Валерий Николаевич Барановский родился 17 декабря 1940 года в Хабаровске. Окончил в 1962 году Одесский гидрометеорологический институт, работал как инженер-гидролог в Киеве, а в 1972 поступил в аспирантуру при секторе кино Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, защитился в 1976 году там же, получил степень кандидата искусствоведения, член союзов журналистов и кинематографистов Украины. Аавтор трех книг прозы - «Маленькие романы», «Смешная неотвязность жизни», «Куда глаза глядят». В "Нашей улице" публикуется с №165 (8) август 2013.
вернуться
на главную страницу
|
Валерий Барановский
МЫСЛИ СКАЧУТ ПОЧЁМ ЗРЯ
рассказ
Михаил Данилович хмуро пялился на экран телевизора. Вставать не хотелось, хотя покалывало залежалую руку. Маленький мужичок - сипатый такой - маршировал по сцене, подпрыгивая то и дело на месте. А нос он имел большой, ноздрястый и глаза - как у собаки, понятливые и против пристального встречного взгляда, надо полагать, бессильные. Скакал себе по сцене туда-сюда и сипел про мысли, которые у него, видите ли, скакуны. «Ну и хрен с ним!» - подумал Михаил Данилович. И правильно, между прочим, сделал, потому что его собственные мыслишки тоже неслабо били копытами. Но ежели у того они гарцевали ровно потные, пропыленные кони и сам он был гордым, вроде беляка из кино, то мыслишки у Михаила Даниловича прыгали, как надоедливые подкованные блохи, от которых в мозгах происходит нечто вроде чесотки. Но дела до того никому нет. И знакомым нет. А чужим - тем паче. И что там будет после нас, неизвестно.
А еще Михаил Данилович сильно удивлялся тому, что двое персон, названных в один и тот же день и год совершенно одинаково, могут прожить исключительно разную жизнь, хотя могли бы и даже должны - одну, потому что истории и природе это все равно. Он, Миша, только не Сергеевич, как президент Горбачев, а Данилов сын, размышлял над этой задачей очень часто и единственное, что его спасало, - факты, из которых вытекало, что не все достается блатным или, скажем, по партийным спискам. Крутым, конечно, фартит, но, оказывается, не всегда. Так, например, некоему господину Н., певцу редкой силы и нахальства, визы в США не дали. А у него там - и вся родня, и дела, и холера его знает, что еще - может, магазины, отели, а может, и какой-нибудь бизнес покруче.
Один такой Мишин знакомый все двадцать лет добровольной эмиграции торговал, начиная ежедневно с восьми утра, возле местного университета хот-догами и шибко, где-то даже баснословно, разбогател, нажился то есть, а спустя некоторое время определилось, что не на сосисках с горчицей, а - на бриллиантах, которые ему доставлял знакомый летчик с русского Дальнего Востока. Недаром этот тип, не слишком склонный к благотворительности, вероятно, потому что никогда не высыпался, отчего постоянно широко зевал, -- так вот, этот тип неспроста целовал летчика чуть ли не в жопу, водил по магазинам, кормил, поил, только что жену к нему в постель не укладывал.
А с упомянутым выше Н., бархатным баритоном невидного роста, Михаил Данилович побывал как-то раз в круизе по странам Средиземноморья - выиграл в лотерею свой «счастливый случай» и, обрадованный, поехал с одной не очень богатой знакомой на белом пароходе за счет общества «Ромашка» (а что это такое - молчок!), надеясь попробовать, какова она именно эта богатая жизнь. И, представляете, свел на борту дружбу с Н. и его супругой -- настолько свел, так как выпить мог цистерну и еще сверх того рюмашку, что перешли они на «ты». И вот однажды Н. запросто, по праву дружбы, вошел в каюту, в ту минуту, когда его новый братан исполнял в «догги стайл» свою добрую знакомую, немного полюбовался на эту впечатляющую картину и задал вежливый вопрос вежливо: «А можно, Мишаня, я ее доебу?» Тогда Данилович вынужденно прервался, взял певца Н. крепкой, невзирая на возраст, рукой под локоток, вывел в коридор и, глядя прямо в бесстыдные глазенки баритона, спросил столь же безмятежно: «А можно, я тогда потом твою жену выебу?» Баритон рассмеялся, хлопнул его ладонью по плечу: «Нормально, Миша! Я тебя проверял на вшивость» - и двинулся искать кого-либо еще. Инцидент был исчерпан, но вместе они больше не пили, и дружба прервалась, как будто ее и не было вовсе. А теперь вот Н. за границу не пустили. И на фотографиях в газете он выглядел со своей квадратной головой сиротливо и поучительно.
