|
|||
Маргарита Васильевна Прошина родилась 20 ноября 1950 года вТаллине. Окончила институт культуры. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Долгое время работала заведующей отделом Государственной научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского, затем была заместителем директора библиотеки им. И. А. Бунина. Автор многочисленных поэтических заметок под общим заглавием "Задумчивая грусть", и рассказов. Печаталась в альманахе “Эолова арфа”, в "Независимой газете". Постоянно публикуется в журнале “Наша улица". Автор книг "Задумчивая грусть" (2013), "Мечта" (2013), "Фортунэта" (2015) и "Голубка" (2017), издательство "Книжный сад", Москва. В "Нашей улице" публикуется с №149 (4) апрель 2012.
|
Маргарита Прошина ЗАДУМЧИВАЯ ГРУСТЬ заметки (часть семьдесят шестая) ОТКРЫТЫ ВСЕ ПУТИ Смотрю на младенца в коляске и думаю, ведь перед ним открыты все пути. Он доверчиво смотрит в окружающий его мир и воспринимает его таким, какой он есть с удивлением и восторгом. Теперь всё зависит от тех, кто его окружает, безусловная любовь и ласка необходимы, но только в соединении с воспитанием, чтением, занятий творчеством. Всё это лучше всего прививается личным примером, убедилась на собственном опыте.
СЕЗОН Одежду подбирать следует не по календарю, не по сезону, а по погоде, это театр подбирает репертуар под определённый сезон, в жизни всё иначе. Погоду ожидала по сезону, вышла и дрожу от холода, температура воздуха сегодня не по сезону. Сезон ведь сезону рознь, один на другой не похож. Весной и осенью задыхаюсь от жары, а летом дрожу от холода то и дело. Сезон цветения прекрасен и опасен своим удушающим цветением. Таков сезон!
ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ И цветы распрямляются вверх к солнцу, да и мы, как цветы, с умной книгой в руках, со своей поэтической прозой невольно стремимся вверх к сияющим, подмигивающим нам звездам, которые так близки и так недосягаемы одновременно. Движение вверх свойственно нам с момента рождения: младенец тянет руки вверх, восхищаясь всем, что его окружает, пытаясь понять и прикоснуться к неведомому миру, распахнувшему внезапно ему свои объятья. Движение вверх есть жажда жизни!
РОЛЬ Роль давно написана драматургом, так давно, что в этой роли промелькнули тысячи актёров. Что я говорю?! Что это за роль? И что это за драматург? А это в той, первой книге все роли расписаны для каждого из нас. Имя драматурга всем известно по умолчанию. С первым криком младенец получает роль, которую ему предстоит исполнять на протяжении всей жизни. Обречённость? Нет, предопределённость, но импровизацию никто не отменяет. Роль может преображаться или совершенствоваться по мере развития творческих способностей, которые есть сочетание желания с целеустремлённостью.
АПЛОДИРУЕМ Издавать шум, видимо, есть главная особенность праздничного человека. В театре мы выражаем свои чувства аплодисментами. Мы издаём шум, когда нам что-то нравится, хлопая в ладоши сами себе, своим знакомым, изливаем свои чувства шумными аплодисментами. Актёров провожают в последний путь тоже аплодисментами. Шумим, аплодируем за успешно сыгранные на сцене жизни роли.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЛИЦО Литературное лицо не исчезает никогда, потому что оно стало именно лицом, сопровождающим автора всю жизнь, для этого нужно каждый день писать, к примеру, по 500 слов, как это делал Хемингуэй, даже тогда, когда ноют зубы и некормлен кот. Садись к машинке-компьютеру и пиши. Первое слово потянет второе, а там и третье само появиться, и даже вводное слово и междометия, дальше будут выскакивать слова в очередь друг за дружкой, только успевай записывать. Из этих текстов проявится твоё литературное лицо, которое будет жить своей жизнью.
ПРАЗДНИК ЖИЗНИ Отбросив все невзгоды, на жизнь смотрю как на праздник. Радуюсь и теплу, и холоду, солнцу и сумраку, ветру и дождю. Наблюдаю за неустанными тружениками скворцами и блистательными руководителями воронами, слушаю соловьиное пение. Мой праздник преображает всё вокруг.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ Как трудно стать индивидуальностью, но хочется, когда увидишь в строчках - это было, было, то сразу их перечеркнёшь, чтобы найти не бывшие доселе сравненья, присущие только мне. Уходить от известного к своему, единственному, вот потому словарь мне не даёт покоя, преображаю жизнь в индивидуальность строчек, такой уж я дотошный человек, что не пытаюсь даже понравиться, увлечь кого-то, мне дорог голос мой, мои желанья выплеснуть тревоги и сомненья. О, быть собой, порой, так трудно, но я пытаюсь всё преодолеть.
ПОДГОТОВЛЕННЫЙ ЧИТАТЕЛЬ Подготовленных читателей очень мало, но они есть. Большинство же книг боятся. Для истинных читателей книги, как море, по которому они идут как посуху. Исходя из этого, делаю вывод лучшие читатели - это писатели. «Писатель пишет для писателя» считает Юрий Кувалдин, и я согласна с ним. Подготовленный читатель следит не за сюжетом, а упивается художественным текстом, восхищаясь не тем, о чём книга, а тем, как это сделано.
ГОРШКИ С ЦВЕТАМИ Люди приручили цветы, потому что на улицах, в полях и лугах ими любоваться мало, цветы должны быть под рукой, в горшках на подоконниках. И вот уже весь мир в квартире: потолок есть небо, пол - земля, сад - разнообразные цветы в горшках, ручей бежит из крана, озеро - в ванне. Можно никуда не выходить, если тебя окружают верные друзья на стеллажах и светится экран, по которому стремительно появляются слова - главное не забыть сохранить их.
ОБЩИЙ ПОРЯДОК Не будь общего порядка, жизнь пошла бы вверх дном. У нас так уже бывало, когда «народные массы» вышвыривали на улицу добропорядочных горожан из своих отдельных квартир, чтобы превратить их в коммуналки, отбирали всё и делили «поровну», чем закончилась вторая попытка тоже известно - стрельбой и разгулом любителей дележа. Конечно, общий порядок никак не может устраивать каждого, противоречия возникают постоянно, но в их решении необходима соразмерность и понимание того, что общий порядок предполагает взаимные уступки и переговоры.
КОНФЛИКТЫ С посторонним человеком конфликтов не возникает, обменялись колкостями, в случае возникновения непонимания, и пошли дальше. Конфликты произрастают между родными и близкими, из-за нежелания понять друг друга или уступить. Чаще всего конфликты вспыхивают из-за мелочей, которые есть только повод для выплеска минутного раздражения. У мудрых людей они не затягиваются, а разрешаются очень быстро в результате взаимных извинений.
ПОВТОРНЫЕ ДНИ Дни жизни постоянно повторяются, как в кино, когда по одному и тому же переулку прохожу бессчётный раз. Дом к домику прильнул, а далее прямая перспектива, заканчивающаяся церковкой с золотым куполом. Ничего не меняется, редкий прохожий попадётся мне на пути, только времена года преображают картину, сменяя друг друга, неизменно следуя друг за другом. Повторяемость дней периодически утомляет и возникает желание перемены. Мысли о смене работы или места жизни начинают повторяться, как и дни. Но повторяемость внешняя успокаивает, а перемены - внутри меня.
ГРАВИЙ БУЛЬВАРОВ На некоторых московских бульварах дорожки посыпаны гравием, чтобы было как за городом, но это не подходит для Москвы, где обувь начищается до блеска, а здесь идти не очень удобно, то пыль, то лужи вынуждают искать пути обхода, что существенно снижает впечатление от прогулки, портит настроение испачканная обувь. Так на Тверском бульваре прохожие теснятся по узким выложенным плитками тропинкам. Конечно, для бульваров существуют традиции, но и их было бы лучше несколько изменить, ведь уже существуют современные цветные покрытия, которые украсят бульвары Москвы и сделают прогулки значительно комфортнее.
ЗАДУШЕВНОСТЬ Бывает, автор в душу смотрит мне. Так с Чеховым выходит постоянно, стоит мне открыть наугад один из его рассказов, как я чувствую, что это он для меня написал, так проникновенно и искренне, как будто знает, что я не просто читаю, а пью его прозу, как живую воду, восхищаясь особыми нотами тепла и искренности, которых нельзя достичь человеку поверхностному и не любящему людей.
ОТДУШИНА Хорошее слово «отдушина», каждый из нас время от времени произносит его и нуждается в отдушине. Часто и довольно успешно отдушина спасает от мелких и крупных неприятностей. Моя отдушина в бесконечных беседах с любимыми авторами, которые не только неизменно поддерживают меня в любых ситуациях, но и вдохновляют на творчество. До чего же надёжна и неисчерпаема отдушина моя.
НОВАЯ УЛИЦА Железная дорога преграждала путь, и я думала, что так будет всегда. Преграду эту преодолеть можно было только в обход, потратив не меньше часа. Теперь под нею копают туннель. А на другой стороне, где были болота и бурьян, уже проложена улица, сделаны пешеходные переходы и пахнет новизной асфальт, растут дома с невероятной скоростью, появились клумбы и скамейки вокруг них, не хватает только фонтана. Всего минут пятнадцать нужно мне, чтобы оказаться в далёком прежде районе, так недосягаемое оказывается рядом.
ДЕРЕВНИ В ГОРОДАХ Открыли станцию метро на главной улице деревни. Пасется стадо на лужайке, потом спускаются по эскалатору: быки, коровы, козы и козлы, чинно расходятся по вагонам и отправляются по делам. Как прекрасно утром под звуки рожка пастуха, объявляющего: «Осторожно, двери закрываются!», встретиться с козой или погладить кудрявого барашка, а вечером, после напряжённого дня, пройтись по деревенскому саду, вдыхая яблочный аромат и слушая разговоры кур и пение петухов.
КРУЖЕНЬЕ ОБЛАКОВ Кружатся облака на синем небе, и круженье это никогда не повторяется, если внимательно присмотреться, то увидишь, что они изменяют очертанья, например облако в виде профиля Макса Волошина, превращается в Льва Толстого, затем растворяется в синеве небесной, потом гаснет всё вокруг и начинается дождь. В грусти возникают строки из венка сонетов Евгения Блажеевского «По дороге в Загорск»: «Что дороги больны, что темнеет не в десять, а в восемь, что тоскуют поля и судьба не совсем удалась...» От этих строк у меня начинается головокруженье, выглядывает летнее солнце, и я ликую, заблудившись в облаках.
"Наша улица” №224 (7) июль 2018
|
|
|
kuvaldin-yuriy@mail.ru | Copyright © писатель Юрий Кувалдин
2008 Охраняется законом РФ об авторском праве |
||
адрес в интернете (официальный сайт) http://kuvaldn-nu.narod.ru/ |
|