Ирина Оснач “Мы принесли дары” рассказ

Ирина Оснач “Мы принесли дары” рассказ
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Ирина Оснач родом с севера Камчатки, где долгая зима, короткое лето, сопки и тундра. Родители Ирины - из поколения советских романтиков, приехавших осваивать Дальний Восток. Ирина Оснач училась на семинаре прозы А. Е. Рекемчука в Литинституте. Потом на перекрестке (остаться в Москве или вернуться на Камчатку) выбрала «вернуться на Камчатку». Работала в областной газете, много писала и была одним из известных журналистов Камчатки. Теперь живет в Подмосковном Красногорске. Автор повестей и рассказов, которые публиковались в альманахе «Камчатка», журналах  «Юность» и «Дальний Восток», антологии камчатской современной литературы «Земля над океаном», альманахе «Пятью пять», журнале «Наша молодёжь», международном литературном альманахе «Особняк», «Независимой газете». Рассказы Ирины переводились на болгарский язык, вошли в лонг-листы международного Волошинского конкурса и литературной премии им. О. Генри «Дары волхвов». В сентябре 2018 года стала дипломантом XVI Международного литературного Волошинского Конкурса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вернуться
на главную
страницу

Ирина Оснач

МЫ ПРИНЕСЛИ ДАРЫ

рассказ

Ветер с Крайнего Севера налетает на мое зимовье ночью.
Он берет разгон у дальнего мыса, пролетает над побережьем, чаячьими скалами, кружит над бухтой, где мы накануне отмечали благодарственный праздник.
Это праздник ноября, благодарность за все, что было в этом году. Праздник удался. Шипели дрова в большом костре, который мы с соседями зажгли на песчаной косе бухты - а когда дрова в костре шипят и потрескивают, мы считаем, что это предвещает удачу.
Уже готовы зимние запасы, рыбаки наловили рыбы и нерпы, поэтому угощения были отменные: брусника, мятая с сушеной лососевой икрой и вареной тюленьей кровью; рыба, запеченная вместе с клубнями сараны; юкола, которую мы ели, обмакивая в лахтачий жир.
В честь хозяина морских зверей была толкуша, приготовленная из тюленьего жира, корней и стеблей растений и оленьего мяса.
Мужчины привязали к длинному ремню моржовую голову и по очереди тянули ее, делая вид, будто поймали тяжелого моржа. Настал черед благодарить семейных хранителей: череп медведя, голову ворона. Был у нас и еще один хранитель, которому дивились наши соседи - череп нарвала, небольшого кита с одним длинным рогом. Это добыча наших мужчин, которые охотились на него возле ледяной земли.
- Плыть туда долго, один день, потом ночевать у горы. Гора в воде торчит. Потом еще плыть - и будет ледяная земля. Там плавают киты с зубами и длинным одним рогом, - мы все слышали этот рассказ, но всякий раз охаем, удивляемся так, будто сами видим гору, ледяную землю, и кита с одним рогом…
- С одним рогом?
- Рог один и длинный, - охотник, рассказывавший о нарвале, развел руки в стороны. - Теперь он нас защищает.
Он говорит про череп нарвала так, будто этот самый зубатый кит живой и стоит у входа в жилище, готовый отразить любого врага.
А потом женщины танцевали вокруг костра в масках из травы. Такие травяные личины еще надевают во время обряда «встречи» кита, когда его огромную тушу вытаскивают на берег. Под масками кит не разглядит, не запомнит лица тех, кто разделывает его, и его дух не будет мстить им.
Вместе с шаманкой мы принесли дары морю, бросая в волны рыбу, табак, ветки. Потом шаманка обмотала ноги ниткой из крапивы и долго бормотала, скрежетала зубами и стонала, будто у нее лихорадка - прогоняла злых духов.
Позже, когда начало смеркаться, пришло время вспомнить о водяном духе кала, иногда его еще называют ьигняннэ. Надо задобрить и его, накормить вкусным.
Водяного духа в меховой одежде ставят на границе воды и песка. Но вместо человеческого лица у духа желто-коричневая маска, с огромным носом цвета темной охры, с пучками жестких светлых волос на макушке, около ушей и рта.
Дети со страхом смотрели на странное существо, стоящее у воды. А взрослые объясняли им - накормите духа, и он будет благосклонен к людям.
Наши соседи отпраздновали вместе с нами и разъехались. Мужчины ушли в море на своих батах. Ушли в лес и охотники, взяв с собой собак и припасы: нерпичье сало, колбаски из сушеной икры. Они будут охотиться на соболя и лисицу. В пушной охоте очень важна хорошая собака, но воспитать ее трудно, и многие охотники берут собак для шума, чтобы отогнать медведя, а сами ставят капканы.
По всем приметам зима была только на подступах, где-то там, на дальних отрогах.
Но как только зимовье опустело, ночью на него налетел ветер. И не просто ветер. То ли кто-то вышел босиком из юрты, или почистил ножом обувь, а это по нашим приметам может вызвать бурю, - северный ветер принес с собой зиму.
Еще вчера была зеленая трава и волны толкали в бок мою лодку.
Утром белая трава хрустит под ногами, и нужно спешно вытаскивать лодку на берег.
Возле берега - лед, он еще тонкий и ломкий, и морские волны заливают его пеной, бьются в бок моей лодки. Завтра лед станет прочнее, и сдавит лодку - да так, что она треснет.
Вытащить лодку на берег, снять и занести в дом самое дорогое - парус, который мне служит не первый год. Достать теплую зимнюю кухлянку и сапоги из камусов, которые подшиты шкурой медведя - такие торбаса не скользят по насту и льду.
В эту пору ходить в море только крепким лодкам и мужчинам, у которых нет ничего важнее моря, - они и зимой промышляют в открытом море.
Мне же не справиться со штормовым ветро и волнами. Мне хорошо и дома. Латать парус, смотреть на огонь в очаге, вырезать фигурки из бивня моржа, а вечером рассказывать детям их любимую сказку о храброй девушке, которая Солнце освободила.
Жила женщина, и была у нее дочь. Они ловили рыбу, собирали ягоду. И тут беда: солнце исчезло. Пурга разыгралась, метет, не останавливается.
- Это жадный ворон, он солнце проглотил! - говорит мать.
- А где живет ворон?
- На дальней сопке! Что ты, не ходи, замерзнешь, пурга тебя снегом занесет!
- Я дороги не боюсь, - ответила ей дочь.
Пришла она к ворону, села на его нарты возле дома. Вышла мать ворона, видит - большой снежный ком.
Мать и говорит ворону:
- Вставай! Там пришли к тебе.
Спрашивает ворон:
- Кто?
Отвечает мать:
- Не разберешь, вся в снегу.
Ворон говорит:
- Ну, пусть заходит!
Спрашивает у девушки:
- Зачем пришла?
- Отдай солнце!
- Вот еще!
Тут снег растаял, ворон увидел, какая красавица к нему пришла, захохотал от радости: «Пга-пга-га!».
Хохоча, солнце и выплюнул. Кончилась пурга. Ворон вокруг девушки пляшет, жениться хочет.
Девушка говорит:
- Надо мать мою позвать, без нее не буду твоей женой!
Ворон понял, что девушка хитрит, хочет убежать от него. Говорит:
- Поедем вместе к твоей матери! Садись в нарты!
Они с сопки спустились, девушка взяла острую длинную палку и проколола ворона. Приехала домой, рассказала матери, они ворона на палке повесили, чтобы их дом охранял, и солнце не глотал.
А когда дети заснут, я буду слушать, как за стенами зимовья бушует беспощадный ноябрьский ветер, и прокладывать на карте будущие путешествия - те, что будут летом.

 

 

"Наша улица” №229 (12) декабрь 2018

 

 

 
 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес
в интернете
(официальный сайт) http://kuvaldn-nu.narod.ru/