Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть восемьдесят четвёртая)

Маргарита Прошина "Задумчивая грусть"
заметки (часть восемьдесят четвёртая)

"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Маргарита Васильевна Прошина родилась 20 ноября 1950 года вТаллине. Окончила институт культуры. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Долгое время работала заведующей отделом Государственной научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского, затем была заместителем директора библиотеки им. И. А. Бунина. Автор многочисленных поэтических заметок под общим заглавием "Задумчивая грусть", и рассказов. Печаталась в альманахе “Эолова арфа”, в "Независимой газете". Постоянно публикуется в журнале “Наша улица". Автор книг "Задумчивая грусть" (2013), "Мечта" (2013), "Фортунэта" (2015) и "Голубка" (2017), издательство "Книжный сад", Москва. В "Нашей улице" публикуется с №149 (4) апрель 2012.

 

вернуться
на главную страницу

 

Маргарита Прошина

ЗАДУМЧИВАЯ ГРУСТЬ

заметки

(часть восемьдесят четвёртая)

 

МУЗЕЙ

Тот музей хорош, где нет подтасовок и фальши, где всё выглядит так, как будто время в нём остановилось, где создаётся впечатление, что хозяин вышел на какое-то время. Музеи, посвящённые писателям, композиторам, творческим личностям я посещаю и люблю, в отличие от музеев «выдающимся деятелям», которые были просто местоблюстителями, которые, от головокружения воображают себя властителями судеб тех, кто доверил им должность, наполненные свидетельствами фальшью и искажением фактов, которые тоже исчезают бесследно. 

 

ТЕАТР

Задумалась не о каком-то определённом театре, но о театре как явлении, как об иерархии взаимоотношений, как о сложном предприятии, результатом деятельности которого становится продукция в виде спектакля, так сказать, нечто среднеарифметическое от взаимодействия финансов, производства, точек зрения режиссеров, актёров, качество которой есть совокупность взглядов, усилий и желаний. Сложнейший сей механизм во многом зависит от силы воли и уверенности режиссёра. А в наше время - от кассы! 

 

КИНО

Фильмы производятся для получения прибыли, которую дают массы зрителей, а масса, естественно требует увлекательного и понятного, вот кинопроизводство и превратилось в фабрику примитивных фильмов о поисках отца, матери или ребёнка, либо о злодейке подруге или интригане друге, смотреть такие фильмы просто невозможно, но актёры рады любой роли, поскольку мысль о хлебе насущном не покидает их, вот и соглашаются на любую роль. Желание сходить в кинотеатр у меня лично пропало, предпочитаю посмотреть очередной раз «Покровские ворота» Козакова, либо фильмы Феллини или Бергмана. Благодаря интернету для этого не нужно никуда идти. 

 

КНИГА

При слове книга передо мной возникает такая восхитительная картина - я просыпаюсь, надо мной, склонив головы, стоят родители и сёстры и хором произносят: «Девочка наша проснулась! С Днём рождения!», в руках у каждого подарки. Меня обволакивает такой поток любви, который хранит и лечит меня на протяжении всей жизни. Я протягиваю руки и, дрожа от счастья новых открытий, беру книгу у папы. Он всегда дарил мне только книги, по слогам я читаю: «Че-хов». Так состоялась моя встреча с любимым писателем, который стал для меня родным. Вот где душа с душою сольётся, так это в книге гениального писателя, потому что он сделал это сам из одной любви к литературе. 

 

"КРОПОТКИНСКАЯ"

Самая тихая станция к слепкам античным ведёт. Белые свечи стройных колонн в два ряда маршируют навстречу прекрасному, мрамор лучится кристаллами снежного цвета, подчеркиваемого благородными бледно-серыми оттенками, и всё как бы светится изнутри, изящный свет этот с какой-то поэтичной лёгкостью увеличивает буквально бесконечное пространство станции, больше походящей на величественный колонный дворец. С лёгким сердцем могу признаться, что это моя любимая станция, я частенько бываю здесь, чтобы в этой гармоничной красоте обрести внутренний настрой на Ван Гога или Огюста Ренуара. 

 

"АВТОЗАВОДСКАЯ"

Сюда людей возили прямо на завод от «Павелецкой», и называлась станция «Завод имени Сталина». Она была открыта 1 января 1943 года, с этого момента десяткам тысяч рабочих дорога на завод стала значительно проще, днём и ночью кипела работа. Стройными рядами шли рабочие, вдохновлённые мозаичными панно, главной темой которых стала работа товарища Сталина, а также барельефы: «Народы Севера», «Народы Кавказа», «Летчики и конструкторы» и «Металлурги и инженеры». Между барельефными композициями до развенчания культа личности располагались цитаты Иосифа Сталина, но после переименования станции в 1956 году они были заштукатурены. Толпы рабочих  в новом веке растворились, исчезли, как и сам завод, а на его месте возник Технопарк вместе с одноимённой станцией.

 

"ПОЛЯНКА"

Как только разносится по вагону чёткое объявление диктора: «Следующая станция «Полянка», так почти каждый раз начинаю с улыбкой напевать: «Лютики-цветочки у меня в садочке…», перед глазами лесная полянка, усеянная солнечными ромашками, одуванчиками и колокольчиками, и я иду, вдыхая их аромат, и небо кружится надо мной, но замедление стука колёс поезда возвращает меня в метро, скрипят металлические тормоза, двери открываются и я выхожу на просторную белоколонную станцию, представляя себя среди стройного ряда берёз. 

 

"ДОСТОЕВСКАЯ"

Чёткая графика цвета, чёрный топор Раскольникова, разнообразие оттенков чёрного, серого и белого цветов создают потрясающее впечатление мира Достоевского. Страсти братьев Карамазовых, нравственные страдания князя Мышкина и Раскольникова, герои «Бесов» - все соединились здесь, на Божедомке, под пристальным взглядом автора, который с состраданием и болью наблюдает за вечными муками и поисками своих героев.

 

"НОВОСЛОБОДСКАЯ"

Как будто в храме нахожусь перед началом службы, цветные окна витражей настраивают на молитву, народ всё прибывает, гул голосов воспринимается как пение молящихся во время литургии. Я стою у одной из колонн и не могу глаз оторвать от нескончаемых людских потоков, двигающихся навстречу друг другу. Постепенно гул превращается в слова молитвы, на мгновение все замирают, устремив глаза вверх, в этот миг меня захлёстывает буря эмоций, и я чувствую, как кто-то ласково касается моего плеча, я оглядываюсь и вижу моего Ангела-хранителя. 

 

"ПЛОЩАДЬ РЕВОЛЮЦИИ"

Натру до золотистого блеска у бронзовой овчарки нос в музейном этом зале и с чувством уверенности в том, что уж теперь-то, всё задуманное мной обязательно сбудется, отправлюсь на важную встречу или на экзамен, ведь эта чудесная овчарка ещё никогда меня не подводила. Как-то раз мне привиделось, что исчез мой счастливый верный талисман, тогда я помчалась на станцию «Площадь Революции», чтобы убедиться, что это не так. Я даже мысли не допускаю о том, что верный пёс лишит меня поддержки и защиты. 

 

"СОКОЛЬНИКИ"

На станции «Сокольники» я сразу попадаю в другое время, в 30-е годы с мелкой коричневой и бежевой плиткой, достойной наркомпросовской столовой или бани тех времён, но, едва касаясь ногами пола, я почти лечу к выходу, предвкушая свидание со своими сокурсницами, когда по-птичьи щебечутся всяческие личные новости, переходящие в воспоминания, сопровождаемые обилием чувств, сквозь смех и слёзы. На станции «Сокольники» я всегда вижу себе молодой, беспечной, готовой на невероятные поступки. И каждый раз, приближаясь к выходу, я замедляю шаг, чтобы продлить очарование ожидания.

 

"ЦВЕТНОЙ БУЛЬВАР"

На этой станции нет деревянных качелей, вертящихся под музыку шарманки каруселей, но есть разноцветные стеклянные витражи, которые напоминают нам праздник сменяющих друг друга цирковых номеров, и поднимают настроение. Калейдоскоп детских впечатлений и воспоминания восторга детей и внуков от первых встреч с волшебным миром цирка вихрем проносятся в голове. 

 

РОЗОВЫЕ ОБЛАКА

Они так редки над Москвой, но когда возникают, то сразу веет весной, я вдыхаю розовый воздух и улавливаю слабый аромат роз, цветущих там, где солнце светит ярко и греет жарко, где шумит прибой. Я пытаюсь кончиком языка уловить вкус розовых облаков, а он слегка холодит язык, как воздушный пломбир в ГУМе когда-то много лет тому назад. Кружат мне голову розовые облака, когда в ясный день солнце клонится к закату, а розовые облака медленно наливаются  оттенками сиреневого или фиолетового цветов, уступая место надвигающейся ночи.

 

ВРЕМЯ РЮКЗАКОВ

Раньше с рюкзаками собирались за город, а ныне молодые бегают с ними за плечами, мелькают повсюду, и у первоклассников красные, жёлтые, оранжевые рюкзачки, вариантов их не счесть. С их появлением меня не отпускало чувство, как будто все разом бегут на вокзал, чтобы уехать на дачу вместо уроков, но, рано или поздно, всё необычное становится привычным, очевидность удобства, равномерность нагрузки на позвоночник и свободные руки убедили меня в разумности использования рюкзаков, но, я, по-прежнему, храню верность сумочкам, а тяжёлые пакеты и сумки постепенно уходят в прошлое.

 

НЕ УДЕРЖАТЬ В СЕБЕ

По секрету сказанное не удержать в себе, меня всегда охватывает невероятное нетерпение поделиться секретом, при том, что слово дала никому не рассказывать его, но нет сил молчать, что делать!? Бегом несусь к крану, пускаю, как можно сильнее, воду и шепчу заклинания, дабы не проговориться, и вода уносит с собой секрет в мировой океан. Вот и удержала неудержимое, для меня это единственный способ удержать в себе то, на что не хватает сил удерживать.

 

ЗИМУЮТ ПАРОХОДЫ

Скоро весна, - подумала я, - и вновь в огнях поплывут, сияя огнями, пароходы». Но густой снег туманной завесой заволакивал горизонт, всё окружающее пространство одевая белым покровом, так что другого берега реки не было видно. На моём берегу укутанные снегом зимовали пароходы,  притихшие, как голуби на заснеженном карнизе. Снежно-грустно было у меня на душе, но тут раздался крик чайки, в снежных вихрях вспорхнувшей с мачты одного из пароходов, и исчезла в метельном мареве, следом вспорхнула другая, моментально исчезая, за ними без раздумий последовала я с криком: «Скоро весна!» - но меня никто не услышал.

 

МЕСТНЫЕ ПОЭТЫ

Есть истинные с высоким вкусом поэты, чьи имена не сходят с уст истинных ценителей поэзии, а есть поэты местные, лишенные элементарной художественной культуры, «самодельные» стихослагатели, которым не знакомы вовсе настоящие поэты, вот местные и рифмуют глагол на глагол, не догадываясь, что глагольная рифма плоха, избита, банальна и свидетельствует о непонимании того, что есть поэзия, и не требует особого труда. Местные поэты не задумываются даже о том, насколько рифмованные строчки отличаются от поэзии, и чаще всего обижаются на то, что их не ценят.

 

МАШИНКИ ДЛЯ ПЕРЕПЕЧАТОК

Каких-то 100 лет назад «машинки для перепечаток», как их нередко в то время называли, были редкостью и роскошью, потом в советский период их стали регистрировать, ведь самиздат выстукивался на пишущих машинках, тиражируя подлинную литературу, которая живёт в вечности и неподвластна временщикам, исчезающим в небытие, как круги на воде. Теперь мы регистрируемся в мировой сети, а «машинки для перепечаток» отдыхают в укромных местах, ведь для того, чтобы скопировать текст, достаточно нескольких кликов. Скоро дойдём до космического единства.

 

ДРУЗЬЯ ИЗ ТЕЛЕФОНА

Маленький экранчик, в метро, на скорую руку крутится лента сети, лайк-лайк и гуляй-к!.. Да! Пассажиры настолько поглощены своими телефонами, смартфонами и подобными изобретениями, что буквально глаз не могут оторвать от них. Я не могу сдержаться и поглядываю на экраны соседей, пытаясь увидеть, что же так притягивает их внимание, в надежде увидеть текст, но, увы, чаще всего внимание людей приковано к играм, либо к социальным сетям, где в основном идёт обмен картинками. Столько внимания и усилий уходит на пустую трату времени и разговоры ни о чём с виртуальными друзьями, а на поступки и дела в реальной жизни времени катастрофически не хватает. 

 

СВОЙ ОБРАЗ

У каждого из нас существует свой образ окружающего мира. Но редкий человек понимает, что и он является для окружающих образом, не внешним, а интеллектуальным, если таковой нарабатывается через воспитание себя в этом мимолётном мире, иначе говоря, одухотворённость образуется через образованность, которая невольно подвигает его к созданию своего образного мира и изложению его в собственной книге, поскольку образованности без книги не существует. 

