|
|||
Маргарита Васильевна Прошина родилась 20 ноября 1950 года вТаллине. Окончила институт культуры. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Долгое время работала заведующей отделом Государственной научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского, затем была заместителем директора библиотеки им. И. А. Бунина. Автор многочисленных поэтических заметок под общим заглавием "Задумчивая грусть", и рассказов. Печаталась в альманахе “Эолова арфа”, в "Независимой газете". Постоянно публикуется в журнале “Наша улица". Автор книг "Задумчивая грусть" (2013), "Мечта" (2013), "Фортунэта" (2015) и "Голубка" (2017), издательство "Книжный сад", Москва. В "Нашей улице" публикуется с №149 (4) апрель 2012.
|
Маргарита Прошина ЗАДУМЧИВАЯ ГРУСТЬ заметки (часть восемьдесят седьмая)
ДОБРЫЕ ЗНАКОМЫЕ Вчера приезжали добрые знакомые, с которыми было так хорошо, что день пролетел незаметно, а на другой день по их приглашению побывали у них, там собрались другие старые добрые знакомые, которые пригласили нас на шашлыки к себе на дачу, где мы весёлой компанией провели чудесные два дня, и договорились встречаться чаще. И так всю жизнь - по добрым знакомым, времени свободного совершенно нет. Не жизнь, а сплошной праздник.
ЗВОНКИ Звонки звенят всю жизнь. Сначала были колокольчики. Не просто же кулаком стучать в дверь. Дернешь за веревочку, колокольчик прозвенит, Антон Павлович, поправляя пенсне, открывает. Летит тройка, звенит, заливается колокольчик, его сменил звон конки, а нынче по улице плавно движется, едва слышно позванивая, длинный, залитый светом чудо-трамвай. Эти звонки поднимают настроение в отличие от бестактных звонков телефонов, которые не смолкают ни днём, ни ночью. Звонки эти не дают покоя нормальным людям, у них одна цель обмануть, навязать свои убогие товары и услуги. Есть такая категория людей, которые ничего, кроме как мешать нормальным людям заниматься своими делами, не умеют. Вот они и звонят в домофон, в дверь, по телефонам…
ДАЧНИКИ Едва проклюнулись первые листочки, как оживились дачники. По сути своей, каждый москвич - дачник. Это такое подобие продолжения XIX века: зимой - в столицах, летом - в усадьбе наслаждаться пением птиц, встречать рассвет, любоваться закатом, покачиваться в гамаке, под шум самовара на террасе пить чай с вареньем - вот она истинная жизнь москвича!
ЛУННЫЙ БЛЕСК Полная золотая луна сияет в зеркале пруда. Луна одна, а мыслей море. Вот Луна Левитана, а вот она у Босха. Лунных мерцаний блеск завораживает и поражает разнообразием на полотнах Айвазовского. Лунный блеск есть образ тайных мыслей, преображающих жизнь в сон. А сон есть вдохновенный экспромт, не подчиняющийся ни чьему указанию и, главное, сон всегда бессюжетен, как истинное искусство, переходящее в вечность и поэтому всегда современно.
ТИХИЙ ДЕНЬ Воскресный день выдался на редкость тихим. Ни ветерка, ни всплеска флагов на башнях. Аллея безлюдна и тиха, лишь умная ворона, поглядывая по сторонам, неспешно движется молча. Московский день, нежный воздух, но вот высоко в ветвях деревьев запевает неожиданно соловей, и пение его о светлом, тихом дне, о небесной голубизне, ласкает мой слух, и я беззвучно наслаждаюсь тихим майским днём.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МОДЕ Ох уж эта мода! Она так же переменчива и непредсказуема, как и представления о ней, особенно своеобразно её интерпретируют в молодости. Я не могу без улыбки вспоминать свои попытки следовать этой капризной даме лет в 15-16. Это выглядело просто смешно, и мои родные пытались мне это объяснить, но тщетно. Моё отражение в зеркале вызывало у меня восторг. К счастью, это длилось не больше двух лет. Поэтому сегодня я с пониманием наблюдаю за юными модницами, которые стремятся быть как все, что обезличивает их: встретила стайку молодых девочек, щебечущих как воробьи. Все в рваных джинсах, в коротких курточках, таких, чтобы непременно была видна полоска кожи, покрытой от холода мурашками, в белых кроссовках на босу ногу. Дрожат от холода, но зато в тренде.