Дальнейший ход мыслей Михаила Даниловича, лежа переваривающего вчерашнее, увлек его в сторону последних газетных публикаций, каковые адекватно отражали события нашей безумной реальности. В частности, имелся в этой реальности, молодой маньяк, красивый, не достигший двадцатилетия мальчик, испытывающий сексуальную тягу к курам и ненависть к ежикам, кошкам и покойникам. Последних он с некоторых пор выкапывал, но не терзал, а только заглядывал в ящик, желая удостовериться в том, что там действительно кто-то лежит. Мишу особенно заинтересовало, что этот мальчик откровенно поведал о желании убивать женщин. Девочек никогда не трогал и не обижал. Но убивать очень хотел. Тыкать и тыкать каждую ножом в пузо. Аж взмокал, когда об этом думал.
Мальчик, естественно, был Михаилу Даниловичу отвратителен, но вот что поразительно - ведь и он сам время от времени, и далеко не в разгар глупой ссоры, не от внезапного бешенства, а в спокойную минуту, на ровном, так сказать, месте, зажмурившись или вперив глаза в стену, пялясь намеренно в одну точку, чтобы поплыл и сместился, теряя внятность очертаний, рисунок обоев, представлял себе, как в один прекрасный миг берет нож, обыкновенный кухонный тесак и всех вокруг враз кончает.
Видения эти, кстати, никогда не были кровавыми. Интерес Михаила Даниловича, размещавшегося в этих сюжетах в качестве главного персонажа, к смерти близких людей носил чисто факультативный характер. И если он продлевал воображаемую драму до логического завершения, до похорон, до речей на кладбище, а потом, спустя годы, то один, то другой из его знакомых, приказывал долго жить, сходство происходящего в реальности с тем, что когда-то привиделось, Михаила Даниловича потрясало до глубины души. Успокаивало его в плане собственного психического здоровья лишь то, что в воображении он лишал жизни не только других, но и себя, причем весьма изобретательно, разными способами. Но в финале всегда были похороны и речи, и поминки - все то важное и даже назидательное, что говорит нам о человеческой природе куда больше, нежели тома биографических хроник и медицинских исследований. Мешал только мальчик из статьи в «Комсомольской правде». Он был осквернителем могил, и это вызывало оторопь. Но, с другой стороны, мальчик не считался больным. Не означало ли сие, что и Михаил Данилович мог в один прекрасный день испытать неодолимое желание проверить, что там делается в зарытом день назад ящике.
«Чур меня, чур!» - произнес про себя Михаил Данилович, перевернулся на другой бок и стал думать о приятном - о женщине по имени Мария, которая ослепительной красотой и обилием выступлений по телевизору в стандартный облик монахини не вписывалась. Он, насмотревшись на нее, стыдливо опускающую перед телекомментаторами большие, влажно поблескивающие глаза, пошел в женский монастырь и подслушал - повезло, ничего не скажешь, - беседу, которую эта самая кинозвезда в монашеском одеянии вела с неким хамского вида гражданином, сильно смахивающим на водилу. Михаил Данилович расположился в кустах, позади скамейки, где сидели эти двое, и узнал нечто странное…
- Неужто, - спрашивал гражданин монахиню, - вы о плотском совсем не мечтаете?
- Абсолютно, - ответствовала она. - У нас и времени на то нет: работа с утра до вечера.
- По вас и не скажешь…
- Это лишь видимость, - сказала монахиня, - нас питает энергией дух.
- А попы? - спросил гражданин. - У вас у всех - фигурки, то да се. А ваши мужики - застрелиться можно. Жирные, глупые!
- У них мало физической работы, - сказала монахиня, - они ничего не делают. В мужской обители вся тяжелая физическая работа падает на плечи женщин - и копают, и косят, и поросят кормят. А мужик только молится.
