|
|||
Ирина Оснач родом с севера Камчатки, где долгая зима, короткое лето, сопки и тундра. Родители Ирины - из поколения советских романтиков, приехавших осваивать Дальний Восток. Ирина Оснач училась на семинаре прозы А. Е. Рекемчука в Литинституте. Потом на перекрестке (остаться в Москве или вернуться на Камчатку) выбрала «вернуться на Камчатку». Работала в областной газете, много писала и была одним из известных журналистов Камчатки. Теперь живет в Подмосковном Красногорске. Автор повестей и рассказов, которые публиковались в альманахе «Камчатка», журналах «Юность» и «Дальний Восток», антологии камчатской современной литературы «Земля над океаном», альманахе «Пятью пять», журнале «Наша молодёжь», международном литературном альманахе «Особняк», «Независимой газете». Рассказы Ирины переводились на болгарский язык, вошли в лонг-листы международного Волошинского конкурса и литературной премии им. О. Генри «Дары волхвов».
|
Ирина Оснач СИНИЕ ОКОНЦА рассказ
Ирина Оснач. Фото Натальи Тоскиной. История - странная штука, иногда кажется, что её и нет вовсе, а если и есть, то какие-то случаи, которые кинули в мешок и хорошенько встряхнули. И достаёшь из этого мешка мешанину, почти как в лото: то «барабанные палочки», то «лебедя», или же «стульчики», «валенки», «дедушкиного соседа»… Рыжее осеннее поле. Деревня, речка. И взгляд ни на чём не задержишь, когда ты проезжий. Разве кто обмолвится, что тоненькая и серая река - та самая Волга, что в Каспийское море. Осеннее поле раскинулось, насколько глаз хватает, до горизонта, где, вздыбясь, завершается лесом, настоящим, не двумя деревцами между полями. Поле, лес - ты вернулся домой. И было так и сто, и триста лет назад: и поле, и лес, и церковь наша, слева от поля, на холме у Леты (какая Лета, конечно же, Волга!). Но об этом - потом, доберёмся и до церкви. - Чив-тяк, чив-тяк! - через пару изб стучал топор. Я прислушался - нет, дальше, в середине деревни, кто-то рано утром тюкал топором, и звук этот разносился на десяток домов во все стороны. Еще было затемно, когда меня разбудил топор. Я вышел во двор. Никакой деревенской тишины, о которой с таким пиететом рассказывают дачники. Дед, когда я еще маленьким был, всегда так меня будил - стучал топором во дворе. Дед уходил во двор и принимался стучать топором. Попробуй-ка, поспи в такой стук да дрюк, да лапоть, как называла все это представление бабушка, и к тому времени я уже на крыльце стоял, смотрел, как дед колет дерево: несколько ударов в торец бревна, и раздается треск. А потом дед садился на бревна передохнуть и пенял мне, малому, что все на свете просплю, а ведь все уже проснулись и на нас смотрят. Бабушка слушала наш разговор, качала головой, мол, зачем внуку голову морочишь, и звала в дом, опёкиши есть, только из печи. Самым любимым занятием у деда было обтесывать бревно. Сколько раз он мне показывал: берёшь топор двумя руками, сильным ударом откалываешь щепу, обтёску ведёшь от верхушки бревна к комлю, а удары должны быть лёгкими и сильными… Сколько не приваживал дед меня к топору, и даже топорик маленький выковать кривому Грише заказал, не шло у меня плотницкое дело. Помню, как он показал свои первые наличники. Мне тогда лет пять было. Воскресным весенним днем дед с моим отцом приладили новые наличники на окна, которые на улицу смотрели, потом позвали нас с бабушкой и матерью во двор. Я пошел к реке. У Терентьевых дед Коля дрова колет (здесь говорят не дрова, а дровы), ничего не слышит и не видит, середина ноября, а он разделся до пояса, пар от него идет. Терентьевы и Бобровы чуть на отшибе, влево повернуть, будет кладбище на высоком берегу, а внизу - река. Ветер скрипит железной калиткой ограды, забыли закрыть, да и Бог с ней, с калиткой. То, чего хотел, пока ехал и ехал из города: сесть на скамью и смотреть на широкий плоский холмик в клевере, слушать, как стрекочет сорока в огромной рябине за оградой. Бабушка рябину эту посадила, а теперь и сама возле неё неподалёку лежит. И дед, и бабушка, и прадед, и прабабка… Достал фляжку, выпил, и удивился - на душе стало тихо и спокойно. Наполнил стаканчик всклень, поставил у памятника. Еще раз на рябину посмотрел - мать просила глянуть, что нужно поправить, не забыла и про рябину, не надо ли какие ветки спилить. Мать с отцом как уехали, так и живут в райцентре, в Лёшкино выбираются редко. Вышел и расстегнул куртку - стопка разогрела, да и тепло и бесснежно, вот тебе и ноябрь. - Егорка, здравствуй! - тёть Маша у калитки своего дома. - Зин, гляди, Егорка приехал! Как сам будешь, Егор? Это тёть Маша на погоду жалуется - с реки идет грозовая туча-балчина. Пошел дальше по улице, но слышу как тёть Маша, у которой в грудях тошно, бойко перекликается с подружкой, из тех, что были дачниками из Москвы, да потом осели, переехали и стали нашими, Лёшкинскими: Ветер уносит её слова, но я знаю, что тёть Маша рассказывает: Егорка, сын Матвея, внук деда Обухова. Когда вырос, уехал из Лёшкина, сманил с собой Ивана, племянника теть Маши, и Андрейку Боброва. А на следующий год уехал Пашка Озорной, тот, что за девками подглядывал на речке… Откуда ей знать и о том, как Лёшкино прыгало из села в деревню и обратно, да из одной губернии в другую. Тут можно и к истории вернуться. Нашу Успенскую церковь построили перед войной, другой войной, с французами. Но не просто так, а на фундаменте аж пятнадцатого века. Старики говорили, что до пятнадцатого века в Лёшкине вполне обходились без церкви, крестить, венчаться, молиться и отпевать ездили к соседям. Лёшкинцы умудрялись быть хранимыми и тем богом, кому место в восточном углу избы, и старыми, верными богами - теми, что в амбарах посвистывают, в омутах плещутся, да в стволах-жилах яблонь гуляют. Эти боги лёшкинцами никогда не забывались, и взамен яблоки в Лёшкине были всем на удивленье: вроде и румянца на них нет, и не особо большие. Но стоит откусить, не заметишь, как запросто с десяток-другой небольших, но ладных и сочных яблочек отведаешь. Завидовали, одним словом. А кто им виноват? Как на грех соседнее братовье село жило неспокойно: то кого-то ограбят, то пьяница и дебошир заведется, то изба сгорит, или ещё хуже - ребенок утонет в тощем пруду, жаловались они и на погоду: дожди зачастят или же наоборот, всё в огороде сохнет без дождя, картошка мелкая, морковка не растёт… Лёшкинцы изумлялись, помогали соседям, а сами так и жили с незапертыми калитками и дверями, огороды не охраняли, а ребятишки купались даже после Ильина дня, когда Илья в речку нассал (деликатно это звучало, как «олень в воду погадил»), чуть ли не до Покрова. И на погоду чего жаловаться: так уж повелось, что даже в жару в Лёшкине ночи росные, а если дождь зачастит, то днём всенепременно просветы на небе покажутся, солнце выглянет. Климат такой, утверждали те лёшкинцы, что с образованием: река рядом, поэтому экосистема другая, чем там, где одни поля да леса. И жили бы себе так лёшкинцы, не тужили, да летом одна тысяча четыреста тридцать первого года в Лёшкине остановились пришлые торговые люди… Легенда повествует, что путь их лежал по нашей реке. На ночь, завидев огни деревни, пристали к берегу. Утром пришлые собрались продолжить путь, но сколько не тужились, не смогли поднять иконы, которые у них были с собой. Думали, рядили - как с ними поступить? Легенда красивая, но почти такую же можно услышать ещё в нескольких селах: плыли, шли, брели… и тут их озарило - знак это! Факт в том, что строить лёшкинцы мастера, это драгоценный дар за ними даже другие плотники, дальние, из карелов, признавали. Именно о таком даре написано: «плотничьи мастера истощали свое искусство». Выбор места для церкви особо долго не обсуждался, и так всё понятно было. Помолились миром, Лёшкинские древоделатели разметили церковь жердочками и кольями, и старшой велел выбирать деревья для сруба (в те времена плотников, всех, кто деревом занимался: строил избы, храмы, суда, резал из дерева, - называли древоделателями). Как звали этого старшого, можно догадаться - Обух. Потому как он всегда с топором, да и неслухом был, пока не остепенился: все на свой лад, на свое суждение. Дед Матвей говорил, что этот самый Обух был за это бит не раз и не два. А потом Обух построил один дом, другой, и люди притихли: дома ладные были. Истощал свое искусство да не истощил. И стал Обух старшим древоделателем, и какой церкви быть, он задумал. Ноябрь, я иду по улице, а в ноябрьских лужах шагает и смотрит на меня снизу вверх мальчонка двух-трех лет отроду. Успенская церковь почти рядом, но подниматься все круче и круче. И вдруг я отрываюсь от земли, и оказываюсь уже возле лица деда. - Отче наш, иже еси на небесах... - поёт вместе со всеми дед. Таким я и запомнил первое причастие - свечное тепло, много людей вокруг, большая и глубокая чаша, из которой надо сделать глоток, большие глаза Боженькиной мамы и вкусная просфорка. Вниз от церкви идти тоже тяжело, и дед не торопится, стоит, отдыхает, смотрит вокруг, потом мне подмигивает: - Егорка, здравствуй! - Таня Колачёва-старшая идет к калитке, машет мне рукой. - Мотя, смотри, Егорка приехал! Как сам будешь, Егор? Иван - внук Моти и Тани. Сын их Миша невесту себе нашел в Твери, а свадьбу играли дома, летом, на берегу Волги. Родился у них сын Иван. А потом Мишу в Афганистане убили, невестка Таня (потому и зовут свекровь её Колачёвой-старшей) в Лёшкине осталась, учительницей, теперь она Татьяна Сергеевна Колачёва-младшая, завуч и историчка. Мальчишки лёшкинские есть оседлые, а есть те, у кого в этом самом месте гвоздь. Те, что с гвоздем, сначала уезжают, а потом приезжают (кстати, уезжают парни в основном, но лёшкинским невестам это не в убыток: почему-то в Лёшкине мальчишек всегда больше) сначала наведаться в отпуск, потом детей крестить… Следующий дом - голубевский. К деду Паше Голубеву у меня дело - попросить памятник поправить. Дед Паша во дворе возился, возле досок и верстака - заготовки из жести. Технология простая: из жести гнутся пирамиды, как формы для творожных пасох, только длиннее и больше. На одну из стенок дед прибивает табличку, на которой выбивает чеканом: фамилия, имя, отчество, когда родился, и когда Господь прибрал. Потом в пирамидку заливает раствор цемента и на кладбище. Заезжал как-то в Лёшкино торговец памятниками из камня, но лёшкинцы ничего не купили - дед Паша-то на что? Он и памятник сделает, и поправит его. Дед Паша нам, Обуховым, родня, поэтому постоять, покурить и дела обсудить - обязательно. И в обратную дорогу я иду через час. И уже спешно. Туча-балчина шла, да ушла - дальше, за церковь. В сером плотном небе вдруг на пять-десять минут показался просвет-оконце, потом и второе, и эти оконца до того лазурно-синие, будто кто открыл глаза и посмотрел сверху вниз. Посмотрел - а мы тут внизу на погоду сетуем, печки топим, в церковь собираемся… И опять затянуло небо. Та деревянная церковь, что построили когда-то на холме, ладная вышла. Дотошная Татьяна Сергеевна, невестка Тани и Моти Колачёвых, нашла в городском архиве упоминание про то, что церковь «бысть честно устроена и украшена». За год до восстания декабристов привезли колокола на колокольню. Тяжёлый голос басового колокола был слышен издалека даже в сильную метель: звонарь шел на колокольню и звонил, чтобы путник по колокольному звону смог найти дорогу к селу. Церковь стала складом. Не порядок, но стояла и в двадцатые, и в тридцатые и даже в самом начале сороковых. После этого Успенская церковь совсем было захирела: в войну и послевоенные годы не до церкви было, а в пятидесятые даже пытались ее стены разобрать, а камни пустить на коровник. Но не получилось - камни по отдельности не отламывались, только огромными кусками, везти которые было неудобно, да и строить из них тоже. И стояла Успенская разрушенной. А вот колокол, тот самый, голосистый, басовый, не нашли. Конечно, если бы нашли - другая история была бы, красивая да складная. На крыльце лежит дедов полушубок, на котором утром жена сидела. В доме тепло - она печку растопила, что удивительно для горожанки. Наверное, вчера подсмотрела, как я лучины колол, а потом дрова ими разжигал. Я еще тогда про домового шутил, мол, хорошо бы ему гостинец московский оставить. Оставили - сыра отрезали и хлеба. Жена утром печь растопила, походила по дому, чай заварила, бутерброды с сыром сделала, вышла на крыльцо, посидела. Пошла к нашему сыну, прилегла рядом и заснула. Я себе чая налил, вышел на крыльцо. Колодец открыт, вёдра стоят - вода отстаивается. Вчера набрали воды, а чистить не стали - приехали-то затемно. Колодец обмелел, заилился, да и сруб подгнил, заменить надо, будет, чем заняться. А пока можно сидеть на дедовом полушубке, ждать, когда жена с сыном проснутся. Давно не живу здесь, но это единственное место на земле, которое я ощущаю своей родиной, которое никто и никогда не отберет у меня. Лес, поле, село, небо, в котором открываются синие оконца и на нас, земных, смотрят, как мы и чем занимаемся, Успенская церковь на холме, река Волга, которая в наших местах только начинает силу набирать, дом Матвея Обухова, главного деда в моей жизни.
"Наша улица” №226 (9) сентябрь 2018
|
|
|
kuvaldin-yuriy@mail.ru | Copyright © писатель Юрий Кувалдин
2008 Охраняется законом РФ об авторском праве |
||
адрес в интернете (официальный сайт) http://kuvaldn-nu.narod.ru/ |