Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть пятидесятая)

Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть пятидесятая)
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Маргарита Васильевна Прошина родилась 20 ноября 1950 года в Таллине. Окончила институт культуры. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Долгое время работала заведующей отделом Государственной научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского, затем была заместителем директора библиотеки им. И. А. Бунина. Автор многочисленных поэтических заметок под общим заглавием "Задумчивая грусть", и рассказов. Печаталась в альманахе “Эолова арфа”, в "Независимой газете". Постоянно публикуется в журнале “Наша улица". Автор книг "Задумчивая грусть" (2013), "Мечта" (2013) и "Фортунэта" (2015), издательство "Книжный сад", Москва. В "Нашей улице" публикуется с №149 (4) апрель 2012.

 

вернуться
на главную страницу

 

Маргарита Прошина

ЗАДУМЧИВАЯ ГРУСТЬ

заметки

(часть пятидесятая)

 

ПЕРЕМЕНА

Утром недомогание и кашель расстроили меня, но, я знаю, чтобы избавиться от этого, нужно погулять. Тогда и мысли меняются в лучшую сторону. Наблюдая за облаками, я чувствую себя молодой, выпрямляюсь, а в душе с удивительной легкостью и чистотой происходит полная перемена настроения. Печаль, приступы отчаяния и досаждающее покашливание исчезают. Улыбка не сходит с лица моего. А прохожие улыбаются мне вслед. Как много зависит от выражения лица! Когда оно проясняется, то и всё вокруг меняется. Небо светлеет, облака скользят по нему как белые паруса и мелкий дождик радует.

 

СУМЕРЕЧНОЕ ОДИНОЧЕСТВО

Есть в сумерках тихая печаль, когда на горизонте гаснет последняя заря, и в ее зеленоватом свете чернеют дома и деревья. Для меня в сумеречное время наступает момент откровения. Мир, с его вечерними красками, огоньками, звездами, людьми и звуками, воздушный и светлый существует совершенно отдельно от меня, маленькой и одинокой. Душа моя томится и плачет. Звучит музыка. Темнота сгущается. Я включаю свет. Чувство одинокой тоски исчезает. Слышны голоса за стеной. В комнату врываются звуки вечернего города. Моё сумеречное одиночество исчезает.

 

УЛЫБКА

Навстречу идёт малыш и личико его так и светится восторженной улыбкой. Невольно моё лицо расплывается в улыбке. Улыбается старушка моей улыбке. Улыбается дворник, глядя на нас улыбающихся. Мне навстречу спешат прохожие и улыбаются. От улыбки малыша заулыбались все. Солнце, которое наблюдало за нами из-за туч, выглянуло и заулыбалось. Цепная реакция хорошего настроения!

 

ПОЧКИ

Наступает время, когда я выхожу на улицу понаблюдать за созреванием и раскрытием почек на деревьях. Любопытство год от года не пропадает. Это просто магия какая-то! Появляется сначала незаметный глазу бугорок на голой ветке, который постепенно становится всё более заметным. Я внимательно день за днём вглядываюсь, пытаясь уловить момент, когда тугие, набухшие почки только раскроются. Но чудо это поймать удаётся крайне редко. Накануне почки ещё не раскрылись, а на следующий день уже проглядывают клейкие лепестки, напоминающие птенцов.

 

ЧАСТЬ ЦЕЛОГО

Себя не могу познать, как и необъятную природу. Откуда всё проистекает. Из какого-то семечка вырастает дерево. И я из такого же семечка «вылупилась» птенцом одиноким. Смотрю вокруг и ничего не понимаю. Для чего всё вокруг создано? Почему? Нет ответа. Природа нема. Но, если я есть составная часть природы, то она, стало быть, не только говорит, но и пишет. Во время дождя я сама превращаюсь в дождь, и в воде свечусь золотой рыбкой, в снегопад неуклюже иду по белой льдине белым медвежонком. Я могу быть и бабочкой. Всё больше ощущаю себя частью целого - божественной природы.

 

ЧТО ЕСТЬ СЧАСТЬЕ?

Счастья по общему правилу не бывает. Что есть счастье? Об этом в течение жизни размышляет почти каждый человек, более или менее расположенный к мыслительному процессу. У каждого счастье своё. Ответ на этот вопрос меняется вместе со мной. Мечты о счастье весьма расплывчатые в молодости, сменились верой в то, что сама жизнь, её неповторимость и есть счастье. Оно и в умении проникать в себя, изучать, совершенствоваться, и в отображении своей души вне себя - в книгах.

 

ЖЕЛАНИЯ

Желания магически действую на человека, тянут к их осуществлению. Но ведь желание желанию - рознь. Не все они достойны исполнения. Тут-то и вступает в борьбу с желаниями воля, понимая, что желания ведут в тупик. Чтобы согласовать желания со смыслом жизни, необходимы воля и характер. А качества эти ещё нужно воспитать в себе, прилагая значительные усилия, в результате которых происходит процесс понимания того, что они могут негативно повлиять на достижение гармонического состояния. Поставить разумные границы желаниям есть свойство сильной целеустремлённой личности.

 

МНЕНИЯ

Придавать большое значение мнению о тебе окружающих, значит, подавлять в себе себя. Хорошо, что я поняла это достаточно рано. Я себе - самый строгий и требовательный судья. Чувство неудовлетворённости собой не даёт мне покоя, а процесс творчества настолько упоителен, что самооценка вырастает как бы сама собой из постоянного нахождения в рабочем состоянии, из сопоставления себя с классическими литературными образцами.

 

СЛУЧАЙНОСТИ

Вот если бы я тогда не была на месте, то не встретилась бы с интересным человеком. Да, у случайностей всегда возникает это «если». В хаотическом ежегодном движении от случая к случаю выстраивается сама жизнь. Вся она, на первый взгляд, представляется как цепь случайностей, которая при более вдумчивом размышлении складывается в картину судьбы. Следовательно, я оказалась в определённое время в том или ином месте вовсе не случайно. Но случай можно и пропустить, как пропускают счастье, вовремя на него не отреагировав. Случай нужно ловить!

 

ПОСТУПКИ

Привычка совершать поступки прежде, чем подумать, доставляла мне так много проблем, что я поставила себе целью научиться сдерживать молниеносные реакции. Довольно часто поступаешь так, как будто находишься во сне, или бывает, как говорят, очертя голову. Слишком много в жизни бессознательного, когда сначала поступаешь, а потом пытаешься понять, почему это произошло. Исправлять последствия спонтанных поступков значительно сложнее, а порой и просто невозможно, чем сдержаться. Но постепенно, окидывая взором последствия своей несдержанности, невольно набираешься ума. И всё же, в необдуманных поступках есть своя прелесть - чувства и искренность!

 

СОПЕРЕЖИВАНИЕ

Великое искусство воздействует на человека с такой силой, что он забывает самого себя, и становится тем героем, о котором идёт речь, вместе с ним страдает, переживает, успокаивается, ищет выход из безвыходного положения. Сопереживание - это отказ от себя, и полное перевоплощение в другого. Умение сопереживать я воспринимаю как необходимое качество для полноты творчества. Бесстрастное наблюдение за тем, что происходит вокруг, отрешенность лишают человека возможности любить, а именно любовь дарит нам свет, вкус, запах и музыку земного бытия.

 

ОШИБКИ

На собственном опыте я убедилась, что почти бессознательная череда ошибок совершается мною либо из-за сомнений в правоте других, либо из-за самоуверенности. Люди в большинстве своём не учатся на чужих ошибках. Каждый хочет попробовать всё сам в надежде, что у него-то в отличии от других всё получится потому, что уж он-то знает как следует поступать или делать. Не суй руку в огонь, обгоришь. Нет, суёт, и рыдает и болеет, но даже боль не спасает от совершения новых ошибок. Учиться на ошибках других у меня не получается, единственное, что я усвоила - не повторять собственных, но и этот урок не всегда удаётся исполнять.

 

ВЕСНА

Прошлая весна была такой же, как нынешняя, или всё-таки чем-то отличалась? А позапрошлая весна? А весна десятилетней давности?! Все эти вёсны как бы спрессовываются в одну бесконечную весну нескончаемой жизни, которая мчится без остановок от весны к весне. И только успеваю каждый раз открывать всё новые и новые картины в неожиданных ракурсах. Вглядываясь в прошлое, я лучше понимаю себя настоящую, убеждаюсь в неизбежности событий, происходящих со мной. Прошлое - начало и смысл моего рождения, устремленного к вечной весне!

 

ЧАЙНАЯ КОРОВА

До чего же я люблю пить чай! Он в любых ситуациях приводит меня в состояние сосредоточенности. Отношение к чаепитию у меня трепетное. Завариваю непременно свежий, а чтобы лучше раскрыть его аромат и дольше сохранить чай горячим, я накрываю его чайной коровой, а не привычной куклой. Эта необыкновенная корова очаровала меня в худсалоне. Она не стояла на столе, а парила над ним, в голубом платье с кружевами, которое в сочетании с кружевной шалью придавала ей неземной вид. Она смотрит на всё, что её окружает как будто с упоительного весеннего неба, на которое она взлетела опьянённая любовью. Сквозь цветной чепчик, украшенный тесьмой и кружевом, прорезались изогнутые рога, в ушах играют серёжки, на шее колокольчик. Кончик языка у влюблённой кокетки игриво выглядывает вместе с веточкой ромашек, а в глазах любовь.

 

ГУМИЛЁВ

Непродолжительную земную жизнь прожил Николай Гумилёв, но разве годы определяют смысл рождения человека? Поэзия Николая Гумилёва, истинного рыцаря Серебряного века, дорога мне изысканной культурой слова, благородством, сомнениями и творческими исканиями. Поэт проникает в самую суть мироздания и в стихотворении «Слово», написанном в 1919 году, когда земля уходит из-под ног от разрушительных потрясений:

Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангельи от Иоанна
Сказано, что слово это Бог.

Невежество, зависть и ненависть не в силах уничтожить слово написанное. Временщикам не удалось уничтожить поэта, в груди которого по его собственному признанию мерно билось золотое сердце России.

 

БЛАГОДАРНОСТЬ

Расстроишься иногда из-за какого-нибудь пустяка, а потом коришь себя из-за этого расстройства. Понимание того, что надо не расстраиваться, а благодарить за всё - плохое и хорошее, снег и дождь, обиды и разочарования, пришло с возрастом, когда я осознала, что пребываю в раю. У меня есть неограниченные возможности для работы, посещения музеев, театров. Я могу в любое время слушать великолепные музыкальные произведения, выбирая исполнителя, наблюдать рассвет, наслаждаться сумерками, полуночничать и спать сколько захочу. Испытывая благодарность ко всему, что меня окружает, я оценила счастье просто жить. Рай!

 

ЯРКАЯ ЛИЧНОСТЬ

Яркая личность, прежде всего, не от мира сего, увлечена созиданием, независимостью суждений, смелостью. У нас такую личность с ходу принято записывать в сумасшедшие. Чуть скажет что своё да поперёк, так сразу - сумасшедший… Вспомнить, хотя бы, Чаадаева…И Грибоедов: Фамусов: «Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел? Скажи сурьезно: Безумный! что он тут за чепуху молол! Низкопоклонник! тесть! и про Москву так грозно! А ты меня решилась уморить? Моя судьба еще ли не плачевна? Ах! Боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!» Долгие десятилетия у нас общественное мнение формировало не личность, а частицу «единой общности», которую дёргают за ниточки кукловоды.

 

ЗАПРЕТНАЯ ЛЮБОВЬ

В весеннем саду «Эрмитаж» в «Новой опере» под музыку Гуно больше трех часов я слушала арии и речитативы на тему запретной любви подростков. Общество устанавливает запреты, чтобы их нарушать. Особенно в любви. Говорят, не надо так делать, но непослушные делают. Вроде Джульетты и Ромео. Бог есть любовь, и какие мирские запреты могут противостоять вечной силе?! Опера о любви юных Ромео и Джульетты не оставила меня равнодушной. Как и в наше время, родители и родственники не дают житья юным созданиям. Семьи разделяет непримиримая вражда. Самые дорогие близкие люди вмешиваются в жизнь своих детей, превращаясь во врагов. Мы сопереживаем, рыдаем, сочувствуем, но родственники и родители, по-прежнему, существует. И оркестр был в ударе и певцы вдохновенны. Премьера!

 

УТРЕННЯЯ ПРОГУЛКА

Сдержанно курлычут голуби на проводах, поглядывая на торопливо пробегающих мимо людей. Я невольно остановилась, прислушалась и сообразила, что они недоумевают, как можно, не накормив их, суетиться. Вернувшись за пшеном и хлебом, я высыпала крупу в птичьей столовой под одобрительные возгласы воробьёв, ворон и голубей, затем направилась к пруду. Только три уточки лениво кружили по водной глади. Они степенно продегустировали батон хлеба, остатки которого подобрали шустрые воробьи. Завершая утреннюю прогулку, я встретила пугливую кошку, проживающую в подвале с котятами, которая вывела своих деток погреться. Мама-кошка настороженно вглядывалась в меня, пытаясь понять, не представляю ли я опасность её малышам. Я поторопилась скрыться, чтобы успокоить её.

 

ВОСПИТАНИЕ

Воспитание человека происходит с грудного возраста - всё, что творится вокруг него, что в него вкладывают - то и получится. Как говорится, что посеешь, то и пожнёшь! Я бы сравнила воспитание человека с загрузкой нового компьютера. Он пуст, как пуст и младенец. Переработка полученной информации, порой, выдаёт неожиданный результат, как приятный, так и огорчительный. Но дела не в ошибках загрузки, а в ошибке ожиданий. Как часто родители пытаются реализовать свои несбывшиеся мечты посредством жизни ребёнка, не считаясь с его интересами и планами. А ведь даже компьютер, зависая и отключаясь в самый нужный момент, ставит нас на место.

 

НАГРАДЫ

Грамоты, медали, памятные значки, вымпелы, переходящие знамёна и прочие награды получает в течение жизни практически каждый. Многие относятся к наградам с иронией, а есть любители, которые испытывают удовольствие, получая награды, вывешивают их на стенах комнат, расставляют кубки, наивно полагая, что их заслуги обеспечивают им славу и бессмертие. История их ничему не учит. Достаточно оглянуться назад, чтобы понять - награды исчезают вместе с телом. Достоевский, что, был награждён медалями и орденами?! А Чехов, Платонов, Мандельштам? Их произведения и есть бессмертие.

 

РОДСТВЕННИКИ

Жить своей жизнью, не мешать другим, уважать друг друга, что может быть лучше?! Однако я на своём опыте убедилась, как же не просто поступать вопреки советам и понятиям родственников, как же нелегко освободиться от их удушающих объятий! Они как будто надзиратели постоянно пытаются следовать за тобой, указывая, как жить и что делать. Дружба с родственниками, практически, невозможна, ибо отношения с роднёй строятся по иерархическому принципу, как в армии. Слова Христа: «…Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его» (Мф. 10: 35-36), не знает, практически, никто.

 

ПЕРЕУСТРОЙСТВО

Как посмотришь на карту - дух захватывает от того, до чего же «широка страна» наша. В действительности, я всё больше убеждаюсь в том, что у России земли нет. Есть только одна Москва. Все съехались сюда, и долгие годы пытаются втиснуться в пределы МКАДа. Именно поэтому крушат прекрасные старые дома, монастыри, усадьбы и возводят из стекла и бетона новое, часто, нелепые, огромные сооружения, втискивая их как можно ближе к Кремлю. Да, каждый имеет право на достойную комфортную жизнь, но, даже расширив столицу на 40 километров на юг, невозможно втиснуть в неё всё население страны. Следовательно, придётся сносить и эти гигантские монстры и расти вверх всё выше и выше.

