Виктор Крамаренко "Эдгар По: убийство или мастерство писателя?" эссе

Виктор Крамаренко "Эдгар По: убийство или мастерство писателя?" эссе
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Виктор Викторович Крамаренко родился 27 октября 1959 года в Днепропетровске. Окончил Московский институт народного хозяйства им. Г.В.Плеханова. Печатался в журналах «Огонёк», «Техника молодёжи», «Сельский календарь», «Молодёжная эстрада», «Брега Тавриды», «Проза», «Московский вестник», «Российский колокол» и др. Автор книг «Все начинается с любви», «Парус надежды» «Встречи с ангелом», «Зиронька», «У Чёрного озера» и др. С журналом «Наша улица» сотрудничает с 2001 года.

 

вернуться
на главную страницу

 

Виктор Крамаренко

ЭДГАР ПО: УБИЙСТВО ИЛИ МАСТЕРСТВО ПИСАТЕЛЯ?

эссе

 
Существует масса примеров в искусстве, когда автор произведения, будь-то писатель или кинорежиссёр, предсказывает грядущее событие, раскрывает те или иные тайны истории, преступления. Порой складывается впечатление, что корифеи детективного жанра сами совершили то, что «натворили» на бумаге. Одним, самым загадочным таким примером, служит история написания рассказа «Тайна Мари Роже» американским писателем Эдгаром Алланом По.

Летом 1841 года главной газетной новостью Нью-Йорка стала таинственная смерть продавщицы табачной лавки Мэри Сесилии Роджерс. Её тело было обнаружено в реке Гудзон в штате Нью-Джерси. Спустя год молодой писатель по имени Эдгар Аллан По опубликовал рассказ, фабула которого удивительно напоминала эту историю. А история была такой.
Однажды в реке Гудзон около Вихаукена было найдено тело 21-летней Мэри Сесилия Роджерс, красивой девушка, хорошо знакомой писателям и актёрам, нередко заглядывавших в лавку Джона Андерсона на Либерти-стрит пофлиртовать с ней. Основные улики обнаружены в лесистой местности около реки: комбинация, шаль, зонтик от солнца и носовой платок с инициалами «М.Р.». Трава на поляне выглядела примятой, как после яростной борьбы.
Газетчики ежедневно публиковали отчёты полиции, строили догадки относительно личности убийцы. Подозрение пало прежде всего на Андерсона, работодателя Мэри, который не смог предоставить убедительного алиби на день её исчезновения. Но вскоре он был отпущен, и все взоры обратились на жениха Мэри Дэвида Пейна, проживавшего в пансионе её матери в Хобокене. Молодой человек признал, что видел Мэри утром в день исчезновения, но к происшествию не имел никакого отношения. Вскоре после этого Дэвид Пейн покончил с собой на той же поляне у реки, выпив избыточную дозу лауданума - настойки опия. «Это произошло здесь, - написал Пейн в предсмертной записке. - Да простит меня Господь за мою растраченную впустую жизнь!» Доказывало ли это, что именно он убил Мэри? Нет, утверждала полиция, у него было стопроцентное алиби. Преступление оставалось нераскрытым, и следствие продолжалось.
Среди читателей газетных хроник был 32-летний Эдгар Аллан По, выпустивший до этого шесть сборников коротких рассказов и стихов. Они дали ему некоторую известность, но не богатство, на которое он надеялся. Имея 800 долларов годового дохода, будучи литературным редактором журнала в Филадельфии, и больную туберкулёзом молодую жену на руках, он обдумывал сюжет своего следующего за дебютным «Убийством на улице Морг» детективного рассказа. Происшествие, которое должен был расследовать вымышленный им инспектор Дюпен, стала история Мэри Роджерс. Но в рассказе Мэри получила имя Мари Роже, Нью-Йорк превратился в Париж, а Гудзон - в Сену.
«Под предлогом описания того, как Дюпен разгадывает тайну убийства Мари, я фактически чрезвычайно скрупулёзно исследую реальную трагедию в Нью-Йорке, - писал По своему приятелю 4 июня 1842 года. - Не упуская никаких деталей, я последовательно анализирую мнения и доводы наших газетчиков по этому делу и показываю (я надеюсь, убедительно), что к раскрытию этого преступления никто ещё и близко не подходил. Газеты пошли по совершенно ложному следу. На самом деле, я полагаю, что не только продемонстрировал ошибочность версии гибели девушки от рук банды, но и выявил убийцу».
Рассказ По «Тайна Мари Роже» был опубликован в трёх номерах журнала для женщин с ноябри 1842-го по февраль 1843 года. С безукоризненной логикой инспектор (то есть По) доказывал, что убийцей мог быть лишь «смуглолицый человек», морской офицер, последний, с кем видели Мари, с ним она куда-то исчезала на несколько недель тремя годами ранее. Но, к сожалению для читателей и к радости редакции, на этом, так и не назвав имя преступника, По и завершил повествование. Он прибегал к этому приёму в своих ранних детективных рассказах. Журналом было дано разъяснение: «По причинам, которые мы не будем упоминать, но которые многим читателям покажутся очевидными, мы позволили себе опустить из текста переданной нам рукописи подробности, касающиеся продолжения распутывания явно слабого следа, на который напал Дюпен».
Но это уже не меняло дела, мастерски изложенный рассказ наводил на новую версию: подозреваемый - Эдгар Аллан По. Появились предположения, что писатель, не желая до конца раскрывать тайну своего следствие, опасался возмездия, потому что сам и есть убийца. Но был ли он способен на такое преступление?
Обратимся к личности писателя. В этот период своей жизни По стремился вырваться из тягостного состояния бедности и достичь литературного признания. Он безуспешно боролся с хроническим алкоголизмом и, возможно, наркоманией. На друзей и родных производил впечатление уставшего, раздражительного, физически больного человека, и состояние, в котором находился, отражалось в эгоцентричных героях его детективов и мистических историй. Смерть, как он описывал её в своих произведениях, необычайно привлекала читателей. Мог ли он в припадке безумия позволить одержать над собой верх тёмным наклонностям, которыми с избытком наделял своих беспринципных персонажей? А что касается прообраза героини, то По был частым гостем Нью-Йорка и вполне мог познакомиться с Мэри в табачной лавке, и несомненно, она могла стать его любовницей.
Психологи, исследующие область поведенческих моделей, доказали, что преступники, не осознавая своего желания быть наказанными, зачастую оставляют следы, приводящие к их задержанию. Может быть, именно так поступил и По, явно намекая в своём рассказе на то, что он знает убийцу Мари Роже, и что убийца - он сам? Писатель был смуглым, со спускавшейся на высокий лоб густой тёмной шевелюрой, был молод и небезразличен к фривольным девицам.
Но это, как говорится, ничего не доказывает. Можно до бесконечности строить догадки сравнительно причастности Эдгара По к реальному преступлению, мастерски отображённого на бумаге. Тем не менее, неопровержимых доказательств, связывающих его с убийством Мари Роже, нет. Только писательское ремесло.
Лишь спустя много лет исследователи творчества писателя смогли-таки доказать, что рассказ был «подогнан» под это реальное происшествие. «Смуглолицым» оказался подпольный акушер, весьма возможно, тот, к которому морской офицер возил Мэри в 1838 году делать аборт. Летом 1841 года молодая женщина умерла, вероятно, в результате второго аборта. Когда двумя годами позже По перерабатывал рассказ для публикации в книге, он внёс 15 незначительных поправок, чтобы увязать смерть Мэри с последствиями неумелого аборта: «Ничто не было упущено в «Мари Роже», за исключением того, что опустил я сам, - позднее писал По приятелю. - «Морской офицер», на чьей совести было убийство (или, скорее, случайная смерть вследствие попытки сделать аборт), во всем признался; вся эта история теперь вполне понятна, но ради родственников я не должен более распространяться на эту тему».
Её или своих родственников - остается загадкой, ведь два года писатель находился под «общественным подозрением».

 

 

"Наша улица” №162 (5) май 2013

 

 


 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете (официальный сайт) http://kuvaldn-nu.narod.ru/