Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть семьдесят вторая)

Маргарита Прошина "Задумчивая грусть"
заметки (часть семьдесят вторая)

"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Маргарита Васильевна Прошина родилась 20 ноября 1950 года вТаллине. Окончила институт культуры. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Долгое время работала заведующей отделом Государственной научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского, затем была заместителем директора библиотеки им. И. А. Бунина. Автор многочисленных поэтических заметок под общим заглавием "Задумчивая грусть", и рассказов. Печаталась в альманахе “Эолова арфа”, в "Независимой газете". Постоянно публикуется в журнале “Наша улица". Автор книг "Задумчивая грусть" (2013), "Мечта" (2013), "Фортунэта" (2015) и "Голубка" (2017), издательство "Книжный сад", Москва. В "Нашей улице" публикуется с №149 (4) апрель 2012.

 

вернуться
на главную страницу

 

Маргарита Прошина

ЗАДУМЧИВАЯ ГРУСТЬ

заметки

(часть семьдесят вторая)

 

ИЗО ВСЕХ СИЛ

Изо всех сил пытаюсь найти интересный ход в новом абзаце, но насильно, по приказу ничего интересного не происходит и произойти не может. Это я хорошо знаю, поэтому расслабляюсь и выхожу на заснеженную улицу. Чистый снег на проводах, на фонарях, на деревьях. И в голове такая же чистота. В очередной раз убеждаюсь в том, что прогулки, любованье пейзажами, дают подсказку к новому повороту воображаемой реки. Иначе говоря, постоянная ежедневная изо всех сил работа над текстом, в конечном итоге даёт мне ту легкость, которую и должен ощущать читатель. 

 

ВИНОВАТАЯ УЛЫБКА

Ничто меня так не обезоруживает, как виноватая улыбка. Почти каждому из нас знакомо чувство вины. Лично меня оно преследует всю жизнь, и я не могу его победить, потому что постоянно, как ни укоряю себя за это, занимаюсь самоанализом, проще говоря, самокопанием, и в мельчайших подробностях всё же нахожу повод для чувства вины. Виноватая улыбка на лице человека пожилого, с глазами, светящимися добротой, вызывает у меня чувство невероятного уважения, поскольку только умный и добрый человек способен осознавать, что все мы от зачатия, вот в чём дело, виноваты, но скрываем это и молчим. 

 

ЭФФЕКТ

Прохожие, достигающие эффекта памятным мне способом, ничего, кроме улыбки у меня не вызывают. Кто в молодости не пытался произвести эффект своим появлением в петушином наряде перед друзьями и знакомыми? Не могу забыть день, когда я, ученица восьмого класса, собираясь на первое свидание с молодым человеком, без спроса надела костюм и туфли старшей сестры, которая ниже меня на 9 сантиметров и носит обувь на два размера меньше, её эффектную шляпу и своё детское пальто. Прохожие оглядывались все! Когда же я увидела своё отражение в витрине, то поняла, насколько нелепо выгляжу, и вернулась. Желание произвести эффект яркой одеждой, необычной причёской, боевой раскраской и иностранными словечками пропало навсегда. 

 

БЕЛЫЙ ХАЛАТ

При виде белого халата сразу переношусь в клинику профессора Стравинского, в комнату с чистейшими белыми стенами, в тот момент, когда поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом «Иван Бездомный», после долгого сна открывает глаза и пытается понять, как он сюда попал, вижу «веселый сосновый бор» за рекой и слушаю их беседу с Мастером: «...ведь, я не ошибаюсь, вы человек невежественный? - спросил Мастер» - «Бесспорно, - согласился неузнаваемый Иван». - «Хороши ваши стихи, скажите сами?» - «Чудовищны! - вдруг смело и откровенно произнес Иван». - «Не пишите больше! - попросил пришедший умоляюще». - «Обещаю и клянусь! - торжественно произнес Иван». Как это пожелание Мастера хочется адресовать нынешним «стихотворцам», рифмующим на глагол! 

 

ГОРЯЧАЯ ВОДА

Мы, живущие в своих квартирах, не замечаем горячую воду, как не замечаем воздух, которым дышим бессознательно, и столь же бессознательно открываем кран горячей воды, поскольку привыкли к теплу и комфорту. Отсутствие горячей воды, даже летом, воспринимаем как кошмарное неудобство. Без душа жизни нет, но принимать холодный душ желающих немного. Да, только отсутствие горячей воды напоминает нам, какие мы тепличные цветы. 