 

ПРИВЯЗАННОСТИ

Уж к своей биографии человек привязан намертво, как телёнок к колышку. Я убеждаюсь в этом на протяжении всей жизни. Хочется оторваться, да поводок долга, обязательств и чувств не пускает. Творческой личности это сильно вредит, ибо истинный художник не опирается на свою биографию, а создает новые миры и пространства. Так Чехов, который всю жизнь занимался делами и проблемами своих родных, в творчестве был совершенно свободен и независим. Привязанности не отпускают в буднях, но творческий процесс уносит в стихию чувств и переживаний героев, которые сами диктуют свои судьбы.

 

ПОДОБНО СЕБЕ

Первые мои впечатления возникают в памяти, как картинки из первых красочных книг. Познание окружающего мира, неизбежно, происходило под влиянием окружающих меня взрослых и детей. С грубостью и агрессией я столкнулась впервые, уже подготовленная, видимо, потому что знала, что не надо на подобные проявления отвечать, стараться быть в подобных случаях подчёркнуто вежливой, и постараться избежать конфликта. Потом я уже сделала самостоятельные выводы о том, как важны с младенчества не столько слова, сколько поведение окружающих. Так индивид из безликой массы довольно груб и неизбежно идеалы создаёт по своему подобию.

 

ПОКРОВСКИЙ БУЛЬВАР

Есть там садик хороший, а точнее уютный парк. Вхожу в него через настоящие парковые ворота, предвкушая прогулку по аллеям, а он маленький совсем, но очень милый. Вокруг единственной клумбы гуляют детишки с мамами и бабушками. Кто-то из них кормит голубей, а кто-то, едва научившись ходить самостоятельно, пытается голубей погладить, но безуспешно. Деревья в парке этом явно наблюдают за многими поколениями детей, быть может, не один век, а я через него спокойно прохожу в Хохловский переулок.

 

КНИГА ВЕЧНОСТИ

Помимо жизни текущей существует параллельная, устоявшаяся, неизменная жизнь в книгах. Человек только проклёвывается из яйца, а над ним нависает могучая книга Вечности. Коснется ли её вылупившийся? Или последует поговорке: яблоко от яблони недалеко падает, будет таким же неразвитым и скандальным, как его производители, рвущие в скандалах волосы на голове друг у друга и издающие вместо слов мычание. Выбор есть всегда, стоит только открыть книгу, потом ещё одну, задуматься, что познание обо всём, что было до рождения записано предыдущими поколениями людей в книге Вечности. Понимание открывает возможность оставить свою запись в ней.

 

КОЛОННЫ

Среди вполне скромных домиков, плотно примкнувших друг другу в переулке, особняк с колоннами невольно привлечёт внимание. Стройность и изящество придают колонны домам, беседкам и галереям. Элегантностью в сочетании с простотой и изяществом привлекают меня они. И я что-то всё чаще стала заглядываться на белые колонны старинных особняков, которые спрятались в хитросплетенной паутине переулков Москвы. Лёгкие ионические, величественные дорические и украшенные коринфские они неизменно преображают всё вокруг, придают домам благородство и возвышенность, неизменно поднимают мне настроение, устремляясь ввысь к небесам.

 

СЛУХ

Умение мгновенно подхватить любую мелодию при наличии слуха, кажется таким естественным, как дыхание. При чтении прозы или поэзии легко понять наличие или отсутствие слуха у автора. Мелодия текста, ритм значительно обогащают текст. Прежде я постоянно слышала, что отсутствие слуха - дефект врождённый, но сейчас специалисты утверждают, что слух, при желании, можно развить. Я убеждена, что у каждого из нас есть внутренний слух, слух музыки души. Утверждение же о полном отсутствии слуха, мне кажется, свидетельствует об ограниченности человека.

 

ПРИПОДНЯТЬСЯ

Как это сложно приподняться над всеми мелкими и крупными проблемами, почувствовать себя немножко сдвинутой, и нести везде и всюду хорошее настроение, и всем ставить оценку «отлично», даже тем, у кого от злобы пожелтела физиономия, и скривился в ненависти к окружающим рот. Но результат неизбежно превосходит усилия - всё преображается вокруг, становится ярче и светлее, воздушнее, как на картинах Марка Шагала, подарившего миру счастливое безоблачное детство.

 

"Наша улица” №198 (5) май 2016

 

 


 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете
(официальный сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/