Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть девяносто восьмая)

Маргарита Прошина "Задумчивая грусть"
заметки (часть девяносто восьмая)

"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Маргарита Васильевна Прошина родилась 20 ноября 1950 года вТаллине. Окончила институт культуры. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Долгое время работала заведующей отделом Государственной научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского, затем была заместителем директора библиотеки им. И. А. Бунина. Автор многочисленных поэтических заметок под общим заглавием "Задумчивая грусть", и рассказов. Печаталась в альманахе “Эолова арфа”, в "Независимой газете". Постоянно публикуется в журнале “Наша улица". Автор книг "Задумчивая грусть" (2013), "Мечта" (2013), "Фортунэта" (2015), "Голубка" (2017) и "Явление Афродиты" (2019), издательство "Книжный сад", Москва. В "Нашей улице" публикуется с №149 (4) апрель 2012.

 

вернуться
на главную страницу

 

Маргарита Прошина

ЗАДУМЧИВАЯ ГРУСТЬ

заметки

(часть девяносто восмая)

 

ФЛЕЙТА

Как волшебно флейтой начинает композитор Алексей Карелин тему в фильме «Свих в ряд», как будто наши дни, высокая художественность, переплетаются с днями Густава Малера, когда карета едет через лес, прозрачный в солнечном свете, стучат копыта, флейта птицей поёт о вечности любви, две белых птицы, взмывают ввысь, исполняя завораживающий танец, высоко на сцене бирюзового неба, мелодии Карелина и Малера листают страницами жизни прощальные встречи мелодично, поют о летящей грусти, о нежной тайне, исполняя признание в любви.

 

ДЕНЬ НАЧИНАЕТСЯ С ВОСТОРГА

Солнце заливает комнату, наполняя меня восторженным настроением, утро мне даётся с чистого листа, старое забыто, новое неясно, несколько тревожно, но приятно, потому что дышится легко, и согревает душу непоколебимая уверенность в том, что всё будет хорошо, и возрастает вера в лучшее, и чувство это не покидает меня, потому что обязательно будут восторженные встречи наяву, а не во сне, возобновятся прогулки, которые придают силы мне невероятные, ныне же я их продолжаю виртуально, потому что без Москвы, её улочек и переулков жизни я не представляю.

 

ЮРИЙ МАРКОВИЧ НАГИБИН - 100 ЛЕТ

Дух захватывает от цифры 100! Как ведь он был в течение всей моей жизни рядом, я зачитывалась его произведениями, но время неумолимо, и вот уже его нет в жизни, но он вырос в моих глазах невероятно и стал мудрым советником и примером по искренности и самоанализу своим «Дневником»! Юрий Маркович для меня был мастером слова и мысли, я зачитывалась его рассказами и повестями плакала на фильмах снятых по его сценариям, но знакомство с его «Дневником» перевернуло моё сознание. Его предельная откровенность, великолепный слог, точность образов и мыслей, присутствие печальной иронии. То, что талант не связан с характером, известно. Творческие люди - натуры тонкие, сложные, пребывающие в вечном поиске самих себя. Но такая искренность! Память тут же подсказала мне слова Нагибина о том, что «суть не в том - что писать, а в том - как писать. Можно врать в сюжете - это не очень опасно, можно врать в идее - не беда; губительно врать в выражении своего чувствования мира».

 

НАГИБИН О ТВОРЧЕСТВЕ

Читая «Дневник» Юрия Нагибина, я всё больше восхищаюсь его отношению к процессу творчества: «Бывает лишь счастье найденной фразы, и еще большее - счастье найденной формы. Форма - это вовсе не внешнее, это ключ постижения. То, что не записано, не существовало. Незаписанные встречи, чувства, боли, радости - да их вовсе не было в моей жизни, а запись в дневнике… дарит существование пережитому. Вечную жизнь дает лишь форма. Форма же одновременно и проверка пережитому. Добросовестно, сильно и ярко пережитое легко находит свою форму», его отношением к мировой литературе, важность которой для него была для него выше «собственного писания». Нагибин свою устную жизнь переложил в письменную, в этом был для него смысл творчества, в процессе написания боль от пережитых разочарований, страданий становилась искусством, «то есть самой концентрированной, самой стойкой, самой полной формой жизни». Он искренне не понимал бессмысленное страдание нетворческих людей: «Страдание, боль - это прекращение жизни, если только оно не становится искусством…» Юрий Нагибин - златоуст. Он виртуозно жонглирует словами. Читать его - счастье!

