ТРИУМФ ПЕВЦА АНАТОЛИЯ ШАМАРДИНА В КЛУБЕ МВД
- Нет ли лишнего пригласительного билетика на Анатолия Шамардина? – спрашивали друг у друга и у охранников около дверей в Центральный Клуб МВД России на Большой Лубянке поклонники искусства Анатолия Шамардина задолго до концерта. Лишних билетиков не было. И лишних мест в зале на четыреста мест не оказалось, ни в партере, ни на балконе. Концерт проходил при аншлаге! И назывался «О любви на разных языках...» (включая японский!)
«Золотые шлягеры народов мира!
Настоящее бельканто!
Неаполитанские и греческие песни,
тирольский йодль, классическое танго и романс...
И, конечно же, всё это о любви!..» - вот что обещала слушателям афиша. И она не обманула их. Не обманула приятных ожиданий публики.
Анатолий Шамардин – не из тех певцов, которые с утра до ночи мелькают по телевидению, он – не из звёзд шоу-бизнеса, он – звезда своей вселенной искусства, которая находится в стороне от дороги шоу-бизнеса. Поэт Яков Полонский сказал о себе когда-то: «Но для немногих я – поэт». Получается, что и Анатолий Шамардин – певец, увы, для немногих, но только потому, что его нет на экранах телевидения, а если бы он был там, то он был бы певцом для многих и затмил бы многих из тех «звёзд», которые мелькают и мельтешат там, ища себе «место под солнцем» за десятки и сотни тысяч долларов, и был бы куда популярнее многих.
Анатолий Шамардин – уникальный, экстраординарный певец, он обладает божественно красивым, нежным, мягким тенором, «полётным голосом исключительного тембра», с бархатистой окраской, и владеет изумительным искусством пения, которое называется «русское бельканто». И он по сути – единственный в Москве эстрадный профессиональный певец, который поёт и не боится на публике петь живьём, без фонограмм, и даже без микрофона, причём он поёт живьём точно так же, как на своих пластинках и компакт-дисках, то есть точно так же красиво. И он – единственный певец, который поёт всё, причём всё поёт одинаково хорошо, а точнее сказать – божественно хорошо.
Он исполняет песни народов мира на разных языках – на греческом, немецком, итальянском, английском, японском, а также русские эстрадные и русские народные песни и романсы и свои собственные на стихи известных поэтов – Виктора Бокова, Николая Старшинова, Андрея Вознесенского, Новеллы Матвеевой – и поэтов «потерянного поколения», а также молодых современных поэтов...
Написанные им песни входили в репертуар известнейших певцов – Эдуарда Хиля, Клавдии Шульженко, Ольги Воронец, Екатерины Шавриной, Ивана Суржикова и квартета «Аккорд».
Предки Анатолия Шамардина по отцу – донские казаки, а по матери - понтийские греки, которые триста лет назад пришли из Греции в Россию. Он родился на Ставрополье, в селе Ольгино, а детство провёл в близлежащем греческом селе Хасаут.
После средней школы окончил Горьковский институт иностранных языков и Ленинградскую аспирантуру. Преподавал в вузах иностранные языки.
В 1970 году получил диплом певца-вокалиста и работал в оркестре Леонида Утёсова, потом в Росконцерте и в разных филармониях России, ездил с концертами по стране и пользовался у слушателей невероятным успехом.
В 1973 году в журнале «Кругозор» вышла первая гибкая пластинка Анатолия Шамардина, с предисловием Виктора Бокова. Потом – долгоиграющая пластинка «Гитары любви», выпущенная фирмой «Мелодия» тиражом 100 тысяч экземпляров, с предисловием Людмилы Зыкиной. Пластинка была раскуплена любителями красивого пения за считанные дни, как и повторный тираж.
Анатолий поёт с самого детства. И в детстве же научился играть на мандолине, на гитаре, на балалайке, на пианино. А музыкальное образование получил, только когда проработал на эстраде уже 15 лет.
