Нина Краснова "XIV Солоухинские чтения в селе Алепине на владимирской земле"

Нина Краснова "XIV Солоухинские чтения в селе Алепине на владимирской земле"
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вернуться
на главную страницу

 


Поэтесса Нина Краснова на могиле писателя Владимира Солоухина.

Дочь Владимира Солоухина - Ольга, жена - Роза Лаврентьевна, и поэтесса Нина Краснова.

Нина Краснова

XIV СОЛОУХИНСКИЕ ЧТЕНИЯ В СЕЛЕ АЛЕПИНЕ НА ВЛАДИМИРСКОЙ ЗЕМЛЕ

На владимирской земле, на родине великого русского писателя Владимира Солоухина, в селе Алепине, прошли XIV Солоухинские чтения. Прямо в центре села, около двухэтажного, с каменным низом и деревянным верхом,  дома писателя, и около полуразрушенной, но всё ещё крепкой и внушительной церкви, на зелёной лужайке с дощатой эстрадой и с контурным портретом «певца владимирских просёлков». Под чистым небом, при ясной солнечной погоде, которая выдалась на славу. И при большом стечении местного народа и гостей из Москвы, то есть при аншлаге, если говорить театральным языком.
Писатель Семён Шуртаков, друг юности Владимира Солоухина и его однокашник и однокурсник с нижегородскими корнями, перенёсся душой в 1946 год и рассказал, как они с Владимиром Солоухиным учились в Литинституте, получали хлеб по карточкам и ели «из одной буханки»: «А в общежитии наши с Солоухиным койки стояли рядом. И мы с ним шли по дороге жизни и литературы бок о бок больше пятидесяти лет. Вот какой я уже древний человек. Когда-то мы вместе с Солоухиным посадили берёзы около его дома в Алепине, и, посмотрите, какие высокие выросли эти берёзы». Рассказал он и о том, как был у Солоухина в больнице за день до его смерти. А закончил он свои воспоминания вот такими афористичными словами:
- Владимир Солоухин - достойный представитель русской литературы, а как сказал один лауреат Букеровской премии, «я не знаю более великой литературы, чем русская литература»!          
Ученица Владимира Солоухина Нина Краснова, поэтесса с рязанскими корнями, сказала, что когда едешь «чудными привольями» на родину Владимира Солоухина, в Алепино, испытываешь в душе радость оттого, что есть в России это святое место, и рассказала, как она ещё в юности открыла для себя Россию Солоухина, его «Каплю росы», его «Владимирские просёлки», и как она прочитала его роман «Мать-мачеха», герой которого Митя Золушкин мечтал поступить в Литинститут, и как она, попав в Москву, познакомилась с Солоухиным и он рекомендовал её в Литинститут и стал её литотцом и покровителем, и как она, со студенческих скамьи, печатала ему на машинке его рукописи, в том числе и запрещённые в советское время, за которые его чуть было не исключили из партии и из Союза писателей (правда, из партии он потом, во время перестройки, сам ушёл), и росла и развивалась на всём этом.
Нина Краснова прочитала свои стихи «Лик Родины», посвящённые Владимиру Солоухину и сочинённые ею под влиянием его «Чёрных досок», и сказала:
- Для меня лик Родины - это и лик Владимира Солоухина, чистый, без «наслоений» (она показала рукой на портрет писателя). У Владимира Солоухина есть стихи:

Россия ещё не погибла,
Пока мы живы, друзья!

