Григорий Сухман "Скрипочки и Скрипач" рассказ

Григорий Сухман "Скрипочки и Скрипач" рассказ
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Григорий Александрович Сухман родился в 1950 году в Астрахани в семье интеллигентов, там окончил с отличием школу и мединститут. Работал в Белгороде, Харькове, последние 20 лет - в Иерусалиме, специалист-анестезиолог, 3 детей и 4 внуков. Опубликованы 2 книги из трилогии "Охламон" (закончены ещё в 20 веке), стихи с прозой "Зоопарк", путевые заметки в израильских русских СМИ, критика - в ИЖ ("Иерусалимский журнал" №30) и др. В "Нашей улице" публикуется с №136 (3) март 2011.

 

вернуться
на главную страницу

 

Григорий Сухман

СКРИПОЧКИ И СКРИПАЧ

рассказ

 

Скрипачом он был - настоящим. И не потому, что он жил музыкой, и не потому, что учителем его был один из учеников знаменитого профессора Ауэра, а потому, что так считали его "братья по классу", то есть сами скрипачи, которых, надо отдать должное советской власти, было изрядное количество. И секрет этого был прост и нагляден, как свежий огурчик: только так можно было заработать место под солнцем, включая пусть подконтрольные, зато совершенно заграничные командировки - демонстрировать лицо народной власти с её культурными достижениями. Конечно, были среди той плеяды ученики знаменитого одессита Столярского, успевшего прогреметь до 1917 года, но присваивать чужие достижения никто и никогда не стеснялся. А вот фамилии его я называть не буду! Чтоб заинтриговать, разумеется, зато доподлинно известно, что лауреатом конкурса им. П.Чайковского он таки был - здесь подделки не проскочат, тут вам надо не просто играть, а играть здорово, лучше всех в мире!
И тут встаёт второй вопрос, для некоторых даже главный - на чём играть, точнее, на скрипке какого мастера свой уровень-то показывать, ведь не секрет, что при прочих равных условиях и технике звукоизвлечения, скрипка Амати прозвучит лучше рядовой, с конвейера, на которых в музыкальных школах, при всём уважении к ним, пиликают будущие работники струны. И на международных конкурсах, вроде вышеупомянутого, только на таких, фирменных инструментах лауреаты играли, и брали их "напрокат" в известных посвящённым хранилищах, а то и у частных лиц - были такие обладатели при советской власти, которая прекратила в какой-то момент грабить всех подряд, поддержав, таким образом, лозунг собственный: "Землю тем, кто её обрабатывает". И стоили такие инструменты немыслимые деньги! Иначе говоря, имевший "достояние" владел Состоянием…
Незаметно мы подкрались к этому самому победителю конкурса, вёдшему богемный образ жизни, не чуравшемуся засветиться в разных злачных местах столицы в любое время суток с дамой полутени и собачкой, или с двумя дамами, но без собачки, что по статусу его было одно и то же. Разумеется, он уже преподавал скрипичную игру то ли в консерватории, то ли в гнесинке, возможно и в обоих местах, но на красивую жизнь этого мизера не должно было хватать по любому раскладу. Правда, ползали слухи, что он подвизался то ли экспертом старинных инструментов, то ли посредником в этом непростом, ибо очень тонком деле - фактом было то, что ему что-то перепадало, причём с обеих сторон: он точно мог определить истинность инструмента для важного коллекционера из безоблачной заграницы, а значит, определённый процент от комиссии ему перепадал, а бывало, он умышленно занижал цену - да кто ж её настоящую знает! - выкупал у владельца товар и продавал с наваром, серьёзным наваром. И даже делился с кем надо, ибо вывезти такое сокровище за границу, что на замке со времён Дзержинского, было немыслимо - нет советской власти без контроля и учёта! Однако завистники и конкуренты сложа руки не сидели, и докладывали в определённое ведомство о его скрипичных махинациях, точнее, около скрипичных. Ох уж эта богемная, брезгливая, умненькая публика со связями и умением завидовать более успешным!