В 80 – 90-е годы он жил и работал в Европе, в том числе в Греции и Германии. Зарубежная пресса называла его «русским соловьём» и «волшебником из Москвы».
Более 30-ти лет он сотрудничал с великим музыкантом Сергеем Ореховым, гением гитары. Сделал с ним много студийных записей.
Анатолий Шамардин выступал в лучших залах Москвы, в ЦДЛ, в ЦДРИ, в Политехническом музее, в Доме учёных, в Колонном зале, в Академии художеств, в картинных галереях «А-3», «На Каширке», «На Солянке», в литературных музеях, а также по радио, в программах «Москва и москвичи», «Эхо Москвы», «Маяк», «Авто-радио», «Народное радио», «Садко», «Русская служба новостей» и др.
Он – автор интересных рассказов из жизни артистов. Печатался в журналах «Юность», «Турист», «Вокруг света», «Огонёк», в альманахах «Истоки», «Эолова арфа», в новом литературном журнале «Наша улица», в газетах «Сельская жизнь», «Советская Россия», «Слово», «Литературная газета», «Независимая газета».
В Клубе МВД России Анатолий Шамардин раньше никогда не выступал. И очень обрадовался, когда его пригласили туда. Там в 60-е годы начинали свою творческую жизнь Владимир Высоцкий и Геннадий Ялович, они вели там театральную студию, и в этой студии занимались артист Театра Армии Александр Чутко и писатель Юрий Кувалдин, главный редактор журнала «Наша улица» и директор издательства «Книжный сад», тогда ещё школьники, пятнадцатилетние пацаны, там начинали свою творческую жизнь Василий Шукшин, Валентин Гафт, Валентин Никулин...
Там выступали и выступают самые известные и самые популярные артисты, в том числе и кое-кто из коллег и близкого окружения Анатолия Шамардина – певица Светлана Рязанова, певица Ксения Георгиади... Попасть на сцену Клуба МВД это для артиста – великая честь и большой почёт! это – знак расположения Фортуны к твоей творческой личности.
Анатолий Шамардин вышел на сцену в своём фирменном чёрном бархатном пиджаке и в полосатой чёрно-красной рубашке с расстёгнутой верхней пуговицей, «чернобровый, черноглазый молодец удалый», стройный, лёгкий, поджарый, как танцор из северокавказского ансамбля песни и пляски, смуглый, высоколобый южанин, с тонкими чертами лица, с улыбкой доброжелательства на лице, сияющий своим внутренним светом и озаряющий этим светом и всю сцену и весь зал, держа в руках жёлтую шестиструнную гитару.
- Сейчас мы перенесёмся с Анатолием Шамардиным и его песнями в историю средиземноморской культуры, в мир, который кажется нам нереальным, но в котором мы все будем чувствовать себя как в реальном мире... – сказал ведущий концерта Сергей Златкис... И представил Анатолия Шамардина публике...
А Анатолий представил публике участников виртуозного струнного ансамбля «Милос», который аккомпанирует ему: Василий Новиков и Алим Айсин – на гитарах, Дмитрий Ратушный – на бузуки. Сам Анатолий аккомпанирует себе на гитаре и ещё на мандолине.
Сначала он спел весёлую тарантеллу «Красивая девушка», потом греческую песню «Прекрасная Катерина», потом итальянскую – «Весёлые крестьянки»... потом – «Римскую гитару» из репертуара Мильвы, «Марину» из репертуара Клаудио Виллы, потом – «Ке-ля-ля»... А дальше – греческую песню из кинофильма «Грек Зорба», греческую песню «Прелестные соседки»...
И зрители перенеслись в средиземноморский мир и окунулись в стихию любви...
А потом Анатолий спел немецкую песню «Гитары любви» и попурри из тирольских и немецких песен, и зрители перенеслись в Германию. А потом он спел японскую песню «Наедине с рюмкой сакэ», и зрители перенеслись в Японию, в страну восходящего солнца...
И всем был понятен язык любви, на котором пел Анатолий Шамардин, потому что этот язык «понятен душе без перевода», как сказал поэт.
