Фрагменты славы, или Таганка после перемен

 

Фрагменты славы, или Таганка после перемен

 

- Ты даёшь мне жизнь, и я даю тебе жизнь! Если тебя не будет, я не смогу жи-и-ить! – горестно кричит молодая королева Мария (Ирина Линдт) своему королю Беранже Первому (Валерию Золотухину)...

 

вернуться
на главную страницу


Валерий Золотухин и Кшиштоф Занусси.


Сергей Федотов, Нина Краснова.


Ирина Линдт, Валерий Золотухин.



Кшиштоф Занусси и Нина Краснова.

Когда Владимир Высоцкий выходил на сцену, он не старался быть красивым. Валерий Золотухин вживается в образ короля Беранже Первого, перевоплощается в него по своей системе, со всем своим искусством гениального артиста, и все мучения короля передаются артисту, а зрители сидят и переживают за него... Одному из них стало дурно, он перестал чувствовать границу между первой и второй реальностью, и у него помутилось в голове, и он едва не умер в партере, когда король Беранже Первый в исполнении Валерия Золотухина умирал на сцене. Так подействовала на этого зрителя сила искусства Валерия Золотухина, который перевоплотился в своего героя, в бедного короля Беранже Первого.

...Смешное в спектакле соседствует с чем-то жутким, а жуткое – со смешным. Например, в эпизоде, когда Королева Мария – Ирина Линдт – играет с Королём – Валерием Золотухиным – как с ребёнком и называет его «бэби» (как в жизни Золотухин называет Ирину Линдт).
Есть поговорка: что старый, что малый. Между ними – знак равенства. Когда взрослый человек становится старым, да ещё и больным, и даже не столько старым, сколько больным, он напоминает собой малого ребёнка, потому что он становятся слабым и беспомощным, как малый ребёнок, и за ним надо ухаживать, как за малым ребёнком, и с ними надо играть, как с малым дитём, чтобы не давать ему плакать.
У Короля болят и отнимаются ноги. Он не может ходить, если поднимется и пойдёт, то упадёт, он сидит в инвалидной коляске, как ребёнок в качке на колёсах... Я буду твоим «бэби», а ты будешь моей мамой, говорит Король королеве Марии. И она начинает играть с ним, не как жена со своим мужем, а как мать со своим малым ребёнком, она начинает катать его на коляске не как старого Короля, а как маленького ребёночка, и на какое-то время она входит в роль его матери, а он входит в роль «бэби», и они играют в «бэби» и мать... И она старается развеселить его и тем самым отвлечь от всего грустного и страшного – то есть от мыслей о том, что он умирает и скоро умрёт... – и утешить его... и он веселится вместе с ней... и вроде бы обо всём забывает на какое-то время... или делает вид, что он веселится, чтобы не расстраивать её... Она делает вид, что она веселится, а он делает вид, что он веселится... И в этом есть что-то очень смешное для них обоих и для зрителей, но и – в кульминации своей – что-то очень грустное и жуткое... Потому что они оба понимают, что, сколько бы они ни играли в «бэби» и мать, они не обманут этим сами себя и не предотвратят роковой минуты, которая приближается к Королю с каждой минутой, и что «конец пути» Короля, по которому он шёл, а теперь едет на инвалидной коляске, «неотвратим», как говорит Доктор Живаго устами Валерия Золотухина в спектакле «Доктор Живаго».

Мне почему-то кажется, что этот эпизод с «бэби» придумали сами артисты – Золотухин и Линдт, потому что Занусси дал им, как и всем другим артистам, полную свободу самим придумывать мизансцены. В спектакле «Счастливое событие», который я смотрела в «Модерне» на Бауманской, один взрослый артист играет маленького сыночка своих родителей, ребёнка в ползунках и в чепчике... и родители там нянчатся с ним, как с маленьким... Вот и Королева Мария нянчится с Королём Беранже Первым, как с маленьким... пока им обоим это в конце концов не надоедает...

(О премьере спектакля режиссёра Сергея Федотова по пьесе МакДонаха «Безрукий из Спокэна» 12 апреля 2012 года в Центре «На Страстном»)

Пьесу «Безрукий из Спокэна» Мартин МакДонах написал во время своей работы в Голливуде. Там он выпустил по своим сценариям фильмы «Шестизарядник» и «Залечь на дно в Брюгге». Так что Голливуд недаром появился в «Калеке с Инишмана». И недаром Америка появилась в «Безруком из Спокэна» и само место действия спектакля перешло из одной географической точки мира в другую, из Ирландии в Америку.

Золотое правило, которым руководствуется режиссёр Сергей Федотов в своей работе над спектаклями, по МакДонаху ли, по кому-то ли еще, это «уважение к тексту драматурга», к самому слову, к интонации, к стилистике автора, к его мировоззрению и философии, и ко всему тому миру, который этот автор создает в своих пьесах.
И, как правило, Сергей Федотов настолько глубоко входит в творчество каждого автора, которого он открыл для себя и хочет открыть зрителям, что по каждому из этих авторов он ставит сразу несколько спектаклей. Он поставил пять спектаклей по Гоголю, три – по Булгакову, три - по Достоевскому, три - по Шекспиру... И уже пять – по МакДонаху...

Нина Краснова

 

 

“Наша улица” №150 (5) май 2012

 

 
 
 
kuvaldin-yuriy@mail.ru   Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
 
адрес в интернете (официальный сайт) http://kuvaldn-nu.narod.ru/