Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть семьдесят четвёртая)

Маргарита Прошина "Задумчивая грусть"
заметки (часть семьдесят четвёртая)

"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Маргарита Васильевна Прошина родилась 20 ноября 1950 года вТаллине. Окончила институт культуры. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Долгое время работала заведующей отделом Государственной научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского, затем была заместителем директора библиотеки им. И. А. Бунина. Автор многочисленных поэтических заметок под общим заглавием "Задумчивая грусть", и рассказов. Печаталась в альманахе “Эолова арфа”, в "Независимой газете". Постоянно публикуется в журнале “Наша улица". Автор книг "Задумчивая грусть" (2013), "Мечта" (2013), "Фортунэта" (2015) и "Голубка" (2017), издательство "Книжный сад", Москва. В "Нашей улице" публикуется с №149 (4) апрель 2012.

 

вернуться
на главную страницу

 

Маргарита Прошина

ЗАДУМЧИВАЯ ГРУСТЬ

заметки

(часть семьдесят четвёртая)

 

РАВНОВЕСИЕ

Всюду электроника. Уже не встретишь весов с двумя чашками и гирями. Равновесие не с чем сравнить. А ведь это присутствует во мне на одной чашке весов - хорошее, на другой плохое. Как сохранять равновесие, когда не всё зависит от меня? Только терпение и смирение помогают в ситуациях, нарушающих желанное равновесие, а качества эти нужно развивать в себе, поскольку мне свойственна стихийная реакция, которая только раскачивает чаши весов, но при желании можно научиться тому, как равновесие восстановить с минимальными потерями.

 

ОШИБКА ПРИРОДЫ

То, что нам не нравится, мы частенько называем «ошибкой природы». Но ошиблась ли природа на самом деле? Быть может, это люди впервые столкнулись с редким явлением, выходящим за рамки привычного, или вдруг встречается настолько рассеянный, не похожий на большинство окружающих человек, просто ходячее недоразумение какое-то, которого окружающие спешат объявить ошибкой природа, даже не подозревая, что жизнь им подарила встречу с личностью гениальной. 

 

ВНУТРЕННЕЕ НАПРЯЖЕНИЕ

Иногда так напрягаешься, что искрит в глазах от электрического нерва, сдерживающего попытку совершить нечто кардинальное необдуманно, в таком состоянии нужно постараться переключиться на что-то совершенно другое. Мне помогают в подобных ситуациях физические занятия, к примеру, мытьё окон или ванной, внутреннее напряжение исчезает бесследно, а всё вокруг блестит. Кто-то в подобной ситуации идёт к специалисту, кто-то делится с друзьями, а потом сожалеет об этом. У каждого из нас есть много способов справиться с ним самостоятельно, если подумать. 

 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕТСТВА

О плодах яблони вспоминаешь в том смысле, что яблоко от яблони недалеко падает, и задумываясь, как, к примеру, родившийся в семье плотника стал Богом, вдруг видишь под яблоней книгу, которой зачиталось одно из яблок, и возникает желание её прочитать, так начинается процесс ухода от падших яблок, а затем самое сложное - постоянное открытие мира. Обстоятельства детства дают неограниченные возможности всем, но пользуются этим единицы, те, которые заинтересуется книгой под яблоней жизни.

 

В СОВРЕМЕННОСТИ ПРИСУТСТВУЕТ ПРОШЛОЕ

Все мы состоим из прошлого, особенно когда читаем, к примеру, о Чичикове, мчащемся на тройке-Руси, понимая, что и мы мчимся со скоростью вращения Земли с ним, оставляя настоящее в прошлом, которое не отпускает нас, формируя не только настоящее, но и будущее, на которое мы откладываем нерешённые в прошлом проблемы, потому что в настоящем на их решение у нас нет времени.

 

СВЕТЛАЯ МУДРОСТЬ

Светлая мудрость привлекает, как луч солнца в ненастный день. Человека всегда нужно приподнимать, стимулировать его пробуждение к прекрасному, потому что в этом, я уверена, и есть светлая мудрость воспитания. Замечания и нравоучения отталкивают, а самозабвенное творчество человека мудрого привлекает. Такая простая светлая мудрость. 

 

НА БОЛЬШОЙ РЕКЕ

Большая река, причём плавно текущая на природе, вне городов и сёл, невольно располагает к размышлениям о том, что всё идёт по кругу, нет начала и конца, нет и тебя, но ты всегда была, как река, есть и будешь везде, а то что ты стоишь на берегу великой реки и произносишь слова - всего лишь иллюзия. Течение уносит слова, как ветер облака, их никто не услышит и не узнает, они были или их не было. Ты их не записал. Вот о чём шепчет мне река - о быстротечности мгновения, остановить которое может только моя запись.

 

ШИРОКАЯ НАТУРА

По широте натуры судишь о человеке и, как правило, видишь в нём доброту и яркий ум. К такому человеку тянуться люди так, как насекомые слетаются на свет одинокой ночной лампы. Привлекательность обладателей широкой натуры несомненна, когда они сами ограничивают её широту, соразмерно своим возможностям. Ведь даже широта хороша тогда, когда она соразмерна личности. 

 

СТАНОВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА

Всякое становление проистекает из повторений, при которых «материал» закрепляется, становясь второй натурой. Характер складывается из постоянных ежедневных действий, превращающихся в привычки, сохраняющие при этом привязанности детства, которые совершенствуются под влиянием начитанных взрослых. Мудрость окружающих людей, их терпение способствуют становлению характера ребёнка, впитывающего всё, что его окружает и о чём ему говорят умные книги. 

 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВИДИМОГО МИРА

Так много видишь прекрасного в мире, но оно почти мгновенно исчезает, уходит, всё становится прошлым. А я, как говорит Мандельштам, «люблю за хвост его ловить», чтобы остановить в тексте. Перечитывая свои записи, не перестаю удивляться, что они со временем самостоятельно меняют акценты, приобретают новые смыслы. Прежде я даже предположить не могла, что не только тексты классиков время преображает до глубоких философских смыслов, но всё записанное есть закрепление видимого мира, возможность остановить время. 

 

ИЗУМЛЕНИЕ

Вы знаете Москву? Тогда пойдемте со мной в горку по Большому Ватину переулку в Афонское подворье. Века мелькают пред глазами, монахи разгружают микроавтобус к службе, а я, как старый Пимен, присела на скамейку у кельи в блаженстве под весенним солнышком. Тишина окутала меня пронзительно. Я улетела. И вдруг, я не поверила, ко всему этому райскому состоянию из-за колокольни донеслась трель первого московского соловья. Деревья еще голые. Небо синее. И соловей. Уж как он для меня заливался! Вдохновлённая его песней я вышла из стен подворья на улицу, где как жемчуга рассыпаны особняки и домики классической Москвы. И попала под первый весенний дождь.

 

УТРЕННИЙ ЛЕДОК

Тонкий весенний утренний ледок ломается со звоном колокольчиков, когда на него наступаешь, и тут же тает. В недоумении оглядываюсь по сторонам, разглядывая первые нежные травинки, пытаюсь понять, куда исчезла зима!? Вопрос, достойный ума Канта. Где сугробы, которые я наблюдала буквально неделю назад, думая о том, что они, вероятно, пролежат больше месяца? Природа вновь изумляет по-летнему жарким солнцем, скоротечностью весны, которая спешит уступить место лету. Но всё же утренний ледок перед исчезновением  на моих глазах я увидела.

 

ВОЗДУХ ЗЕМЛИ

Этот воздух пахнет землёй, готовой уже выпустить на поверхность клювики травы и одуванчиков. Земля к рождению готова. Птицы по-хозяйски обходят газоны, собирая личинки насекомых и семена, набираются сил после скудного зимнего пропитания. Звуки их оживлённых голосов, от чириканья до трелей, с лёгкостью поднимают настроение. Пьянящий воздух набухшей земли и крылатые гаммы вселяют поэтичные надежды и сердце песней наполняется. 

 

ПЕРВЫЕ ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ

Земля едва очнулась из-под снега, и на темном газоне вдруг стремительно вспыхивает малюсенькое солнышко, милее и краше нет которого. Следуя за небесным светилом, цветок этот символизирует победу света  и тепла над холодом и мраком. Ах, золотистый одуванчик, ты вселяешь мне надежду на то, что и я однажды взлечу прозрачным парашютом и унесусь в неведомые выси к небожителям вечного весеннего мира!

 

ОПЯТЬ ВЕСНА

На глазах растаяли сугробы обильной зимы, а ожидаемые ручьи, к моему изумлению, пробежали и исчезли незаметно. Опять весна! Чудо! Неужели земля ещё с осени не утолила жажду? Снег исчез, на газонах и улицах чистота. Весна нынче не пришла, а возникла внезапно, подарив нам два летних дня, но осознав, что её время стремительно сокращается, призвала на помощь холодный, пронзительный ветер, напоминая, что всё и всегда в её руках. Нежная, долгожданная, прекрасная, голубушка весна, как же мы тосковали по тебе! 

 

СКОРО ПРИЛЕТЯТ

Кто прилетят? Они. Проворные труженики, спасатели растений от личинок и вредных насекомых, обожаемые мной скворушки. До чего же я люблю наблюдать за ними, золотом омытыми, когда они десантом высаживаются на изумрудный газон и целеустремлённо трудятся до тех пор, пока полностью не выполнят поставленную задачу. У скворцов я учусь сосредоточенности и системности. При этом золотистые красавцы полны достоинства, никогда не спешат и всё успевают. 

 

ИЗБЫТОК СОЛНЦА

Открываю глаза и тут же зажмуриваюсь от ярко-золотых солнечных лучей. Это случается только весною после долгих серых мрачных дней, когда могучее солнце заливает своими лучами всё вокруг, как будто костёр пламенеет на небе. Иду навстречу сияющему солнцу, голуби воркуют на фоне переливов воробьёв под карканье ворон, прохожие беспричинно улыбаются, на деревьях проклюнулись почки, возрождается новая жизнь вокруг, но через несколько солнечных дней всё чаще слышу жалобы на избыток солнца. 

 

КУСТ СИРЕНИ

Ветви куста ещё черны, но он уже весь напружинился, готовый стартовать цветущими гроздьями лилового, белого цвета. В солнечные майские дни куст преобразится в тяжёлые грозди соцветий. Под пенье соловья буду вдыхать дурманящую тень кустов сирени. 

 

ПОГРУСТИТЬ

Хочу немного погрустить. Какое милое состоянье. Сижу в полумраке с закрытыми глазами. В памяти возникают дни минувшей молодости. Под звуки музыки Шопена или Рахманинова, в зависимости от настроения, это может быть Малер, передо мной возникают картины прошлого - встречи, расставания, при этом, я не испытываю ни обид, ни боли, только нежность, любовь и досаду на собственное нетерпение, которое нередко подводило меня. Сижу и млею в сладкой грусти. Как важно в жизни погрустить…

 

ИЗВЕДАЛА

Многое в жизни изведала, но никому ничего не поведала. Думала, кому интересна моя жизнь. А потом вдруг стала по ниточке вплетать из мною изведанного в своих персонажей, вроде того, как Флобер был мадам Бовари, а Лев Толстой - Наташей Ростовой. Прежде я подобные мысли пресекала сразу, ведь негоже на классиков замахиваться, но всё меняется, и мысли тоже. Теперь я себе не отказываю в удовольствии выражать изведанное в жизни в своих рассказах, которые живут уже своей жизнью, отдельно от меня, а в памяти постоянно восстанавливаются новые картины изведанного. 

 

ИСПЫТАННОЕ ЛЕКАРСТВО

Когда голова напоминает чугунный чайник, а глаза слезятся от мелькания букв на мониторе, меня выручает прогулка - испытанное лекарство. Здесь происходит смена ритма и картин. И главное - забываешь о хандре. Притягивает бесконечная новизна неба, необычные сценки, как сегодня: два маленьких ирландских терьера в умопомрачительных нарядах буквально силой заставили своих пожилых хозяек подвести их друг к другу, и устроили разборку, возможно, о том, у кого из них костюм лучше или о том, у кого хозяйка послушнее. Они перекрыли проход, и спорили с таким азартом, что никого не оставили равнодушным. Хозяйки же виновато извиняясь перед прохожими и дуг другом, тщетно пытались их увести.

 

В РАЗЛУКЕ

В разлуке острее понимаешь, как дорог тебе любимый человек, заполняющий твою душу без остатка, и день становится длиннее века, все мысли о нём, любимом. В разлуке понимаешь, что жизни без него нет, нет сна, нет покоя, есть только ожидание новой встречи. Огонь любви разгорается в разлуке с новой силой, и ты мечтаешь о встрече и захватывающих полётах вдвоём. 

 

НЕ ГОВОРИТЕ МНЕ

Я вся в себе, не готова к восприятию чужой волны, а мне постоянно хотят что-то сказать. Вот поэтому я повторяю, не говорите мне о том, не говорите мне ни о чём. Я сама буду говорить, молча, на чистом листе выписывая то, что меня занимает в эту минуту, не переставая изумляться тому, как из невидимой памяти получаются такие восхитительные строки, которые складываются в абзацы, соединяются в рассказ, а я, читая его, узнаю свои мысли в своих персонажах, а то и не узнаю, но доверяю им абсолютно. Не говорите мне… 

 

ИЗЛИТЬ ДУШУ

Иногда возникает потребность излить душу, но опыт показывает, что никому не надо её изливать, потому что, в лучшем случае тебя неправильно поймут, а, в худшем используют твои откровения против тебя, да ещё тогда, когда ты будешь особенно нуждаться в поддержке. Для излияния души еще древними придумано писательство. Сиди одна в тиши ночной, и изливай душу на чистый лист. Перечитывая всё, что наболело в душе, ты почувствуешь небывалую лёгкость, свободу и улыбнёшься своим былым горестям, благодаря которым ты становишься мудрее и терпеливее. 

 

МОЙ ОГОНЬ

Так было, наверно, всегда и со всеми, так есть, и так будет во веки веков. Там, высоко, раскалённые светила, а ночь холодна. Частица небесного огня горит в моём сердце, взор устремлён к звёздам. Ночные светила увлекают меня своим таинственным мерцанием,  не дают уснуть в поисках ответов на вопросы об их вечных тайнах. Заря исчезает, как голос синицы, а я над рекою пою про себя. Когда на закате воскресну я птицей, пылая лучами, сжигая мосты, чтоб не было ночи, погасли чтоб звёзды, и я засияла одна средь росы. 

 

ЧТО СКАЗАЛ ВЕТЕР

Что сказал ветер, я поняла сразу, встала и пошла, чтобы он подгонял меня. Идти подхваченной ветром было так легко, что я даже не заметила, как оказалась у озера, куда опустился лебедь, а ветер ласково разгладил его прекрасное оперенье. Постепенно ветер стих, превратив водную рябь в зеркальную гладь, в которой отразился лебедь, взмахнувший крыльями, и принявшийся кружить над водой, издавая призывный крик. Через несколько мгновений появилась стая лебедей, они облетели вокруг озера, спустились на зеркальную гладь и закружились в танце, приветствуя мою весну. 

 

ВРАЩЕНИЕ

О вращении вспоминаю только тогда, когда думаю о возвращении тех, кто уехали по кругу, родных, подругу, или друга. Тех, кто отдаляются в бесконечном вращении от меня, но редко возвращаются. Жизнь состоит из воспоминаний, которые ежедневно пополняют книгу, в которой появляются новые страницы, но пишу их как бы не я, и не моя рука, а кто-то другой, выводящий букву за буквой. С каждым новым витком написанное меняет смыслы и акценты. Вращение уносит и меня, как и тех, кого я люблю, поближе к Чехову и Булгакову... 

 

ОТВОДИШЬ ГЛАЗА

Тебе не нравится пейзаж, перегороженный забором? Так отведи глаза и промолчи. И нет убогого пейзажа. Найди ту точку обозренья, с которой всё прелестно и созвучно душе, когда нет повода отводить глаза, когда можно восклицать о красоте сущего и восхищайся. Ты отводишь глаза при встрече с неприятным собеседником, а лучше улыбнись ему, скажи на ходу, что спешишь и прибавь шаг. Отводишь глаза, потому что испытываешь неловкость от бездарной постановки, вставай и тихо покинь зал, никто не обратит внимания, а настроение твоё улучшиться. 

 

ЛИЧНО ЗНАКОМЫ

Читаю Гёте, хотя с ним лично не знакома, как и с Булгаковым, с Кафкой, с Платоновым... И нужно ли быть лично знакомой с писателями? Они такие же люди, я читаю написанные ими книги, и они становятся для меня более, чем лично знакомые. Я могу в любое время открыть их произведения и провести время с умными достойными собеседниками, которые на каждом этапе жизни помогут мне. Погружение в художественный текст означает спасение, откровение, упоение, читаю и не перестаю удивляться тому, что так долго не понимала, что подлинная жизнь возможна только в тексте. 

 

ОЖИДАНЬЕ ВЫСШЕЙ ЦЕЛИ

Да-а, когда подумаешь о высшей цели жизни, то охватывает страх. Какова цель жизни, не вообще, а конкретно цель моей жизни? Вот тут-то и начинаешь трепетать, как эту цель определить, у кого узнать? Сомнения, мучения и страхи не дают покоя, если узнаю, а не смогу этой высшей цели достигнуть? Хуже будет, если так о ней и не узнаю. Жить в сомнениях и страхах врагу не пожелаю. Но отчего же, во время чтения, например, Чехова, я испытываю только восторг и счастье? Вот в чём состоит высшая цель! В текстах, они ведь не знали, что станут классиками, просто писали. Чем выше цель, тем больше вдохновенья! 

 

 

"Наша улица” №222 (5) май 2018

 

 


 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете
(официальный сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/