Богословский Роман Сергеевич, родился в городе Лебедянь 20 апреля 1981г., сейчас проживает в городе Липецк. Окончил Московский государственный педагогический университет по специальности «Учитель начальных классов».
Публиковался в журналах «Петровский мост» (Липецк), «Вокзал» (С-Петербург), «Новая реальность» (евразийский литературный портал «Мегалит»). Печатался в сборниках прозы «Рассказы новых писателей-2011», «Рассказы новых писателей-2012» («Дикси-пресс», Москва). В данный момент в издательстве «Дикси-пресс» готовится к выходу отдельной книгой повесть «Мешанина» и десять рассказов.
вернуться
на главную страницу |
Роман Богословский
О книге Платона Беседина
Идеализм Платона: комплект девиаций на страницах «Книги Греха»
Платон Беседин. Книга Греха. - СПб.: Алетейя, 2012. – 264 c.
Платон Беседин. Книга Греха. - Луганск: Шико, 2012. – 304 c.
Мне часто снятся похожие сны. Антураж разный, меняется место действия, но суть почти всегда одна и та же: я нахожусь в катастрофических условиях, и либо земля взрывается, либо страшные существа окружают меня в кольцо, либо сверху летят камни и обломки зданий. Всё это угрожает жизни. Кажется, еще секунда – и тебя разорвут, съедят, уничтожат, сотрут из ткани сна.
В подобном положении «человека за секунду до падения» находится и главный герой романа Платона Беседина «Книга Греха» Даниил Грехов. Роман вышел в начале этого года почти одновременно в России и Украине и вызвал неоднозначную реакцию как писательского, так и читательского сообщества. В частности, ряд общественных организаций выступил с жёсткой критикой в адрес излишней натуралистичности и жестокости романа.
Кровавых, а порой чудовищных сцен в «Книге Греха» и, правда, хватает. Наверное, это вполне логично, если учесть, что Беседин создавал произведение о грехе. И тем явственнее во время чтения – ощущение скорого падения. Читаешь книгу, а это чувство не отпускает. Кажется, сейчас герой точно согрешит, вот сию секунду падет ниц перед злом, сольётся с порочной действительностью, что окружает его, куда б он ни шёл, о чём бы ни думал. Однако, и это, пожалуй, одна из заслуг автора перед текстом, Грехов, балансируя на грани, не падает и не согрешает. Он пребывает как бы в безвоздушном, но в то же время вязком, пронизанным информацией пространстве. И тем интереснее читать роман.
Редкое явление, надо заметить, когда, не смотря на отталкивающее – с точки зрения физиологии, так точно – содержание, роман держит внимание до конца. Во многом благодаря плотности ткани текста, интересным авторским, языковым и стилистическим, находкам, а так же почти детективным сюжетным линиям. Жизнь расставляет перед Греховым ловушки. Он – член тоталитарной секты Кали, фашисткой группировки. Он талантлив и умён. Но его руководители желают лишь одного, чтобы он убивал, беспрекословно подчиняясь приказам свыше. Именно через это наваждение, обречённость передана та самая невыносимая тяжесть бытия Грехова, из-за которой он и приходит в столь странные общества в поисках развлечений-наполнителей.
Платон Беседин – автор, рефлексия которого столь глубока, сколь глубоко укоренен грех в окружающей действительности. Он, как заботливый отец, помогает главному герою не упасть, не опуститься ниже понятия человека. Он ведёт его за руку по ниточке между домами: от дома зла – к дому добродетели. Именно поэтому те убийства и зверства, которые должен был реализовать сам Грехов, совершают за него другие, в последнюю минуту. Сам он, как и читатель, до финальной развязки остаётся в неведении. Его же прегрешения сводятся к чрезмерному употреблению спиртного и вызову проститутки на дом. Но по сравнению с тем, что вытворяют его сподвижники по секте Кали и движению отмороженных наци – это сущие пустяки. Впрочем, главное прегрешение Грехова – его соучастие злу. И эта, пожалуй, одна из главных тем, исследуемых Бесединым в своём романе: все мы соучастники. Это своего рода вариация на тему христианского учения о всеобщей связанности грехом, когда, по Достоевскому, «каждый ответственен за каждого».
В «Книге Греха» Беседин берёт на пробу скрытые от простого взгляда образцы всеобщей порочности человечества, исследует эту болезнь под микроскопом своей внутренней метафизики и ставит диагноз. Дан и рецепт для лечения греховной хвори: чаще обращайте внимание на то, что внутри вас, разбирайте заваленные хламом повседневности души. И вы найдёте «ключ от бездны».
Есть в романе еще один пласт, который может быть истолкован не совсем верно. Если читать не очень вдумчиво, может показаться, что по мере приближения романа к финалу, Беседин начинает проповедовать. Это совсем не так. То, что может показаться нравоучением, есть необходимая иллюстрация к внутренней жизни любого человека, душа которого, что бы он ни делал с ней и как бы ее не трепал по миру, стремиться к свету, ввысь, к Богу. Платон показывает, что через постоянную моральную саморефлексию человек очищается и освобождается от пороков. Подобный диалог должен вести каждый, тогда книга греха будет становиться всё тоньше. Это не поучение, а напоминание о том, что начать думать никогда не поздно. А думать в контексте светлого библейского дискурса – и подавно.
Книга написана живым, жёстким языком, характерными рублеными фразами. Диалоги предельно реалистичны, ты слышишь звук голосов говорящих. Роман нарочито интертекстуален: полон аллюзий, цитат и отсылок. Сквозь «Книгу Греха» просматривается бородатое лицо русской классики с её переживаниями, страданиями. Изменилась лишь форма. Появились новые слова, названия, секты и организации, проститутки стали более продвинутыми и свободными, но грех по-прежнему жонглирует временами и нравами, используя любые новшества в своих стародавних целях.
Литературоведы назвали роман Лермонтова «Герой нашего времени» романом о трагедии русского человека. В таком случае Данила Грехов – это Печорин нашего времени. Тонкий, думающий, ироничный, в чем-то циник и разгильдяй, в главном он пытается оставаться собой. И нужно вдумчиво пройти весь путь до последней точки вместе с ним, чтобы понять, удалось ли ему это…
Кстати, наверное, не случаен тот факт, что герой все время ходит «по краю». Роман Платона Беседина «Книга греха» сделан в лучших традициях известного леворадикального издательства «Ad Marginem». И хотя именно в этом издательстве он не вышел, крайне рекомендую книгу всем почитателям подобной литературы.
Тут, полагаю, будет уместен следующий латинизм: «Abyssus abyssum invocat». Бездна взывает к бездне. Бездна писателя к бездне бытия. Зачем? Чтобы, намучившись и настрадавшись, стать много и много лучше, ибо «страдание есть главная причина разума».
"Наша улица” №154 (9)
сентябрь 2012
|
|