Спел он и несколько русских песен-ретро, которые вызвали у зрителей приятную ностальгию по прошлому – «В городском саду играет духовой оркестр», «Утомлённое солнце»...
Из песен своего сочинения он исполнил песню на стихи Принцессы поэзии Нины Красновой, лауреата премии имени Анны Ахматовой «Сон под пятницу»...
Грустные, нежно-романтические песни переплетались с весёлыми, быстротемповые – с медленными...
Он очаровал и покорил слушателей своим красивым голосом, своим красивым пением, которое оказывает на всех благотворное психотерапевтическое действие, и своим расположением к слушателям, и они изо всех сил аплодировали ему и кричалаи «Браво!», и осыпали его своими цветами, розовыми, оранжевыми, вишнёвыми и бело-зелёными розами, фиолетовым сухоцветом, белыми маргаритками, хризантемами, орхидеями... И не хотели расставаться с ним. А когда он уже откланивался, они попросили его спеть что-нибудь на «бис», и он спел ритмичную греческую песню «Поговори со мной»... под которую дамы принялись танцевать...
Концерт Анатолия Шамардина в Центральном Клубе МВД прошёл не просто с успехом, но с ошеломительным успехом и с триумфом! И запомнится всем, слушателям, которые были там, и войдёт в историю Клуба МВД.
Нина КРАСНОВА
вернуться
на главную страницу |
Ангельский голос певца Анатолия Шамардина звучал на Большой Лубянке в доме № 13 4 апреля 2012 года.
Большие окна клуба МВД. 4 апреля 2012 года в день концерта певца Анатолий Шамардина
Художник Александр Трифонов, автор всех фотографий в этом блоке, приблизил здание, где в начале 60-х годов Владимир Высоцкий, Юрий Кувалдин, Георгий Епифанцев, Валентин Никулин, Александр Чутко создали свой театр.
Писатель Юрий Кувалдин, художник Александр Трифонов, поэтесса Нина Краснова, певец Анатолий Шамардин.
Художник Александр Трифонов и мастер бельканто Анатолий Шамардин.
Писатель Юрий Кувалдин в помещении репетиционного зала (ныне буфет клуба МВД) Московского молодежного экспериментального театра, где пел свои первые песни Владимир Высоцкий, где читал свою первую пьесу Василий Шукшин.
Писатель Юрий Кувалдин у лестницы в клубе МВД, по которой он в 15-летнем возрасте взбегал на репетиции авангардных спектаклей Геннадия Яловича и Владимира Высоцкого.
Писатель Юрий Кувалдин в фойе клуба МВД.
Лидер Третьего Русского авнгарда художник Александр Трифонов в клубе МВД на концерте Анатолия Шамардина.
Писатель Юрий Кувалдин у сцены, где начинался его литературный путь в студии Владимира Высоцкого и Геннадия Яловича.
Зал, в который в начале 60-х годов смотрел со сцены будущий писатель Юрий Кувалдин.
Юрий Кувалдин, Маргарита Прошина, Анна Гришунина во время концерта Анатолия Шамардина.
Ведущий концерта Сергей Златкис.
Песню на японском языке исполняет Анатолий Шамардин.
Зал готов был слушать Анатолия Шамардина хоть до утра.
Золотой голос России Анатолий Шамардин исполняет песню "В городском саду играет".
Триумф золотого голоса России Анатолия Шамардина на сцене клуба МВД.
Пусть гитара звенит неустанная, и голос Анатолия Шамардина горячит кровь.
Вечер выдающегося тенора Анатолия Шамардина проходил на той сцене, где начиналась творческая жизнь Владимира Высоцкого, Юрия Кувалдина, Валентина Никулина, Александра Чутко, Георгия Епифанцева Геннадия Яловича, организовавших в начале 60-х годов Московский молодежный экспериментальный театр.
"Это ангел в небе поёт", - говорил о голосе Анатолия Шамардина Владимир Высоцкий.
“Наша улица” №150 (5) май
2012
|
|