Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть шестьдесят девятая)
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Маргарита Васильевна Прошина родилась 20 ноября 1950 года вТаллине. Окончила институт культуры. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Долгое время работала заведующей отделом Государственной научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского, затем была заместителем директора библиотеки им. И. А. Бунина. Автор многочисленных поэтических заметок под общим заглавием "Задумчивая грусть", и рассказов. Печаталась в альманахе “Эолова арфа”, в "Независимой газете". Постоянно публикуется в журнале “Наша улица". Автор книг "Задумчивая грусть" (2013), "Мечта" (2013), "Фортунэта" (2015) и "Голубка" (2017), издательство "Книжный сад", Москва. В "Нашей улице" публикуется с №149 (4) апрель 2012.

 

вернуться
на главную страницу

 

Маргарита Прошина

ЗАДУМЧИВАЯ ГРУСТЬ

заметки

(часть шестьдесят девятая)

 

УСТАЛОСТЬ

Когда строишь планы и намечаешь список дел, об усталости не думаешь. Она наступает вдруг и бывает приятной, если сделано всё намеченное. Иду весело, как будто и не уставала, и всё потому, что об усталости забыла подумать. Такая усталость для меня всегда приятна, но бывает и так, что за что ни возьмёшься, всё из рук валится. Наступает усталость с отчаянием пополам, но и тут с ней можно справиться, переключившись на любимой дело. Усталость исчезает бесследно. Главное, не думать об усталости!

 

ИМПОРТ

Где достала?! Импорт! Это слово в советское время звучало почти как волшебное, и ассоциировалось с вещами дефицитными, красивыми, модными, из какой-то неведомой, но прекрасной жизни. Даже запах вещей этих был особенным. Да в той скудной жизни, целью которой было воспитание не человека, а какой-то безликой массы под названием «единая общность - советский народ», было принято всеобщее лицедейство. Импорт же давал возможность быть другим, создавал иллюзию прикосновения к иному запретному, но такому желанному миру.

 

КНИЖНЫЙ ШКАФ

нижный шкаф, как хранилище домашней библиотеки, удаляясь в прошлое, исчезает из нашего обихода, превращаясь в историческую мебель. Всё чаще в подъезде на почтовых ящиках можно увидеть книги, не редко прекрасные, которые в былые времена не только купить, но и найти было непросто. Зачем хранить книги, когда всё можно найти и прочитать в интернете, всё чаще слышу я. Книжные шкафы только место занимают и пыль собирают. Сердце сжимается от таких слов, но, поразмыслив, я соглашаюсь с рассуждениями молодых, хотя для меня дом без книг и книжного шкафа - пуст. Но при необходимости найти что-либо в книге, я не снимаю её с полки, а пользуюсь поисковиком. Да и читаю всё чаще на мониторе, пользуясь возможностью увеличить шрифт.

 

ПРОСЁЛОЧКАЯ ДОРОГА

Доезжаю на электричке до платформы Белопесоцкая и спускаюсь к Оке с невероятно прозрачной золотом сверкающей водой, которая теплее воздуха, кружат мальки, переливаясь. Отдохну и по просёлочной дороге иду через лес и поле в Ступино. Или по «ярославке» от станции Лось не спеша направляюсь пешком в дачный посёлок Перловка, основанный представителем известной династии чаеторговцев, Василием Семёновичем Перловым в 1864 году, чаю попить на веранде. Я закрываю глаза и любуюсь разнотравьем, голова кругом от запахов их, птичье пение, жужжание шмелей и редкий шум машин.

 

НЕЧЕГО СКАЗАТЬ

Увидишь иной раз такое, что нечего сказать, и даже руками не разводишь. Придя в себя, думаешь, что тут-то писатель и начинается, когда обычным людям и без слов всё ясно, а у него появляются не просто слова, а целые произведения. Писателю всегда есть, что сказать, как и о чём сказать. Писатели выражают то, что обычным людям без слов ясно, и то, что они не могут выразить словами. Писатель пишет невидимое, потаённое, на чём, собственно, и держится жизнь. Как говорится, тайна сия велика есть.  

 

ЛЕГКО СКАЗАТЬ

Со всех сторон слышны голоса, легко рассуждающие о любых проблемах. Любители поговорить уверенно перебирают любые темы, от государственных и международных до бытовых и профессиональных в любой отрасли. Никаких сомнений при этом они не испытывают, поскольку считают себя центром аналитики. При этом сами советчики и знатоки, как правило, ничего в этой жизни не добились. Неужели смысл их жизни состоит в том, чтобы решать мировые проблемы, сидя на продавленном диване у телевизора. Да, сказать легко, а сделать любое дело непросто. Но говорящим некогда делать, ждут следующую картинку, чтобы тут же реагировать на неё «экспертными» суждениями…

 

ОТПУСК

Прежде самой популярной темой разговоров на работе был отпуск. Когда будет очередной, какие планы на отпуск, где была, что делала? Сейчас я и представить себе не могу, что значит отпуск. Каждый день по новой строчке, без пропуска, без отсрочки. Художник, в широком смысле этого слова, работает всю жизнь и у него даже мысли не возникает о каком-то там отпуске. Он живет творчеством. Отпуском пользуются все поголовно единицы из штатного расписания. 

 

ПЛОЩАДЬ

Раньше на огромных площадях собирали толпы граждан на митинги, чтобы слушать, как ораторы с трибуны выкрикивают лозунги, устно призывая всех и вся к единой цели, но, по существу, для сохранения собственной власти. Далее власть стала укреплять единство по телевизору. И вот появился на наших глазах интернет. Площади опустели. Толпы раздробились на кучки по интересам. Теперь можно найти единомышленников у монитора компьютера, чтобы почувствовать себя человеком, которому нет необходимости бежать на площадь, чтобы выпустить пар, да и здоровье не подвергать опасности. 

 

ЗАПОМИНАТЬ

В памяти всё удержать невозможно. В детстве нам приказывали учить наизусть. Шла зубрёжка. А потом заученное таким механическим образом вылетало из головы. Книга - это и есть голова человека, его память. Не надо учить наизусть, нужно просто знать, какую книгу тебе открыть для нужного ответа на экзамене жизни. Такое чтение способствует запоминанию осмысленному, основанному на силе воздействия автора, оно остаётся в памяти и в нужный момент открывается. Я читаю вдумчиво не для того, чтобы запоминать, а для того, чтобы размышлять и узнавать миры созданные другими авторами, чтобы самой писать.

 

ПУТЬ

Приверженность творчеству незаметно формирует путь, который виден только в преклонном возрасте. Оглянешься и видишь, как этот путь, насыщенный постоянными открытиями великолепных авторов, направил меня на творчество, на создание собственных вещей, и дивишься ему. Процесс писательства настолько упоителен, что, попробовав один раз, пережив разочарование и беспомощность, понимаешь, сколько сил и преодолений требуется великим предшественникам и современникам, посвятившим себя ежедневному служению творчеству, без которого сам факт рождения теряет смысл.

 

ОСЕНЬ

При слове «осень» возникают постоянно меняющиеся картины любимого времени года: подёрнутая желтизной зелень, которая каждый день преображается, поражая живописным многообразием оттенков желтого и красного цветов на фоне пронзительной голубизны неба. Я слушаю таинственный шёпот леса, тревожные голоса птиц, вдыхаю аромат увядающей листвы, которая с каждым днём превращает землю в пёстрый ковёр. Осенний свет струит печаль, окрашенную нежностью и любовью. Поздней осенью я наслаждаюсь архитектурой, рассматривая детали фасадов во всех подробностях, пытаясь представить живших здесь в прошлом веке людей.

 

ЮГ

Скворцы собираются туда, на далёкий юг, под шёпот золота листвы, где за горами бьются о скалы, гальку и песок средиземноморские волны, щедро сеет блеск горячий высокое солнце и живётся безмятежно, как во сне. Стоит мне произнести слово «юг», как его нежное дыхание овевает меня в тёмный дождливый день, пение птиц и музыка прибоя наполняют мой дом. 

 

ЛЕТО

Лето - это зной и сухость, лето - это тёплый дождь, лето - это буйство красок, аромат и разноцветье полевых цветов, хранителей тайн полевых и секретов восходов с закатами. Лето - это томительный полдень, жужжание шмелей и запах смол. Лето проносится как лёгкое дуновение между весной и осенью, оставляя яркий свет, согревающий в непогоду. И опять вернётся лето, чтобы было мной воспето. 

