Леонид Рыбаков "Жор" рассказ

"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин

Рыбаков Леонид Александрович родился 30 октября 1941 года на Урале. С 1945 года живет в Киеве. Три года служил в армии. Доктор технических наук, работает ведущим научным сотрудником в Институте телекоммуникаций и глобального информационного пространства НАН Украины. Сравнительно недавно издал в Киеве две повести «Проверка гороскопа» и «Следы на песке». В “Нашей улице” публикуется с №162 (5) май 2013.

вернуться
на главную страницу

Леонид Рыбаков

ЖОР

рассказ

В год краха нерушимого и неделимого социалистического государства лето у меня получилось неудачным. В поход не сходил, на море с женой не поехали, проторчали в селе в купленной по случаю развалюхе, борясь за урожай на огороде. В общем, не лето, а сплошная тоска. А тут ещё эти бесконечные экономические и политические перестройки, смена работы и неясные перспективы совсем выбили меня из колеи.
В начале бабьего лета появилась идея сходить на байдарке вниз по Днепру. Места знакомые, не раз там бывал на своей моторке, которой уже нет. С кем идти вопрос не возникал, конечно, с Владиком. Его на такое мероприятие не нужно было уговаривать. Собрались из расчета восьми походных дней.
К месту старта, на лодочную станцию возле Новоукраинки, нас подбросил знакомый, который ехал на своих «Жигулях» в село, к родителям помогать копать картошку. Собрали байдарку и вперед. Грести было легко, и даже немного нудно - безветренно, течение медленное, вода спокойная, как в пруду, и ты не испытываешь ни сопротивления, ни помощи от энергии водного потока. Влияние реки почувствовал в единственном месте, когда мы остановились на короткий привал на левом поросшем травой берегу, чуть ниже Кийлова, напротив Вытачевского высокого мыса, где русло Днепра сужается. Тогда возникло почти физическое ощущение мощи реки и хотелось там задержаться.
На следующий день, под вечер, пристали к большому острову у левого берега Днепра, в пятидесяти километрах ниже Киева. Это был конечный пункт маршрута. Остров - часть старого смешанного леса, не ушедшая под воду после заполнения Каневского водохранилища, в тот сентябрь был безлюдным, как и Днепр. Столь многочисленные, совсем недавно, моторные лодки из-за дороговизны бензина оставались в затонах, а яхты здесь и раньше увидишь не часто. Легко нашли подходящее место для стоянки. И побежали прекрасные дни, наполненные первобытными занятиями: рыбной ловлей, костром и приготовлением пищи.
Продуктов взяли в обрез, рассчитывая пополнять свой рацион днепровской рыбкой, особенно щукой.
Я всегда восхищался этой вездесущей, прожорливой, красивой и сообразительной рыбой. Свою первую щучку я, четырнадцатилетний парнишка, поймал простым силком на реке Урал под нависшим над водой ивовым кустом, где рыба стояла, спасаясь от жары. Тогда же узнал, что летом щуку лучше всего ловить на живца, а не сетями или спиннингом на блесну. Конечно можно и так, но на живца верней. Ставными сетями я, в принципе, не рыбачил. А вот бреднем пробовал. Как-то отдыхая на Десне, принял участие в добывании рыбы такой снастью. Мы тянули бредень в августовские сумерки. Всякой белой деснянской рыбы попалось достаточно, а вот щуки не было ни одной. Нас это не удивило, так как видели не раз, как рыба ракетой взмывала над бреднем, уходя в спасительную глубину. На живца я ловил щуку во многих местах: на тихой полесской речке Стырь, на текущей в вологодских лесах речке Шоле, на северной Илексе, где с трудом вытащил метровую рыбину. Дома, на Днепре, больше использовал блесну.
В сентябре, когда вода становится прохладной, у щуки обычно начинается жор и она жадно, без разбору хватает любую блесну. Но сейчас хищница вела себя пассивно - ни на блесну, ни на живца не ловилась. Такое бывает, ведь точное время жора известно только рыбам. Выручали красноперки, устирки и окуньки, которые хорошо клевали. Из них получалась двойная, а то и тройная вкуснейшая уха. В ресторане такой не попробуешь.
Исследуя остров, в дубняке наткнулись на белые грибы. Среднего размера, с коричневыми шляпками, грибы были все как на подбор, с крепкой, не трухлявой мякотью. Они разнообразили наше скудное меню. Поиск и сушка грибов, помимо прочих занятий, стали конкурировать с рыбной ловлей.
С самого начала похода стояли тихие солнечные дни. Таким же было и начало дня, когда мы пошли обратно в Киев. Но на полпути, после прохождения широкого плеса возле Новоукраинки, задул крепкий встречный ветер, разгоняющий волну. Грести стало труднее. Борьба с волнами и ветром не настраивала на разговоры, и мы молча налегали на весла. Нам повезло, что ветер поднялся сейчас, а не на плесе, где могут образовываться двухметровые волны. Тогда пришлось бы приставать к дамбе и перетаскиваться байдарку через неё в речку Павловку, текущую вдоль русла Днепра.
Меня на корме ощутимо забрызгивало. Но я давно привык к этому и на такие мелочи не обращал внимания, рассматривая речную панораму. За время нашего похода в природе произошли изменения - в зеленой палитре берегов заметно прибавилось желтого и багряного цвета. Осень брала свое.
Около четырех часов пополудни, Владик предложил:
- Давай подойдем к тем дубкам, посмотрим как там. Если чисто остановимся. На сегодня хватить лопатить.
Я не возражал. Небольшой дубовый лесок на левом берегу прямо напротив Ольгинского залива понравился. Нашли удобное место для палатки и решили здесь стать на последнюю ночевку. Все, прогулка по Днепру подошла к концу, завтра в первой половине дня будем дома.
Ветер стих, и мне захотелось всё-таки добыть щуку. «Когда ее ловить, как не в сентябре», - настраивал я себя. О своем рыбацком намерении рассказал Владику.Он не возражал:
- Попробуй. А я пока займусь палаткой и дровами.
Не теряя времени, я сел в байдарку. Подходящее, как мне казалось, место для ловли на дорожку я нашел метрах в двухстах от стоянки, вверх по течению. Надеясь на удачу, несколько раз прошелся на некотором удалении от берега, таща за кормой блесну. Зря старался. Сделав, про себя утешительный вывод: «видно щука не голодная», вытащил байдарку на берег.
Прощальный ужин был без ухи. По традиции выпили по сто грамм водки за мать-природу, закусив салом с ломтиками черствого ржаного хлеба. У меня спонтанно возникла мысль, как бы подводящая итог походу: «Отличная получилась прогулка. Вернула мне хорошее настроение, смыв накопившуюся усталость от суматошной реальности». Поделился своими выводами с Владиком.
- Да, удачно сходили. Впрочем, как всегда. Я иного и не ожидал. Меня удивило другое - при отличной, почти летней погоде, мы за неделю, кроме одной яхты и моторки, никого не встретили. Рядом огромный город, а на реке пусто. Как ты думаешь, в чем дело: леность жителей или народ так занят выживанием, что не до отдыха на реке?
- Наверное, и в том и в другом, - ответил я. - Но все-таки, на мой взгляд, основная причина этого – разруха. Помню не так давно, лет двадцать назад, когда я был в этих местах, то меня, наоборот, удивила большое количество рыбаков на берегу.
- А, что ты тут делал? – спросил Владик, разжигая костер.
- Щуку ловил.
- Ну и как, удачно, или как сейчас?
- В целом, да. Хотя и попал в передрягу.
- А ну, расскажи об этой рыбалке, пока вода не закипела, - заинтересовался Владик, вешая над костром на треногу котелок.
Я не возражал, и, растянувшись на сухой траве, начал свой рассказ:
«Однажды, во вторую субботу сентября, я со своим другом Геной и нашим товарищем по работе Максом, пошли на Генкином «Прогрессе» с новым двадцатипятисильным «Вихрем» вниз по Днепру добывать хищницу. Хотели идти на двух лодках, но на моей «Херсонке» мотор, в последнее время, начал барахлить, и от этой идеи благоразумно отказались. Шли с таким расчетом, чтобы к вечеру вернуться домой.
Выехали на рассвете и к восьми утра были на месте - в одной из проток в районе села Вишенки. Встали на узком длинном заросшем травой островке и сразу стали блеснить. Час активной работы со спиннингами не принес никому удачи. Раздосадованные таким началом, отложили снасти и достали бутерброды. Нетерпеливый и прямолинейный Генка прицепился к обстоятельному и сдержанному в разговоре опытному рыбаку Максу, который был инициатором поездки:
- И где твой обещанный жор щуки? Час работы и по нулям.
В ответ Макс, спокойно начал пояснять причину такого результата:
- Не там встали, нужно искать другое место.
- Ну да, - съязвил Генка, - ты еще скажи, что блесны не те взяли, и работаем со спиннингом неумело. Я тебе говорил, что жор начнется только через неделю?
- Говорил, - ответил Макс, - ну и что из этого. Я же не рыбинспектор, чтобы точно всё знать.
Любящие поспорить по любому поводу, они еще бы долго выясняли, почему щука не ловится, но тут послышался рев подвесного мотора, и к острову подлетела «Казанка». Лодка пристала к берегу в метрах ста от нас. Из неё проворно выбрался мужчина лет сорока в синем спортивном костюме и резиновых сапогах. Он сходу достал оснащенный спиннинг и, отойдя немного в сторону, далеко забросил блесну.
Видя это, Генка хмыкнул:
- Вот еще один охотник за голодной щукой явился.
Не успел скептик дожевать бутерброд, как Макс, внимательно наблюдавший за манипуляциями спиннингиста, тихо так говорит:
- Смотрите, а он, похоже, поймал.
Действительно, рыбак уверенно, без видимых усилий вытащил на берег, недовольную таким обращением, приличного размера щуку. Быстро отцепил рыбу, оглушил её и бросил в лодку. Туда же положил спиннинг. Затем забрался в моторку, оттолкнулся веслом от берега, дернул шнур стартера «Нептуна», и, добавив газу, помчался туда, откуда он минут десять назад появился. На этом показательный урок на тему: «Как ловить щуку на спиннинг» закончился.
- Что теперь скажешь, - обратился Макс к своему оппоненту, - есть жор или нет?
Обескураженный наглядной демонстрацией щучьего аппетита, Генка, вместо ответа на вопрос, предложил ловить щуку на дорожку.
- Хорошо, давай попробуем на дорожку, - без раздумий согласился Макс, хотя он, как и я, раньше на дорожку хищницу не ловил.
Я тоже был не против смены способа лова.
Снова сели в «Прогресс», и на малом газу пошли искать место, где по нашему пониманию могла стоять щука. На поиски «промысловой зоны» ушло около получаса.
Успех лова на дорожку зависит не только от выбора места, а и от того, как ты ведешь лодку. Она должна идти медленно вдоль подводной растительности, с таким расчетом, чтобы блесна, которая тянется за кормой на расстоянии не менее пятидесяти метров, за нее не цеплялась. Это не так просто сделать, как кажется на первый взгляд. Здесь нужен опыт. Он был у Генки, который на дорожку не раз брал не только щуку, но и жереха, что несравнимо сложнее.
Лодка тронулась, и мы с двух бортов запустили блесны. Почти сразу, буквально через пару минут, я ощутил чуть заметный то ли рывок, то ли толчок спиннинга:
- Есть! - вырвалось у меня.