- От молитв не толстеют…
- Но они ведь не трудятся и с женщинами не спят. А гормоны-то играют!
- Интересное кино! - задумался вслух гражданин.
- Истинно говорю, - сказала монахиня.
Она сидела пряменько. И крепко напоминала ту красотку, правда из католиков, которую в кино - был такой фильмец - сбил с пути покойный артист Андрей Миронов. «Какой класс! - подумал в сердцах Михаил Данилович, продираясь задом наперед из кустов на дорожку. - Такой товар пропадает!»
Сейчас он все это вспомнил и по какой-то невыясненной причинно-следственной связи начал переживать из-за широко объявленной помолвки и, значит, брака замечательной киноартистки с акулой шоу-бизнеса, даже без памяти любящей, но все-таки акулой. И это после гениального мужа, который сначала ходил бородатый по общежитию ВГИКа, любую встречную бабу спрашивал с видимым любопытством: «Хочешь меня?» и удовлетворенно отмечал: «Хочешь»; а потом написал много серьезных рассказов, снимал хорошее кино, наконец надорвался и стал посмертно знаменитым. Чего это она, честное слово, удумала?!
Ладно, плевать, - решил Михаил Данилович, - что мне больше других надо? Вон, говорят, ехал себе корреспондент газетки на старом «Запорожце» и ехал. А те, встречные, на «Вольво», ездить не умели и подставились, и бок повредили, а ему бампер и капот - едва не в лепешку. Он вышел. И они вышли: «Так тебе денег надо? - спросил самый главный. - Счас сделаем». И сделали. Все отбили, внутри и снаружи - не узнать. Так что, лезть никуда не надо. Дана тебе жизнь - существуй сам по себе. Есть дома баба -- трудись в свое удовольствие, а чужого не трогай, пока само в руки не приплывет.
Что же делать, ежели родился в такой дурацкой стране, где с любовью так же туго, как со жратвой. Вот приехал этот, смешно сказать, Иглесиас. Приехал и хвалится, что трижды в день свою девку имеет. Нет, потом извинился - дескать, слукавил, похвастаться хотел. Два раза – это да. Но не больше. С жиру бесится, гад певучий! На наших-то окладах особо не натрахаешься. А мы умудряемся. У нас нервы. Они нас будоражат. Укрепляют потенцию. Злят. И ты становишься вредным и жилистым. И в штанах у тебя каменеет, и живот западает, и ты превращаешься в того же Хулио, но без его дурацкой упитанности, без сладкой самовлюбленности. Для него половой акт - наслаждение. А какой-нибудь Михаил Данилович из нашей глубинки в этом деле самоутверждается. Он тычет своей штуковиной в очередную девчонку с такой яростью, словно сражается с заклятым врагом. Ему надо, чтобы девчонка орала и просила пощады! Тогда он отвалится от нее, рухнет на спину, наблюдая сквозь смеженные воспаленные веки, как вялым лепестком кренится набок то жалкое и немощное, что усилием воли он несколько минут назад превратил в орудие мести.
Поворочался Михаил Данилович на кровати, присел, попил водички, снова лег и, поскольку отдыхал в гостях у родни, в частном домишке на окраине городка с огромным Ильичем из гранита, торчащим, как фаллос, в центре главной площади, смежил умиротворенно веки, а когда снова их разомкнул, узрел хозяина, который, круглый, будто луна, загорелый и философично-важный, маячил над ним, взгромоздившись на табурет.
- Ты откуда? - спросил, продирая глаза и фокусируя зрение на обойном рисунке чуть позади хозяйской головы, Михаил Данилович.
- С огорода, - сказал хозяин.
- Я думал ты спишь.
- Нет, - сказал хозяин с некоторой укоризной. - Я сад полил, деревья окопал, травы накосил. Чтобы всем хорошо было…
Он подождал ответа, но Михаил Данилович на его слова никак не среагировал. Заглянул еще раз в себя с похмелья. Страшного там на сегодня не оставалось. И нестрашного, собственно, тоже. В доме, видимо, пекли пироги с малиной. Пахло сладко. Хотелось жрать. Тянулся выходной. И сделать с этим уже ничего нельзя было. Ни при какой погоде…
Одесса
"Наша улица” №180 (11)
ноябрь 2014
|
|