 

ЗИМА

Снежок кружится в день морозный, и солнце золотит пространство. Как в детстве, вкусно под ногами снег хрустит, как вафельный стаканчик, светло-синий иней на ветвях весит. Сказочно ветер воет, метель созвучий призывает, и пухлой ватой на кусты метёт. За окном едва заметны нитки лыжных следов. Жду с волнением снега очень, а его всё нет и нет. 

 

СЕВЕР

Ветер северный с полюса студит Москву, приносит воздух жгучий и блестящий. Холод нам дарит счастье жизни настоящей. Катание на санках, коньках и лыжах, ледяные скульптуры и снеговики преображают город до неузнаваемости, создавая зимнюю сказку. Мороз нас закаляет и испытывает, а мы с восхищением разглядываем на ладонях снежинки, напоминающие то звёздочки, то крестики, то кружочки, восхищаясь разнообразием их узоров, играем в снежки, жадно ловим редкие лучи солнца в ожидание весны, а ветер неумолимо гонит холод стылый с севера. 

 

МЕЧТАНИЯ О ВЕСНЕ

Весна придёт по расписанью, как электричка в ранний час, ручьи проснутся утром тайно, капель разбудит тихо нас, набухнут девственные почки, раскрыв, как птенчик, нежный клюв, пробьются робкие листочки, весну к цветенью повернув. Движенье века незаметно: пройдешь и ты свой крестный путь. О смысле жизни ждёшь ответа, но разве в нём таится суть.

 

ВОСТОК

Восток в ослепительном свете в стёганых халатах, с зелёным чаем под звуки лиры, бубна и цимбал, пластичные движениями восточных красавиц, с особым вкусом тающих во рту сладостей. Восток отличен от привычного, неизменно привлекает свой оригинальностью, некой тайной, покрытой мраком звёздной ночи. А то, что солнце всходит на востоке под ликующее пение птиц, приветливый шелест и радостные возгласы всего живого на свете, кажется мне естественным и обыденным. Отчего так? Не знаю, но, когда солнце поднимается, пылая, на востоке, испытываю невероятный восторг. 

 

ЗАПАД

Данте снизошёл в пучины ада на западе. Я помню времена, когда нас пугали загнивающим западом, который доживает последние дни. Но от самого слово «запад» веяло загадкой, комфортом и спокойствием. У нас иметь своё мнение и отстаивать своё право на индивидуальность считалось чуть ли не предательством «руководящим» идеям. А на западе в это время придумали компьютер, интернет, создали всевозможные предметы для удобства и достойной жизни, потому он и был так притягателен. Как не западать на запад, когда даже солнце там западает!?

 

ПРЕОДОЛЕНИЕ СЕБЯ

Сформировавшись в рамках привычного, я замираю перед новым, как перед непреодолимым препятствием, которое пугает меня. Первая реакция - избежать его. Через несколько минут, поразмыслив, понимаю, что сразу не нужно так реагировать на новизну, необходимо преодолеть себя для восприятия не знакомого мне доселе. Как только решение моё меняется, я начинаю увлечённо осваивать новое, испытывая детскую радость оттого, что справилась с собой! 

 

ПРИЧИНЫ

Жизнь состоит из бесконечной череды причин. Опоздала на работу, на ходу подбираешь убедительное оправдание. Причины неудач, ссор, разводов, увольнений, бедности, бездарности, недовольства будут преследовать до тех пор, пока не изменишь своё отношение к ним. Ведь ко всему нужно относиться с улыбкой, если жизнь - театр, и мы в ней - актёры. Да, всё вокруг определяется настроением и опытом. Меняюсь я - меняется всё вокруг. А ссоры и обиды есть ни что иное как завышенные требования ко всем, кроме себя.

 

ВНИМАНИЕ К НЕЗАМЕТНОМУ

Истинно талантливое не выпячивает себя, находится как бы в тени, чтобы обратить на себя внимание, нужно всю жизнь учиться. Творческий человек отличается от остальных именно тем, что замечает тончайшие нюансы, интонации, мелкие детали, из которых и состоит художественный мир. Скандалы, сенсации, слухи не занимают его, он создаёт свой мир, не переставая развиваться и интересоваться произведениями предшественников и современников. Он работает по той простой причине, что не может жить иначе, а не ради того, чтобы привлечь к себе внимание. Из незаметного создаются гениальные произведения, а процесс их создания для посторонних глаз скрыт.

 

СТИХИ

Давай, мой друг, писать стихи, и говорить стихами. Стихи сами по себе уже есть уход от бытовой сиюминутности, перемещение в другую реальность, в возвышенное, даже если стихи написаны неважно, но в них уже можно почувствовать отрыв автора от обыденности, стремление выразить свои чувства художественно, мелодично. Когда я читаю стихи истинных поэтов, меня восхищает философская глубина, искусство владения словом. Но больше всего меня поражает в стихах то, что со временем они становятся ещё лучше, как дорогое выдержанное вино.

 

ПРОСТОТА СЛОЖНОГО

Складываю одно простое с другим и получаю сложное. Кажется, что это так просто! По сути, всё творчество Чехова состоит из таких простых вещей, а значение и глубина - неисчерпаема! Эта простота есть высочайшее мастерство, восхищение пред которым у каждого последующего поколения умных читателей только возрастает. Всё вокруг меня, как и я сама состоит из простых элементов, обозначенных словом, и загадку сотворения мира стараются разгадать пытливые умы всех времён, всё более её усложняя, создавая сложное из простого. 

 

ВОСТОРГ ОТКРЫТИЯ

Книга эта существовала давно, но только сейчас я её открыла и утонула в восторге открытия великолепного художества! Восторг открытия автора, откровений в книге, которую открыла через несколько десятилетий и совершенно по иному поводу, явился мне ещё большими глубинами. Восторг открытия нового талантливого произведения окрыляет и возвышает, пробуждает жажду всё новых открытий, желание ещё интенсивнее постигать науку творчества, и только печаль о том, что много времени упущено на второстепенное, время от времени напоминает мне о том, что надо торопиться к новым открытиям. 

 

ЛЁГКАЯ ПРОХЛАДА

В переулках лёгкая прохлада, мне тепло, как в майском свете сада, детская, случайная награда вновь идти неведомо куда, для меня моя Москва услада, счастье от уютного уклада ощущаю в сердце, как всегда, чувство не возникнет без труда… 

 

КОНТЕКСТ ДЕТСТВА

Текст жизни тянется романом. Мысленно ныряя в воспоминания детства, попадаю в тот контекст, где всё согрето узнаваньем, мир был неведом, но казался исключительно прекрасным, весь в игрушках, в забавах, в огоньках Нового года, в попытках увидеть Деда Мороза, который таинственным образом умудрялся спрятать под ёлкой подарки, и теплотой родительских глаз. Детству показывают только лучшую сторону жизни, ведь предугадать будущее невозможно, но в свете текста жизни приятно время от времени попадать в контекст детства.

 

ОСЕННИЙ ДОЖДИК

Осенний дождик соткан небом, как связь воды и бытия, где ходят рыбы с белым хлебом, где проплываем ты и я. Вода основа мирозданья, вода с телами без одежд - источник вечного познанья и нескончаемых надежд. Легко разносит дождь осенний по влажной почве семена, готовя старой жизни смену и рассыпая имена. 

 

ПОЭТОМУ ПИШУ САМА

На все вопросы читателей отвечаю быстро и подробно, потому что библиотека для меня - дом родной, особенно тогда, когда вся жизнь прошла среди книг. В библиотеку я вхожу, как в храм, где живее всех живых живут те люди, с которыми я провожу всю жизнь: Кафка, Бодлер, Гумилёв и Чичиков. Я и библиотека - неразрывное целое. Поэтому пишу сама.

 

ПАНТЕИЗМ

Травинка дышит полной грудью и смотрит на меня с любовью, здесь всё живёт со мною вместе, и я живу в любом цветке, кружусь в воздушном потоке птицей, погружаюсь в толщи вод океанов. Я - и светлячок, и божья коровка, и Бог! Я слышу, чувствую и понимаю всё, что меня окружает потому, что я - всюду, сияю Солнцем и вращаю планеты. Стоит мне написать слово, как всё исчезает, и я есть Слово. Здесь звучит «Ода к радости» Бетховена. Но стоит мне закрыть уши - тишина. Всё время мир во мне. С каждым утром и даже во сне - всё оживает и проявляется. Мир и я - божественны!

 

"Наша улица” №217 (12) декабрь 2017

 

 


 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете
(официальный сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/