Нина Краснова "Солнечный Шамардин"

Нина Краснова "Солнечный Шамардин"
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

 

 

вернуться
на главную страницу

Нина Краснова

СОЛНЕЧНЫЙ ПЕВЕЦ АНАТОЛИЙ ШАМАРДИН - НА «ТЕРРИТОРИИ СОЛНЦА»

«Кто никогда не бывал» на концерте Анатолия Шамардина и не слышал этого уникального певца, подобных которому нет во всей России, тот многое потерял. А кто хотя бы один раз в жизни слышал его, тот не может не полюбить его и никогда не сможет его забыть и спутать с кем-то ещё из певцов. Он обладает на редкость красивым, своеобразным, благородным, легкополётным, сладкозвучным голосом, поистине чудесным даром от Бога, и владеет таким искусством пения, для которого подходит термин «русское бельканто».

Анатолий Шамардин с мандолиной на Трритории Солнца.

Анатолий Шамардин - потомок понтийских греков, которые триста с лишним лет назад пришли из Греции на Ставрополье и укоренились там. Он вырос в селе Хасаут, где жили и греки, и русские, и впитал в себя и русский, и греческий мелос. И поёт с самого детства, и не только поёт, но и играет на мандолине, на гитаре, на пианино, на балалайке. Его дед был регентом церковного хора, как и его прадед. И всё это тоже сказалось на внутреннем формировании Анатолия Шамардина и на его музыкальном развитии.  
До того, как прийти на эстраду, в 70-е годы, он окончил институт иностранных языков, и несколько лет преподавал в вузах немецкий и английский языки и иногда пел на институтских вечерах, пока не встретил Эдуарда Хиля, который сказал ему: «Толя, тебе надо не языки преподавать, а петь на профессиональной сцене!» И с его легкой руки Анатолий Шамардин попал в Ленинградскую филармонию, а потом, с легкой руки другого знаменитого коллеги -  Николая Никитского - в оркестр Леонида Утесова, и стал солистом этого оркестра, а Утесов брал к себе певцов не просто с очень хорошими, а с исключительно хорошими, необыкновенными голосами. Потом Анатолий много лет работал в Росконцерте, в разных филармониях страны, ездил выступал по всей стране, «от Москвы до самых до окраин», и везде - с потрясающим, невероятным успехом! И пел песни на разных языках, и русские песни и романсы, и свои собственные на стихи разных поэтов. Поклонники и поклонницы осыпАли его и даже его машину цветами и, как говорит организатор его концертов советского времени режиссер Ваграм Кеворков, «буквально носили его на руках», он своим голосом, своим пением оказывал на всех «магическое, завораживающее действие», стоило ему только встать на сцене и открыть рот.   

Анатолий Шамардин со своими поклонницами. Рядом с ним по левую руку от него Нина Краснова и - в красном - Надежда Кузнецова-Шихиди.

В 1973 году в популярном журнале «Кругозор» вышла первая гибкая пластинка Анатолия Шамардина, с предисловием литературного мэтра, поэта-песельника Виктора Бокова. Потом - долгоиграющая пластинка «Гитары любви», в фирме «Мелодия», с предисловием Людмилы Зыкиной,  выпущенная тиражом 100 тысяч экземпляров, который покупатели тут же весь растащили, смели с прилавков, как и два повторных тиража.
В 90-е годы, когда открылся «железный занавес», Анатолий Шамардин жил и работал в Европе, в Германии, Греции. Выступал в залах, где до него выступали Плачидо Доминго и Пако де Люсия. Зарубежная пресса называла его «русским соловьём» и «волшебником из Москвы», причем он никогда не пел под «фанеру», а всегда - только живьем, и даже без микрофона, и до сих пор поет только так, в отличие от телезвёзд, и зрители удивляются, что живьём он поёт так же классно, как на своих пластинках и компакт-кассетах и дисках.

Поэтесса Татьяна Шведовская поэтесса Нина Краснова муж Татьяны Шведовской ученый Вячеслав Шведовский.

Писатель Виктор Астафьев говорил, что пение Анатолия Шамардина - доставляет радость душе, что это не какая-то «дребезжатина», которую нам каждый день приходится слушать по радио и по ТВ. Владимир Солоухин говорил, что пение Шамардина - это ни с чем не сравнимое удовольствие, и специально приезжал на его концерты, чтобы отвести там свою душу. Валерий Золотухин пел с Анатолием на сцене ЦДЛа и приходил от его пения в «телячий восторг». Писатель Юрий Кувалин, главред журнала «Наша улица» говорил: «Анатолий Шамардин поет не сам по себе, а по воле ангелов». Диктор Владимир Балашов вёл по радио передачи о Шамардине и говорил, что Шамардин - это драгоценное явление нашего времени и что не случайно он попал в золотую серию «Золотые россыпи романса» наряду с Георгием Виноградовым, Михаилом Александровичем, Глебом Романовым, Вадимом Козиным, Изабеллой Юрьевой.

Певец Анатолий Шамардин и его коллега Николай Полубояринов. Фото Нины Красновой.