 

ВЕЧЕРНЯЯ НЕГА

Глазки закрываются сами собой, предлагая пойти на покой, строчки сливаются передо мной, вожу я воздушной рукой по тексту небесного сна, когда я одна наблюдаю за всеми, чтобы приблизиться к теме, которая ускользает вместе с облаком, скользящим по краешку сна, который то наплывает, то исчезает вместе с вечерней негой, моей вдохновительницей, стоит мне открыть глаза.

 

ЦЕПОЧКИ ОГНЕЙ

Улица уснула, небо почернело, вспыхнули гирлянды уличных огней, в детство погружаюсь, наблюдая праздник елочного счастья бесконечных дней, связанных цепочкой от любых ненастий, превращая будни в марево огней. Где же я такая? Огненная стая, как река ночная, звёздами полна, как на сцене в драме, тянет меня бездна, ты и он, все вместе вихрями теней, я - частичка света, - говорю сама я, - соткана в цепочке чувственных огней.

 

ОТКРЫТИЯ В НОВОМ ПРОЧТЕНИИ

Впечатления от прочитанной когда-то книги совершенно меняются при новом прочтении, тогда понимаю, что прежде не доходила до глубин текста, не наслаждалась в полной мере умением автора владеть словами, сочетать несочетаемое и ставить их в невероятном порядке, когда каждое слово раскрывает свои новые значения, именно в данном тексте. Пройдёт время, и при новом прочтении меня ждут новые открытия.

 

ВКУС ЖИЗНИ

Сама жизнь приобретает вкус при чтении «Золотой розы» Константина Паустовского, потому что без этой вещи не вполне была вкусна жизнь, а зародился вкус этот с момента самостоятельного чтения, особенно ярко помню дождливый зимний день, слёзы катятся по оконному стеклу градом, родители и сёстры увлечённо занимаются своими делами, а я слоняюсь по квартире в тоске и печали, пока папа не спросил меня почему я бездельничаю, ответ мой о том, что я всё уже прочитала, привёл его в недоумение, я-то имела в виду свои детские книги, а он указал мне на книжный шкаф и дал в руки первый том собрания сочинений Чехова, я открыла его и начала читать предисловие, а потом всё подряд со всеми ссылками и примечаниями, с той поры я наслаждаюсь вкусом жизни, погружаясь в прекрасные миры, созданные мастерами слова в бессмертных текстах.

 

УПРАВЛЕНИЕ СОБОЙ

Самая сложная в жизни наука - управление собой, потому что я состою из множества других индивидуальностей, которые хотят, как бы растащить меня в разные стороны, но главное моё «Я» должно говорить этим подругам: «Стоп!», - однако, не всегда этому «Я» удаётся справиться с остальными «я», они постоянно пытаются выйти на первый план, вот тут и начинаются проблемы ненужных выяснений отношений, обиды, насмешки и прочие вредности, которые сражаются за право на первенство, порой им удаётся это на время, но потом моё «Я» вновь занимает первое место.

 

В СВЕТЛОЕ

Воображение рисует светлое вдали, а ты находишься у себя в сумерках, но в этом месте как бы себя не видишь, всё время стремясь к далёкому свету, где тебе будет лучше, торопишься, спешишь, но расстояние к светлой дали никак не сокращается, получается, что это постоянный обман или заманчивый мираж, отчаяние охватывает тебя, но преодолев его, ты зажигаешь свет в сумерках, преображая их в светлое.

 

В ВЕНЧИКЕ ИЗ РОЗ

Образ в надежде и в вечности, такой непостижимый и такой ясный, в белом венчике, как я в детстве в веночке из ромашек, возникает в минуты печалей и горестей с того момента, как я услышала строчки Блока: «Нежной поступью надвьюжной, // Снежной россыпью жемчужной, // В белом венчике из роз - // Впереди - Исус Христос», - у меня два эти образа невероятным образом соединились и всегда поддерживают, придавая веру в собственные силы.

