Николай Александрович Толстиков родился
19 сентября 1958 года в городе Кадникове Вологодской области. После
службы в армии работал в районной газете. Окончил Литературный институт
им. М.Горького. В настоящее время - священнослужитель храма святителя
Николая во Владычной слободе города Вологды. Публиковался в газетах
"Литературная Россия", "Наша Канада", журналах "Север",
"Лад", альманахах Северо-Запада, в Вологде издал две книги
прозы. Член Союза писателей XXI века. В "Нашей улице" публикуется
с № 93 (8) август 2007.
вернуться
на главную страницу |
Священник Николай
Толстиков
ПРИХОДИНКИ - ОСЕНЬ 2019
МОЛОДОЙ ДА РАННИЙ
Перевело начальство с прихода старого настоятеля. Мол, храм восстанавливает он медленно, клянчить у богатеньких спонсоров средств за годы то ли не наловчился, то ли просто стесняется. В общем, сделал «мавр» свое дело - открыл храм для богослужений, должен теперь и уйти.
Прибыл на его место юный поп. Недавно из семинарии, но, видать, молодой да ранний. Нашел краткий список благодетелей, ткнул наугад пальцем в первое попавшееся имя и отправился знакомство заводить.
Сидевший за столом добродушный на вид здоровяк, глава строительной фирмы, вопросительно поднял глаза на стремительно влетевшую в его кабинет тощую фигурку батюшки.
Тот прямо с порога взял «фирмача» в оборот, загибая пальцы:
- Вы мне дайте железо для ремонта кровли, дайте рабочих!.. Дайте то, дайте это…
Глава фирмы в ответ что-то невразумительно промычал, замотал головой и, наконец, сумел прервать словоохотливого батюшку, озадачив вопросом:
- А вы, молодой человек, что нам взамен дадите?
Повисло молчание.
- Воды крещенской дам! - нашелся юный батюшка. - Бесплатно. Приходите!..
«ЗНАК»
Наш приход не забрал мир с местным предпринимателем. Бизнесмен держал в помещении обкорнанного, без куполов и колокольни, храма «Сытную лавку» и годами извлекал немалый барыш, гоня на продажу водку, мясо, сигареты. В отделение «Росреставрации», на чьем балансе числился храм, от лихого арендатора капала денежка, и все заинтересованные лица были довольны.
Хотя приходская община официально создана и зарегистрирована, в сам храм ходу нам нет: еще на целый год сохраняется у предпринимателя срок аренды. И в очередной церковный праздник бежал к нему «на прием» наш староста и просил униженно позволить отслужить молебен возле стены храма снаружи.
Но вот бизнесмен угодил однажды в «автопеределку», выпутался еле живым и, выздоровев, принес и вручил настоятелю ключи от храма:
- Магазин съехал! Забирайте помещение досрочно!..
И все-таки подводит человека «ретивое»! Про «знак свыше», по собственному выражению, бизнесмен вскоре забыл, ревниво поглядывая, как в храме постепенно налаживается церковная жизнь. Вроде б как ждал прежний хозяин, что «наиграются» в свои игрушки пришлые люди и уйдут восвояси, все останется по-прежнему.
Да не тут-то было! И прихожан прибавляться стало…
Территорию вокруг храма обступал высоченный забор из металлического профиля, ворота, как на «зоне», раздвигались с помощью электромотора. «Квадратные метры» земли предприниматель успел в свое время по дешевке хитроумно выкупить у города, понастроить на них кирпичные гаражи. Строения он сдал в аренду, и теперь копошились в них автомеханики, чиня автомобили.
- Вы по моей территории ходите в храм! - заявил он нам на полном серьезе и вид такой сделал, что впору - платите наличкою «проходные» или по воздуху летайте.
А раз не хотите платить - взял и подломил ломиком электропривод у ворот; теперь это тяжеленное полотнище надо было отодвигать вручную. Автомеханики, наши соседи, ребята здоровые: им ворота задвинуть или отодвинуть - раз плюнуть. Да вот беда - на работу они приходят поздно, а нам службу начинать спозаранок.
И налегает героически отец настоятель плечом на торец железного полотнища. Скрежещет препятствие, не поддается, силенки требует…
Тут на помощь поспешает дед Геннадий. Это ему, наверное, кажется, что он быстро движется, на самом деле еле бредет. «Божьему одуванчику» годков более чем порядочно. В храме он с женою, тоже «одуванчиком», одни из первых прихожан. И на службу, как правило, приходят первыми. Он был когда-то давно секретарем райкома компартии, она - инспектором детской комнаты милиции. Потеряли единственную дочь, внука, остались в глубокой старости одни. Ожили, когда рядом с домом храм открылся. Ходят старички в его гулкой пустоте, целуют иконы, шепчут слова молитв, затепливают в помин душ близких и родных на панихидном столике свечи. И полегче им: может, не так остро одиночество и оставленность в этом мире ощущаются. Приводит Господь людей к вере неисповедимыми путями…
- А ну , помогай, жена! - призывает глуховатый дед супругу и упирается руками в торец полотнища ворот рядом с настоятелем. - Нет такой преграды в борьбе с капитализмом, чтобы не преодолела партия!
Присоединяется еще бабушка, и ворота нехотя, со скрежетом, отворяются…
И так почти каждое утро. Пока предприниматель, видимо, ждет очередного «знака».
Вологда
"Наша улица” №241 (12) декабрь
2019
|
|