от супрематизма и импрессионизма к новому направлению в искусстве – рецептуализму.       
На этот раз его персональная выставка – под названием «Окно» - состоялась в галерее «На Чистых прудах», в здании, которое выполнено в суперсовременном стиле «атриум», синонимичном модерну начала ХХ века, и как нельзя больше подходит для работ Александра Трифонова, которые кажутся неотъемлемой частью интерьера этой галереи, как, например, картины Матисса в усадьбе мецената и коллекционера Щукина, которые французский художник когда-то писал специально для этой усадьбы, с учётом её конструкции и конфигурации и общего дизайна, и её метража, и высоты её потолков, и освещённости стен.
Картины Александра Трифонова разместились на двух этажах галереи, которые оба очень хорошо просматриваются и с нижних, и с верхних площадок здания, почти как в ГУМе. А в центре галереи, в её внутреннем дворике с лёгким белометаллическим ограждением скульптор Дмитрий Тугаринов, в поддержку молодому художнику, поставил скульптуру «Писатель Юрий Кувалдин», его бронзовый бюст, а на отдалении от него, по бокам – ещё несколько своих скульптур. Получился некий город Искусства под стеклянной крышей галереи, с колоннами, на которые опирается вся архитектурная система галереи, и с площадью имени Юрия Кувалдина, в чём есть и некий пафос, и некий юмор, и некий творческий замысел организаторов выставки Александра Трифонова.  


Художник Александр Трифонов и ведущая телеканала СТС Ольга Шатрова

Открыл вернисаж художника Михаил ТРЕНИХИН, директор по организации выставок. А вёл торжественную часть вернисажа писатель Юрий КУВАЛДИН, живая модель скульптуры Дмитрия Тугаринова, двойник своего памятника, оживший «каменный (то есть бронзовый) гость».

У микрофона выступили также:
Григорий КЛИМОВИЦКИЙ, искусствовед;
Аннамухамед ЗАРИПОВ, заслуженный художник России;
Ваграм КЕВОРКОВ, режиссёр, писатель;
Нина КРАСНОВА, поэтесса;
Александр ТРИФОНОВ, художник, Лидер Третьего русского Авангарда;
Дмитрий ТУГАРИНОВ, скульптор, действительный член Российской Академии художеств;
Анатолий ШАМАРДИН, солист-вокалист оркестра Леонида Утёсова 70-х годов, золотой тенор России.

Посетители галереи слушали их, прогуливаясь от картин к картинам туда-сюда, как персонажи этих картин, дегустируя соки и вина, которые стояли на столах, и горячо аплодируя всем, кто выступал.  
Вот краткая стенограмма торжественной части праздника.


Директор по организации выставок Михаил Тренихин и лидер Третьего Русского Авангарда художник Александр ТрифоновАлександр Трифонов

Михаил ТРЕНИХИН, директор по организации выставок:
- Я поздравляю с Новым годом и со Старым Новым годом всех, кто пришёл сегодня в галерею «На Чистых прудах». Мы провели здесь много выставок разных художников, и это для нас, конечно, очень важно. А сегодня мы открываем здесь персональную выставку замечательного художника Александра Трифонова, которую мы назвали «Окно». Она получилась очень яркая, под стать живописи Александра Трифонова. Александр Трифонов - художник со специфическим мышлением. Когда-то, в пору своей юности, он работал художником в театре, и это не прошло для него даром, повлияло на его живопись.
Мне хотелось бы сказать, что при подготовке его выставки в галерее «На Чистых прудах» нам было очень и очень приятно работать с Александром Трифоновым.
Хотелось бы также обратить ваше внимание на скульптуры Дмитрия Тугаринова, которые есть на этой выставке и которые автор любезно предоставил нам для того, чтобы оттенить живопись Александра Трифонова. Эти скульптуры, как мне кажется, прекрасно перекликаются с живописью Александра Трифонова.
А сейчас мне хотелось бы предоставить слово писателю Юрию Александровичу Кувалдину.
(Аплодисменты!)


