Татьяна Озерова “Бусы-бусики” рассказ

Татьяна Озерова “Бусы-бусики” рассказ
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Татьяна Васильевна Озерова родилась 31 декабря 1946 года в Воронеже. С 1965 года проживает во Владимире. Окончила исторический факультет Владимирского государственного педагогического института, кандидат педагогических наук, «Почетный работник высшего профессионального образования Российской федерации». Автор книг: «Рисунки» (2000), «Дорога к дому» (2004), «Одноклассники», «Простые люди», (2016). Публикуется в  литературно-художественных и краеведческих альманах, газетах  Владимира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вернуться
на главную
страницу

Татьяна Озерова


БУСЫ-БУСИКИ

рассказ

 

Она уже на пенсии…
Яркая янтарная нитка бус хранится в мстёрской лаковой шкатулке. Может, это ее последние украшения, последняя женская радость. Бусы на память о стране викингов подарил ей муж в Копенгагене. Они вместе выбирали их из предложенных продавщицей нескольких нитей янтарных украшений. Камни, древняя смола датских сосен были натуральными от прозрачного, светло-желтого до темно-черного.
Художник-ювелир изумительно подобрал их оттенки и размеры: каждый камешек был интересен своей фактурой, рисунком причудливых пятен и застывших внутренних линий и трещинок. Бусы так и просились в руки, хотелось подержать эти солнечные капельки на ладонях, примерить на шею. Это был, наверное, самый дорогой и желанный подарок от мужа за всю их совместную жизнь.
А какие еще украшения у нее были? Что она носила? Коротенькую жемчужную ниточку, золотую цепочку, а вот бусы в основном были из керамики или пластмассы.
Но что интересно, когда-то простая нитка бус связала их судьбы навсегда, а может, это вовсе и не бусы …
Нежно-серый цвет очень шел к ее светлым пушистым волосам, темному загару и зеленовато-серым глазам. На стройной фигурке хорошо сидело прямое платьице с широким поясом ниже талии, с вырезом под горлышко – по тогдашней моде 60-х годов.
Украшением всей этой простоты были светлые бусы и светлые туфельки на тоненьких каблучках-шпильках, как говорили в ту пору.
Они познакомились 28 июня в День молодежи на квартире у учителя немецкого языка. Витольд Васильевич пригласил своих бывших учениц, а теперь студенток техникумов к себе домой на праздник.
В одной из комнат всю стену занимали книги. Особенно в ту пору всех интересовали художники-им
прессионисты: Ренуар, Дега, Моне, Матисс. Молодые открывали для себя новые французские имена и новое звучание красок. Книг по искусству, культуре и истории в этом доме было очень много. От своей матери, старого библиотекаря, Витольд сохранил сочинения вождей: в красных обложках - И.В. Сталина (их уже изъяли из всех фондов) и в синих – В.И. Ленина (он еще долго будет пользоваться студенческим спросом).
Девчонкам все это было очень любопытно. Ведь на их глазах менялась история: ночью из скверов исчезала привычная гипсовая фигура в длинной шинели, а потом на пустом пьедестале появлялась женщина с голубем в руках или лавровой ветвью.
Пили Рымникское вино в круглых пузатых бутылочках, оплетенных в красивые корзиночки. На столе - конфеты, легкие салаты. Закуски в ту пору никого не волновали, а вот обворожительная музыка в исполнении короля и королевы американского джаза Луи Армстронга и Эллы Фицджеральд - вот это да!
Она словно наполняла всех какой-то сумасшедшей энергией, поэтому без устали танцевали, шутили, острили, и смех не прекращался ни на минуту.
За столом, когда радиоле дали передышку, она оказалась рядом с симпатичным молодым человеком, в руках у которого была гитара. И первые же слова песни задели ее сердце: «Не бродяги, не пропойцы …Вы пропойте, вы пропойте славу женщине моей!»
Имя Булата Окуджавы было в их городке пока неизвестно, а мальчишки-ровесники такие песни не пели.
Какие у него длинные загибающиеся ресницы, курчавые волосы, лукавая улыбка, приоткрывающая ровные белые зубы! Все ее привлекало в нем, а прекрасные, задушевные слова песен Булата словно дорисовывали его образ, «московского муравья», бывшего студента иняза, а теперь слушателя высших курсов иностранных языков.
- Пойдем подышим, - предложил он ей при удобном случае, когда компания переключилась на
какую-то новую тему. Она заволновалась, предполагая, что за этим последует. Тут держи ушки востро.
В коридоре он сразу привлек ее к себе, желая поцеловать, но она вытянула руки вперед и вывернулась. Что подумает о ней молодой человек: «Через час встречи - и сразу целоваться!» Раньше «дружили» долго и до первого поцелуя надо было еще дожить. Опять веселые разговоры, прохладная тень на лавочке у дома.
Договорились о встрече в городском саду на танцах.
Летом их древний городок, как клумба, расцветал от приезжей студенческой молодежи из Москвы, Питера, Ярославля и Костромы. Звуки оркестра сменялись модными танцевальными мелодиями, транслируемыми из Дома культуры. Но они не встретились, он не подходил, а она первая не смела. Только через несколько дней он снова обратил на нее внимание и пригласил на танец. В тот вечер она была в своем любимом сером платьице с белыми бусами. Он пошел ее
провожать, долго гуляли тихими улочками родного города. О чем только в тот вечер не говорили! О литературе, музыке, живописи, любимых фильмах и артистах, о себе и родителях. Парень был серьезный и ей ничего не обещал, а сразу сказал, что писать не будет.
- Ну и что, - думала она, - встретились, поговорили, сколько еще встреч будет впереди! Знакомый парень писал ей хорошие письма из армии, и вообще она не была обделена мужским вниманием.
Прощаясь под фонарем у дома, она механически перебирала рукой ниточку бус, играла ими, увлеченная веселым разговором, и вдруг нитка оборвалась, и бусы рассыпались. «Хорошо, что лампочка светит», - сказал он и стал собирать бусинки. Сумки у нее с собой не было и карманов на платье тоже. Тогда он положил бусы в карман своего пиджака. «А то опять рассыплешь, - засмеявшись, сказал он, - завтра тебе отдам». Теперь у них была причина для новой встречи. Но парень отдавать бусы не торопился и вообще не появлялся на танцплощадке. «Наверное, я ему безразлична и неинтересна», – решила она. Через неделю он с прохладцей вернул ей бусы. Девчонки говорили, что видели его с другой и что у него кто-то есть.
«Ну и пусть», - думала она, хотя сердце говорило о другом. Незаметно наступила осень, а они так больше и не встретились, и даже не попрощались.
В училище в коридоре висел ящик с письмами, разложенными по алфавиту. Она никогда не подходила к нему, так как была местная и письма приходили ей по домашнему адресу. И вдруг на переменке ей на парту шлепается письмо с обратным адресом: Москва, Стромынка…
Вот тебе и «писать не буду»!
И все завертелось в их отношениях с ускоренной силой. В письме он сообщал, что на октябрьские
праздники не приедет, а сам уже вечером встречал ее у ворот училища. А потом уже в другую их встречу, зимой, дружной студенческой компанией они встречали Новый год в лесу. Впервые вместе наряжали бумажными игрушками и мишурой зеленую красавицу ель, пели песни у костра, с аппетитом «уничтожали» домашние закуски и бутерброды. Такие праздники никогда не забываются. Синие сумерки среди пушистых сугробов и огромных еловых лап, согревающий
костер, душистый чай и любящий, заботливый взгляд: не холодно, не озябла, не устала?
Весной он привез из Москвы огромный букет роз и простое колечко, таким образом сделав ей предложение. Она впервые в жизни держала в руках прекрасные розы, какие раньше видела только в кино или на картинках. Он сказал, что летом они обязательно подадут заявление в ЗАГС, сыграют свадьбу и уедут жить в большой город, а может быть, и за границу.
Вот тебе и бусики…
Жизнь пролетела, промчалась. Выросли дети, подрастают внуки. Только еще горит в памяти зеленый магнитофонный глазок лета их свадьбы, и кажется, что друзья еще танцуют во дворе под любимого Окуджаву и слушают, слушают его пророческий голос:
«Эта женщина, увижу и немею…»

 

Владимир

 

"Наша улица” №213 (8) август 2017

 

 

 
 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете
(официальный
сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/