Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть семьдесят девятая)

Маргарита Прошина "Задумчивая грусть"
заметки (часть семьдесят девятая)

"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Маргарита Васильевна Прошина родилась 20 ноября 1950 года вТаллине. Окончила институт культуры. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Долгое время работала заведующей отделом Государственной научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского, затем была заместителем директора библиотеки им. И. А. Бунина. Автор многочисленных поэтических заметок под общим заглавием "Задумчивая грусть", и рассказов. Печаталась в альманахе “Эолова арфа”, в "Независимой газете". Постоянно публикуется в журнале “Наша улица". Автор книг "Задумчивая грусть" (2013), "Мечта" (2013), "Фортунэта" (2015) и "Голубка" (2017), издательство "Книжный сад", Москва. В "Нашей улице" публикуется с №149 (4) апрель 2012.

 

вернуться
на главную страницу

 

Маргарита Прошина

ЗАДУМЧИВАЯ ГРУСТЬ

заметки

(часть семьдесят девятая)

 

ПОЛЫНЬ

Вот яркий представитель перспективы открытого пространства - полынь, терпкий дух которой вдыхал Максимилиан Волошин. Да, её дурманящий аромат кружит и мою голову, и я превращаюсь в облако и парю над лугами и полями, прислушиваясь к шелестящему голосу полыни, к её рассказам о временах далёких, о чудесных излечениях и магических свойствах. Дух захватывает, когда слушаю её легенды о Древней Греции, Китае, Египте. Полынь, такая скромная на вид обладает множеством полезных свойств, которые помогают человеку на протяжении тысячелетий справляться с болезнями и страхами. 

 

РЕПЕЙНИК

Могуч и ярок, стройно независим и весьма самодостаточен репейник. Жажда жизни у него столь велика, что сорвать его практически невозможно, а любоваться - пожалуйста! Цветок репейника какого-то особенного малинового цвета, он бывает ещё и насыщенного колорита садовой сирени, как яркий огонёк, неизменно привлекает внимание издалека. Листья большие, стебель колючий, сорвать его очень трудно, да и не зачем. Восхищаюсь я его крепостью и жизнестойкостью, умением преображать овраги и заброшенный нерадивыми людьми мусор. 

 

ИВАН-ЧАЙ

Всё лето иван-чай украшает поля, луга, овраги красными соцветиями с фиолетовым оттенком, выделяясь среди прочих полевых цветов ростом и невероятным количеством. До чего же он статен и ярок! Я в Москве постоянно встречаю его. Иван-чай ещё называют в деревнях «огненной травой» или «пожарником», потому что он первый появляется на местах пожарищ, преображает землю. Шла я недавно по просёлочной дороге, любуясь зарослями Иван-чая», горящего огнём в лучах закатного солнца, сорвала несколько соцветий, чтобы приготовить чай по старинным рецептам с листьями смородины или земляники, чтобы морозными зимними вечерами вернуть аромат лета.

 

ИВАН-ДА-МАРЬЯ

Из всех легенд окружающих этот цветок, меня более всего очаровала легенда о парне и девушке, которые горячо полюбили друг друга, поженились, не ведая о том, что они родные брат и сестра, а когда узнали об этом, превратились в цветы, окрашенные в разные цвета, названные в память о них Иван-да-марья. С тех пор цветок стал символом верности. Сочетание жёлтого и синего цветов на одном стебле неизменно привлекает моё внимание издалека. Цветы Иван-да-марья вызывают у меня ассоциации единства земного и небесного, огня и воды. 

 

РОК

Так редко слово «рок» мы вспоминаем, чтобы не привлекать несчастливую судьбу, преобразив его в простой «порок». О пороках других говорить и судить, да ещё и публично у нас нынче стало модно, как будто всех их, несчастных, преследует рок. Всё вокруг черно и пепельно. Страсть к подобному времяпрепровождению последние годы захлестнула телевизор и радио, наивные зрители и слушатели настолько увлечённо погрузились в чужие пороки, что более ни о чём не задумываются, некогда о своих пороках не только задуматься, а даже и внимание обратить. 

 

КОЛОННАДЫ

Колоннады на любой вкус можно найти в Москве, они придают строением элегантность и стройность. Колоннада не редко украшает даже небольшие особняки Москвы вплоть до начала прошлого века. Присутствие на фасаде полуколонн уже выгодно отличает особняк от тех, у которых их нет. Конечно, особенно популярны они были в период эпохи классицизма и неоклассицизма, неизменно украшая портики и галереи. Величие придают колоннады фасадам театров и музеев. Я брожу среди колоннад, устремлённых вверх, и расту. 

 

КРЫЛЬЯ

Почему я не птица?! Чехов с чайкой, «Чайка» с Чеховым. Чайка спит на воде, а летает в небе, поймает поток воздуха и, расправив крылья, парит над рекой. Крылья есть и у уток. Они большую часть жизни проводят на воде, неспешно ходят по земле, но и летают, правда, в полёте у них нет той лёгкости, которая восхищает меня у чаек. У воробышка есть крылья, и у стрекозы они есть, даже у комарика есть чудо-крылышки. И ангел крыльями мне машет с высоты. У меня, увы, крыльев нет. Прежде я мечтала о крыльях, чтобы летать как чайка, пока не поняла, что могу летать с Чеховым. 

 

ПИСЬМЕНА

Письмо обычно, но письмена торжественны, начертания букв в них особые - нарисованы особыми чернилами, кисточками знаки в виде иероглифов, клинописи на века. Древние письмена для нас таинственны и многозначны, их не просто читают последующие поколения, их пытаются толковать, при этом каждые вкладывают в них свои знания. Письмена вызывают споры у последующих поколений, приобретая порой смысл отличный от первоначального. Письмена, как знаки, имеют ещё самостоятельную художественную ценность. Письмена, написанные людьми книги, запечатлели мысли и события минувших эпох, они есть начало всех начал в книге Вечности.

 

УРОКИ

Уроки в классе и уроки жизни - какой масштаб от малого к большому! Школьные уроки достаточно аккуратно выполнять, чтобы получить хороший аттестат, а жизнь преподносит нам уроки, успешное усвоение которых позволяет стать личностью, понять кто ты, для какой цели ты родился, отвечают на вопрос о том, как реализовать свою мечту, осуществить задуманное. Уроки жизни нельзя отложить или проигнорировать, их необходимо усваивать, в противном случае человека ждут разочарования, обиды и повторение одних и тех же уроков до последнего мгновения. 

 

ОСЕННИЕ САДЫ

Под сенью осени плоды созрели в золоте листвы, повсюду винный дух дурманит, голову кружит. Осенние сады дремотою объяты, видений сказочных полны. Шелестят вековые деревья, навевая грустные и весёлые мысли о минувших днях. То ли я, то ли некая девочка некогда с восторгом собирала не яблоки и груши, а каштаны в такие же тёплые благостные дни. 

 

ТОТ БЕРЕГ

Всегда тот берег кажется прекрасным в зелёных кудрях отражённых ив в воде. Что там на том берегу? Мысль эта даёт простор воображению. Тот берег для меня - мир непознанный мной, он и манит, и настораживает, и я не спешу попасть туда, я создаю свой мир, причём он постоянно меняется, преображается вместе со мной. На том берегу царит гармония, нет ни зависти, ни подлости, ни предательства. Я смотрю на тот берег с верой и надеждой, и вспоминаю строки Рубцова; «Где тут погост? Вы не видели? Сам я найти не могу. Тихо ответили жители: - Это на том берегу». 

 

ГРОМКО ПЕЛ СОЛОВЕЙ

Только закрою глаза, как слышу: «Во саду при долине Громко пел соловей, А я, мальчишка на чужбине, Позабыл всех друзей...» И тут же осторожная сольная трель, которая как будто ранней весной зазвучала только для меня. Это невероятно! Трель очаровала меня разнообразием, и звучала так ласково, что затрепетала от нежности моя душа. Соловей моё сердце поразил. Я попала в плен его любовного огня, но с трагическим напоминанием: «Позабыт, позаброшен С молодых-юных лет. Я остался сиротою, Счастья в жизни мне нет». 

 

ЧУВСТВО ИЗЯЩНОГО

Вот в переулке дом в стиле модерн, и я сразу замедлила шаг, чтобы внимательнее рассмотреть его красоту, а вот бабочка улыбки сорвалась с губ героини моего рассказа, как изящно! Тени, изгибы водных струй фонтанов, скворцы, вышагивающие аристократично важно по изумрудному газону, парящие в океане неба чайки - вызывают у меня почти детское восхищение своей изящной простотой. Я замираю от восторга, когда встречаю луговые травы и полевые цветы на городских газонах, изящные архитектурные детали, украшающие дома. Как это нужно, как это важно чувствовать красоту вокруг, видеть её, замирать от восторга до последнего дня! 

 

РАЗУМНАЯ ВОРОНА

Наверно, нет умнее этой птицы. Осанка, походка, взгляд - всё достойно, без суеты, а уж её сообразительности и находчивости нет равных среди птиц - она не станет мучиться с сухим хлебом, размочит его в луже и будет получать удовольствие, отогнёт «язычок» банки с остатками консервов, потому что так лакомиться гораздо удобнее. Воронье «кар» имеет бесчисленное количество интонаций, когда они начинают выяснять отношения - заслушаешься! Да и хозяйка она завидная - всё, что ей приглянется - в дом несёт, но больше всего меня в них восхищает то, как они защищают своих родных воронят, не жалея собственной жизни. Вороны бесстрашно нападают на всякого, кто приближается к выпавшему из гнезда вороненку. 

 

ВИНОВАТО ВИНО

Вина в вине или во мне? Мне до вины вина казалось мало, я без вина вину не искупала, поскольку виновата от рожденья за то, что жду повторного рожденья в бегущих строчках. Вот моё вино – потоки слов, это они неимоверно кружатся в моей голове, пьянят до поэтических откровений, влекут всесильно в бездны новых текстов. С наивной доверчивостью истину искала я вине, но тщетно! Истина открылась мне в словах! Вино любви мне вскрыло этот факт. Нет вины ни в вине, ни во мне, есть только нескончаемый поиск, вечный поиск в мудрых книгах!

 

ЦЕРКОВЬ НА ГОРКЕ

Свернешь в переулочек, сбегающий вниз, а потом поднимающийся в горку, а там церковь, перед которой я невольно останавливаюсь, читаю табличку на фасаде, если вижу её впервые. О Москве неслучайно пошла слава, что это - город сорока сороков, поэтому открытия у меня бывают часто, и я непременно захожу в церковь. Всегда ношу в сумочке платочек, чтобы покрыть голову при входе в храм. Покой и удивительное умиротворение действуют на меня благотворно, мысли о краткости жизни, о её смысле напоминают мне о вечности, о первой книге, от которой произошло это слово, о великой литературе охватывают меня, и я благодарю Создателя за это чудо. 

 

ВАЛЬСЫ ШОПЕНА

Вальсы Шопена для меня - вечный праздник! Они всегда звучат в моей душе, спасают в минуты печали и сомнений. Под поэтические вальсы Шопена пишется вдохновенно. Его вальсы, полные огня и блеска, настраивают меня на новый день. Каждый раз, слушая их, я летаю над голубым Дунаем, над прекрасной Веной, над альпийскими горами, напевая и повторяя слова Марселя Пруста (в переводе Юрия Кувалдина): «Шёпот моря, Шопен слезою лёг в слог ли... // Как во льду пепел, он - сизой бабочки смех. // Игры в танце волны печалью намокли. // В обаянье любви - сострадательный грех...». Перевод Юрия Кувалдина. 

 

ЛЁГКАЯ МОЛОДОСТЬ

Птички беспечно скачут по веточкам, рады чудесному утру, по дорожке к метро спешат, обгоняя друг друга, как бурный ручей после дождя, люди. Юные создания летят, как птицы, едва касаясь земли. Молодость пролетает незаметно, но они ещё не знают об этом. Я сворачиваю на тропинку, чтобы не сдерживать поток. Молодости свойственно лёгкое отношение к жизни, вера в то, что всё ещё впереди, столь обманчива, но хочется всё успеть, всё увидеть, и я когда-то беспечно неслась в вихре бесчисленных событий, о которых мало что помню, не замечая не только мелькания дней и времён года, но и лет. Лёгкая молодость проскользнула так легко! 

 

БЕСЕДЫ С КОТОМ

Должна сознаться, что мой кот настолько умён, что постоянно требует бесед, и я стараюсь ему соответствовать, а это, непросто. Его не интересуют разговоры о бытовых проблемах, мои робкие попытки посетовать на них, когда кот был ещё совсем юным, вызывали у него протест. Беседы же на философские темы, например о морали, культуре и тактичности, он поддерживает с нескрываемым интересом. Особенно занимают его беседы, к примеру, о Шопенгауэре, очевидно, что там он находит для себя много поучительного по части поведения, потому что держит себя всегда идеально. Часто, когда я возвращаюсь домой, застаю его с любимой книгой «Мастер и Маргарита».

 

СТУПЕНИ ДУХА

Скорее всего - это ступени бесконечной лестницы всемирной библиотеки. Шелест страниц, бегущие в бесконечность строчки. Я завороженно поднимаюсь всё выше и выше по этой лестнице с бесчисленными ступенями, а там всё новые и новые смыслы, вот уж Кант миновал, как за ним покашливает на верхней ступеньке Достоевский, а тут не только философия, психология и самоанализ, тут все пороки, их преодоление, раскаяние, искупление, очищение и постижение смысла жизни и познание того, что ступени духа ведут в бессмертие. 

 

ЧЕХОВ СКАЗАЛ: "В МОСКВУ!"

Занавес открылся, и я одна на сцене. А все ринулись в Москву, и я их понимаю, потому что Москва - для меня и моих сестёр была мечтой. Сколько себя помню, у нас дома сёстры постоянно повторяли: «В Москву, в Москву…», а том с пьесами Чехова лежал на столе в нашей комнате. Я же, маленькая, какое-то время была уверена в том, что Чехов написал «Три сестры» о нас, когда родные узнали об этом, то объяснили, что он писатель, и написал пьесу, когда не то что нас ещё не было, но и наших родителей. Это уже потом я узнала, как писатель любил Москву и стремился жить в ней, невзирая на то, что это плохо влияло на его здоровье. Но его слова «в Москву», по-прежнему повторяют из поколения в поколение очень многие. Они приезжают сюда, а Москва всё расширяется, превращаясь в огромный город-государство. И я со сцены всем говорю: «В Москву!..» 

 

ЯУЗА ВПАДАЕТ В МОСКВУ-РЕКУ

И это удивительно, поскольку не интересно читать об этом в учебнике географии кто куда впадает, и откуда выпадает, а внезапно увидеть с набережной - совсем другое. Качусь на моторке по уютной и извилистой реке Яузе, смотрю на колеблющиеся миражи на её берегах. Стою на заброшенном теплом граните, слушаю дыхание Яузы, а кругом фонари свесили головы и смотрят в воду, словно что-то хотят там найти или услышать. Любуюсь каменным полукругом шлюза, шум водопада успокаивает меня. С моста наблюдаю, как плавно воды Яузы перетекают в Москву-реку.

 

ШТРАУС НЕ СТАРЕЕТ

Ложусь и поднимаюсь под звуки вальсов Штрауса и шёпот вод голубого Дуная, поэтому у меня на душе всегда тепло и невероятно солнечно. С лёгкостью вальсируя и напевая «трам-там-там там-там там-там-та-та…», проделываю обычные утренние процедуры, которые, благодаря музыке нестареющего Штрауса, как бы сами собой происходят, ничуть не утомляя своим однообразием. С предчувствием удачного дня сажусь к клавиатуре излагать свои соображения о вальсирующем времени, уповая на новые вдохновенные подсказки вечной музыки композитора, предвкушая прогулку под пение птиц по неизведанным дорожкам и тропинкам собственного нового рассказа. 

 

НА ЯУЗСКОМ БУЛЬВАРЕ ЮЖНЫЙ ВИД

Сижу на скамейке с южным видом. Надо мною синее море неба. За мною выстроились в ряд пирамидальные крымские кипарисы. Золотые лучи не просто пригревают, они своим жаром опаляют меня, я прикрываю глаза, слышу шум мотора, представляю лёгкий морской бриз так явно, что чувствую прохладные капли воды на лице, пробую их на вкус, но они абсолютно пресные. Я открываю глаза, вижу поливальную машину, и с легкостью белокрылой птицы возвращаюсь в Москву. 

 

ТВЕРСКАЯ ВДРУГ СТАЛА БУЛЬВАРОМ

Шумная улица похорошела и в буквальном смысле расцвела. Мечтаю, когда эта чудесная часть станет пешеходной. Тверская улица стала похожа на бульвар, завершают который полевые цветы, травы и крылатые качели на Маяковке. Похорошел «Бродвей»! Тротуары превратились в аллеи, обрамлённые цветниками и деревьями, проезжую часть сузили, фасады обновили. Почти как Елисейские поля, только Триумфальную арку нужно сюда вернуть. 

 

В ГОРКУ К ДЕРЕВНЕ ДЬЯКОВО

По круто поднимающейся булыжной улице дохожу до деревни. Крепостные спят на лавках, царь пирует во дворце, сонная охрана не заметила меня, и я беспрепятственно поднялась в расписной дворец со слюдяными окошками. Дверь была приоткрыта, песни, пляски, хороводы - веселье набирало темп, чтобы раз и навсегда оказаться в милом сердцу прошлом, когда всё было лучше. И я поддержала инверсию времени, обрядившись в сарафан и кокошник, и выскочила в центр хоровода под заливистую «барыню».

 

ЛЁГКАЯ ПОХОДКА

Гуляю лёгкою походкой, поскольку я без каблуков. Смотрю, вся Москва распрощалась с каблуками, кто в кроссовках, кто в тапочках, кто в сандалиях - прелестно! Как только лучшая половина человечества стала отдавать предпочтение комфорту, модельеры тут же стали предлагать новые модели женской обуви без каблуков. Я ликую, примеряя: оксфорды, броги, эспадрильи, лоферы, топ-сайдеры. Да, почти все они - представляют собой вариации на тему спортивной обуви, но ведь здоровье и спорт - неразделимы! 

 

ДРУЖЕСКОЕ УЧАСТИЕ

Нечасто дружеское участие встречается, которое запоминается навсегда. В нашем дворе среди ребят моего возраста было девять мальчиков и я. Остальные были старше нас на 4-5 лет. А в соседнем дворе жили ребята, с которыми мы враждовали, но вступать в открытое противоборство хулиганистые соседи не решались, они предпочитали исподтишка дергать меня за косички, отбирать портфель. Когда же они выхватили у меня бидон с молоком и разлили его, мои друзья пошли на них в открытый бой, и отметелили их за милую душу. Больше меня ребята из соседнего двора не трогали, а друзья стали сопровождать меня в магазин и даже в музыкальную школу. Такое дружеское участие не только осталось в памяти навсегда, оно меня согревает и придаёт смелости и решительности. В любых ситуациях я чувствую их присутствие.

 

КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ

Я знаю этот путь, прямой, как шампур, на который нанизывают мясо сюжета, но не хочу по нему идти, потому что литература этот путь отвергает с порога. Как-то Каверин сказал, имея в виду примитивную литературу, что нельзя идти прямо на предмет. Да, литература есть красочный ковёр, который ткется метафорами и эпитетами. Поэтому сюжет - враг литературы. Нужно искать путь свой, и не короткий, а извилистый, ведущий к неожиданным открытиям. Так я, каждый раз с волнением приступая к новому рассказу, отправляюсь в путь с какой-то одной намеченной целью, а прихожу совершенно к другой, и сама с восторгом удивляюсь тому, как это получилось.

 

СВОИМ УМОМ

Много умного содержится в книгах, и для того, чтобы это понять, их нужно не прочесть, а читать, ведь чтение - это процесс вдумчивых сопереживаний, перевоплощений в героев, и пища для ума. Чтобы на высоком уровне писать своим умом, надо его напитать великими текстами предшественников, хорошенько перемешать, и только после этого выдавать своё. Конечно, очень трудно жить своим умом, невзирая на мнение окружающих и сложившиеся стереотипы, никого не обвиняя и не упрекая. Если ты воспитал свой ум на вековой культуре, то непременно состоишься как яркая личность.

 

 

"Наша улица” №227 (10) октябрь 2018

 

 


 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете
(официальный сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/