Генка, не мешкая, заглушил мотор, а я стал сматывать леску. Попалась щучка, под килограмм, как определил на глаз Макс. Окрыленные почином, мы сразу продолжили движение. Вскоре уже Макс снимал с тройника свою добычу. И пошло-поехало. Мы увидели, что такое жор щуки в сентябре. Хищница атаковала блесну беспрерывно. Каждый проход на облюбованном нами километровом участке залива давал повод для волнения или радости. В рыбацком азарте не заметили, как наполнился садок. Несмотря на частые сходы, поймали восемь щук. Все как на подбор, не больше килограмма, оливковые со светлыми овальными пятнами на боках, с темно-зелеными спинками, оранжевыми плавниками и светлым брюшком.
Можно было собираться в обратный путь. Но перед тем как покинуть добычливое место, захотели поймать еще одну щуку, чтобы улов разделить поровну. На этом последнем заезде мотор заглох. Все попытки оживить его на воде ничего не дали. Подгребли к берегу и стали выяснить причину отказа. Установили, что полетела крыльчатка водяной помпы. Поломка пустяковая и быстро устранимая, если есть запасная крыльчатка. А у Генки её не было. Он полагал, что такие поломки у нового мотора, не должны случаться. Пришел черед Макса, мотоциклиста с многолетним стажем, делать втык лодочнику:
- А я ведь тебе советовал взять с собой все запчасти. Старших нужно слушать.
Расстроенный Гена, на этот раз, промолчал. Делать нечего, решили здесь же заночевать, а завтра утром на веслах выйти на коренное русло Днепра. И там уже, по левому берегу, тащить моторку на бечеве в Киев, надеясь, что кто-нибудь возьмет нас на буксир. Разожгли костер, сварганили чаёк и доели бутерброды, взятые из дома. Спать легли вповалку в лодке, подняв тент.
Встали с восходом солнца. Попив Днепровской водички, взялись за весла. Довольно быстро вошли в Днепр. Это был самый простой этап. Дальше нас ждали пятнадцать километров бурлацкой работы. Гена сидел за веслами, с помощью которых удерживал направление движения лодки, которую мы с Максом тянули цугом. Еще ему вменялось непростое, а в сложившейся ситуации, главное дело - останавливать потенциальных буксировщиков. Надежда на буксировку была слабая. Утром лодки рыбаков не ездили, а стояли на якорях у ям. Было время активного клева.
Тащить лодку оказалось труднее, чем мы предполагали. И не столько физически, как психологически. То и дело приходилось бросать бечеву, забираться в лодку и на веслах объезжать поставленные с берега донки. И не дай бог зацепить ход одну. Тогда от рыбаков наслушаешься в свой адрес проклятий и матюгов, с соответствующими характеристиками наших умственных способностей и физиологических качеств.
Через два часа наш беспомощный «Прогресс» с тремя пассажирами на борту, взял на буксир большой катер со стационарным движком. Это Генка, молодец, вовремя заметил судно соседа по лодочной стоянке, который возвращался домой после ночной рыбалки, и остановил его.
В итоге - щук наловили, но пропустили четвертую игру в исторической (1972 года) серии товарищеских матчей между профессиональными хоккейными звездами Канады и сборной СССР. А еще несколько дней мы все трое мучились расстройством желудка. С тех пор я перестал пить сырую воду прямо из Днепра, да из Десны тоже. Но охотиться за щукой продолжал».
Я вовремя закончил свой рассказ - вода закипела.
- Занятная у вас получилась рыбалка, - сказал Владик, снимая котелок с треноги. - Вот и чай поспел, извольте кушать.
Мы пили из походных кружек круто заваренный чай, и не могли оторвать глаз от чудесной картины - прямо перед нами на западе, где Ольгинский залив отодвинул горизонт, во всю его ширь разгорался закат. Был полный штиль. Ярко-оранжевый небосклон сливался с оранжевой гладью реки. Закат не горел, закат полыхал, предвещая еще один погожий день уходящего бабьего лета.

Киев

“Наша улица” №180 (11) ноябрь 2014

kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве

адрес в интернете (официальный сайт) http://kuvaldn-nu.narod.ru/