 

ЗАБАВЫ

Ну, как прожить на свете без забав?! Во всём забавы, даже в трудном деле, которое прочнее всех забав, само в себе храня забаву жизни, ведь рождены мы, правда, для забав, но забывая это, теряем лёгкость, создаём проблемы на ровном месте, страдаем, принося страдания другим, порой, забавы ради. 

 

ХОРОШАЯ ПАМЯТЬ

Человек с хорошей памятью, находящийся весь в себе, покидает сей мир вместе с тем, что его память хранила, потому что самая хорошая память находится в библиотеке. Как много в течение жизни я встречала великолепно образованных людей, обладающих потрясающим даром рассказчиков, с которыми я проводила чудесные вечера, но память сохранила только отдельные яркие мгновения. Всё это растворилось и исчезло так же, как и те блистательные люди, как исчезли миллионы до нас и продолжают исчезать. Но во все времена не иссякает потребность в письменном слове. Наши знания мы черпаем из текстов, а художественное слово творит чудо преображения человека, следовательно, какой бы хорошей памятью ни обладал человек, если он ничего не оставил в письменном виде, то и память о нём гаснет. 

 

УБЫСТРЕНИЕ

В детстве день никогда не кончался, утром казалось, что до вечера так далеко, каждый день был насыщен разнообразными событиями и даже путешествиями далеко от дома, в другой конец города. С годами же день становится всё короче и короче, и кажется, что сама земля набирает скорость вращения вокруг солнца, но это не так, потому что скорость нарастает в нашей душе, которая наполнена таким количеством повторяющихся изо дня в день событий, что они сливаются в одно мгновение, поглощающее годы. Скорость жизни нарастает, дни теперь не летят, а мелькают. 

 

РАЗЛУКИ

Разлуки происходят сами собой, и сколько разлук было в течение долгой жизни, не сосчитать, потому что они становились предвестниками новых встреч, дарили бесценный опыт, порой через боль и печаль, учили терпению и смирению. Разлуки вдохновляли и вдохновляют творческих людей на создание поэтичных произведений, постоянно формируя философское отношение к земной жизни и её непостижимой сути. 

 

ПРИЧИНЫ

На всё нужны причины, особенно на творческие взлёты, когда душа зажглась от чудной книги, чтобы создать своё под вечным небом, но чаще людям нравятся причины бездеятельности, когда и то и это неприятно, тогда причиной вздохов становится излюбленный диван. Ох! Если бы диваны могли опубликовать все, что им поведали их поклонники во все времена, подумала было я, но, к счастью, это невозможно, ведь никому не нужны бесконечные жалобы, стоны, обиды и пустые обещания. Их более чем достаточно было и есть во все времена, а времена были и есть только те, которые обессмертило слово! 

 

ЛИЦО

В вагоне метро многолюдно, осматриваюсь, но лиц не различаю. Есть люди как масса, как толпа. И вдруг возникает как бы из ниоткуда лицо. Я не могу понять, почему я выделяю только одно лицо. Потом догадываюсь, что оно светится мыслью. Лицо мыслит, оно настолько одухотворено, что притягивает взгляд мой, при этом, не черты его меня привлекают, а содержательность сосредоточенного выражения. Такие лица, как луч солнца в серый ненастный день, озаряют светом всё вокруг, преображают и вдохновляют. 

 

СОСТОЯНИЕ ДУХА

Состояние духа часто понимается как настроение, но это не так, потому что дух стремится к совершенству, поэтому после, скажем, прочтения «Тёмных аллей», твой дух как бы отрывается от тела и воспаряет к искусству. Вихрь слов кружится в голове, нужно не раздумывая схватить любое из них и припечатать к бумаге и, отталкиваясь от него, писать безоглядно так, как указал тебе вихрь. Постепенно появятся силуэты героев, которые будут управлять тобою. В этом отношении литература сходна с безрассудной любовью.

 

ДЕКОРАЦИИ

В декорациях есть нечто большее, нежели просто приём сценографии, особенно это понимаешь в старых переулках, где подкрашенные домики кажутся декорациями на сцене большого города, а жизнь воспринимается как спектакль, который возник по воле невидимого режиссёра и продолжается от начала времён. Сменяют друг друга поколения актёров, исполняющих заданные свыше роли, в подновляемых декорациях. Несмотря на то, что право менять декорации и менять роли дано каждому невидимым режиссёром под полную ответственность актёров, только малая часть из них решается изменить судьбу. Вот эти смельчаки меняют и совершенствуют декорации жизни, обеспечивая бессмертие себе и своим творениям.

 

 

"Наша улица” №232 (3) март 2019

 

 


 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете
(официальный сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/