Писатель Юрий Кувалдин

Юрий КУВАЛДИН, писатель:
- Я счастлив видеть работы Лидера Третьего Русского Авангарда Александра Трифонова в столь замечательной галерее «На Чистых прудах», где выставлялись лучшие художники, скульпторы нашего времени. В частности, я сейчас говорил об этом со скульптором Геннадием Красношлыковым, который здесь выставлялся. И я очень благодарен Мите Тугаринову, Дмитрию Тугаринову, который дал на выставку свои работы в поддержку художника Александра Трифонова. Я вспоминаю, что лет десять назад, а точнее в 1997 году, они (все мы) устроили в Доме скульптора выставку под таким очень символическим названием «Антисоветская выставка, посвящённая 80-летию Великого Октября». И вот как раз тогда там были очень яркие работы Дмитрия Тугаринова, и Володи Буйначёва, Владимира Буйначёва, который тоже участвовал в той выставке, и в ней участвовал тогда ещё молодой 22-летний Александр Трифонов. Прошло много лет. И что меня и всех нас радует, это то, что Саша регулярно и планомерно, не обращая внимания на мнения авторитетов, гнёт свою линию в искусстве. В искусстве самое главное – быть самим собой. Но прежде чем быть самим собой, нужно найти самого себя. Когда глядишь на работы Саши, видишь, что он, конечно, впитал в себя опыт, скажем, Первого Русского Авангарда. У Саши, конечно, просматриваются какие-то элементы высокого супрематизма Казимира Малевича, хотя термин "супрематизм" переводится как "наивысший", я специально приставляю к нему ещё и наш эпитет "высокий", потому что это уже будет поэзия наивысшей высоты, но, тем не менее, преобразуя и поэтизируя свой неповторимый мир, Саша добился, мне кажется,  совершенно выдающихся успехов. Вот там, на втором этаже, висит его небольшая работа «Шопен», которая меня совершенно очаровала. Я увидел её здесь сегодня первый раз, а до этого не видел. Саша смог минимальными средствами выразить в ней и музыку, и образ, и историю этого великого композитора.
А вообще Саша... в своём искусстве нередко идёт от литературы, он в отличие от многих художников, литературен, и кое-кто, даже и из искусствоведов, ставит ему это в упрёк, как недостаток, а я считаю, что это не недостаток, а достоинство Саши, его заслуга...
Есть художники, которые говорят: у нас свой и только свой язык, мы говорим языком красок... и никакие мысли в наших картинах нам не нужны... А Саша как раз всегда несёт в своих картинах мысль. Каждая его работа наполнена мыслью. За каждой его работой скрывается глубокая философия, его начитанность, его эрудиция, его близость к литературе. Сейчас я передам слово замечательному искусствоведу, специалисту по современному русскому авангарду Григорию Израилевичу Климовицкому, который как специалист скажет несколько слов о картинах Саши Трифонова.  
(Аплодисменты!)


Искусствовед Григорий Климовицкий и художник Аннамухамед Зарипов

Григорий КЛИМОВИЦКИЙ, искусствовед:
- Благодарю вас.
«Ну как говорить о живописи?» - Так закончил своё эссе о Дега Поль Валери. Действительно, живопись непереводима на язык слов. И тем не менее, и тем не менее мы говорим о ней...
Прежде всего, название выставки Александра Трифонова «Окно». О чём оно говорит? Окно - это метафора мира, это всем очевидно. На мой взгляд, есть одна существенная, главная проблема в творчестве нашего серьёзного художника - это традиция и творческое осмысление этой традиции. Я думаю, что не надо глубоко проникать в суть виденного, визуального в живописи Александра Трифонова, чтобы увидеть, что здесь автором использованы традиции, о которых здесь уже говорилось, русского авангарда, и не только русского, а западноевропейского. Причём автор это делает очень творчески, очень осмысленно и подчиняет это своему неповторимому, индивидуальному творческому замыслу.
Я должен сказать, что освоение традиций супрематизма Казимира Малевича, конструктивизма Эля Лисицкого, и присовокупить к этому пластические открытия дада, в частности, такого художника, как Макса Эрнста - это задача очень сложная.
И добивается этого автор очень искусно, очень умело, сочетанием геометрических форм и воплощённого цветового решения. Причём я хочу сказать, должен сказать, что очень интересный пластический язык разрабатывает Александр Трифонов.
Обратите внимание, как он решает человеческую фигуру. Она условна, причём в этой условности художник добивается очень большой пластической и образной выразительности. Это всё вроде бы уже было. О созданном живописцами авангарда  типе театрального искусства - «театре художника» - сказано уже очень много. Представляется очевидным, что «безлюдный» театр в своих высших, наиболее ярких достижениях принадлежит все же к явлениям живописно-пластического, а не театрального искусства. В течение какого времени конструкция, создаваемая вращением, вибрацией и шумами, может удержать внимание? Мыслима ли чисто механическая  сцена как самостоятельный жанр и сможет ли она когда-либо в будущем обходиться без человеческого существа?
Но наш уважаемый Александр Трифонов, используя этот уже найденный в пластике приём, осуществляет это очень по-своему, очень по-своему подчиняя, я опять-таки повторюсь, своей пластической задаче, чтобы решить картину как автономный художественный организм, чтобы все элементы там были подчинены основному: выразительности и, как говорил Кандинский, внутренней идее и внутреннему замыслу художника.
При этом я хочу отметить в этом моём кратком анализе, что главное в искусстве Александра Трифонова – это загадочность, которая, как некий магнит, притягивает к себе внимание зрителей.
Мне интересно творчество Александра Трифонова, ибо оно сулит нам, зрителям, дальнейшие художественные открытия. И я благодарю Александра Трифонова и галерею «На Чистых прудах» с сегодняшним открытием и хочу ещё раз поздравить замечательного скульптора  Дмитрия Тугаринова, которого я знаю очень давно и которого ценю за его глубокое, полное оригинальной мысли и замечательной пластики искусство скульптора... Он мне грозит палкой... (Смех в зале!) Мить, иди сюда. Я взываю к аудитории в защиту себя от Мити с его палкой... Но, тем не менее, я хочу пропеть маленький гимн и в честь замечательного мастера Дмитрия Тугаринова!
Спасибо всем за внимание!
(Аплодисменты!)