ДОМ С ПИСАТЕЛЯМИ На углу Малого Могильцевского и Плотникова переулков, стоит доходный дом Бройдо, на уровне второго этажа которого привлекает внимание скульптурный фриз с изображением писателей Пушкина, Гоголя, Льва Толстого в античных одеждах, а также Аполлона и муз в человеческий рост. Его называют «Дом с писателями». Фигуры изображены парами, лица их обращены друг к другу. Я пыталась найти сведения о происхождении этого поразительного архитектурного украшения, но оно не установлено, несмотря на поиски специалистов. Фасад этого дома на протяжении многих лет разрушался, но недавно, оказавшись в этих местах, я увидела дом этот во всей красе после реставрации, что меня невероятно обрадовало, ведь подобных архитектурных украшений нет больше нигде.
СОВСЕМ НЕ ТАК Часто случается не так, когда предполагаешь одно, а происходит совершенно другое, но для этого тебе и дана смекалка, чтобы приспосабливаться к неожиданной ситуации и реагировать соответственно. Это приходит не сразу, а к отдельным упрямцам вообще не приходит. Мыслящий человек достаточно быстро принимает тот факт, что на каждое действие имеется противодействие и идёт к своей цели, проявляя мудрость и гибкость, и получает нужный результат, а упрямцы продолжают безуспешно сражаться с препятствиями, не желая принять то, что мир устроен совсем не так, как им хочется.
ЛИФТ Каждый день вверх и вниз, так что удобство этого как бы и не замечаешь, но сразу вспоминаешь о нём, когда приходится ногами подниматься на двенадцатый этаж, или, хуже того, лифт ломается, и ты оказываешься в замкнутом пространстве, в котором ещё и свет погас. Мир сужается до крошечной кабинки, страх и ужас овладевают мной мгновенно, и я едва сдерживаясь, чтобы не закричать нечеловеческим голосом, впиваюсь в спасительную кнопку, а по спине крадётся панический ужас, с которым я едва справляюсь, чтобы не впасть в отчаяние, и тут раздаётся спасительный голос, появляется свет и лифт тихо ползёт вниз, открываются двери, и я ощущаю пьянящее чувство свободы!
НИ ОДНОГО ЗНАКОМОГО ЛИЦА Остановилась на людной улице и вдруг подумала, не встречу ли я хотя бы одно знакомое лицо, но поток людей был для меня абсолютно безлик. Это только вокруг меня, в одном месте, а в городе нашем, а в мире! Холодок пробежал по позвоночнику, почувствовала себя ма-а-а-аленькой такой, незаметной, стало как-то неуютно, но дело ведь не в знакомых лицах и не в их количестве, а в том, чтобы не причинять никому зла, не предавать, не обижать. Это, практически, невозможно, но стремиться-то можно и даже нужно, от этой мысли мне стало легче, и тут, как будто ударом молнии, меня озарило, что главное в этом мире дарить любовь!
ПРОВОДА Стою на остановке любимого троллейбуса «Б», а вместо него подходит к остановке синий автобус. Поднимая голову, смотрю, и никаких проводов вообще на улицах в центре не замечаю, их убрали под землю, троллейбусы опирались штангами в пару электрических проводов, ныне же, они исчезли, их заменили автобусы, для новых поколений москвичей троллейбусы останутся только в рассказах о прежней жизни и в песне Окуджавы о «Последнем троллейбусе», отдаляющейся во времени, и будет восприниматься ими так же, как для нас звучит из далёкого прошлого песня «Эй, ямщик гони-ка к Яру…». Провода же, опутывающие город как паутина, исчезают безвозвратно.
ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО Минувший век множил до абсурда бумажки, исходящие и входящие, без которых ничего невозможно было добиться, тогда за каждой справкой нужно было отстоять в очередях, чтобы затем нести их в другие учреждения, не у каждого хватало возможностей и сил добиться нужной бумажки, необходимо было искать обходные пути. Новый век подарил невероятное облегчение! Теперь можно всё это выполнить через интернет, не выходя из дому, а то и на ходу, в транспорте, находясь в другом городе или стране. Делопроизводство стало виртуальным, а тем, кто помнит прежние времена, остаётся только изумляться тому, сколько не нужных дел приходилось совершать в прошлом.
МАШИНА Иметь машину считалось в своё время роскошью. Для многих машина была мечтой, для осуществления которой многие шли на жертвы, отказывая себе во всём. Теперь же улицы, переулки, тупики, дворы забиты машинами, а на дорогах гудят, простаивая в пробках, в которых владельцы ещё думают о том, чтобы промчаться с ветерком, но вынуждены передвигаться со скоростью черепахи. Город превратился в сплошную парковку, а владельцы, вдоволь накатавшись, теперь ходят пешком, петляя среди ржавеющих и стареющих без движения машин, при этом количество желающих купить машину по-прежнему велико.
ПОДЗЕМНЫЙ ПЕРЕХОД Он длинный, современный и сияет мрамором, а чтобы совсем было, как в Париже, там сидит одинокий аккордеонист, растягивая мехи при виде нового переходящего человека, ожидает, что тот оценит его «искусство» монетой, и рука моя невольно тянется за ней, а улыбка и хорошее настроение не покидают весь день. Подземный переход спасает нас от неожиданных сюрпризов погоды, а порой дарит судьбоносные встречи.
ГРЯДУЩИЕ ДНИ Что-то есть в этих «грядущих днях» волнительное, не могу понять «что», но тревога не покидает меня. Сюрпризы, непредвиденные обстоятельства неизбежны на протяжении всей жизни, но чем дольше я живу, тем более опасаюсь их. Грядущие дни желательно провести в гармонии с собой, а надежда на то, что опыт состоявшихся событий и переживаний позволят мне сохранят выдержку в любых ситуациях, даёт мне основание сохранять оптимизм на жизнь вечную в своей Книге.
ВСЁ ПРОХОДИТ Смириться с тем, что всё проходит, невозможно, вот поэтому я и пишу, останавливаю мгновенья своей души в слове письменном, об устном умалчиваю, оно летает воробьём, и книги мои живут вне меня, а то, что не было записано, утеряно с теми же воробьями безвозвратно, и мне остаётся только сожалеть об этом. Да, каждый из нас, покидая иллюзию земной жизни, уносит смысл «реальной жизни» своей в небытие, поэтому, предполагаю, что им предстоит ещё бесчисленное число рождений до тех пор, пока они не поймут, что всё проходит и не попытаются остановить хотя бы одно мгновенье.
БЕРЕГА СУДЬБЫ Если судьба есть река, то у неё есть берега, когда можно посидеть на берегу под солнышком и окинуть взором всю свою жизнь. Берег левый - это безмятежное детство, которое, отдаляясь, сияет яркими красками, оттеняемые местами дымкой печали, а берег правый - берег моих надежд и творческих планов, берег свершений и вдохновения.
ЦЕНТР КРУГА Как ни пытаюсь вырваться из центра круга, никак не получается, потому что я нахожусь в этом центре, кружусь и перемещаюсь вместе со своим кругом по жизни. Да, я - центр, но отчётливо осознаю, что являюсь центром своего личного мира, а вокруг меня существуют многие миллионы подобных миров, и у каждого своё мнение и свой личный взгляд на бесконечные миры. Да, нужно с уважением и тактом принимать это, а как быть с теми, кто ничего кроме своего ограниченного круга не только не видят, но даже не пытаются? Я стараюсь их обходить, и не мешать наслаждаться своим скудным представлением о «якобы» жизни.
ПРЕВРАЩЕНИЯ Превращения происходят столь медленно, что ты их просто не замечаешь до поры до времени, а потом вдруг видишь свою детскую фотографию и ахаешь от умиления, восклицая: «Какое чудо, неужели, это я! До чего же я была смешная, но хорошенькая какая!» Разглядывая свои фотографии в молодости, тебе нравится всё - глаза, причёска, выражение лица, а тогда, когда была сделана эта фотография, тебе всё это не нравилось, ты даже хотела этот снимок уничтожить. Превращения произошли не только с твоей внешностью, которой ты в настоящем не бываешь довольна, они постоянно происходят в душе, превращая меня в книгу.
ЖИВОПИСЬ ОБЫДЕННОСТИ От скамейки падает тень, похожая на карниз старого дома, в котором нет окон, потому что дом собираются сносить, на траве валяется ржавое ведро без днища, сквозь которое проходит, как по тоннелю, сосредоточенная ворона, тень от собранных вместе дворником кусков разбитого асфальта, сквозь которую пробились и тянутся к солнцу несколько одуванчиков, напоминает альпийскую горку, а раскинувшийся на границе света и тени трёхцветный кот довершает полотно, созданное тенью.
СЛОИ ЖИЗНИ Каждый человек находится в своём слое, но когда слои перемешиваются, то, практически, всегда возникает состояние вражды и борьбы за право отстоять позиции своего слоя. Более развитый слой пытается идти на компромиссы, но слои отсталые и упрямые не идут ни на какие уступки, нетерпимость - одна из самых разрушительных черт, поэтому выход только один, молча отдалиться от своих слоёв и создавать свою жизнь вне всякой зависимости от посторонних мнений и слоёв.
ОТВЛЕЧЬСЯ ОТ ЖИЗНИ Если жизнь проходит мгновенно, чтобы от этого отвлечься, нужно писать, чтобы жить вечно, и это несомненно, в книге. Сам процесс работы над текстом письменным настолько упоителен, что время уже не замечаешь, ты не думаешь о нём, а букву за буквой пишешь, составляющие слова и уже не можешь оторваться, потому что интересно узнать, о чём твоя будущая книга, ведь слова сами подсказывают и направляют мысль, которая так далёко убегает от первоначального замысла, что ты сама будешь удивлена, а жизнь с её препятствиями и бытовыми проблемами незаметно будет исчезать.
К ДОМУ ЮРИЯ НАГИБИНА Писатель не идёт прямо на предмет, я помню об этом, поэтому к дому Нагибина, что в Армянском переулке, я отправилась с Цветного бульвара по переулкам Сретенки, любуясь восхитительными уголками и дворами московскими, в Даевом переулке полюбовалась доходным домом в стиле модерн, который произвел на меня весьма сильное впечатление своими украшениями. Путь мой был столь извилист, что перечисление всех достопримечательностей и тихих переулков, хранящих дух московский, потянет на рассказ, но моей целью был дом Нагибина, поэтому миновав несколько переулков, которые заметно преобразились за последние два-три года, особенно Сверчков переулок, я пришла к дому 9 в Армянском переулке, на фасаде которого к 90-летию Юрия Марковича установлена мемориальная доска (на границе с домом 7), ведь писатель жил в этом доме с 1920 года. Воспоминания писателя из его «Книги о старой Москве. Всполошный звон» нахлынули на меня: «…была у нас армянская - с высоким куполом - церковь в глубине обширного светлого двора. Эту церковь построила семья Лазаревых, возведенных Екатериной II в дворянское достоинство. Армяне испокон веку жили в нашем переулке, отсюда и название его, но предприимчивый род Лазаревых - их шелка и парчи считались лучшими в Европе - покрыл невиданным блеском старое армянское подворье. Особенно преуспел действительный статский советник и командор Лазарев, завещавший своему наследнику построить училище для детей беднейших армян. Из этого училища возник впоследствии знаменитый Лазаревский институт восточных языков. Прекрасное здание его сохранилось в неприкосновенности и по сию пору. Равно и памятный обелиск замечательной семье Лазаревых». Дом Лазарева расположен наискосок напротив дома 9, теперь в нём находится Армянское посольство, без малого полвека минуло с тех пор, как я работала в Институте востоковедения, даже не предполагая, что могу здесь встретить Юрия Марковича.
ЛЮБОВЬ И МУЗЫКА Скрытые от глаз людских чувства раскрываются в любви и музыке, поскольку они неотделимы друг от друга. У каждого влюблённого звучит только для него своя мелодия, музыкой наполняется воздух с пением птиц, преображается всё вокруг, каждый счастливый вздох, каждый звук голоса любимого наполнен особым смыслом, понятным только влюблённым, и жажда жизни появляется невероятная и пробуждаются силы творческие и всё возможно, когда ты наполнен любовью и музыкой.
МЕЖДУ НОЧЬЮ И ДНЁМ Вот абсолютно неуправляемое состояние человека, пребывающего в поэзии сна, где наяву прекрасно, как в мечтаньях. В период между ночью и днём, когда все уснули, душа как цветок полусонный тихо нашёптывает мне то отголоски прежний дней, то размытые образы женщин, которые рассказывают друг другу свои истории, а я пытаюсь их запомнить, но историй так много, а сон мой так сладок, что я никак не могу прервать его, с наступлением дня видения исчезают, но некоторые, мне всё же удаётся записать.
ИГРУШКИ По мере взросления любовь к игрушкам не покидает, просто они становятся гораздо разнообразнее и разорительнее, и время на них мы не жалеем. У кого-то любовь к маленьким ярким машинкам переходит к современным машинам и повзрослев, постоянно меняет уже современные машины, игра становится страстью, игра в куклы плавно переходит в игру со своей внешностью, кто-то делает одно тату за другим, кто-то меняет цвет волос, используя самые невероятные цвета, кто-то вставляет серьги не только в уши, не ограничиваясь носом и губами, но всё же нет сегодня игрушки более популярной, чем мобильник, без которого мы уже жить не можем, потому что он обеспечивает нам и публичное одиночество, и множество игр и разнообразную связь, то есть предоставляет неограниченные возможности для того, чтобы избежать творчества и чувств.
СРЕДИ ДЕРЕВЬЕВ От слепящего солнца скорее хочется оказаться среди деревьев, спрятаться под их кроны, слушать пение птиц. В ненастный день среди деревьев люблю бродить я по безлюдным бульварам, под музыку дождя. В лесу сидеть среди деревьев у ручья, смотреть на воду можно бесконечно, в такие минуты размытые образы витают предо мною, но стоит приглядеться к ним, как они растворяются, в воздухе, оглядываясь и обещая вернуться вновь, чувствуя моё желание запечатлеть их в новом рассказе.
ФРАГМЕНТЫ Вся жизнь состоит из фрагментов, теряющихся в памяти, причём, они всплывают в памяти вне всякой зависимости от моего желания, но вот в книге любимый фрагмент всегда можно перечитать и вдохновиться, так после прогулки по переулкам между улицами Остоженка и Пречистенка, я открыла «Мастера и Маргариту» и прочитала фрагмент: «Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы. Чёрт их знает, как их зовут (Я думаю, Маргарита несла одуванчики. - М.П.), но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчётливо выделялись на чёрном её весеннем пальто. Она несла жёлтые цветы! Нехороший цвет!.. И меня поразила не столько её красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!», - который унёс меня в Москву Мастера.
"Наша улица” №235 (6) июнь 2019
|
|
|
kuvaldin-yuriy@mail.ru | Copyright © писатель Юрий Кувалдин
2008 Охраняется законом РФ об авторском праве |
||
адрес в интернете (официальный сайт) http://kuvaldn-nu.narod.ru/ |
|