Мы живы, друзья! Все, собравшиеся здесь! И Владимир Солоухин жив – в своих книгах и в наших душах. И значит Россия не погибла и не погибнет (и нечего поднимать панику)!    
Солист Большого театра, «русский Карузо» Николай Семёнов спел итальянскую песню «Скажите, девушки» и «Вижу чудное приволье».  Заслуженный артист России Сергей Земцов, в казачьей форме с орденами и медалями на груди, спел казачьи песни «Но никогда не поверю, что ты разлюбишь меня», «Кабы мы любили да не разлюбляли», «Когда мы были на войне». Женский вокальный ансамбль «Яблонька» спел несколько русских народных песен.
Поэтесса Нина Карташова, она же ведущая «вечера», сказала:
- Я только что вернулась из Нью-Джерси. И могу сказать, что творчество Владимира Солоухина вышло далеко за пределы «владимирских просёлков» и ценится во всём мире. В том числе и в кругу русских эмигрантов. – И прочитала свои стихи «Усадьбы сгорели, но почва осталась».
На празднике выступили также кинооператор и фотохудожник, оформитель книг Владимира Солоухина Анатолий Заболоцкий, исследователь творчества Владимира Солоухина Иван Уханин, редактор книг Владимира Солоухина в «Молодой гвардии» поэтесса Людмила Барыкина, их владимирские коллеги Николай Лалакин и Владимир Осадчих и много кто ещё.
Президент Фонда Серафима Саровского и организатор всех Солоухинских чтений Михаил Мендоса-Бландон, уроженец владимирской земли с испанскими корнями, сказал, что очень нелегко проводить Солоухинские праздники, нести знамя русской культуры и бороться за русскую культуру, когда государство по существу самоустранилось от этого, по ТВ, с экрана, мы слышим блатные песни, с жаргоном, с ужасными текстами, исковерканный русский язык, на прилавках мы видим книги, которые нельзя назвать литературой и которые портят вкус читателей. Как бороться с этим? Не смотреть телевизор, не читать попсу, а читать русскую классику, и книги Владимира Солоухина. Серафим Саровский говорил: «Спасись сам, и тысячи спасутся около тебя». Мы несём и будем и дальше нести знамя Солоухинских чтений, как бы трудно это не было.
Традиционно присутствовала на Солоухинских чтениях вдова писателя и автор дневников о нём Роза Лаврентьевна Солоухина, со своими дочерьми, Еленой и Ольгой. Она поблагодарила всех, кто пришёл на Солоухинские чтения. Ольга Солоухина сказала, что по своим воззрениям Владимир Солоухин был монархистом и в советское время носил на руке перстень с изображением царя Николая Второго, и рассказала, как в конце своей жизни Владимир Солоухин, крестьянский сын («крестьянский аристократ»), получил дворянский титул и дворянскую грамоту за свой вклад в русскую литературу и культуру. И прочитала его речь, которую он произнёс во время этой церемонии. А потом сказала, что хорошо было бы реставрировать церковь в Алепине, около дома Владимира Солоухина. Но где найти спонсоров? Церковь законсервирована, а года через три её будет уже поздно реставрировать.    
Гости и участники праздника посетили могилу Владимира Солоухина, среди сосен, на кладбище, где похоронены его родители, его сёстры, его предки. Там священники отслужили молебен о Рабе Божьем Владимире, о. Георгий сказал, что всё творчество Владимира Солоухина – это покаяние русского писателя за все грехи человека, народа и государства, «вольные и невольные», а о. Анатолий сказал, что у нас есть один выход спасти Россию и вывести её на светлый путь истины – это не искать, кто виноват во всех бедах России, а «работать над своей душой», как работал над ней Владимир Солоухин. 

24 июня 2012 г.,
Москва

 

Нина Краснова

ЛИК РОДИНЫ

Владимиру Солоухину
по прочтении «Чёрных досок»

Где ты, Русь, с красотою своею исконной?
Твой божественный лик искажён, изменён.
Вижу, вижу на этой доске иконной
Наслоения разных позднейших времён.

Но сквозь разных позднейших времён наслоения
Вижу, вижу (и чувств передать не берусь)
Твой нетронутый лик, написанный кистью гения,
Пресвятая, пречистая Древняя Русь.

1981

ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА СОЛОУХИНА

Жизнь познав на своём же горбу
И оставшись в ней индивидом,
Вы лежали в большом гробу
С полудетским обиженным видом.

Не Христос, сошедший с холста,
Мой учитель с седыми вихрами,
Вы лежали в Храме Христа,
К Вашей смерти построенном храме.

Жизнь постигнув горьку и грубу,
Став маститым столичным поэтом,
Всё и всех увидав в гробу,
Вы в Олепино* с Богом уехали в «транспорте» этом.

1998 г.,
Москва

_________     
Владимир Солоухин, владимирец, в жизни слегка «окал», «приокивал», как многие владимирцы (в отличие от рязанцев, которые «акают») и часто писал название своего села Алепино через «О» - Олепино. У В. С. есть книга рассказов «Олепинское пруды». Прим. автора

 

“Наша улица” №152 (7) июль 2012

 

 


 
  Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве