Илья Рейдерман “Юбилей" сказки

Илья Рейдерман “Юбилей" сказки
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Илья Исаакович Рейдерман родился 25 ноября 1937 года в Одессе. Окончил филологический факультет Пермского университета. Автор многих книг и публикаций в периодической печати.

 

 

 

 

 

 

 

вернуться
на главную страницу

Илья Рейдерман

ЮБИЛЕЙ

сказки

 

ОСТРОВА

Была когда-то одна большая страна, занимавшая целый остров посреди океана. Она и называла себя Остров. Но жители острова чего-то не поделили, стали воевать друг с другом, и страна разделилась на две - Ост и Ров. Чтобы разделить страны понадёжнее - вырыли широкий и глубокий ров. И когда хотелось навестить оставшихся в другой стране родственников - выдвигался мостик, очень узкий, чтобы, не дай бог, по нему не могла прорваться армия противника.
И стали люди потихоньку забывать, что они когда-то были одним народом, и говорили на одном языке. Стали они даже создавать свой особый язык, - чтобы не походить на соседа, даже водку стали называть по-разному. А правители неустанно разжигали ненависть и преследовали тех, кто всё ещё испытывал дружеские чувства к новоявленным врагам.
Через несколько поколений языки стали так несхожи, что уже и понять было трудно, что хотят сказать соседи. Впрочем, могли бы помочь переводчики. Но когда не хотят понимать другу друга, то никакие переводчики не помогут. А во рву, который когда-то вырыли, уже гуляли волны океана. Он всё ширился и вот уже перед нами были два разных острова. Тут бы и истории конец, но на островах возникло движение неких «планетарных философов». Они исповедовали философию Целого. И утверждали, что целое не только больше своих частей (что не очень понятно было простому народу), но и лучше своих частей (что народу было отчасти понятнее). А целое - это общая наша планета, которая буквально раскалывается на части (трещины уже пошли повсюду), и превратится скоро во множество таких уродливых островов. А потому - долой всякие кланы и мафии, деление на правых и левых, высших и низших, ближних и дальних… Планетарии всех стран - соединяйтесь!
Понятно, что планетариев стали повсюду преследовать нещадно. Одного из них, самого главного, даже - не пожалев денег - запустили в Космос. Такая вот изощрённая казнь: пусть, умирая там, глядит с высоты на свою любимую планету.
Но идеи планетариев почему-то становились всё популярнее. Националисты всех мастей сникли - их называли уже национаглистами, говоря, что они совсем обнаглели и что их клятва «За правое дело» прикрывает возможность получать левые доходы. И вообще национальный и государственный эгоизм не позволяет думать о том, как спасти погибающую планету. В результате великой и ужасной планетарской революции - все объединились. Перестали делать бомбы, ибо нужно было строить дамбы: волны поднявшегося выше в результате таяния ледников океана грозили поглотить все острова.
Вот и наш остров стал снова Островом. И через ров перебросили множество мостов. И люди стали понемногу забывать былые распри. Только вот прежнего - общего для всех языка - вспомнить уже не могли…

 

 
ЮБИЛЕЙ

Через пятьсот лет после 1917 года - споры о событиях тех лет разгорелись с новой силой. Опять заговорили о том, что во всём виноваты евреи. Хотя говорить о национальности в ситуации, когда гены людей всех наций и рас чудовищно перемешались - было, мягко говоря, некорректно. Отдалённый потомок китайских евреев Ю-Фу-Цзы - написал исторический роман, в финале которого призвал белых и красных побрататься. Большинство уже не знало, кто такие белые и красные, и шутило, перебирая все цвета радуги: а зелёные, чёрные, фиолетовые? Но на самом деле, вопрос был не из простых. О чём и напомнили два весьма скандальных русских философа с языческими псевдонимами Бодр и Яр. Они утверждали, что и спустя пятьсот лет примирение всё ещё не состоялось. Ибо оно должно бы быть и внутри каждого человека. Но как оно возможно, если не удалось сохранить чистоты генетического наследования - так сказать, вот чистая генетическая линия потомков героев, а вот - доносчиков и предателей? Нет, сегодня почти в каждом из людей есть гены палачей и жертв, энкэвэдистов, гестаповцев - и узников Гулага и Освенцима… Чистота расы сегодня - это сохранение генетического наследия героев! А иначе - в силу наследования возникает совершенно невыносимая психическая раздвоенность. и люди неспособны совершать собственные поступки.
Заговорили об исторической радиации - явлении, до сих пор не осмысленном. События пятисотлетней давности облучают нас, продолжая разрушать нравственное ядро человека. Это болезнь, и она ведёт к грубому упрощению психики, к господству вульгарных эмоций и влечений. Некоторые сторонники теории исторической радиации - ссылались даже на восточную теорию кармы и на веру в силу проклятия, которое действует «до седьмого колена», то есть на протяжении многих поколений. И приводили оригинальные подсчёты: если взять за средний срок жизни одного поколения семьдесят лет, то «до седьмого колена» - это как раз до наших дней. Следовательно, мы лишь теперь - на пороге новых, лучших времён!
А я, скромный летописец, даже не называющий своего имени, думаю: прошлое длится для тех, кто его не изжил. Не было времён, когда бы человеческую душу не бомбардировала радиация - да не из космоса идущая, а из общества, в котором почти неизменно верх берут варвары. А дырявая душа - всё равно, что решето, и ничто человеческое в ней не удерживается. Вот и нужно внутри себя уплотнять духовную сферу, свивать нити культуры, неустанно штопать невидимые дыры. И верить, что кроме истории революций и войн, которая в итоге оставляет после себя одни только развалины, есть ещё и общая для всех нас история духа…

 

 

ДЕТИ СТРАХА

Жил человек, которого считали храбрым. Но внутри у него всё-таки был страх, о котором никто не знал. Маленький, но страх. И вот страх этот неизвестно почему начал расти. И стали ему сниться очень страшные сны. И просыпался он в ужасе - с криком. И пытался вспомнить, что же ему приснилось -и не мог ничего вспомнить: виделась только темнота, а в этой темноте шевелилось нечто - ещё более тёмное…
Что делать - бедняга не знал. И заболел. А в больнице ему сказали, что болезнь серьёзна, и жить ему осталось не очень долго. Тут он ещё больше испугался. Показалось ему, что его страх стал Великаном, а он сам перед ним - маленький, совсем как ребёнок, и Страх берёт его, как ребёнка, на руки, прижимает к груди, чтобы убаюкать, но становится почему-то ещё страшнее… Ой! Слава богу, жив. Тут он и понял, что многие так и умирают. От страха.
И стали ему приходить в голову непрошеные мысли: зачем он жил? Ради чего умирает? Есть ли на свете хоть что-то, ради чего стоит жить и умирать? Какая-нибудь, так сказать, идея…
И пошёл он к одному мудрому целителю. Авторитет у мудреца был большой, но жил он бедно, - потому что мало кто к нему ходил. Говорили, что он человек суровый, и советы давал такие, что очень немногие готовы были им следовать.
Посмотрел на него мудрец и сказал:
- Не подкармливай свой страх!
-А что же я должен делать?
- А ты подумай. В больнице был? Вспомни, что видел.
- Насмерть испуганных… Иногда они похожи на кукол, которых сломали. И лежат, безвольно свесив руки…
-Хочешь умереть, вопя от страха?
- Это омерзительно! Лучше бы - в бою! - ответил человек, вспомнив, что он был когда-то мужественным.
- А не посмотрел ли ты на окружающих тебя людей другими глазами - выйдя из больницы ?
- Да, я увидел, что и их одолевает страх. Только они стараются этого никому не показывать.
- А чего они боятся?
- Наверное, смерти.
- Каждая минута, когда человек парализован страхом - вычеркнута из жизни. Человек от страха - ни жив и ни мёртв. Он - между жизнью и смертью. Такие люди - дети страха.
- Дети страха - не живут, хотя и не умерли?
- Да.
- А как перестать бояться смерти?
- Пока ты жив - ты не умер. Вот и живи изо всех сил. Даже из последних. Это лучше, чем умирать, трясясь от страха.
- Значит, нужно победить страх, чтобы умереть, как человек?
- Нет, для того, чтобы жить, как человек.
- Что же я должен делать?
- Каждую минуту одолевать свой страх. И никаких гарантий дать не могу. Дело это нелёгкое. Всё от тебя зависит.
Тут человек и понял, почему советами мудрого целителя мало кто пользуется. Скажет он, что нужно бороться с собой. Что же это значит? Разве я сам себе враг? Да ещё и самый большой? Нет, лучше уж сражаться с внешним врагом, каким угодно. Если его нет - можно придумать.
Не хотели люди бороться с собой, - и бежали к другим целителям, которые давали обезболивающую таблетку или объясняли, кто во всех их бедах виноват.
Сам же он - решил попытаться делать то, что мудрец велел. А он велел быть начеку, на страже, всё время себя ловить на том, что испугался, расслабился, утратил мужество жить. Вот он себя и ловил. И поймав - всякий раз пытался победить себя. Трудно это было. Сначала казалось даже делом и вовсе непосильным. Но вдруг он стал замечать, что его страх как-то похудел, уменьшился в размерах. И вот уже страх стал совсем маленьким, а сам он вырос, и по сравнению с этим страхом - большой, почти великан! А дальше и вовсе чудеса начались - он выздоровел.
Теперь бы он сам ответил на вопрос, который так и не задал мудрецу: есть ли на свете что-что, какая-то идея, ради которой стоит жить и умирать? Он бы сказал: просто нужно жить, как человек. Почему-то - это труднее всего… Хотя - если подумать - так просто!

 

 

ПИФ И ЛЮБОВЬ

- Пиф! - кричит убежавшей собачке молодой человек, и, похоже, очень сердится, что пёсик его совсем не слушается.
- Паф! - говорит возникшая за его спиной девушка.
- Что? - оглядывается он
- Вы говорите пиф, я говорю паф…
- Да откуда вы здесь взялись? Эта собака и так меня достала! Как вас зовут?
- Меня зовут Любовь. А вы что - познакомиться хотите?
- Ну, вообще-то…
- Так вы уже и познакомились.
Тут подбегает, наконец, Пиф, обнюхивает её - и начинает радостно прыгать, норовя лизнуть в лицо.
- Что это он? Он вас знает?
- Да меня каждая собака знает. Надоели!
Поворачивается, уходит, пёсик бежит за ней.
- Пиф! Пиф! - кричит хозяин. - Вернись сейчас же!
Пиф продолжает бежать. Вот он уже далеко. Хозяин, постояв, растерянно бежит следом и кричит: Пиф! Пиф! А потом добавляет жалобно:
- Что же мне делать? Может, вы заберёте Пифа и станете его хозяйкой? И нерешительно добавляет: а заодно и моей.
Она - не оборачиваясь:
- Думаете, большое удовольствие быть хозяйкой двух невоспитанных и непослушных мужчин?
- Да откуда вы знаете?
- Рассуждаю. Слабое предположение: собака похожа на своего хозяина. Сильное предположение: хозяин похож на свою собаку. В любом случае - лохматые, голодные, ворчливые.
- Да послушайте - вы вообще откуда?
- Оттуда! (показывает пальцем в небо).
- А что вы там делаете?
- Размышляю.
- Ну а работа у вас какая-то есть?
- Я работаю ангелом по учёту заблудших и негодных душ. И потом подаю список Богу, и предлагаю их списать в убытки.
- Нет, я серьёзно! Вот я, к примеру… Посмотрите на меня!
Останавливаются. Она на него смотрит молча, изучающе - довольно долго. А потом говорит:
- У вас есть шанс…
- Какой?
- Ну, быть списанным…
Они идут рядом. Пёсик бежит рядом с девушкой, забыв обо всех своих обычных собачьих делах, и всё время поглядывает снизу вверх - словно боится её потерять. Хозяин пёсика - тоже.

 

АЛМАЗ

Один романтический поэт очень долго искал счастья, и уже постарел, но не утратил наивной веры. Возможно, в награду за это - он однажды нашёл огромный алмаз. Алмаз просто так валялся на дороге, заляпанный грязью, и никто не обращал на него внимания. Поэт шёл, как всегда, с опущенной вниз головой, ни на что не глядя. Но вдруг он увидел тончайший луч, пронзивший его насквозь. Наклонился, увидел обыкновенный булыжник, из тех, которые прохожие пинают ногой. Но откуда же - луч? Поглядел - рядом ничего похожего не было. Поэт поднял булыжник - очень тяжелый оказался! - и понёс домой. Тяжело было нести. Несколько раз останавливался, отдыхал. Какой-то хмурый мужичок даже подначивал: чего ты, дурень, булыжник тащишь? Брось, пошли выпьем, я угощу.
Поэт принёс булыжник домой, отмыл, и вдруг увидел красоту необыкновенную! О такой красоте он мечтал всю жизнь, но не думал, что она может на самом деле встретиться! Одно счастье было сидеть перед алмазом, и любоваться его переливами, игрой света, таинственной жизнью внутри огромного кристалла. Поэту даже на миг показалось, что он причастен к самому сердцу Вселенной, что он живёт с Вселенной в одном ритме. И даже музыка зазвучала! Поразительной красоты музыка.
Но, просидев много часов в блаженном созерцании, он вдруг очнулся, и обнаружил, что очень голоден. А еды в доме не было. А жена давно от него ушла, не выдержав ни бедности, ни странностей поэта, который будил её по ночам и спрашивал: хочешь, я тебе прочитаю только что сочинённое стихотворение? Она делала вид, что хочет, но на самом деле - ей очень хотелось спать. Обычно поэт зарабатывал тем, что давал юным поэтам уроки стихосложения и вместе с ними по строчкам педантично разбирал их незрелые опусы. Однако юные поэты платили очень мало, едва хватало на хлеб и зелёный чай.
Но теперь в его доме лежал Алмаз! Огромный! Нельзя ли от него откусить маленький кусочек и продать?
Мысль эта завладела им, и он стал искать ювелиров, и очень боялся, чтобы его не обманули, и просыпался в холодном поту - снились очень страшные сны. Пришли бандиты и унесли алмаз. Пришёл чёрт, и стал с ним торговаться, обещая в обмен на алмаз выполнить любые его желания. За всё это время он не написал ни одного стихотворения - а ведь раньше писал и днём, и ночью. Наконец, он с большим трудом отыскал ювелира, который внушал ему доверие. Тот пришёл, осмотрел алмаз, и сказал:
- Конечно, у вас его никто не купит. Слишком большой. Таких не бывает. Ни у кого и денег не хватит, чтобы за него заплатить. Это чудо. Я никогда ничего подобного не видел!
И он просто затрясся от восторга, едва не заплакал, и стало ясно, что он в своём деле - тоже романтический поэт. Долго он сидел, думал, а потом сказал:
- Знаете, я бы вам не советовал его трогать. Чудеса трогать опасно. Они капризны. Я знаю, что вы поэт - так вы бы должны знать, что не стоит пытаться извлекать из чудес пользу. Чудеса ведь могут обидеться - и таинственным образом исчезнуть. А не можете ли вы жить так, как раньше - зарабатывая своим ремеслом?
- Да ведь я почти ничего не зарабатываю! - с какой-то неожиданно злобной обидой воскликнул поэт. Я тоже хочу жить как люди!
- Красной икры вам захотелось? - с укоризной сказал Ювелир. Ну ладно. Завтра принесу сюда все свои инструменты и попробую отколоть хоть маленький осколочек. Но я вас предупредил.
И вот настал Завтрашний День. Пришёл ювелир с инструментами. И так прилаживался, и сяк, очень громко пыхтел. Говорил сидевшему боязливо в сторонке Поэту:
- Ничего не получается. Очень твёрдый ваш Алмаз.
И вдруг - вероятно он нажал очень сильно - раздался странный звон - и на пол полетели осколки. Мелкие осколки. Ни одного крупного алмазика среди них не было.
- Так я и знал! - сказал ювелир. Но зато вы теперь очень богаты. Осколков много - и все небольшие. Это даже хорошо. Потому что если попадается крупный камешек, все начинают очень интересоваться: откуда? И трудно его продать. У крупных камней есть имена. А мелочь - она безымянная, и каждый купит ее с охотой.
…Поэт стал богатым. К нему вернулась жена. По ночам он её больше не будил - потому что уже не писал стихов. Красную икру он мог теперь есть ложками. Но почему-то не хотелось. Раньше у него был алмаз, и он им любовался. Теперь любоваться стало нечем. А без любования - как и без любви - что наша жизнь?

 

ЕДИНИЧКИ И НОЛИКИ

Жили-были числа натурального ряда. Первыми были Единички. Последними - Нолики. Единички с ноликами создавали семьи, и у них рождались двойки, тройки, даже пятерки и девятки. Но потом Нолики почему-то стали враждовать с Единичками. Идеологические разногласия у них возникли, понимаете ли! Единички говорили: ВСЁ ЕДИНО! А Нолики: ВСЁ НИЧТО! И вот нолики стали побеждать. Всех Единичек, которые ходили с гордо поднятой головой, уничтожили. А если кто и уцелел, то, должно быть, куда-то спрятались. А потом стало совсем страшно: победившие Нолики оказались ужасно прожорливыми. Стоят с едою столики, за столиками - Нолики. И нажравшиеся - раздуваются, раздуваются… А те, которым еды не досталось, худеют, худеют, - глядишь, скоро совсем в единичек превратятся! Нолики оказались подобны Большой дыре - в которую всё проваливается. Скоро они всё сожрут, и в эту дыру провалится весь мир. И тогда и вправду станет истинным их лозунг: ВСЁ - НИЧТО!
Одна у меня надежда - то ли на спрятавшихся где-то и уцелевших Единичек. То ли на вконец исхудавших Ноликов, которые сами станут Единичками. И тогда всё начнётся сначала…

 

КАК ЧЁРТ АТЕИСТА ПОБЕДИЛ

Работники ада в прежние времена соревновались в том, кто из них собьет с пути больше верующих. Но вот умножились в числе атеисты - а эти, как известно, не верят ни в бога, ни в чёрта. И не боятся ни тюрьмы, ни ада. И вот поймать в свои сети атеиста - это теперь и почиталось за подлинное дьявольское искусство! Скажем, нашептать художнику, чтобы он рожу чёрта на картине пририсовал - и посулить большие деньги. Купивший картину рано или поздно отправлялся в ад, но и художник в азарте траты этих денег - попадал туда же.
И вот как раз в канун рождества приходит чёрт к атеисту. У того серьёзные финансовые проблемы - сидит задумчивый, головной болью мается.
- А это ещё кто? - спрашивает он чёрта недовольно.
- Я - чёрт!
- Ну и проваливай ко всем чертям! У меня и без тебя забот полно.
- Да я настоящий чёрт! Смотри! И снимает велюровую шляпу, а под ней рога. Да ещё такую рожу скривил - любой испугается. Но атеист и бровью не повёл.
- Что - разве не страшно? - спросил чёрт.
- А ты - глюк! Я таких глюков - знаешь сколько в своей жизни повидал!
- А что ты принимал?
- Соль!
- Да, отстал ты, как вижу, от жизни. Сейчас мода на сладкую жизнь! Попробуй!
И невесть откуда в руках у него коробка конфет с надписью «Адские сладости». Берёт атеист одну конфету - и лицо у него сначала в такой улыбке расплывается, что все гнилые зубы видны, а потом он подрыгивает до потолка, так что даже голову от ушиба рукой потирает. А другую руку чёрту протягивает: дай ещё! Но чёрт, спрятав коробку с конфетами за спину, издевательски говорит с восточным акцентом: «Хочешь наркотик? А нэту!»
Тут атеист прямо захрипел - видать, ломает его: хо…хо…хо…чу…
А чёрт говорит: повторяй клятву за мной: «В Бога не верю, в чёрта не верю, а в наркотик верю».
- Да я на всё готов - даже создать секту сатанистов!
- Сатанисты - это позапрошлый век. Нет, нам сегодня политики нужны. Слоган твоего политического движения будет такой «Замёрз? Согрейся с нами в АДУ». Будешь большим тиражом издавать эту брошюрку: «АДУ. Автономия. Демократия. Управление.» А ещё - кондитерскую фабрику придётся купить. Будешь выпускать «Адские сладости». Ох, детки пальчики оближут…
И на физиономии чёрта появилась такая сладко-гадкая улыбка, что любого бы нормального человека стошнило.

 
НЕВРОЗОВ И НЕВЗОРОВ

Неврозов вполне соответствовал своей фамилии - нервный, щупленький, говорил так быстро, что и понять почти ничего было нельзя… Его не любили женщины и мучила бессонница. Поэтому он смотрел ночные передачи по телевизору - и однажды увидел Невзорова. И вдруг подумал: да ведь он - это я, только вывернутый наизнанку, так что всё, что во мне есть положительного, стало отрицательным, а всё, что во мне есть отрицательного - стало положительным! Я робкий - он нахал, я идеалист, он - циник, я ещё пытаюсь во что-то верить, а он над всякой верой насмехается, я думаю. что есть душа, а он - что есть только телесная материя, и эта материя дурно пахнет. Но самое главное - я пописываю стишки и попискиваю у себя в уголке, как мышь, а он надел на себя маску тигра, хотя наверняка на самом деле не храбрее меня! Чем я хуже? Да ведь даже фамилия у него - моя! Только буквы переставлены! Всё с завтрашнего дня - начну! Отныне я - Невзоров-Два. А может быть, даже и Невзоров-Три.
Вообще-то у Неврозова был незаурядный актёрский талант, только не реализовавшийся, потому что он побоялся бы выйти на сцену. Но пока на сцену выходить не требовалось, нужно было лишь порепетировать перед зеркалом. Особое внимание следовало обратить на интонации, манеру держаться. И вот - час настал!
Нужно сказать, что самым большим мучением Неврозова была работа, - он был единственным представителем противоположного пола в женском коллективе. И хотя у него были обязанности, с которыми он успешно справлялся, в сущности, он работал козлом отпущения. Страшнее всех его оскорбляла начальница отдела со слоновьими ногами и невероятно вульгарной физиономией. И он решил дать бой.
После очередной придирки, сопровождаемой словами:
- Вы - ничтожество! За что вам зарплату платят? - он величественно ответил (о, как, он долго репетировал, чтобы улыбнуться достаточно нагло и непринуждённо, и выдержать паузу!)
- За то, что я работаю с таким ничтожеством как вы!
Все обалдели. Наконец, начальница нашлась.
- Как вы разговариваете?
- Я разговариваю - не взирая на лица! Поняли? - НЕ ВЗИРАЯ.
- Да как вы смеете! Я - женщина!
- Вы? Женщина? - произнес он, и посмотрел долгим взглядом, прищурившись. Гм… Довольно потрёпанный экземпляр самки из человеческого зоопарка!
Тут поднялся коллективный даже не крик, а визг. Среди отдельных слов можно
было разобрать что-то про этот… как его… мужской шовинизм. Пока они орали, он точно воспроизвёл много раз повторявшуюся в воображении мизансцену - величественной походкой прошёлся перед всеми и - уселся в кресло начальницы. Да ещё и не забыл по-хозяйски развалиться.
Наступило ошеломлённое молчание. Воспользовавшись паузой, он сказал:
- Если вы женщины, то должны уважать во мне мужчину. Если вы не уважаете во мне мужчину, - вы не женщины, а бабы, продукт вконец испорченной, протухшей цивилизации! Ни то - ни сё. Не женщины и ещё недоделанные мужики.
- Что же по-вашему во мне недоделанного? - спросила начальница.
Тут все почему-то как-то неприлично захохотали.
Что было дальше - рассказывать не буду. Но его даже не выгнали из отдела - а назначили на место прежней начальницы. После этого его подчинённые по секрету шептали ему, что ненавидели эту начальницу, и что вообще, конечно, мужчина нужен, ой, как нужен - мужчина, который и гаркнуть может, и зарычать, и кулаком по столу стукнуть!
С тех пор и бессонница у нашего героя кончилась, и женщин, которые хотели составить ему интимную компанию, стало даже слишком много. Но однажды он всё-таки случайно посмотрел очередную передачу Невзорова - и увидел … прежнего себя… Бедняга, кажется, даже несколько фраз произнёс как-то неуверенно, чуть заикаясь.
- Не я ли в этом виноват? - вдруг подумал он. И ему стало даже чуточку жаль своего почти однофамильца…
А ещё через некоторое время - Неврозов затосковал по себе прежнему. Ему захотелось читать книги и писать стихи. Он вдруг понял, что имел в виду Фрейд, говоря, что культуру создают невротики. Не обманул ли он нас, говоря, что без культуры мы станем счастливее? Но это уже другая история.

Примечание: всё написанное - является плодом художественного вымысла, и не имеет никакого отношения к реально существующим лицам и персонажам.Сходство фамилий не может являться поводом для судебного преследования.

 

ХИТРЫЙ УМ

Жил-был Дурак. Славный такой, жизнерадостный, весёлый. На ребёнка был похож, только что на одной ножке не прыгал. Вообще-то - добрый был, всем бросался помогать. Но все вокруг говорили: дурак!
Вот явился к нему однажды один тип, и сказал: Я волшебник! И не надоело тебе, что тебя дураком называют? Хочешь, я тебе ум дам?
Ну, другой бы посмотрел сначала на волшебника, увидел бы, что улыбочка у него какая-то кривая, да и подумал, отчего это он что-то ценное бесплатно раздаёт… Но Дурак сказал: давай!
Волшебник велел закрыть глаза, положил что-то мягкое ему на голову, и пришлёпнул. Когда Дурак открыл глаза - волшебника он больше не увидел. Но зато увидел всё совсем другими глазами. И стал думать: а это здесь зачем стоит? А это? Какая в нём польза? В квартире нужно бы капитальный ремонт сделать. А где на это деньги найти? И тут же в его голове появились тысячи разных планов. Как будто завертелись какие-то шестерёнки. Соображать стал, очень быстро что-то продавать и покупать, разбогател! А если кто по старой памяти обращался к нему за помощью - он их быстро отшивал.
Завидовать ему стали! Только вот зря завидовали. Чем больше он богател - тем больше ему становилось не по себе. Какая-то тоска временами находила. Да такая, что хоть вешайся! А ведь раньше так весело, так интересно жить было! Аппетит к жизни пропал. К врачам ходил - прописали очень дорогие таблетки, да они не помогали. Посмотрел на себя в зеркало - и вовсе тошно стало: какой-то подозрительный тип с кривой улыбочкой на него оттуда глядел.
И тут стал он думать. Вдруг догадался, что с тех. пор, как ему дали этот ум, он и не жил. Не своим умом жил, ум за него жил! Всё время жужжал, чего-то требовал, подсказывал, покоя не давал, считал да рассчитывал. И приходилось не жить, а вертеться, изворачиваться, нагло врать, и при этом не прятать от стыда глаза… Да ведь он, этот ум, его высосал! Он уже сам на себя не похож! И хитрая улыбочка появилась - не его, а как будто чужая. Да где же он сам всё это время был?
Задал он себе этот вопрос -и ужаснулся. Шестерёнки перестали вертеться. Всё остановилось. Сама жизнь словно бы на краю пропасти замерла. Что же меня к краю этой пропасти привело? - думал он. Не иначе, как этот ум. Какой-то он неправильный. Хотя я и не понимаю, в чём ошибка - ведь любую задачу, хоть и математическую, он решает быстро, как орешки щёлкает. Нет, нужно найти того волшебника, да и отдать ему его подарок обратно. Обманул он меня!
И пошёл он искать волшебника. хоть и непонятно, где его искать. Долго шёл! Вот и пустыня уже, и людей не видно. И, наконец, наткнулся на какого-то человека. Человек сидел на камне -и сам был как камень. Молчаливый и неподвижный. Обошёл он его кругом, в лицо всмотрелся. Суровое было лицо. Без улыбки. Долго он его окликал -а тот словно бы не слышал. Наконец, очнулся и спросил недовольно:
- Чего тебе! И в пустыне от вас, глупых людишек, покоя нет!
- Глупых? Но ведь мне, вроде как ум подарили?
- Ум? А что ты под умом понимаешь?
И когда рассказал ему дурак свою историю, тот сказал ему:
- Да не ум это! Это примитивная счётная машина - только очень быстродействующая. Это решатель задач. Машинка - только у тебя в голове.
- А ум - что?
- Да ведь ум должен быть человеческий. Не бессовестный! Добрый! Любящий. . А у тебя какой?
- Хитрый. Да и злой. И равнодушный! Так что же мне делать?
- Выбросить эту пакость!
- Как?
- А так. Хлопни себя по затылку, да покрепче, чтобы больно было, и скажи: ну и дурак же я был!
Хлопнул себя по затылку Дурак, и сразу ему легко стало. В голове перестало жужжать - стало так тихо, что можно было услышать, как поют песчинки, уносимые ветром.
- Ну хорошо, сказал он. Кажется, теперь я снова прежний Дурак. А теперь скажи, зачем же мне этот злой ум дали? Да ещё даром?
- Да ведь не будь его, кто же станет продавать и покупать. А если не будут продавать и покупать, кто же будет производить. А если не производить, то…
- Понял! Тогда люди начнут думать, зачем они живут. И если живут, то живут ли, как люди. И что они с собой и с нашим общим миром сделали.
- Ну, ты, я вижу, поумнел. А теперь думай, что дальше делать. Может, со мной останешься? В ученики приму. Медитировать научу.
Долго думал Дурак. А потом сказал:
- Нет, я вернусь. Я, кажется, думать хочу. Сам. Это трудно, но интересно.
- Так ведь тебя снова будут дураком называть!
- И пусть называют, и пусть не слушают, - а я им всё равно буду говорить то, что думаю.

 

ПИРРОВА ПОБЕДА

Снились страшные сны. Просыпаюсь - возле кровати сидит Некто. Рожа, по правде сказать, у него отвратительная.
- Ты кто? - спрашиваю.
- Дьявол!
- Ты из моего сна?
- Легко хочешь отделаться. Я по твою душу пришёл!
- А рога у тебя есть? - легкомысленно спросил я, - видно ещё не до конца проснувшись. Тут он скривил рожу - и оказался в форме эсесовца, и я вдруг очутился в каком-то мрачном помещении и услышал жуткие крики и стоны.
- Это ад? - спросил я.
- Вроде!
Тут он подвёл меня к телу, подвешенному на цепях. Бедолагу, видно, страшно мучили. Тут я и сообразил: - здесь пытают! К своему ужасу - я узнал в нём своего любимого учителя. Он приоткрыл один глаз и пристально посмотрел на меня. Кажется, узнал. Но не подал и виду. Боже, что с ним сделали!
- Если не хочешь, чтобы то же самое сделали с тобой - плюнь ему в рожу! Да не медли! Три секунды на решение!
Тут ко мне подскочили какие-то типы в форме, схватив за руки с обеих сторон.
- Предупреждаю, будет больно. Очень больно! - сказал дьявол-эсесовец.
Я очень боюсь боли. Что делать - плюнул! Плевок попал на лоб Учителя. Учитель закрыл глаз. Но мне почудилось, что он успел презрительно улыбнуться.
- Следующее упражнение! - сказал эсесовец. Ты можешь облегчить бедолаге его муки. Вот пистолет. Стреляй.
Пистолет сам собой оказался в моей руке. Я нацелил его на Учителя. Рука дрожала. Палец уже был на курке. Вдруг я - сам не знаю почему - резко повернулся, и попытался выстрелить в эсесовца. Осечка.
- И это предусмотрено. - сказал Дьявол и мерзко захохотал. - Пистолет не заряжен.
- Ты дьявол!
- Да! А ты, милый, дурак. Забыл, что тебе говорили? Нельзя вступать в сделку с дьяволом!
- Я не вступал!
- Да? А кто плюнул в лицо любимому учителю? Ты думал, я тебя отпущу и дело с концом? Нужно было сразу отказаться. Бедный учитель - он ведь когда-то любил тебя. Он внушал тебе такие возвышенные мысли. А ты повторял их- как попугай!
- Он всё знает … - думал я в отчаянии. - Что же мне теперь делать?
- Да, что же тебе теперь делать? Ты ведь уже - предатель. Знаешь, я придумал ещё одну хорошую шутку - я отпускаю тебя! Иди. Но каждое утро ты будешь просыпаться с мыслью: я - предатель.
Я пошёл. И услышал брошенное вслед:
- Мы с тобой ещё свидимся!
Кажется, прошло много, очень много лет… И вот он явился снова. Спросил:
- Как дела?
- Нормально, шеф.
- Да? - удивился он. Разве ты не просыпаешься с мыслью: я - предатель?
- Видать, давно ты не посещал наш мир. А в этом мире - я такой же, как все. Не лучше и не хуже. Все - предатели. Общество предателей! Нет человека, который бы хоть что-то не предал. Других. Себя самого. Вот женщина, которая писала недурные стихи - теперь она занимается ремонтом квартиры, зато ремонт для неё - высокая Поэзия! Вот художник. который хотел быть музыкантом, бренчал на гитаре, - теперь он организует концерты и распространяет наркотики. Вот …
- Ладно. Хватит рассказывать. Я пришёл по твою душу…
- Какую ещё душу? Души нет. Ты ничего не понял! Времена переменились! Ты пришёл из мира, в котором были Бог, Дьявол, душа. А сейчас у нас эпоха постмодерна -и нет ни Бога, ни Дьявола, ни души… Делёза не читал?
Кажется, дьявол покраснел. Впервые видел краснеющего дьявола.
- Прежде у людей было чувство собственного достоинства, - продолжал я, и ты мог попытаться растоптать его, забрать. А теперь его нет. И тебе нечего делать в нашем мире. Уходи!
- Кажется, я победил - грустно прошептал Дьявол. - Окончательно победил!
- Но это Пиррова победа - добавил я.

 

ЖИЗНЬ ЧЕЛОВКА

В жизни всегда есть место подвигу. (Зачёркнуто)
В жизни всегда есть место счастью. (Зачёркнуто)
В жизни всегда есть место удовольствиям. (Зачёркнуто)
В жизни всегда есть место отдыху. (Зачёркнуто)
В жизни всегда есть место смерти.
Не успел зачеркнуть. Умер.

Запись деда читает маленький внук. Вздыхает. Пишет большими корявыми буквами
В ЖИЗНИ ВСЕГДА ЕСТЬ МЕСТО ЖИЗНИ!

 

Одесса

 

“Наша улица” №207 (2) февраль 2017

 

 

 
 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете (официальный сайт) http://kuvaldn-nu.narod.ru/