Евгений Кузьмин "Портрет Ильича" эссе

Евгений Кузьмин "Портрет Ильича" эссе
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Евгений Валерьевич Кузьмин родился в 1972 году в Одессе. Окончил исторический факультет Одесского государственного университета. С 1997 года проживает в Иерусалиме. C 2005 года работает в музее «Яд ва-Шем». С 2010 года доктор философии. Диссертация защищалась в Иерусалимском университете. Тема - «Алхимические образы в произведениях Квирина Кульмана (1651-1689)». Язык работы - английский. Автор многих публикаций в различных изданиях, среди которых: «Оккультизм в “Corona astralis” Максимилиана Волошина». Солнечное сплетение 10-11;  «Учение об ангелах и демонах в трактате «Об искусстве каббалы» Иоганна Рейхлина» Вестник Еврейского университета 10:28 (2005): 55-108; «Азазеловка» Крещатик 1 (2006); «Научные основания пророчеств: Случай Квирина Кульмана (1651-1689)». В Eschatos: Философия истории в предчувствии конца истории, отв. ред. О.А. Довгополова. Одесса: Фридман А.С., 2011, стр. 109-128; «Еврейская магия в эпоху Ренессанса: Постановка проблемы», В Мама городов Израильских, под ред. И. Б. Голубович и др, 63-75. Одесса: Фридман А.С., 2011, и др.

 

вернуться
на главную страницу

 

Евгений Кузьмин

ПОРТРЕТ ИЛЬИЧА

эссе             

 

Небывало популярный в начале Перестройки Владимир Ильич Ульянов (Ленин) заметно сдал позиции ко времени развала СССР, инициированного как всегда КПСС и с энтузиазмом поддержанному массами. Относительно популярности мне могут возразить: "А как же похабные и недоброжелательные древнесоветские анекдоты о духовном вожде и небесном покровителе трудового пролетариата, возникшие, очевидно, еще когда Ленин учился в школе и популярные во все времена? Разве они не свидетельствуют о, мягко говоря, скептическом отношении людей к Ильичу?" Да, было, но ни о чем они не свидетельствуют. Ведь от любви до ненависти один шаг. Я думаю, что эта крайняя форма обожания и порождала те самые любовные шуточки. В реальной жизни даже самые заядлые ненавистники коммунизма признавали мудрость Ленина. Однако, в какие-то считанные месяцы всеобщее обожание сменилось тихим, робким, опасливым ропотом и замечаниями-колкостями по отношению к любимому вождю. Потом произошло шумное ниспровержение идола, со всеми вытекающими отсюда воплями и плевками. Затем спустилось затишье. Ленина списали и он оказался никому не нужен. Истинные советские коммунисты всегда в глубине души не любили умников, им требуется лидер хамовитый и прямой, который бы смог оправдать и затмить преступления рядового партийца. Поэтому рейтинг резкого и нагловатого Сталина был значительно выше, чем у лысого юриста Ильича.
Что касается подрастающего поколения... Системы образования всегда консервативны по своей сути. В них изменения происходят медленно. Они призваны хранить традицию стереотипов. Поэтому в новую постсоветскую украинскую школьную программу внесли данные о новостройках тридцатых годов, о необузданном развитии при социализме, об еврейских погромах закамуфлированных под народные восстания и еще о многих таких вещах, прославляющих алчность, садизм и нелюбовь к ближнему. А вот о Ленине забыли, как о человеке ненужном даже коммунистам. Хотя он был бы здесь к месту. Да и факт истории он очевидный. Однако Ильича дети продолжали помнить исключительно благодаря советским анекдотам.
Между тем, о Ленине я сохранил самые светлые воспоминания. И хотя я не имел счастья знать его лично, мне, так сказать, не довелось с ним таскать одно бревно, Ильич ворвался в мою жизнь, выручив меня в самую трудную минуту. Еще когда я учился в школе, он спас меня от публичного позора.
Дело было так. Я занимался в музыкальной школе по классу гитары. У нас там был вокально-инструментальный ансамбль, в котором я состоял. Мы гремели пионерские песни, все сильнее с возрастом мечтая о замене их на тяжелый рок. Подавление сокровенных интенций вызывало у нас настоящую обсессию. Так мой соучастник по ВИА однажды оговорился, обращаясь к учителю, назвав его "Велерий Металлыч", вместо "Валерий Иванович". Так что ситуация требовала разрешения. И, в конце концов, в концертную программу была включена шумная песня нашего собственно сочинения. Мы поместили ее в конец нашего выступления, запланированного в заводском клубе "Орбита". Ведь последняя песня лучше всего запоминается!
Дома мы больше думали как прыгать и красоваться на сцене, чем брали в руки инструменты. Хотелось блистать как Alice Cooper или Dio. Как-то сразу было решено заготовить браслеты из кожзаменителя, к которым приделывались заклепки, октябрятские звездочки и другие железяки. Предполагалось, что мы отыграем основную программу, облачившись в школьную форму, в белые рубашки, с пионерскими галстуками. Но на последнюю песню мы придумали спрятать галстуки в карманы и нацепить хэвиметаллические браслеты. Только наш вокалист был, как тогда говорили, "правильным", а на самом деле неправильным, редким, исключительным для той эпохи экземпляром. Он отказался менять форму одежды. Ну и ладно. Пусть с него посмеются. Вот дурень!
Долгожданный день настал. Нас специально подвезли в микроавтобусе вместе со всей аппаратурой к клубу. Теперь нас ждала приятная в таких случаях физическая работа грузчиков, успокаивающая, отвлекающая от волнения. Но тут случилось несчастье. Я присел, чтобы взять усилитель и шов на моих узких штанах разошелся. Хуже ситуации и придумать невозможно. Что делать? Я стал метаться по клубу. И вдруг мой взгляд упал на портрет Ильича. Своим строгим и одновременно добрым взглядом он словно говорил мне: "Успокойся, включи мозги, я ведь завещал учиться". Я присмотрелся получше. А портрет продолжил навевать слова: "Смотри на великих, на способных научить, взгляни на меня получше". И я присмотрелся.... Господи! Конечно! Портрет Ленина был соединен с гвоздем тонкой медной проволокой! Но можно ли? Мыслимо ли покуситься на то, что держит самого вождя?! Я получше вгляделся в светлый лик Ленина. А он словно улыбнулся и одобрительно кивнул: "Все мы шалили в молодые годы, особенно мой старший брат Александр". Мне показалось, Ильич подмигнул и с трудом сдерживается, чтобы не сказать: "Long live rock and roll!" Спасибо тебе, дедушка Ленин! Я позаимствовал любезно предоставленную мне вождем проволоку и, удалившись в туалет, успешно соединил ею шов. Теперь, если не прыгать, то все будет нормально. На всякий случай, во время концерта, я еще повесил низко гитару, как у группы Меtallica. Выступление прошло успешно. Нас радовали долгие и продолжительные аплодисменты. Все благодаря великому вождю трудящихся. Ведь и металлисты тоже труженики. Потому Ленин и наш святой (не в религиозно-буржуазном смысле) покровитель.

 

 

Иерусалим

 

 

“Наша улица” №152 (7) июль 2012

 

 


 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете (официальный сайт) http://kuvaldn-nu.narod.ru/