Юрий КУВАЛДИН:
- Спасибо вам, Григорий Израилевич.
А сейчас я попрошу сказать несколько слов о творчестве Александра Трифонова его коллегу, заслуженного художника России Аннамухамеда Зарипова, чья выставка, кстати сказать, была в этой галерее перед Сашиной выставкой. Замечательная выставка!
Аннамухамед Зарипов, академик!..


Художник Аннамухамед Зарипов и художник Александр Трифонов

Аннамухамед ЗАРИПОВ, заслуженный художник России:
- Я уже давно знаю художника Сашу Трифонова, четыре года, да. И в моей коллекции есть его картины.  Это – замечательный художник. Понимаете?  Вот я сегодня пришёл сюда пораньше. Ходил по галерее, внимательно рассматривал, разглядывал его картины... Они очень драматичны. Здесь есть какие-то отзвуки разных художников и Казимира Малевича, и Макса Эрнста, и Пабло Пикассо… Но мы все - как дети, чисто художественно всегда учимся у кого-то из мастеров... и Саша учится у них. Но при всём при этом его картины - самостоятельны. И вот я хотел бы сказать самое главное. Они у него очень драматичны. В них есть конфликт какой-то непонятный. И этим они воздействуют на нас, на зрителей. Эта вот конфликтность - то синий цвет (кто-то сказал бы: ну как так художник использует открытый синий цвет?), а рядом с ним вдруг совершенно противоположный цвет, и они создают конфликтность, и в этом своеобразие Саши Трифонова, и это очень ценно. И поэтому я считаю, что он - художник замечательный, он имеет своё лицо. Он должен расти (и будет расти, и он растёт).
Здесь, на этой выставке многие его вещи прозвучали совершенно по-другому, чем на предыдущих выставках. Я видел его вещи на разных выставках, в разных выставочных залах. И мне кажется, что в галерее «На Чистых прудах» его картины не проигрывают, а выигрывают. Очень может быть, что само пространство галереи даёт им свои какие-то такие-то ещё свои плюсы.
У тебя замечательная выставка, Саша! Я поздравляю тебя с ней!
(Аплодисменты!)

Юрий КУВАЛДИН:
- Спасибо большое, дорогой Аннамухамед!
Теперь я хочу предоставить слово выдающемуся режиссёру... выдающемуся прежде всего почему? потому что он сделал фильм обо мне («Жизнь в тексте», который был показал по телеканалу «Культура» 18 ноября 2011 года, и ещё раньше, в 2006 году. – Н. К.)
Ваграм Кеворков!
(Аплодисменты!)


Режиссер и писатель Ваграм Кеворков

Ваграм КЕВОРКОВ, режиссёр, писатель:
- Спасибо.
...Я вспоминаю выставку Александра Трифонова «Краеугольный камень». Вспоминаю, как Кувалдин сиротливо сидел в углу и готовился к вечеру. А люди ходили по залам и смотрели картины Александра Трифонова, которые висели там. И там была его картина «Ангел Аполлинера». Есть торжествующий свет в этой картине... и высота... такая нравственная, художественная высота... И люди, которые ходили по галерее, моментально шли к этой картине и невольно, подсознательно настраивались на её высокий тон.
Она совершенно возвышала и возвышает человека. Это вообще отличительная черта живописи Александра Трифонова, качество живописи Александра Трифонова, и, на мой взгляд, это есть главный критерий искусства... это или есть (и тогда есть искусство) или этого нет (и тогда нет искусства).
Живопись Александра Трифонова возвышала (поднимала) человека до такой высоты... (До такой высоты, на которой находился «Ангел Аполлинера» Александра Трифонова. – Н. К.)
(Аплодисменты!)
Я посмотрел новые картины Александра Трифонова. Они стали тоньше по композиции (и глубже по содержанию).
И я поздравляю художника Александра Трифонова с тем, что он всё время идёт вперёд, что он всё время находится в движении, идёт по своей дороге и осиливает её.  
И вот уже сейчас, в расцвете своих сил... а, в сущности, он ещё очень молод... он совершил уже так много. И сейчас, глядя на всё, что он совершил,   думаешь: а что он ещё может совершить? и что ещё предстоит ему совершить в искусстве?
Я поздравляю Россию с тем, что у неё есть такой художник!
(Аплодисменты!)

Юрий КУВАЛДИН:
- Слово поэтессе Нине Красновой!
(Аплодисменты!)


Поэтесса Нина Краснова

Нина КРАСНОВА, поэтесса:
- Каждый раз, когда я бываю на выставках Александра Трифонова, меня не перестают удивлять и восхищать его картины... И сегодня меня удивила и восхитила его совершенно превосходная выставка в галерее «На Чистых прудах».  
Тут есть работы, которые я уже знаю, видела их на других выставках, в других галереях, в галерее А-3. Например, картины «Над вечным покоем», «Грачи прилетели», «Вечерний чай», «Виолончелист»... Я писала свои эссе о них, которые напечатаны в этом вот альманахе «Эолова арфа», который я держу в руках. А обложкой этого альманаха как раз послужила картина Саши Трифонова с окном, которую вы видите на титуле пригласительных билетов этой выставки и на новом обложке нового альбома Саши Трифонова...  
Меня восхищают красивые линии, формы, композиционные построения, сочетания одного цвета с другим на его картинах. Мы с художником Виталием Копачёвым, директором галереи А-3, сейчас, несколько минут назад, говорили о том, как хорошо Саша использует, например, чёрный цвет, и к этому цвету притягиваются другие цвета, и получается очень красивая гамма, которая позитивно воздействует на все органы чувств человека...
О цвете в картинах Саши Трифонова здесь уже говорилось. А мне хочется ещё сказать о музыке в его картинах. Она слышится у него там везде. Музыка небесных сфер. И у него есть целая серия картин на тему «Музыка» - «Пианист», «Скрипач», «Гармонист», «Виолонченлист», «Гитарист»... И к ним прибавляются новые и новые картины, и новые варианты этих картин, которые появились и на этой новой выставке: «Шопен», «Трио-Трифонов» и другие...
И есть у Саши на картинах такие ангелы... (Об одном из которых говорил Ваграм Кеворков, но Нина Краснова заговорила о них не в связи с речью Ваграма Кеворкова, поскольку заготовила свой «экспромт» ещё дома утром, а получилось, что она выступила в пандан Ваграму Кеворкову.) Эти ангелы летают у Саши по небу со скрипками в руках и играют на этих скрипках... Одного такого ангела он поместил на обложку моей книги «Имя», и есть у Саши такой «Огненный ангел» с красными крыльями и со скрипочкой. И у меня есть стихи об этом ангеле и об ангелах Александра Трифонова. Триптих
Я прочитаю его не весь, а отрывки оттуда.
(Аплодисменты!)
(Нина Краснова начинает читать стихотворение, но сбивается, потому что волнуется.)
Я никогда не читала этого триптиха на людях, на вечерах... Поэтому очень волнуюсь и поэтому запинаюсь. Чем запинаться, я лучше прочитаю его с листа...

Юрий КУВАЛДИН:
- Да, прочитай прямо по книге, по альманаху... как Женя Лесин, который любит читать стихи с листочков (и считает, что поэты и должны читать свои стихи только с листа, не упиваясь ими и самими собой, в отличие от графоманов, которые любят задалбливать людей своими стихами и читают их везде, где только могут, по сто раз одни и те же стихи, и поэтому очень хорошо помнят их наизусть).
(Я помню наизусть все свои стихи, с которыми я когда-то, в советское время, выступала от бюро пропаганды по всей Рязанской области и таким образом подрабатывала себе на хлеб, как многие поэты того времени, но сейчас я очень редко читаю свои стихи на людях, и поэтому новые стихи помню хуже, чем старые. – Н. К.)

Нина Краснова

«АНГЕЛ АПОЛЛИНЕРА» С КАРТИНЫ АЛЕКСАНДРА ТРИФОНОВА
И С ОБЛОЖКИ КНИГИ ЮРИЯ КУВАЛДИНА «ВЕТЕР»

Часть 1.
По пОлю лазурного неба плыл Ангел,
Над грязью земною плыл Ангел-пылАнгел,
Со скрипкой в руках, бессловесно, молчком,
Играя на струнах тончайшим смычком,
Играя мелодию сфер неземных
Для душ не для низменных энных – иных,
Играя для неких возвышенных душ,
Лицо подставляя под солнечный душ.

Это вот первая часть триптиха. Чистые ангелы Александра Трифонова,  омытые солнечными лучами, сияющие внешней и внутренней чистотой. Вот его ангелы.
(Аплодисменты!)

Часть 2.
По небу за Ангелом я полетела.
У Ангела было не тело – полтела
От верха до пояса, было полАнгела
Без признаков пола. Бывает пол Ангела?
Был Ангелом он чистокровным, без пола,
И явным противником был не бейсбола
И разных других разновидностей спорта,
Не спрайта противником также, а спирта,
И секса ещё, да по пьянке при этом,
С рожденья у ангелов он под запретом.
Был Ангел надёжным помощником Бога,
С картины художника Ангел и с блога.

(Эту часть Нина Краснова прочитала с сокращениями, всего четыре первые строки.)

И последняя третья часть!

Часть 3.
Летела за ангелом ангелов стая –
Святая такая, такая святая,
Летела за Ангелом ангелов стая,
Вся тая в тумане и в небо врастая.
И ангелов этих с бесплотностью тел
Художник увидел и запечатлел.

Спасибо Саше за его искусство! И за вдохновение, которое он дарит мне как поэту своим искусством! У Саши Трифонова в его живописи есть то, что ценил Бенуа в живописи «мирискусников»: «оригинальность», без которой нет художника, и свой собственный мир, неповторимый и ни на чей не похожий...
Александр Трифонов – это, я считаю, и это считаю не только я, - выдающийся художник нашего времени и лучший художник нового поколения в своём роде, не зря он – Лидер Третьего Русского Авангарда!
Спасибо Саше за всё! И отдельное спасибо – за прекрасное оформление им моих книг! Вот моя новая книга «Избранное» - в прекрасном оформлении Саши Трифонова! (Нина Краснова показывает всем эту книгу из своих рук.)
Я горжусь нашей творческой дружбой с Сашей Трифоновым и нашим с ним творческим сотрудничеством!
Спасибо тебе, Саша! Новых тебе побед в искусстве, новых высот!
(Аплодисменты!)

Юрий КУВАЛДИН:
- А теперь сам Саша скажет несколько слов!
(Аплодисменты!)


Художник Александр Трифонов

Александр ТРИФОНОВ, художник, Лидер Третьего русского Авангарда:
- Несколько слов скажу я.
(Обращается ко всем присутствующим.) Всех поздравляю с Новым Старым годом, с Новым праздником авангардного искусства! Люди задают мне такие вопросы: почему у моей новой выставки такое название - «Окно»? Почему – «Окно»?
Работы, представленные здесь, в своём большинстве сделаны мною за последние два года. И среди этих работ у меня сам собой стал возникать цикл, где центральную роль собой являло окно. И я специально стал использовать у себя этот приём. Потому что он облегчает мне мои творческие задачи, он облегчает мне построение композиции. Для того чтобы создать произведение, мне нужны какие-то жёсткие опорные направляющие, будь то сцена, стол или оконная рама. На эти опорные вещи, как на некий стержень, как на некий скелет картины, я нанизываю фигуры, цветовые плоскости, детали, для того чтобы вся картина становилась более прочной. И здесь, на этой выставке представлен ещё ряд других картин, других циклов,  но они все всё равно подпадают под общее название – «Окно». Потому что картина сама по себе - она есть окно художника, окно в мир художника.
Всё. Спасибо!
(Аплодисменты!)

