Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть девяностая)

Маргарита Прошина "Задумчивая грусть"
заметки (часть девяностая)

"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Маргарита Васильевна Прошина родилась 20 ноября 1950 года вТаллине. Окончила институт культуры. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Долгое время работала заведующей отделом Государственной научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского, затем была заместителем директора библиотеки им. И. А. Бунина. Автор многочисленных поэтических заметок под общим заглавием "Задумчивая грусть", и рассказов. Печаталась в альманахе “Эолова арфа”, в "Независимой газете". Постоянно публикуется в журнале “Наша улица". Автор книг "Задумчивая грусть" (2013), "Мечта" (2013), "Фортунэта" (2015) и "Голубка" (2017), издательство "Книжный сад", Москва. В "Нашей улице" публикуется с №149 (4) апрель 2012.

 

вернуться
на главную страницу

 

Маргарита Прошина

ЗАДУМЧИВАЯ ГРУСТЬ

заметки

(часть девяностая)

 

ПРОНИКНУТЬ В ДУШУ

Истинный мастер словесности именно проникает в твою душу, как будто видит тебя без личного знакомства насквозь. Он с мастерством Глена Гульда играет на струнах души твоей и извлекает звуки, не слышанные тобой никогда прежде, а ты внемлешь струнам его души, его пьяно и форте становятся твоими, происходит трансцендентный обмен чувствами, и трепетная душа твоя по мере познания иных миров начинает играть свой концерт для жизни с вечностью, которые ты с лёгкостью преобразуешь в бесчисленные варианты неземных звучаний. 

 

ЧУВСТВО ПУСТОТЫ

Чувство пустоты неведомо людям творческим, пустотой живут те, кто живут повадками и инстинктами, какими созданы, они уверены в своих представлениях обо всём, что их окружает, не слышат других, постоянно спорят с окружающими по любому поводу и без него, жалуются на болезни и скуку, но с тем, что они страдают из-за чувства пустоты, никогда не согласятся, а будут упрямо твердить, что их никто не понимает, то есть они существуют вне книг, подобно меньшим нашим братьям. 

 

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Зрительные впечатления самым ярким отпечатком ложатся в память, но с течением времени так же ярко исчезают, их сменяют новые ещё более поражающие взгляд. Узор калейдоскопа зрительных впечатлений меняется постоянно и исчезает то же, но стоит запечатлеть красоту дня словами: «Сияет солнце, воды блещут, // На всем улыбка, жизнь во всем, // Деревья радостно трепещут, // Купаясь в небе голубом», как это блистательно описывал Тютчев, и зрительное впечатление запечатлевается в вечности.

 

ЛЕТНИЕ КАФЕ

Москва теперь в Европе, а Европа в Москве, на Тверской и на Никитской, на Солянке и на Таганке, да и почти на каждой улице стоят под тентами столы и стулья, и цветы, повсюду летние кафе, с появлением которых стало уютно, столица приветствует весёлых москвичей и любителей пеших прогулок, способствует их знакомству не только с его достопримечательностями, историей и красотой, но и между собой. Приятно сесть за столик, заказать чашечку кофе, никуда не спешить, наблюдать за течением жизни вокруг. 

 

ЗАКОН ИСТОРИИ

Закон истории очень прост, и гласит он всем и каждому то, что если не написал что-то, то и в историю не попадешь, конечно, это я пишу с улыбкой, но куда ни кинь, всё становится словом, а современность уносится в прошлое, которое мы узнаем благодаря текстам, оставленным нам предшественниками, при этом для нас имеет значение любой текст и совсем неважно, на чём и чем он записан, даже малозначительная бытовая информация, дошедшая до нас из глубины веков, приобретает ценность, предоставляя возможность рассуждать о быте, интересах, уровне развития, а уж по части догадок фантазии потомков не знают границ, давая неограниченные возможности для предположений. 

 

ЧУТЬ СВЕТАЕТ

Не могу понять, что со мною, между сном и явью чувствую рождение, рождаюсь я снова каждый раз, когда чуть светает. События и картины увлекательных путешествий и происшествия, неведомые мне прежде, вспыхивают в памяти, как другие времена, иные люди, которые знают меня, но мне совсем не знакомы, и мелькают, пытаясь напомнить мне о себе, а я пытаюсь понять, что происходит со мною и во мне, но наплывает новый сон, чтобы однажды поведать мне, что столь насыщенные видения эти - мои ненаписанные рассказы. 

