Леонид Рыбаков "Зелёный дым" рассказ

Леонид Рыбаков "Зелёный дым" рассказ
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин

 

Рыбаков Леонид Александрович родился 30 октября 1941 года на Урале. С 1945 года живет в Киеве. Три года служил в армии. Доктор технических наук, работает ведущим научным сотрудником в Институте телекоммуникаций и глобального информационного пространства НАН Украины. Сравнительно недавно издал в Киеве две повести «Проверка гороскопа» и «Следы на песке». В “Нашей улице” публикуется с №162 (5) май 2013.

 

 

вернуться
на главную страницу

Леонид Рыбаков

ЗЕЛЁНЫЙ ДЫМ

рассказ

 

Весна в этот год была затяжной. Ярко заявив о себе в конце марта, она затем замедлила продвижение к лету, лишь изредка напоминая о себе ясными погожими днями. Заканчивалась первая неделя мая, а в природе все выглядело так, словно еще середина апреля – земля не просохла, местами зеленела трава, в ожидании тепла на ветках торчали копьеца набухших почек.
Уже несколько дней настроение Алексея соответствовало погоде – тоскливое, совсем не хотелось работать. Хотя сроки поджимали, а он все откладывал и откладывал подготовку заключения по результатам анализа организационной структуры местной строительной корпорации. Его одолевали какие-то обрывочные личные воспоминания, смутные тревоги о своей дальнейшей жизни, неясные, до конца неопределенные желания и надежды. Пытался избавиться от хандры проверенным способом – во время обеденного перерыва пройти как можно больше улиц в центре города, но, при этом, не выходить на перекрестки. Для выполнения этих условий, во-первых, необходимо идти в хорошем темпе, а, во-вторых, переходить с одной улицы на другую только через проходные дворы или проходняки, как он привык их называть.
Таких прогулочных направлений у него было несколько. Но чаще всего ходил по маршруту с четырьмя проходными дворами, который начинался на четной стороне многолюдной улице Красноармейской, рядом с институтом, где он работал. Через первый проходняк выходил на верхнюю бульварную часть ул. Горького. Затем, идя через дворы, последовательно оказывался: на шумной Владимирской, на зеленой улице Тарасовской, круто сбегавшей вниз к Саксаганского, и, наконец, на уютной тихой Паньковской, которая выводила его на улицу Толстого, напротив центрального городского ботанического сада. По ней он прямиком возвращался к институту.
Обычно, такие прогулки помогали ему в течение рабочего дня поддерживать на нормальном уровне не только физический, но и психический тонус. По мнению Алексея, оздоровительный эффект обеспечивался тем, что проходные дворы не меняли свой облик на протяжении многих лет, в отличие от фасадов домов, выходящих на улицу, которые ремонтировались, реконструировались, а нередко и перестраивались. В них как бы консервировалась стремительно исчезающая городская среда и атмосфера Киева пятидесятых и шестидесятых годов прошлого столетия.Для себя он определил, что: «Старый проходняк - это как бы машина времени индивидуального применения». Войдя в такой двор из современной улицы, он словно возвращался на много лет назад, в свое детство и юность, стряхивая с себя отрицательные эмоции, накопившиеся под давлением жизненных обстоятельств.
Но сейчас такие прогулки не давали желаемого результата, и он стал ждать перемен в погоде, надеясь, что приход теплых солнечных дней, вернет ему душевное равновесие и желание работать.
Так и случилось. Ночью, со среды на четверг, западный ветер, долго и упорно нагнетавший в город влажный, прохладный воздух, переменился на южный. Утро занялось солнечное. Редкие белые округлые облака плыли по чистой небесной лазури. Дул «ветер странствий» – теплый упругий воздушный поток, насыщенный озоном, с едва уловимым запахом прогретой земли и весенних цветов. Ветер всего за один день привел природу в майское состояние – разом лопнули почки и молоденькие листочки, подкрасили деревья и кусты в бледно-зелёный цвет.
Перемена погоды изменила и настроение Алексея. Его неудержимо потянуло за город, поближе к природе. Но пока, вместо загородной вылазки, он начал писать заключение, которым уже интересовался заказчик.
Рабочий запал структурного аналитика прервал телефонный звонок. Это его друг – Вадим надумал поделиться своими наблюдениями относительно происшедших перемен в погоде. Разговаривали недолго, сойдясь во мнении, что установление весны нужно подобающим образом отметить. Решили завтра, сразу после обеда, сходить к горе Щекавице, одной из старейших гор (холмов), на которых стоял древний Киев. Название горы происходит от старославянского "щек" – соловей. На Щекавице, которая находится на юго-западной границе Подола, еще сохранились природные ландшафты старого Киева, мало затронутые урбанистическим беспределом последних лет.
К горе друзья пошли со стороны Лукьяновки, по одноименной улице, идущей вверх. Такой путь короче, чем идти от Подола по Олеговской. Вскоре, справа, показался забор строящейся мечети, а слева старое Татарское кладбище, крепко заросшее кустарником и невысокими деревьями. Ненадолго задержавшись возле сохранившихся надгробий, они подошли к окраине кладбища. Дальше начинался поросший травой и редким кустарником южный склон Щекавицы.
Поднимаясь на гору, стали подыскивать место для выполнения простого ритуала – принятия по сто грамм, с последующими разговорами и спорами на любые интересующие их темы. Место обязательно должно быть чистым, красивым и располагать к беседе.
Решили расположиться на самой верхней точке Щекавицы. Но, поднявшись повыше, обнаружили, что место на макушке горы занято оригинальной акробатической фигурой, образованной двумя молодыми людьми. Внимательное, но деликатное, её рассмотрение позволило быстро уяснить суть происходящего – женщина в бордовом жакете и темной юбке, закинув ноги, в чулках телесного цвета и коричневых туфлях с высокими каблуками, на плечи полулежащего на спине мужчины в кожаной куртке, делала короткие колебательные движения, сопровождая их стонами и томными возгласами.
- Практические занятия, после изучения «Камасутры», - сострил Вадим по поводу увиденного.
- Да нет, - возразил Алексей, - это скорее тоже ритуальная встреча прихода теплых дней, с использованием интимных средств выражения.
С учетом ситуации, выбор места не занял много времени и прошел без обычного для этого процесса шумного обсуждения. Удобно устроившись на небольшой зеленой террасе северного склона, двое киевлян в полной мере ощутили, что весна наконец-то взяла свое и жизнь прекрасна во всех ее проявлениях. За это и выпили.
А перед ними, внизу, прозрачный зеленый дым уже накрыл Куреневку и Подол, размыл очертания строений и деревьев, превратив их зимнюю графику в весеннюю акварель.


Киев

“Наша улица” №175 (6) июнь 2014

 

 
   
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете (официальный сайт) http://kuvaldn-nu.narod.ru/