 

ТЕЛЕГРАММА

Взяла с полки воспоминания Бенуа и обнаружила там поздравительную телеграмму прошлого века, даже тысячелетия. В то время поздравительные телеграммы были обычным делом, я тоже любила отправлять их, особенно в случае особых дат. Такие телеграммы поднимали настроение, их зачитывали вслух всем. Как изменился мир! Слова: «Вам телеграмма», - то пугали, то радовали, а ныне само понятие «телеграмма» исчезло, как когда-то исчезли чернильницы и гусиные перья, открывая дорогу мобильникам и интернету. 

 

СНИСХОДИТЕЛЬНОСТЬ

Снисходительность к людям и ко всему происходящему с ними приходит с опытом и, конечно, свойственна мудрым людям. На ошибках других, убедилась я, вряд ли можно научиться, поэтому учусь на собственных, пусть и немногих и незначительных, ошибках, испытывая при этом невероятную благодарность к тем, кто был снисходителен ко мне. И с возрастом я всё более ценю это замечательное качество у других. Идеальных людей почти не существует, но культура и снисходительность возвышают.

 

ГОРДОЕ МОЛЧАНИЕ

Храните гордое молчание! Гордое молчание наступает внезапно у одного из собеседников, выясняющих отношения. Чаще всего повод спора пустячный, его потом и вспомнить-то невозможно. Лишние обвинения и признания в состоянии несдержанности приводят к неожиданному и не всегда желаемому результату, когда вдруг один из спорщиков, скрестив руки на груди, застывает в гордом молчании. Пустые споры ни к чему хорошему не приводят, и сильнее тот, как ему кажется, кто выразительно хранит гордое молчание. Но со стороны оба выглядят смешно, потому что первое правило воспитанного человека - никогда и ни с кем не спорить. 

 

МЕДЛЕННЫЕ ДНИ ДЕТСТВА

Наспех позавтракав, я выбегала во двор, а там игры в кругосветное путешествие, поездки на велосипедах в парк и вокруг него, и масса непредсказуемых дел, которые возникали сами собой. Попытки мамы найти меня к обеду удавались далеко не всегда, я была далеко. Мы познавали мир, исследуя незнакомые места. Чего только мы не вытворяли, чудом остались целы, хотя боевых ранений хватало. Уколы против столбняка были любимой забавой моей мамы. Вечером мы рассказывали друг другу страшные фантастические истории. В детстве время было совсем другое - день никогда не кончался, просто казался вечностью. 

 

НАСТРОЕНИЕ

Не знаю почему, но музыка всегда звучит во мне, нужно только сосредоточенно прислушаться, и не важно, с каким настроением я проснулась, главное, с какой музыкой я проведу вечер, а завтра другая мелодия будет вдохновлять меня. Не успеваю оглянуться, как наступает новый день, и я вновь касаюсь струн скрипки своей души, чтобы она зазвучала ангельской песней. О, сколько восхитительных мелодий создаёт моё композиторское сердце! В эти минуты я птицей стремлюсь к облакам. Тема печали сменяется темой любви. Неисчерпаема вечная нотная книга. 

 

СОЗНАНИЕ

Познание сознанья своего, что может быть сложнее!? В себе себя я, кажется, узнала, но не перестаю постоянно удивляться новым открытиям в себе себя. Как всё же я могу понять работу моего сердца и других органов? Это знают врачи, и исправляют каждого такого же, как я, по одной методике. Вот дело в чём! Себя я сознаю бессмертными словами, и всё вокруг словами называю. Порой, пугаюсь я своих категорических суждений, которые считаю несвойственными мне. Бывает так, что набегают мысли, рождённые как будто в облаках, и там, в небесной выси, сознание моё таится. Я есть не я, но я другая книга, написанная этим существом, которое считаю я собой. С ума сойти, и счастье от ума! 

 

ЗРЕЛОСТЬ

Конечно, это не «аттестат зрелости», какая там у выпускников школ могла быть зрелость, когда недозрелыми плодами дотягивают до старости, так и не поняв, кто они, зачем они. Я раньше узревала многое, но зрелость качество не глаз, а ума, когда спадает пелена с глаз и приходит осознание того, что вокруг тебя тьмы и тьмы тебе подобных и необходимо учиться жить в согласии и уважении с ними. Зрелость для меня есть возвышение интеллекта до понимания Библии, сочетание гармонии с разумом и умение сдерживать эмоции. 

 

ОБЫЧНЫЙ ДЕНЬ

Есть обыденность, почти бесцветная, о которой говорят: «День прошёл, и слава Богу!» Вроде бы день был, но сплыл в неизвестном направлении. И сколько бы об этом ни говорили, всё равно пришёл очередной обычный день, в котором я не вполне обыкновенная, и пусть день незаметный, но я воздушная, почти невидимая парю над деревьями, слушаю восторженное пение птиц, воспевающих солнце. Скоро весна! Нынешний обычный день уже не исчезнет, он записан. Так просто, обычное становится вечным. 

 

ВЕРНОСТЬ

Верность избранному с детства пути делает из обычного человека личность. В этом отношении, то есть в преданности своему делу, а я имею в виду, разумеется, творчество, потому что человек, как я считаю, рожден для искусства, как птица для полёта. Если бы я этого не поняла, то вряд ли бы стала писать. Но я всё вокруг увидела по-новому и только через слова, которые нужно вдохновенно писать, чтобы увидеть мир, который без этих самых слов мёртв. Вот в чём моя верность.

 

ШВЕЯ

Сколько помню себя, всегда волшебство создания слов из букв считала непостижимым чудом. Стоит только заменить одну букву, как получается совершенно другое слово - магия! А дальше стоит только писать одно слово за другим, получается целая история. Когда я ещё не умела писать, любила смотреть, как отец быстро размашистыми буквами заполнял чистый лиц бумаги, при этом я с трудом узнавала далеко не все буквы. Это было очень похоже на строчки швейной машинки, когда из отдельных лоскутков получается новое платье всё в рюшечках и оборочках. С тех пор полюбила я и шить, и вышивать в слове, подобно швее. 

 

НЕПРЕРЫВНОСТЬ

Всё в нашей жизни непрерывно, без явных перерывов, перетекает, как река, от истоку к морю, сменяя времена и поколения. Текст тоже непрерывен. Когда приходит понимание этого, смысл собственного творчества не даёт покоя. Погружение в себя подсказывает ответы, потому что прежде необходимо уяснить то, что сама продолжаешь то, что было создано до тебя в Книге вечности. Неисчерпаемая книга жизни есть ключ к пробуждению собственной души. Познание её содержит секрет и смысл непрерывности - в изучении её и вдохновенном пополнении. 

 

ДВЕ КАПЛИ ВОДЫ

Как ручейки, сливаясь, дают начало полноводной реке, как бабочки две кружат в любви, возрождаясь, так мама, папа - две капли, а я третья, но похожа на них, как эти самые две капли воды. А сколько капель в дожде? Столько и людей, похожих, как две капли воды, друг на друга. Эти части душ, на которые разделилась наша общая душа, по сути, подобны как две капли воды.

 

БЛИЖАЙШИЕ

У всех есть ближайшие, а есть и дальние. Это я говорю о родственниках. Лет двести назад этих ближайших и дальних был сонм, пчелиный рой, запомнить всех даже всезнающая бабушка не могла. Один список родственников был на нескольких листах домовой книги, в которой перечислялись бесконечные троюродные, четвероюродные родственники, их мужья, жёны и дети. В прежние времена все собирались на свадьбы, похороны и крестины, переписывались, приезжали в гости, как правило, даже не предупредив об этом. При этом «ближайшие» нередко были совершенно чужими по мироощущению людьми, но влияли на отношения в семье своими советами и суждениями. Нынче родственные отношения не означают обязательность личных общений, родственники всё чаще отдаляются друг от друга. 

 

ЖИЛЬЦЫ

В нашем большом доме живут жильцы, потому что я никого не знаю, как, впрочем, и большинство из них не знает меня. Ну, кое-кого знаю, троих-четверых, а так - жильцы жильцами, совершенно незнакомые люди. Прежде лифт, когда я спускалась со своего этажа или поднималась на него, никогда не останавливался на других этажах, поэтому я и не сталкивалась с соседями по подъезду, а новый лифт тормозит, и я всё больше встречаю абсолютно незнакомых мне людей. В большом городе мы все разобщённые временные жильцы. 

 

В МОЕЙ ПАМЯТИ

Чего только нет в моей памяти!? Как в кладовке полно ненужных вещей, так и в памяти моей хранится столько картин, что голова идёт кругом. Особенно ночами их самопроизвольной чередой мне демонстрирует память. Просто какой-то сериал бесконечный. Смотрю я на себя со стороны с таким интересом, как будто это пролистывается любопытная история малознакомой женщины, и я не перестаю удивляться тому, сколько же она совершила спонтанных поступков, сколько приключений устроила на свою беспечную голову! Многие не замечают и не помнят текущий день, пытаясь уже на следующий день с большим трудом вспомнить его. 

 

ОТНОШЕНИЯ

Людям нравится, когда отношения складываются доброжелательные, особенно, когда приносят хорошие вести. Плохие же новости нередко приводят к отдалению. Их лучше не приносить. Всю жизнь что-то носим, приносим, относим. Вот на чём строятся отношения, чаще всего.  Сплошное отношение к приношению. И люди реагируют на эти приношения и на то, как они поданы. И сами к другим, исходя из приношений, относятся. Так строятся отношения: кто-то кому-то принёс  невзрачное  что-то - испортились отношения, если принёс хорошее - значит, отношения на высоте… Отношения - это высшая школа дипломатии, в них правят сдержанность и мудрость. 

 

ДОБИТЬСЯ СВОЕГО

Бьёмся в сетях жизни рыбами, стараясь выбраться сквозь прорехи, и некоторые добиваются этого, но так стремительно, что выныривают на берег, где без воды только жабрами шевелят, задыхаясь, не сумев подать даже голоса. Чтобы добиться своего, необходимы не только желание и цель, но и характер. Только те, кто ежедневно следуют намеченной цели, преодолевая постоянно возникающие препятствия, находят способ выбраться из сетей для самостоятельного плавания, найти свой голос и отправиться в путь по океану творчества, добиваясь своей цели. 

 

ТОМУ НАЗАД

История всегда тому назад. Да и я всё чаще произношу фразу, в которой есть это магическое «тому назад». Вот именно, тому назад. Уж век пошёл другой, и даже тысячелетье другое проклюнулось, а я тому назад пошла в школу, и окончила её тому назад. Сознание моё торжествует всегда при идиоме «тому назад». Все и вся оттуда, и ты, и он, и я, потому что тому назад мы вынырнули из гнезда птенцова. Сегодня я летаю над собой, и с каждым взмахом крыл стремлюсь тому назад.

 

СИМПАТИЯ

Симпатия к одним людям сразу возникает, а к другим - нет. В чём дело? Прелесть в том, что в данном случае над разумом преобладают эмоции. Вот чувствую симпатию к человеку и всё! То ли глаза его добротой светятся, то ли голос приятный… Симпатия тем и хороша, что появляется стихийно. Удивительно, что это чувственное восприятие крайне редко подводит. Наличие в облике доброжелательности не может не вызывать симпатии, пожалуй, это и есть ответ. 

 

НАЧАЛО

Больше всего люди боятся начала, особенно это касается литературы, когда после прочтения, скажем, «Мадам Бовари» охватывает оторопь, да куда мне до этого! Но надо понять, что и Флобер в момент своего появления на свет не только не умел писать, он и говорить не умел. Но он же начал. И ты начни! Не бойся, нужно всего лишь написать первую букву, а потом дело пойдет, буква сама потянет другие буквы, появятся слова, фразы, абзацы, страницы, книги, собрания сочинений, ты только успевай записывать, но важно именно начало, которого все пугаются. Главное, начать! 

 

ЗАПРЕТНОЕ

Не буду говорить о сладости запретного, но желание с ним познакомиться присуще каждому. Всё запретное очень сильно будоражит, не даёт покоя, на какие только хитрости не приходится идти, чтобы проникнуть в суть всего того, что скрыто. Особенно это свойственно молодости. Умные люди понимают, что далёко не всё запретное достойно внимания. Одни всю жизнь пытаются узнать, как можно больше запретного из чужой жизни, посвящая этому всё своё время, а другие занимаются преображением запретного в разрешённое, через создание своего поэтического иносказательного взгляда. 

 

ПЕРВОЕ ВРЕМЯ

У каждого человека было первое время, когда он ничего не понимал, даже самого времени. Важно окружение, в котором он оказался, дабы научиться пониманию не только времени, но и движению Книги в этом времени. Первые слова, отношение к книгам в полной мере способствуют развитию творческого начала. Хорошо, если в первое время ребёнку ненавязчиво объяснят, что он рождён для того, чтобы выразить себя в слове, которое будет жить отдельно от него, так же как он питается книгами, написанными в разные времена. 

 

ПРИЛИЧНОЕ

У всех бывает плохое настроение. Одни могут его скрывать, у других оно буквально "на лице написано". Бывает так, что вам белый свет не мил, неважно по какой причине, а тут в обязательном порядке участливые расспросы сочувствующих, чтобы их избежать и не портить настроение другим, желательно прикрепить к «лицу» приставку «при», и всё будет не просто прилично, но прекрасно. Когда удаётся совершить это перевоплощение, то и изменение настроения не замедлит появиться. В общем, нужно постараться в жизни стать лицом, то есть личностью, тогда и приличие будет соответствующим. 

 

 

 

"Наша улица” №220 (3) март 2018

 

 


 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете
(официальный сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/