Юрий КУВАЛДИН:
- А сейчас у микрофона выступит группа поддержки в лице заслуженного художника России, академика, член-корреспондента Дмитрия Тугаринова!
(Аплодисменты!)

РЕПЛИКА:
- Действительного академика!..
(Смех, аплодисменты!)


Скульптор Дмитрий Тугаринов и поэтесса Нина Краснова

Дмитрий ТУГАРИНОВ, скульптор, действительный член Российской Академии художеств:
- Действительный член Академии...  Как будто бывают не действительные члены...
(Смех, аплодисменты!)
Вообще-то я здесь, «На Чистых прудах», не выставлялся. Я здесь сейчас нахожусь в поддержку великого живописца Саши Трифонова, сына великого писателя Юрия Кувалдина!
(Смех, аплодисменты!)
Я принёс сюда свои скульптуры и бронзовую скульптуру, в которой у меня изображён вот таким, каким вы его видите, великий, гениальный Юрий Кувалдин – отец великого художника Александра Трифонова. И вокруг этого соответственно всё и вертится.
Вы пришли сюда. Большое спасибо вам! Я вас всех поздравляю с выставкой!
(Аплодисменты зрителей!)

РЕПЛИКИ зрителей:
- Хорошо выступил Тугаринов... Все хорошо выступили...  

Михаил ТРЕНИХИН, директор по организации выставок:
- Сейчас в зал принесут закуски. И перед вами выступит певец Анатолий Шамардин!
(Аплодисменты!)


Артист Анатолий Шамардин

Анатолий Шамардин, по отцу донской казак, а по матери понтийский грек, который недавно ездил на свою историческую родину, в Грецию, и вернулся оттуда, обласканный средиземноморским солнцем, спел участникам и гостям вернисажа Александра Трифонова в галерее «На Чистых прудах» песню на стихи Фатьянова «В городском саду играет духовой оркестр», старинное танго «Утомлённое солнце», песню на стихи Нины Красновой «Если хотите», и несколько песен народов мира на греческом, итальянском, немецком языках, аккомпанируя себе на гитаре, как гитарист с картины Александра Трифонова... Инструменты с картин Александра Трифонова, и ангелы со скрипками сюрреалистично подыгрывали ему в унисон и в терцию. Академик Зарипов со своей спутницей пустился в пляс и подал пример другим посетителям выставки, некоторые из которых тоже пустились в пляс... Другие просто наслаждались пением певца в окружении прекрасной живописи Александра Трифонова... и лёгкими напитками и закусками на столах, красным и белым вином, апельсиновым соком, кубиками сыра на шпагах, сэндвичами, орешками, изюмом, сушками, печеньицами... И общались между собой, поднимаясь в высокие сферы высоких тем Искусства... Где же и пообщаться творческим людям, как не на вернисажах... Кино-и фотокамеры запечатлели всех, кто был там. А там были, кроме тех, кто выступал у микрофона, и директор галереи А-3 художник Виталий КОПАЧЁВ, и президент Академии Русского стиха, поэт и искусствовед Слава ЛЁН, и королева стекла скульптор Ольга ПОБЕДОВА, и культуролог Пётр КОБЛИКОВ, и искусствовед Анаит Оганесян, и скульптор Геннадий КРАСНОШЛЫКОВ, и художница Нина ШАПКИНА, и редактор телевидения Наталия МОЛЧАНОВА, и библиограф Маргарита ПРОШИНА, и телеведущая канала СТС Ольга ШАТРОВА, и признанный мастер новейшей геометрической абстракции художник Сан САН (Александр Карасев), и поэтесса Людмила ОСОКИНА, и жена Лидера Третьего Русского Авангарда Татьяна ТРИФОНОВА, и его мать – директор издательства МХТ им. А.П.Чехова - Анна ИЛЬНИЦКАЯ, и многие другие.
Праздник Искусства получился талантливым и весёлым, под стать своему прекрасному поводу, по которому все собрались 14 января в первый день Старого Нового года (в России всё по-своему!) в Галерее «На Чистых прудах»!

Репортаж подготовила
поэтесса Нина КРАСНОВА








 

 

“Наша улица” №147 (2) февраль 2012

 


 
  Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве