Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть пятьдесят шестая)

Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть пятьдесят шестая)
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Маргарита Васильевна Прошина родилась 20 ноября 1950 года в Таллине. Окончила институт культуры. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Долгое время работала заведующей отделом Государственной научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского, затем была заместителем директора библиотеки им. И. А. Бунина. Автор многочисленных поэтических заметок под общим заглавием "Задумчивая грусть", и рассказов. Печаталась в альманахе “Эолова арфа”, в "Независимой газете". Постоянно публикуется в журнале “Наша улица". Автор книг "Задумчивая грусть" (2013), "Мечта" (2013) и "Фортунэта" (2015), издательство "Книжный сад", Москва. В "Нашей улице" публикуется с №149 (4) апрель 2012.

 

вернуться
на главную страницу

 

Маргарита Прошина

ЗАДУМЧИВАЯ ГРУСТЬ

заметки

(часть пятьдесят шестая)

 

ТЕАТР

Хороший театр существует только здесь и сейчас, когда в унисон пульсируют сердца зрителей и актёров. В этом состоит магия, которая длится ровно столько, сколько идёт спектакль. В записи по телевизору спектакли смотреть невозможно, из-за несоответствия форматов. Трехчасовой спектакль нужно уплотнять до сорока минут, удаляя все ненужные паузы, скрипы, стуки, проходы, немые сцены… То же самое происходит с экранизацией классических произведений, поскольку литература есть тайное взаимодействие писателя и читателя, растянутое на всю жизнь.

 

ВОСПРИЯТИЕ

Творческий человек отличается от остальных тем, что всею душою воспринимает талантливое новое. Обычный человек скорбит по прошлому, в которое это новое бесцеремонно вторгается, постоянно повторяя, что раньше было лучше. Творческий человек напитывается тем, что было создано до него, и создаёт свой особенный художественный мир, отличный от общепринятых правил, совершенно не беспокоясь о том, как это буде воспринято обычными людьми. «Нужны новые формы», - говорил Чехов. 

 

ЛЕТА

Я не о лете, а о летах. Давненько летами считали года. Лета, эдак, 1787… На месте, где стоит мой дом, в те лета было пустынно, волны бились о каменистый брег, намывая белый песок. Высокие сосны наблюдали за течением времени. В какие лета появился человек в этих местах, мне неведомо. Видимо, не менее тысячи лет прошло с тех пор, как появились первые крепости в тех чудных местах. Вот такие дела с летами. Да и мне уж лет немало. А тебе сколько лет? Стало быть, можно равноценно спрашивать: а тебе сколько зим? 

 

ПОСТ

Напишу свой пост о посте. Пост как письмо. Пост как еда. Вернее, её отсутствие. Попостимся, милый друг! Ничего не буду есть. Есть ли в этом смысл? Поститься вовсе не значит без сил очутиться. Пост нужен не в еде, а в мыслях, а в еде достаточно разумного  воздержания. Еда ведь не смысл жизни, а необходимость поддержки физического тела в дееспособном состоянии. Плиту и кухню не следует воспринимать как пост номер один хозяйки, да и постового у холодильника нет необходимости ставить. А уж как нужно воздержание в еде располневшим на высоких постах. Они ведь, стремясь соответствовать высокой должности совсем от постов отказались. Вот  это и есть мой пост о посте.

 

НЕВЕДОМОЕ

Куда ведёт тропинка эта? Очень хочется узнать. Наверно, ведёт неведомо куда, а все неведомое манит, вызывая жажду заглянуть хотя бы одним глазком в неведомое, которое никогда не даёт покоя. Мне невдомёк, чем чревато желание сие. Пожалуй, я лукавлю. Познание неведомого свойственно художнику. Процесс этот настолько увлекателен, насколько и непредсказуем! Неведомое и непознанное неисчерпаемо, как и всепобеждающая жажда жизни. Ведаешь ли ты хоть что-нибудь о неведомом?! 

 

НЕВЕЛИКА ПТИЦА

Уж так скажут, как накажут. Всяк сверчок знай свой шесток. Раз не выбился по служебной лестнице, хотя и человек неплохой, следовательно, невелика птица. А уж наверху плохих не пересчитать, все, как на подбор, орлы. Взлетели высоко оттого, что страсть до охоты есть на врагов мнимых, которых умеют создавать в неограниченных количествах по поводу и без него. Невелика птица в полёте своём свободном наблюдает и свидетельствует, не стремясь в верха. Ей нет дела до криков орлов об успехах на охоте, она поёт свою песню.

 

ДОЛЯ

О нелёгкой доле русских женщин, по-моему, больше всех печалится Некрасов, заступник наш. Конечно, слова «доля», «судьба» - синонимы, но вся соль в оттенках! При слове «доля» у меня всегда возникает определение «тяжёлая», а при слове «судьба» - появляются варианты: счастливая, несчастливая, удачливая, трудная, безбедная… Вероятно так сильно меня ещё в юности впечатлила судьба Анны Ахматовой, когда «сын в могиле, муж в тюрьме, помолитесь обо мне» и «чья с моею сравняется доля, если в сердце веселье и страх». Доля лучше, чем судьба, или судьба лучше доли? Никак не могу разобраться, а мысли так и крутятся, не дают покоя. 