Большинству читателей не очень понятно, о чём речь-то идёт, а вот музыканты при выговаривании некоторых фамилий начинают нервничать: ах, как бы я хотел поиграть на скрипочке Гварнери (Страдивари, Амати). Об обладании подобным инструментом и не заикаются - это всё равно, что признать себя миллионером с весьма неоднозначными для них последствиями!.. Впрочем, кроме этих прославленных итальянских имён работали мастера и в других странах и делали инструменты не хуже. И никому особо не интересно, что старик Амати был учителем не только земляков из Кремоны Гварнери и Страдивари, но и австрийца Штайнера, или поляк Марцин Дроблич постигал тонкости искусства у прославленного Гаспаро да Сало, и совсем уж поведённые знатоки расскажут, что Николо Паганини играл исключительно на скрипочке Гварнери. Это всё "преданья старины глубокой", чаще всего перекупщиков и коллекционеров интересовали эти странного вида вещицы не как источник чарующих звуков, но лишь как средство сохранения капитала, цены на которое не падает со временем, да и украсить свой домик, похвалиться перед именитыми гостями - других и быть не могло! - не вредно. Кому-то это кажется суетой, а некоторым - смыслом жизни. И этих "некоторых" обманывали! То есть втюхивали подделку!
Искусство подделывать вещи (характер, лицо, почерк, голос - что НЕ?) - тоже искусство, только вот за макияж вам не будет ничего, а за подделку, скажем, картины с целью обогащения - срок и конфискация. Посему обладатели крупных сумм обзаводились гарантиями - требовали подтверждение специалистов известных страховых агентств об истинности их сокровищ, сертификатов.А специалисты эти могли быть лишь очень известные музыканты, и если они кому-то чем-то не понравились, например, закону, то их выводили на чистую воду, то есть, попросту, сажали "за нарушения социалистической законности".
По правде сказать, гарантии гарантиям рознь. Если алмаз от фианита легко высветить хотя бы по измеряемому углу преломления света, то скрипочку Маджини или Сториони от копии ни по виду, ни по звуку так просто не определишь. Даже эксперимент делали: просили известных скрипачей в тёмной комнате, с завязанными глазами, определить истинный инструмент от подделки - поиграть на них… И что же? Отгадывание фирменного инструмента мастера  от "конкурента" равнялось всего пятидесяти процентам! Конечно, это может говорить о качестве соперничающей продукции, но когда разница в цене тридцатикратная - есть о чём  подумать… Можно, разумеется, найти разумный компромисс. В 1828 году Жан Вийом в Париже основал мастерскую, имитировавшую скрипки Страдивари и Гварнери в невероятных количествах - три тысячи экземпляров успел за жизнь сделать! По всей Европе развезли его продукцию - и прославили. У каждой теперь цена - несколько  тысяч долларов! С сертификатом, разумеется. Попробуй его ещё получи! Попробуй достояние республики за границу насовсем вывезти! Что это только твоё - никакого значения не имеет. Закон запретит.
Был раз в Харькове случай. Одна неуклюжая барышня умудрилась в раздевалке нечаянно смахнуть, снимая шубку, дело зимой было, скрипочку пришедшего одновременно музыканта…Скрипочке тогда уже 160 лет стукнуло, и, когда она хряснулась струнами вниз, корпусу мало не показалось, хотя она и была в футляре: душка пробила верхнюю деку и сделала инструмент французского мастера, современника А.Пушкина, недееспособным… Ой, что было! Что было? А ничего не было: дама извинилась перед обморочным владельцем - и всё! Да и не нужны советской власти культурно-этнические конфликты: вредитель был коренной национальности, а обладатель сокровища -"простым семитом". Вот если бы наоборот, то…  Не будем гадать. Скрипку удалось привести в "рабочее состояние" - её разобрали по щепочкам, склеили, укрепили и собрали снова. Но! Она стала выездной, ибо уже "не представляла художественно-материальной ценности" для комиссии, выписывавшей эти разрешения на законный вывоз. Зато для владельца - представляет до сих пор, чем он и пользуется в корыстных целях, колеся по не широким, зато израильским просторам.
Вот и сказке конец. Про эту скрипочку, но не про скрипача, с которого мы начали повествование! Ибо он, отсидев своё, эмигрировал, обиженный на всех. Зато не чудо, что его там, в благословенной загранице, нашли те, кому он то ли должен остался, то ли надул, то ли коллеги по бизнесу зуб на него заимели. Говорят, его тело однажды нашли в петле где-то на Аппенинском полуострове, и, якобы, сделал он это сам. Но не исключено, что доброжелатели помогли… Жалко человека! Да и залы концертные лишились отличного исполнителя скрипичной музыки. Он всё же был крупным музыкантом, а тёмные дела… Как рекомендовали древние "De mortius aut bene, aut nihil"*

* - (лат) о мёртвом или хорошо или ничего

 

Иерусалим

 

“Наша улица” №156 (11) ноябрь 2012

 

 


 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете (официальный сайт) http://kuvaldn-nu.narod.ru/