 

ДАРЫ

Каждый день жизни я воспринимаю как дар. Всё, что меня окружает, всё, что я наблюдаю: цветение и снег, весенние незабудки и осенние листья есть необычайные дары, встречи и расставания, горе и радости – и это всё дары, без которых я бы не смогла ни на йоту понять ценности самого главного дара - жить, испытывать всю гамму чувств, ощущать взлёты и падения, но самым бесценным даром для меня всегда был и остаётся безбрежный мир художественной литературы, путешествие по которому есть для меня самый дорогой дар. 

 

Я ДУМАЮ О КНИГАХ

Всю жизнь я думаю о книгах, читаю книги, собираю книги и их же раздаю, жизнь свою без них даже представлять не хочу. Благодарность моя к писателям, подвижникам и хранителям их – безмерна. Подумать только, ведь часто эти люди рисковали своей жизнью ради создания и спасения бесценных свидетелей ушедших эпох, сохранённых благодаря творческому подвигу авторов и самоотверженности хранителей. Читая книги, я постоянно мысленно благодарю их за возможность встречи с минувшим, которое они перенесли в вечность, и обеспечили  преемственность своим примером служения письменному слову. 

 

ВИД НА МОСКВУ

Могу воскликнуть, что у ног моих лежит Москва, когда лечу над нею с Воробьёвых гор, но полёт мой, увы, краток, а восторг не стихает. Москва прекрасна и днём и ночью в любое время года, ни снег, ни ветер ледяной, ни туман ей не помеха. Хороша! Молодеет она, хорошеет вопреки всем попыткам исказить её облик, она, как истинная женщина, что-то стряхнёт лишнее, а что-то подправит слегка, и вновь красавица! Виды на Москву со всех её холмов и гор открываются потрясающие. 

 

НЕОБЫЧНОЕ

Начинающие авторы всегда хотят удивить, быстро и коротко рассказать что-нибудь необычное, тогда как классика строится на повседневных событиях, её ценность состоит в создании выдающихся полотен из красочной лексики, в чувстве своего слова, его создании, умении найти необычное сочетание слов, на первый взгляд, несочетаемых. Классика не информирует, потому что информация, сюжет есть враги художества, классика не только привлекает, она завораживает, пробуждает жажду творчества, она всегда необычна. 

 

КАМЕНЬ

Искусство камня бесконечно выражено в соборах, в небоскрёбах, в балюстрадах, в набережных, в фигуративных памятниках и во многом другом, но самое ценностное в его истории это то, по-моему мнению, что на камне дошли до нас письмена, рисунки и иероглифы, которые мы воспринимаем как послания каждому из нас от творческих людей из глубины далёких времен, возраст которых космичен, поэтому восторг и варианты прочтения их следующими поколения не иссякают. 

 

НАШЕ ВРЕМЯ

Наше время - это, прежде всего, моё время, моя судьба, мои чувства, мои друзья и знакомые, наше время окрашено мною во многих строчках моих книг рассказов и эссе и, конечно, в произведениях гениальных писателей, вне зависимости от того, когда они были написаны, потому что именно их великолепным творчеством я питаюсь и дышу. От перечисления выдающихся имён я воздержусь, их много, и открытия новых имён продолжаются, и этим наше время мне особенно дорого, потому что пространство интернета не имеет границ. 

 

УСПЕНСКИЙ ПЕРЕУЛОК

Полюбовалась я Храмом Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, который и дал название переулку - «Успенский», тишиной и покоем, красотой и безлюдьем встретивший меня. Особенно пленили здесь меня фасады домов с расцветкой, которая своим разнообразием создала у меня праздничное настроение, затем моё внимание привлёк особняк основателя и директора московского театра и сада «Эрмитаж» Якова Васильевича Щукина, познакомившего москвичей с синематографом Люмьеров 1896 году, раньше, чем его увидели в США, а затем я с превеликим удовольствием отдохнула в саду «Эрмитаж», слушая пение птиц, посвящённое долгожданному солнцу.

 

МАЛО СТРАДАЛИ

Плохому автору частенько говорят: «Мало страдали». Понять это можно, когда вспомнишь каторгу Достоевского, убийство Мандельштама, смертные муки Гоголя, при этом гениальность тех на  долю которых выпала переполненная чаша страданий, состоит в том, что они не упиваются своими страданиями, а переносят их в свои книги, проникая в такие неведомые состояния духа, философские и психологические глубины его, которые не перестают поражать и восхищать последующие поколения авторов и читателей, не знающих, что такое истинные страдания.

 

СВОЙ УГОЛ

У каждого человека обязательно должен быть свой угол, даже в дружной и надёжной семье, каждому необходимо место, где твоё одиночество не нарушается никем, в котором никто не будет без твоего ведома нарушать твой порядок, не задаст бестактного вопроса, помимо этого каждый человек имеет свой заветный угол в душе, в который даже он сам заглядывает только в определённом состоянии.

 

НАСТОЯЩЕЕ

Настоящее подразумевает непродолжительную реальность, по сути слова «настоящее» и «сегодня» синонимы, прежде, например, говорили: «настоящего дня со мною произошло то-то и то-то», то есть настоящее происходит сегодня, без всякого вымысла, а то, что было накануне прошлое, предстоящие же события - будущее. Но при всём при этом, настоящее исчезает так поспешно, что становится вымыслом. 

 

ГРУСТНО

Когда безостановочно и бестолково говорят, то становится не по себе до грусти от устной речи, и что они всё время говорят, особенно в свои мобильники, без которых и шагу сделать не в состоянии, как собачки на поводке, при этом коверкая речь настолько, что понять, о чём они кричат, невозможно, да и не нужно, главное, поскорее убежать от них. В такие минуты мне становится так грустно, что я спешу к письменному слову, умному и глубокому, отформованному, которым невозможно не восхищаться, которое не просто избавляет меня от грусти, а возвышает меня, насыщает яркими картинами, и грусть моя исчезает.

 

В КОНЦЕ ДНЯ

Невольно вспоминаешь все события минувшего дня. Он прошёл, и что же я сделала? Мысли об этом каждый раз невольно возникают в моей голове, а вот ответы порой разочаровывают, потому что день этот промелькнул в суете, которая захватила меня полностью, такие дни исчезают как капли дождя в лучах солнца. Так исчезло из моей жизни бесчисленное количество дней, но однажды я решила слегка сбавить обороты несущихся мимо меня дней, теперь каждый мой день живёт в моих записях, которые я с нескрываемым удовольствием перечитываю в конце дня. 

 

ВОСКЛИЦАНИЯ

В тихой беседе вдруг кто-нибудь что-нибудь воскликнет, и я воспринимаю это как признак того, что говоримое мною задело слушателя, потому что просто так не восклицают. Восклицания свидетельствуют о яркой эмоции, вызванной либо темой беседы, либо интонацией рассказчика, либо чувством одобрения и радости, либо - протеста, возмущения или удивления. Но главное, восклицания выводят на новый уровень эмоционального подъёма, как правило, это случается в праздники, когда уже все радостно чокаются бокалами с шампанским, смеются, поют, восклицают, когда скоротечность человеческой жизни придаётся забвению. 

 

СКАЖУ ВАМ ОТКРОВЕННО

Такое складывается впечатление, что люди постоянно друг за другом следят и, замечая что-то не то, вдруг обращаются к вам: «Скажу вам откровенно…», - меня эта фраза от незнакомых людей несколько удивляет, даже настораживает, и я молча пытаюсь скрыться от них, чтобы не стать невольной соучастницей чужих признаний, потому что мой опыт подсказывает, что откровенные признания неизменно приводят к недоразумениям, а то и проблемам. 

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ГЛАЗ

У всех есть глаза, но художественным глазом обладает человек, видящий мир в законченных картинах своего воображения, улавливая тончайшие перепады света и тени, реальности и вымысла, выражая это в своих произведениях, которые живут собственной жизнью вне времени. Оригинальное видение привычного рождает новые направления в искусстве, способствует его развитию, так «Чёрный квадрат» Малевича стал провозвестником нового искусства.

 

НЕУРЯДИЦЫ

Выходящее из ряда привычного распорядка нарушает стройность ритма, чёткость рифмы, когда вдруг без видимых причин жизнь идёт наперекосяк, сталкиваясь с неурядицами, которые имеют обыкновение следовать друг за другом, это как вирус, но с ним-то можно справиться, принимая известные меры, а с неурядицами сложнее, они возникают помимо воли, тут главное сохранять спокойствие, преодолевая их по мере поступления, не поддаваясь панике, которая мне свойственна в первые мгновения, как только я успокаиваюсь, они рассеиваются,  восстанавливается привычная чёткость рифмы текущих дней. 

 

СТАТУЭТКА

Не статуя, а просто статуэтка украсила мой быт античной формой божественной любви. Долго я искала место для неё, любуясь изысканностью формы, до чего же это увлекательное занятие! После долгих раздумий и вариантов, я поставила её перед книгами из серии «Библиотека античной литературы», и, конечно, рука сама потянулась к Вергилию, я открыла книгу и прочитала: «Неба краса! Кто тебе повелел на облаке лёгком к нам на землю слететь?..» - и погрузилась в чтение «Энеиды», а потом перебирала статуэтки на полках и воспоминания об исчезнувших годах вызвали у меня нежную грусть. 

 

В ХАРАКТЕРЕ ОДЕЖДЫ

В характере одежды невольно виден и характер человека, я обратила на это внимание ещё подростком, наблюдая за своими ровесниками, я удивлялась до чего же их внешний вид совпадает с внутренним содержанием, конечно, собой я была абсолютно довольна, чтобы научиться самоиронии и критике собственной персоны, для этого понадобились годы и умные книги, в которых мастера литературы буквально одной-двумя фразами через одежду своих персонажей дают им исчерпывающую характеристику. 

 

СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ

Солнечный свет радует, когда ты просто греешься в его лучах после холодов, но он и мешает рассматривать предметы из-за сильного контраста, когда пропадают не только полутона, но и сам цвет, а в жаркие дни – ослепляет, застилая всё вокруг маревом, когда окружающие предметы превращаются в яркие пятна, а в голове, кроме желания спрятаться от солнца, не возникает ни одной внятной мысли. 

 

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ МОСКВА

В граните и мраморе улицы центра, дома середины 20-го века памятниками плечом к плечу стоят монументально, сияя приведёнными в порядок фасадами, с изумлением разглядывая невиданные прежде широкие тротуары и гранитные бортовые камни, скамейки и появившуюся вновь зелень, наблюдая, как уютная и тихая некогда Москва превращается в огромный мегаполис, в который ежедневно пребывают потоки гостей со всех концов света, чтобы убедиться в том, что молва о красоте её соответствует действительности. 

 

ПОЙМАННЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Вся жизнь состоит из впечатлений, которые накапливаются и исчезают, и отмотать ленту назад нельзя, но вот те из впечатлений, которые я припечатала словами в своей книге, живут вне зависимости от меня для всех, и не только для современников, но еще и не для не родившихся, а когда я свои книги перечитываю, то воспринимаю их отвлечённо, однажды пойманные впечатления удивляют меня, открывая новые переживания, о которых в момент их написания я даже не задумывалась. 

 

СОЛНЕЧНЫЙ КАШТАН

Издали он кажется могучим дубом в поле. Но это - одиноко стоящий пышный каштан. Солнце ласкает его весь день по кругу. Вблизи же нежность листьев мне говорит о юге, ослепляющем солнце, в лучах которого листья выглядят синими, прежде каштаны в Москве были редкостью, а сейчас они затмили дубы, которые прежде властвовали здесь. 

 

МОСКВА УКРАШЕНА ПЕТУНИЯМИ

Обилие петуний по всей Москве поражает воображение, они играют пестротой красок, их цветок-граммофончик с каждым годом всё активнее осваивается на клумбах парков и газонов. Нежна петуния, нарядна, лирична, и неприхотлива, она повсюду вызывает улыбки на лицах прохожих, поднимает настроение даже в пасмурные дни своими яркими жизнеутверждающими расцветками, но встрече с солнцем они рады и, словно юные колдуньи, привораживают наши взгляды. 

 

СТРИЖЕНЫЕ ГАЗОНЫ

Зелёные ковры перед глазами. И тут и там стригут в Москве газоны, которые своей опрятностью придают ей благородный облик, правда, птицы вынуждены искать себе еду с большим усердием и сообразительностью, а травы уже перестроились и торопятся отцвести, едва появившись, чтобы оставить свой след на земле, растения и пернатые друзья гораздо более гибко перестраиваются ради жизни и её продолжения, а нам остаётся учиться у них позитиву. 

 

РОЗЫ СЧАСТЬЯ

Богатые букеты роз - на свадьбы, юбилеи, на премьеры, на свидания, при виде их я вспоминаю своё детское слово - «богачество», и с восклицанием произношу его про себя. Изысканная красота и благоухание роз неизменно вызывают у меня чувства полноты жизни, счастья и самые прекрасные воспоминания, для этого достаточно даже просто слова «розы», которое вызывает у меня и образ, и запах, и улыбку, и уверенность в том, что всё будет хорошо!

 

 

 

"Наша улица” №238 (9) сентябрь 2019

 

 


 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете
(официальный сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/