 

ПОЛОУМНЫЕ

Столько места в голове, сколько супергегобайтов, а она пуста! Полый, одним словом человек! В одно ухо влетает, в другое - вылетает… Конечно, полоумным, пустопорожним, или недалёким ещё свойственны безрассудность и взбалмошность. Естественно, ведут себя по принципу: куда кривая вывезет. Их немало вокруг. Загрузка чистого диска мозга образцами из книги вечности им неведома. Это свойство присуще людям, стремящимися стать личностью, пребывающих в сомнениях, размышлениях при всепобеждающем терпении. Полоумные же укрощаются силой и твёрдой рукой.

 

НАТУРА

«У него натура такая. Его не исправишь». Звучит как приговор. Натуральным образом пытаешься перевоспитать неподдающуюся натуру, а она не поддаётся. Не хочет быть как все. Характер у этой натуры натуральный. У человека есть свой взгляд на всё, что происходит вокруг, своё прочтение, своё отличное от общепринятых взглядов мнение и своя личная жизнь. У него натура творческая, он живет в мире цвета, света, музыки и слов. Он не мешает никому. Его не волнуют награды и сиюминутный успех. У него сильная натура, он делает то, без чего жить не может. 

 

ЖИВОПИСЬ

Живое письмо у меня на глазах создаётся. Забуду о том, что я на земном шаре, что я в Москве. Буду послушно следовать только за невидимым художником. Вот появляется золото с зеленью, медь с лазурью, синева с зеленью, свет и тень. У меня перехватывает дыхание от невероятных сочетаний и бесчисленных оттенков. Их невозможно сосчитать! Да это и не нужно. Зачем!? Достаточно впитывать в себя нерукотворную красоту. Неожиданно появляются белые хлопья, серебряная гладь пруда. Живопись!

 

ПОДРАЖАНИЕ

Человек подражает с первых дней появления на свет. Ребёнок впитывает в себя то, что видит и слышит, вызывая восторг окружающих. По мере взросления некоторые начинают постепенно познавать себя. При этом вольно или невольно даже тот, кто думает, что он не подражает, на самом деле подражает. Без подражания никак нельзя. Он подражает словам, потому что родился без слов, он подражает одежде, потому что родился голым, он подражает правилам, принятым в обществе - это логично и естественно, потому что так удобнее жить. Подражание лучшим художественным образцам в творчестве неизбежно, главное познать лучшее, перемешать в умной голове и создать своё.

 

СТРАСТНОЙ БУЛЬВАР

Я сижу на скамейке в тени деревьев перед памятником Рахманинову на широком Страстном бульваре, самом широком на Бульварном кольце. Прекрасный женский голос исполняет песнь без слов, в ней слышится и боль разлуки, и тоска утраты и стремление к недостижимо высокому, тревожное предчувствие чего-то неотвратимого в сопровождении божественной музыки фортепиано - «Вокализ» Рахманинова. Здесь, на Страстном бульваре, колокола звонили. Страсти кипели. Страстной монастырь сломали. Страсти утихли. Звучит возвышенная музыка. 

 

ЗАВТРА

Если думать с утра о завтрашнем дне, то сегодня становится бесполезным. Но уж так устроен человек, что постоянно озабочен завтрашним днём, а то ещё и заботами о чёрном дне, хранит всё время что-то на чёрный день. Завтра наступит завтра, зачем что-то делать сегодня, куда спешить!? Лучше не жить сегодня, а подождать завтра. Другое дело, когда писатель что-то хорошее напишет сегодня, не думая о том, что будет завтра, написанное точно не исчезнет, а будет существовать и завтра, и через десять лет, и всегда. Только здесь и сейчас пополняется книга жизни, а завтра будет новая запись, о которой ещё будет время подумать. Книга состоит всегда из сегодня.

 

КОММУНИКАЦИИ

Появление мобильных телефонов, интернета, смартфонов и других современных устройств, вытесняют привычки ходить в гости, собирать многочисленные компании, встречаться, чтобы почерпнуть информации, поболтать, просто увидеться. Ныне всё это заменяется постоянно развивающимися новыми забавами, позволяющими и видеть и слышать друг друга из любой точки планеты. Расстояния уже не преграда. Сидит человек вроде бы один на диване, а он связан онлайн со всем миром, поток информации зашкаливает, создавая иллюзию причастности ко всему, что происходит всюду. Развитие коммуникаций, к сожалению, создаёт трудности в личных человеческих контактах, особенно молодым.

 

ВЫДАЮЩЕМУСЯ РЕЖИССЁРУ АЛЕКСАНДРУ БУРДОНСКОМУ - 75

Я видела многие спектакли Александра Бурдонского. Он дает богатый материал для размышлений о существе самых потаённых моментов жизни. Он ставит спектакли до боли пронзительные по звучанию. Этот звук усиливается утончённой эстетикой, присущей всему творчеству режиссёра, воспитанного на лучших классических литературных образцах. Александр Бурдонский самый психологически глубокий режиссёр современности. Скажу даже, что он режиссёр для немногих.

 

В СВОЕЙ ДЕРЕВНЕ

Прежде дворяне проводили лето в своих деревнях, пили чай из самовара, играли на «фортепианах», танцевали «на паркетах», а романтические девушки, читая любовные романы, мечтали о невероятной любви, прогуливаясь по полям и лесам, в ожидании и томлении, «заламывая руки». Когда пришло время «отобрать и поделить», слово «деревня»  стало ассоциироваться с нищетой, голодом, беспробудным пьянством, полным бесправием. Ныне горожане сплошь и рядом проводят лето на дачах. Деревня понижает статус. Дача возвышает. Деревни всё чаще преображаются в поселения и посёлки. У нас ныне все сплошь дворяне, строят загородные дома, а дачи всё больше напоминают усадьбы.

 

НУЖДА

Слово «нужда», практически, вышло из оборота. Нуждающихся почти не видно. На всех без исключения каналах телевизора все варят, жарят, пекут, покупают и рекламируют продукты. Можно подумать, что все поголовно только и живут тем, что покупают и едят, чтобы сытыми передвигаться на машинах, стоять в пробках и без остановки жевать в них, успокаивая нервы. Создаётся впечатление, что человек рождён исключительно для набора такого веса, которого бы хватило на всю вторую половину жизни для работы с диетологом. Нет другой нужды, кроме как съесть что-нибудь вкусненькое. 

 

В ПАМЯТИ

Память избирательна и капризна, а то, что живёт в ней, ненадёжно. Вместе с памятью уйдёт мир тревожный. А вот книжка прошлых дней постоянна, написанное в неё так желанно. Сколько открытий, знаний, чувств дарят нам авторы написанных книг. Только в книгах живёт душа человека. Книги питают и воспитывают вновь явившихся не свет. Человек книги бессмертен. С трепетом читаю Библию, Данте, Чехова… Книги истинные и преданные друзья! Они помогают нам найти себя, смысл рождения, вдохновляют своим творчеством, пробуждают желание писать, чтобы приблизиться к ним, бессмертным современникам.

 

ШУМНАЯ ТИШИНА

Гремят, кричат, и даже ночью никак не угомонятся. Не отгородиться от шума городского, но привыкнуть и не обращать на него внимания - возможно. Тишина как мечта недостижимая долго грезилась мне, пока я не получила возможность насладиться ею. Зимой в глухой деревушке топила печь. Приятно потрескивали поленья в полной тишине, когда они прогорели, я закрыла заслонку, предвкушая сладкий сон в абсолютной тишине. Долго лежала в ожидании сна, затем включала свет, вставала, брала книгу, после чего опять ложилась, но сон пропадал. Вставала снова, долго бродила по дому, считала звёзды, мечтала услышать хотя бы лай собак или крики петуха, но тщетно. Через три дня я вернулась домой, привычный городской шум мгновенно усыпил меня. 

 

ГАРМОНИЯ

Когда удаётся уравновесить на весах души плюс и минус, наступает гармония. Иными словами, всё находиться внутри каждого человека: добро и зло, любовь и ненависть… Множество голосов в душе соревнуются в правоте, как будто человек состоит из бесчисленного количества персонажей. Это нужно понять, принять и никого не обвинять в том, что с тобой происходит. Всего-то нужно притемнить одну часть картины, а другую высветить. Следом солнечному дню подбирается ночь.  У любящих двоих родилась дочь. Гармония побуждает созидать.

 

ОСЕННИЙ СВЕТ

Он печален, переменчив и краток. Но в нем есть такие цветовые вариации, которых не бывает в другие времена года. Лишь осенью можно наблюдать разнообразие всех оттенков серого. Только в это время года так ценишь особенную голубизну небес и яркость солнца за краткость и внезапность. Осенний свет подчёркивает геометрию чёрных линий деревьев, открывает чудесные по своей оригинальности фасады старинных домов с потрясающими архитектурными украшениями, обрамлёнными медью и золотом листвы.

 

УЯСНЕНИЕ

Как важно уяснить, что жизнь идёт по кругу, а не по прямой. Луна круглая, земля круглая, солнце круглое, буква «О» круглая… Если не создать в себе другой мир, отличный от текущего, то ты постоянно будешь находиться во власти понедельников, преследующих тебя всю жизнь, которые отличаются только сменой времён года. Но ничто не создаётся на пустом месте! Осознание приходит в процессе постижения многочисленных художественных миров, созданных великими предшественниками, которые уяснили ход жизни по кругу и победили время.

 

"Наша улица” №204 (11) ноябрь 2016

 

 


 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете
(официальный сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/