|
|||
Александра Голубева, искусствовед, куратор выставки, проделала огромную работу по созданию уникальной в своём роде экспозиции выдающихся мастеров скульптуры и графики - Дмитрия Тугаринова и Бориса Диодорова. Дмитрий Никитович Тугаринов родился 5 февраля 1955 года в Москве. Заслуженный художник РФ, действительный член Pоссийской Академии художеств (2007). Его работы находятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, в музее А.С.Пушкина и во многих других. Участник более 400 выставок в России и за рубежом. Произведения знаменитого современного скульптора - от Набора для дуэли (1988) до памятника полководцу Суворову, установленному в 1999 г. на перевале Сен-Готард в Альпах. Скульптора Дмитрия Тугаринова интересует игра во всех ее проявлениях. Игры детей во взрослых: маленькая девочка пытается идти в маминых туфлях, учится сохранять равновесие - Туфельки (1994). Игры взрослых в оккультизм и мистические откровения - Запретные игры (1997). Игры людей в сверхлюдей - Величие (1984), это пустотелая фигура диктатора (быть может, дух Наполеона?) на коне, движение которого останавливает столь же бестелесная фигура женщины... Борис Аркадьевич Диодоров родился 21 ноября 1934 года в Москве. Окончил Московский государственный художественный институт им. Сурикова. Народный художник России. Автор иллюстраций к многим произведениям русской и зарубежной классики. Наиболее известны его иллюстрации к сказкам Х.К. Андерсена, «Винни-Пуху» А. Милна, «Удивительному путешествию Нильса с дикими гусями» С. Лагерлеф, «Аленькому цветочку» С.Т. Аксакова, «Народным рассказам» Л. Толстого, «Малахитовой шкатулке» П. Бажова. Проиллюстрировал более 300 книг, выходивших в США, Франции, Испании, Финляндии, Японии, Южной Корее и др. странах. Работал главным художником издательства «Детская литература». Персональные выставки Бориса Диодорова проходили в Москве, Токио, Берлине, Копенгагене, Вашингтоне, Нью-Йорке. |
Вот что интересно на выставке скульптуры Дмитрия Тугаринова и книжной графики Бориса Диодорова в Литературном музее - всё записано, и рассуждать о бессловесном искусстве мы будем словами, и мыслить про себя об увиденном и услышанном будем словами (бессмертное Слово как вечный двигатель, не имеющий ни времени ни пространства). МАНДЕЛЬШТАМ ТУГАРИНОВА Отравлен хлеб, и воздух выпит. Ты приглашаешься на казнь. Психологический сверхреализм Осипа Мандельштама диктует Дмитрию Тугаринову экспрессию поэтической строки в бронзе. Птичий образ преследовал поэта, готовил к удалению подалее с этого света, где правят узколобые казарменные люди. Мгновения взмаха ресницы хватило, чтобы отобразить в несочетаемых столкновениях слов симфонию души. Звук отстает от изображения, губы на полуслове открыты. "Век мой, зверь мой, кто сумеет//3аглянуть в твои зрачки и своею кровью склеит//Двух столетий позвонки?.." Я давно заметил, что Дмитрий Тугаринов всеми нотами души настраивается на выдающееся литературное произведение, и оно начинает скульптурно звучать симфоническим оркестром в камне ли, в бронзе, в любом, казалось бы, немотствующем материале по воле поэтически пульсирующего сердца. На снимке (слева направо): скульптор Дмитрий Тугаринов, Голова писателя Кувалдина работы Дмитрия Тугаринова, писатель Юрий Кувалдин. От Полянки я прошел Хвостовым переулком к Якиманке, подземным переходом перешел на ту сторону, к Бабьегородскому переулку, которым спустился к Парку искусств. Шел легкий снежок. Бронзовые фигуры “Туфельки”, “Березка” моего друга Дмитрия Тугаринова смотрелись в морозец еще лучше. На снимке (слева направо): скульптор Дмитрий Тугаринов, писатель Юрий Кувалдин, художник Борис Диодоров. С детства у меня выработался какой-то неправильный вкус - я не любил книги с картинками. Хотел быстро взрослеть и проникать в буквы, бегая по которым глазами, во мне возникали мои иллюстрации, с тоном, с динамикой, с глазом, с улыбкой. Выражение: «Он только картинки в книгах разглядывает!» - считалось убийственным. И страшно сказать - я не любил Андерсена. Полагая, что это чтение для всех. Видимо, поэтому я сразу приступил к чтению Канта. Поэтому иллюстрации Бориса Диодорова я рассматриваю без Андерсена. Вижу, что художник мне нарисовал, и составляю собственное мнение. Жаль, что Диодоров не работает на холсте в масле. А там бы он мог развернуться. Линии, фигуры, мир иллюзий. Блок его интереснее Андерсена. Вообще, мне нравятся художники, которые идут поперёк общепринятым вкусам. При всём при том, Диодоров великолепный мастер книжной графики. Прописывает ювелирно каждый взмах руки или крыла, наполняет морскую воду солнечным светом, делает осязаемым воздух с парящими птицами. Он много иллюстрировал: и Милна, и Лагерлёф, и Толстого, и Бажова… Оформил более 300 книг. Его работы можно долго рассматривать, ибо они сотканы из мельчайших художественных деталей. Иллюстрация Бориса Диодорова к "Чудесному путешествию Нильса с дикими гусями" Сельмы Лагерлёф. Писатель Юрий Кувалдин читает Осипа Мандельштама: Я буду метаться по табору улицы темной Но Тугаринов молвит... Скульптор Владимир Буйначёв: "Личность Тугаринова уникальна, оригинальна, стихийна..." Тепло приветствовали выставку Дмитрия Тугаринова и Бориса Диодорова коллеги и почитатели их изысканного таланта. Искусствовед Пётр Баранов, сын скульптора Леонида Баранова, отметил концептуальную остроту сближения предметного мира с логосом, неразрывного единства материального и идеального. Скульптор Леонид Баранов предложил Осипу Мандельштаму, работы Дмитрия Тугаринова, вырасти из миниатюры до размера памятника и шагнуть на одну из главных площадей столицы. Действительный член Российской академии художеств, народный художник РФ Геннадий Провоторов сравнил Дмитрия Тугаринова и Бориса Диодорова с великой плеядой поэтов и художников Серебряного века. Искусствовед Григорий Климовицкий развил мысль о неповторимой художественной индивидуальности Дмитрия Тугаринова. Ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, доктор искусствоведения Ольга Калугина проанализировала особенности творческого почерка книжного графика Бориса Диодорова. Заведующая отделом выставок Государственного Дарвиновского музея, искусствовед Яна Шклярская отметила композиционное единство скульптуры и графики экспозиции. Заведующая отделом выставок Государственного Литературного музея Наталья Папанова, отметив оригинальность выставки скульптуры Дмитрия Тугаринова и графики Бориса Диодорова в литературном музее, поделилась планами музея, которому выделены помещения для храненилища в Шелапутинском переулке, и ожидается новое помещение для самого музея, поскольку на этом настаивает духовенство Высокопетровского монастыря.
"Наша улица” №176 (7) июль 2014
|
||
|
|||
kuvaldin-yuriy@mail.ru | Copyright © писатель Юрий Кувалдин
2008 Охраняется законом РФ об авторском праве |
||
адрес в интернете (официальный сайт) http://kuvaldn-nu.narod.ru/ |