Пение Анатолия Шамардина несет в себе позитивную энергию, целительную силу, которая даже тяжелобольных поднимает с постели и ставит на ноги. Но не каждому выпадает счастье услышать Анатолия Шамардина. Потому что он не принадлежит к миру шоу-бизнеса и не мелькает на экранах ТВ, а поет за их рамками, как соловей в кустах, и его, к сожалению, знают, в основном только те люди, которые бывали на его концертах - в ЦДЛе, в Доме учёных, в Политехническом музее, в Колонном зале, в клубе МВД, или в художественных галереях, в библиотеках, или на Солоухинских праздниках в Олепине Владимирской области, или на Некрасовских праздниках в Карабихе Ярославской области, или на Соколово-Микитовских чтениях в Тверской области, или на фестивале «Русский смех» в Нижегородской области, или на юбилее Шадринска Курганской области, или на литературных вечерах в Рязани… или на вечерах Московского Общества греков в Доме кино, в Доме национальностей и т.д., и на Дне Независимости Греции, или слышали его по некоторым радиоканалам. Но зато кто слышал Анатолия Шамардина, даже если всего один раз, - запоминает его на всю жизнь.

Поэт Владимир Дагуров и певец Анатолий Шамардин.

Иногда он поёт в московских ресторанах на свадьбах.
Недавно Анатолий Шамардин выступал в кафе-баре «Территория Солнца», на проспекте Вернадского, недалеко от станции «Юго-западной». Он был в тканой греческой синей рубахе с белым шитьем, в бархатном черном пиджаке и в черных брюках, а шею подвязал итальянским красно-черным шейным платочком… Смуглый, стройный, подтянутый, с экзотической внешностью, с утонченными чертами лица, с яркими, черными, густыми, остроизогнутыми бровями и с искристыми огоньками в карих глазах. Он начал концерт со средиземноморских песен, с двух итальянских тарантелл -  «Мой папа играет на гитаре» и «Красивая девушка», с неаплитанских песен «Весёлые крестьянки», «Уличная серенада», «О мое солнце», а потом пел песни на греческом языке - «Поговори со мной», «Лодка в море», «Поздняя встреча», а потом - на немецком, «Когда в горах расцветают цветы», «Привет, друзья», «Гитары любви», и попурри из тирольских песен… А потом - на русском, «В городском саду играет духовой оркестр», на стихи Алексея Фатьянова, и несколько песен своего сочинения - «Запах пижмы с косогора» на стихи Валерия Дударева, и «Я не пью и не курю» и «Сон под пятницу», на стихи Нины Красновой. И аккомпанировал сам себе на гитаре и на мандолине. И к каждой песне делал свою короткую устную «врезочку», преамбулу, с шутками, с юмором, с улыбкой, с экскурсами в 50-е и 60-е годы.  И, чтобы лучше перевоплотиться в героев своих песен, надевал себе на голову то шляпу с широкими полями, а-ля мексикано или а ля ковбой, то черную шапочку со спущенными полями, а ля пейзан, купленную в Ярославсой губернии. И очень изящно двигался и пританцовывал. И зрители аплодировали ему изо всех сил и кричали «Браво!» и «Спасибо!» и танцевали под его песни… и водили вокруг него хоровод…    
Анатолий Шамадрин излучал солнечный свет и тепло и любовь и залил ими всю «Территорию Солнца» и все сердца зрителей. И покорил всех, и юных девушек и парней, и людей в годах, и весь персонал, от поварих, официанток и уборщиц до охранников и до самого директора, молодого человека, который поднял вверх большой палец и сказал с горячим чувством:
- Я за всю свою жизнь не помню такого яркого, такого теплого и приятного вечера, как сегодня, с таким бесподобным певцом и с такой компанией! Каков певец - такова и его компания! Анатолий Шамардин - звено, объединяющее всех нас! Спасибо ему за всё! 
Представительница Московского Греческого Общества, режиссёр театрально-массовых представлений Надежда Кузнецова-Шихиди поздравила певца с его новым очередным успехом и сказала:
- Я поражаюсь тому, как Анатолий сумел сохранить свой замечательный голос, который у него сейчас такой же молодой и звонкий, как тогда, когда Анатолий работал в оркестре Леонида Утёсова!  Анатолию подвластны не только камерные, но и самые большие залы! И никто не может сказать, что он - не в формате нашего времени и нашей эстрады. Он - в формате, потому что у него всё при нём - и замечательный голос, и замечательный репертуар, и великолепный вкус, и свободная манера общения с залом, и зажигательный лирический темперамент, и - интеллект, и - душа!
Поздравили Анатолия Шамардина и выразили своё восхищение им и его искусством и библиотекари Одинцовской библиотеки, и все, кто присутствовал на концерте, и поэты Владимир Дагуров, Юрий Шуников, Татьяна Шведовская и Нина Краснова, у которой есть вот такие стихи о нём:

Представитель русского бельканто,
Знающий и Бебеля, и Канта,
Анатолий Шамардин -
Это просто шарм один!

И вот такие:

Ты по генам и русский, и грек.
И в тебя не влюбиться - грех!
Ты - особого склада и лада.
Русь в тебе говорит и Эллада!

А помогал аккомпанировать Анатолию Шамардину виртуозный гитарист и певец Николай Полубояринов, который во второй части праздника спел несколько заводных песен из своего музыкального багажа, в своем стиле, под занавес, при незакатном солнце «Территории Солнца».   

 

Нина КРАСНОВА

 

"Наша улица” №165 (8) август 2013

 

 
 
 
  Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве