Леонид Рыбаков "Ласточка-1" рассказ

Леонид Рыбаков "Ласточка-1" рассказ
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин

 

Рыбаков Леонид Александрович родился 30 октября 1941 года на Урале. С 1945 года живет в Киеве. Три года служил в армии. Доктор технических наук, работает ведущим научным сотрудником в Институте телекоммуникаций и глобального информационного пространства НАН Украины. Сравнительно недавно издал в Киеве две повести «Проверка гороскопа» и «Следы на песке». В “Нашей улице” публикуется с №162 (5) май 2013.
Умер 9 октября 2015 года.

 

 

вернуться
на главную страницу

Леонид Рыбаков

ЛАСТОЧКА-1

рассказ

 

Снег еще не пошел,
Облака застилают холмы,
Осенние голоса беспрерывно звучат -
То караваны гусей бороздят небосвод.

Цзинь Вэй - янь

 

На переломе веков Украину накрыла вакханалия государственных и экономических перемен. Пришла разруха, и у меня, как и у многих других простых граждан начал разрушаться привычный уклад жизни и  исчезать обычные естественные увлечения.
В начале девяностых годов, с моей дюралевой «Херсонки», стоявшей на платной стоянке в Выдубическом озере, украли подвесной мотор. Затем пришлось бросить лодку, так как стоянка в качестве охраняемого объекта перестала существовать. Было уже не до рыбалки. Я по инерции еще спорадически ходил с Владиком в многодневные байдарочные походы. Но вскоре и наш многолетний байдарочный тандем распался. Какой-то одной причины не было. Просто так повернулась наша жизнь.
Лишившись моторной лодки и оставшись без напарника по водным путешествиям, я как бы потерял частицу самого себя. Стараясь сохранить привычный способ проведения свободного времени на реке, надумал ходить в одиночные однодневные байдарочные походы. Я не был сторонником одиночных плаваний, и никогда в них не ходил. А что было делать? В  противном случае, мне пришлось бы вообще отказаться отгребли. Но, как раз этого, я и не хотел.
Осуществить задуманное оказалась не просто. Сходив несколько раз в одиночные простые однодневные походы, по Днепру и Десне убедился, что мой надежный скоростной «Таймень-2» не подходит для таких вылазок. Основных причин было две. Во-первых, для одного человека байдарка (в упакованном виде) была тяжелой и неудобной для переноса и перевозки в общественном транспорте, которым я добирался к исходному пункту похода, и возвращался домой после его окончания. Во-вторых, сборка и, особенно, разборка байдарки занимали сравнительно много времени и требовали значительных усилий. Всё это, в совокупности, ограничивало меня в выборе маршрутов сплава. Вывод напрашивался самим собой - для однодневного одиночного плавания нужна более легкая, а значит более мобильная байдарка. А вот где ее взять, я понятия не имел.
Как нередко бывает, на нужную информацию натолкнулся случайно. Листая подшивку журналов «Катера и яхты» за 1980-81 годы, меня интересовали очерки о судьбе парусников-гигантов, в рубрике: «Страничка туриста - водника», я обратил внимание на положительные отзывы об удобной для транспортировки и легкой на ходу, одноместной надувной байдарке «Ласточка-1», производившейся в Ярославле. «Интересно, а сейчас эта байдарка есть в свободной продаже, - подумал я. - Ведь, с того времени, прошло более четверти века». Зашел в Интернет и, к своей радости, нашел объявление специализированного киевского магазина, который предлагал туристам «Ласточку» от того же производителя.
Дальше все было просто. И в конце октября я стал владельцем одноместной переносной надувной байдарки «Ласточка-1. Весила она всего 12 килограмм и упаковывалась в рюкзак. К байдарке прилагалось двухлопастное разборное весло и ножной насос «лягушка».
На следующий год в начале лета я подарил свой хорошо сохранившийся «Таймень» знакомым молодым туристам, за что получил в знак благодарности литровую бутылку отличного ирландского виски “Black Bush”, и приступил к проверке практических качеств надувнушки.
Первый спуск на воду новой байдарки произошел в днепровском затоне с пролетарским названием «Коммунист». Затон находился рядом со станцией метро «Славутич» и я в жаркие летние дни нередко заходил туда поплавать. На ровном, заросшим спорышом, участке берега в конце затона за полчаса, без особых усилий надул байдарку. Затем просунул в её носовую часть, упакованные в герметичный мешок, личные вещи и еду, а в корму положил насос. Собрав дюралевое весло и привязав к носу байдарки страховочный капроновый трос, стащил её на мелководье. Забравшись в тесный кокпит, я оттолкнулся веслом от дна и приступил к ходовым испытаниям своего нового резинового челна.
Выйдя из затона, я погрёб вверх по Днепру вдоль острова Большого. Объехав остров по периметру, возвратился в затон. День был ветреный, и я смог проверить судёнышко в разных условиях плавания. Результаты испытания порадовали. «Ласточка», в целом, оправдала мои ожидания - имела достаточную остойчивость и хорошо всходила на волну. Нашелся у неё и недостаток. Из-за малой длины и плоского днища байдарка при прямолинейном движении заметно рыскала. Поэтому, чтобы удерживать её на курсе, требовалась иная техника гребли, чем на «Таймене». Но к этой особенности  я быстро привык.
В течение лета я несколько раз сходил на «Ласточке» по Днепру на небольшие расстояния и к своему сентябрьскому отпуску был готов для однодневного сплава. Осталось только определиться с маршрутом. Идеальным местом для сплава на малюсенькой «Ласточке» мог бы быть обводной канал, идущий вдоль Киевского водохранилища. Лет двадцать назад он был похож на малую лесную речку, неторопливо бежавшую в сосновых и ольховых берегах. Но сейчас он меня полностью разочаровал. На всем своем протяжении и, особенно в нижней трети, его берега были застроены капитальными дачными постройками. Одно, двух и даже трехэтажные кирпичные коттеджи с бетонными заборами стояли вплотную к воде, нахально попирая украинское законодательство, запрещающее возводить какие либо строения ближе пятидесяти метров от уреза воды. Похожую картину я уже с десяток лет наблюдал на Днепре, берега которого стремительно застроили местные нувориши и представители новоиспеченной знати в лице всевозможных депутатов и чиновников. Мегаполис добрался и сюда, в некогда почти заповедные места, с аппетитом пожирая нетронутые участки в речной пойме. Поэтому мой выбор пал на Десну, которая пока еще была живой рекой и предоставляла большие возможности при выборе маршрутов для сплава. На отдельных участках река сохранила свою природную привлекательность, давая радость общения с естественной средой.

 

***
Погожим утром я сошел с рейсового автобуса Киев – Новоселки и спустя сорок минут был на берегу Десны. Сняв рюкзак и положив рядом чехол с разборным веслом, подошел воде и с наслаждением вдохнул влажный, настоянный на приречном разнотравье воздух. Над рекой висел туман, и царила тишина, которую изредка нарушал всплеск рыбы и негромкий спор нескольких чаек, добывающих себе пропитание на мелководье. Огромный багровый диск солнца, медленно поднимался из туманной дали левого берега над вершинами деревьев, постепенно становясь ослепительно золотистым. Прохладная вода в реке и чуть тронутые багрянцем и желтизной осины и осокори напоминали, что лето миновало. «Но сегодня, похоже, будет по-настоящему летний день», - подумал я и стал распаковывать рюкзак с «Ласточкой-1» Впереди меня ждали восемнадцать деснянских и шесть днепровских километров.
Отзываясь на каждый гребок байдарка, бесшумно и споро поплыла по тихой реке, чуть морща её зеркальную гладь. Туман почти рассеялся, задержавшись лишь в береговых низинах. В это яркое сентябрьское утро на Десне было пустынно - ни катеров, ни лодок, только изредка можно было увидеть рыбаков, терпеливо ожидающих поклёвки.
На первый десятиминутный привал я стал на правом обрывистом берегу. Место мне знакомое. Не раз выбирался сюда порыбачить. Взобравшись на берег, растянулся во весь рост на траве. Приятно было так лежать после полуторачасовой гребли, слушая тихий шепот округлых осиновых листьев, трепетавших под ласковым ветерком, ощущая, через намокшую с боков футболку, тепло утреннего солнца.
Вспомнилось, как два года назад, на этом самом месте, примерно в эту же пору, но в совершенно другую погоду, я встретился с редким природным явлением – речным ксилофоном. В тот день было облачно и ветрено. Рыба клевала вяло. Назревал дождь. Ближе к полудню ветер стал стихать, Еще какое-то время на реке была рябь, затем и она пропала. Наступило безветрие, и упали первые редкие капли дождя. Не дожидаясь, пока дождь наберет силу, я, прихватив рюкзак, перебрался под невысокую дикую грушу, росшую на краю речного обрыва. Это было удобное место – есть защита от дождика и видна удочка, которая стояла у самой воды. Только устроился под деревом, как со стороны реки донесся тонкий мелодичный звук, будто кто-то ударял деревянными палочками по хрустальным пластинкам. Спустя мгновение я понял - это крупные капли дождя вертикально падая на натянутую, гладь реки, воспроизводили звуки ксилофона, тихо наигрывая на ней простую мелодию с неповторимым природным звучанием. Продолжался этот концерт не более пяти минут. Дождь припустил, и музыка небесных струй и реки исчезла, перейдя в монотонный шум.
Передохнув, двинулся дальше. Следующую остановку планировал сделать на левом берегу возле Погребской старухи. Раньше, бывало, заходил в нее на моторке. Там хорошо ловилась всякая деснянская рыба: от мелких красноперок и устиры, до крупных язей, лещей и сомов. Сейчас старица не понравилась – мелкая с илистыми берегами, крепко заросшими ивняком. Выходить на берег передумал, тем более что я не чувствовал усталости. Обогнув, стоявшую чуть ниже по течению землечерпалку, загружавшую баржу речным песком, погрёб дальше.
Вскоре, на правом берегу, открылся вход в деснянский тупик – так я называл бывшую протоку, когда-то соединявшую обводной канал с Десной. Но потом, много лет назад, протоку перегородили широкой каменно-земляной перемычкой и поставили водооткачивающую станцию, похожую на высокий дебаркадер с круглыми иллюминаторами по борту и надписью РОСА на палубной надстройке. Речной тупик был малоинтересным для меня.
На очередной излучине слева замаячил облицованный светлой керамической плиткой двухэтажный бетонный прямоугольник Водозабора. Напротив него, на высокой песчаной косе, я сделал последнюю остановку на Десне. Место это красивое, знакомое мне по давнишним сплавам. К моему сожалению, сейчас, оно было захламлено бытовым мусором. Подкрепившись бутербродами, и допив остывший сладкий чай из фляжки, снова взялся за весло. Отсюда до устья Десны было совсем ничего - чуть более двух километров.
Река стала полноводней. На фарватере появились лодки с рыбаками. Грести стало труднее из-за поднявшегося в середине дня встречного юго-западного ветра. Особенно он мешал на последних прямых участках реки - трубах, ощутимо замедлял ход байдарки.
Но это были только цветочки, а ягодки ждали меня впереди, на километровом просторе Днепра, где ветер поднял двухбалльную волну. На середине реки на гребнях волн появились белые барашки. Недостатки надувнушки - низкие борта и вертлявость, не имевшие значение на тихой воде, при сильном ветре и волнении становились критичными. И мне, чтобы дойти до ветровой тени у правого берега Днепра, пришлось приложить максимум физических усилий и использовать весь свой опыт гребца, удерживая байдарку на курсе, не давая ей развернуться боком к высокой волне, чтобы не быть захлестнутой со всеми, вытекающими из этого неприятными, а то и трагическими, последствиями.
Высадившись на узкую полосу песка под обрывистым берегом, я первым делом вынул из байдарки вещи и вычерпал воду, приспособив для этого пластиковую бутылку, валявшуюся на берегу. Затем стянул с себя намокшие, как после хорошего дождя, футболку и спортивные брюки. Предварительно отжав, я развесил их на ивовом кусте, а сам присел на теплый ствол старого тополя, принесенного весенним паводком.
Последние ветреные километры меня изрядно измотали, но не лишили хорошего настроения и восприятия окружающей природы. Здесь, на берегу, ветер не ощущался. Тихо посвистывала: «фюйть–фюйть», невидимая пичуга, обследуя соседний куст. Изредка к влажному песку прилетали бабочки. Одна из них, с черно-красно-белым узором, на мгновение села рядом. Это заставило меня улыбнуться и шутливо обобщить про себя ситуацию: «Вот и Адмирал, прилетел поприветствовать форсирование Днепра».
Речной простор в месте слияния двух больших рек, в сочетании с уходящей к горизонту зеленой дали приречных лесов и лугов под синем небосводом с вереницей плывущих овальных светлых облаков, притягивал взор. Вспомнилась, недавно прочитанная, китайская мудрость: когда сердце откликается пейзажу, белые облака ведут с тобой безмолвный разговор.
Немного отдохнув, я снова забрался в свой чёлн. Поход близился к завершению. До намеченного места финиша в днепровском заливе с чудным названием: «Собачье Гирло», было всего ничего - около часа спокойной гребли вниз по реке.
В четыре тридцать пополудни «Ласточка-1» подошла к безлюдному пляжу в конце залива. Вытащив байдарку на берег, я присел на поросший травой пригорок и посмотрел вокруг. Отсюда, почти сорок лет назад, я начал свои водно-моторные хождения по Днепру и Десне. Как тут всё изменилось. Тогда здесь не было ни обустроенного пляжа, ни набережной, ни многоэтажных домов вдоль неё. В живописном заливе находились: охотбаза и стоянка моторных лодок, к которым от подольского причала регулярно ходил белый двухпалубный речной трамвайчик. Изменился и я. А вот желание отдыхать в ритме гребли не исчезло. Жаль только, что с каждым годом делать это все труднее.
Почему-то дальше философствовать расхотелось, и я стал собираться: освободил байдарку от вещей; выпустил из неё воздух и насухо вытер, припасенным для этого случая полотенцем, а затем, плотно сложив, засунул в рюкзак; туда же упаковал экипировку; разобрал весло и уложил его вместе со спиннингом в чехол.
Искупавшись в осенней бодрящей воде залива, оделся, взял свою поклажу, и зашагал в суетный мир с надеждой в сердце.


Киев

 

“Наша улица” №193 (12) декабрь 2015

 

 
   
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в
интернете (официальный сайт) http://kuvaldn-nu.narod.ru/