 

ПРОСВЕТЫ

Просветы счастья даются не просто так, а для того, чтобы я ныряла в них, и светлела душой даже в самый мрачный день, что я и делаю на протяжении всей жизни, просветы мои спасительные неизменно обволакивают меня облаком белым и уносят в такие небесные дали, что я забываю обо всём на свете в дивном покое, дарящем мне силы на то, чтобы рассеять мрак, они выручают меня постоянно на протяжении всей жизни.

 

НЕШУТОЧНОЕ СРАЖЕНИЕ

Одну мою часть стремительно клонит ко сну, другая часть поднимает меч творчества, посылая неожиданные детали поведения героя, глаза слипаются, буквы прячутся от меня, но я пытаюсь справиться с этим, понимая, что иначе всё исчезнет бесследно, так и живу в нешуточном творческом сражении с собой, соотношение побед и поражений в котором балансирует на уровне знака равенства.

 

ЖИТЬ С ПИСАТЕЛЕМ НЕВОЗМОЖНО

Писатель всё время пишет, заключил себя на всю жизнь в четырёх стенах, и всё пишет и пишет, а хочется дышать полной грудью, ходить в театры, рестораны, на презентации, путешествовать, наконец! Писатель целый день сидит на одном месте, это же ужас, требует, чтобы ему не мешали работать, чуть что спросишь, он психует, пойдёшь куда-нибудь, познакомишься с приятным человеком, он подозревает в изменах, придумывает всякие небылицы, с ума сходит, падает на пол, бьётся в истерике…  Думаю о Достоевском…До чего не устроена и тяжела была его жизнь, но явилась Анна Григорьевна! Да, жить с писателем невозможно, его можно только любить…

 

ГОМЕР

Читаю медленно Гомера, и понимаю его меру увлечь в далёкие края, где забываю я себя, уйти, возможно, для примера от всех расстройств в нутро Гомера, где ночь бессонная к утру мне распахнёт летящий парус, который унесёт меня в дальнюю даль, в пучину странствий, о коих Гомер поведал лишь ветру морскому да чайкам, указывающим путь парусу, несущему меня навстречу с легендами былыми, но сразу возникают строки иного поэта: «Бессонница, Гомер, тугие паруса... // Я список кораблей прочел до середины... // Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, // Что над Элладою когда-то поднялся…» И я в тот поезд журавлиный взлетаю на ходу, и сладко делается мне от метрики Гомера.

 

ПРИ ВСЁМ ПРИ ТОМ

Вот человек, устроен странно, вся жизнь из бед, а он при всём при том к своим невзгодам равнодушен, приветлив к людям, поёт песни и не клянёт судьбу свою, в чём дело здесь, ответ лежит в судьбе его, ведь он поэт и этим счастлив при том при всём, что весь из бед, он днём и ночью сочиняет, вся жизнь из ритма и из рифм, которым беды подчиняет, рифмует крыши, чтобы тише по ним пернатые ходили, ступали ангелы же, или он видит свет в дождливый день, он слышит пение птиц и шёпот ветра южного, когда вокруг метёт метель, при всём при том невзгоды рассеиваются сами, а вокруг, звучит поэзия любви.

 

ОТХОЖУ ОТ ОБИД

Отхожу от обид очень медленно, сержусь на себя за это, но упрямства хватает ненадолго, приходит понимание того, что любые преграды следует преодолевать, чтобы быть в ровных отношениях с дорогим человеком, он ведь тоже обидчив, а жизнь такая короткая, в ней хватает препятствий и трудностей, возникающих по независимым от нас причинам, поэтому нужно дорожить и беречь то, что так дорого.

 

САВРАСОВСКОЕ НЕБО

Пересекая перекрёсток Архангельского переулка с Потаповским, идущим налево, и Кривоколенным, идущим, соответственно, направо, вдруг в перспективе у дома Нагибина, который чуть левее, открылось саврасовское небо в черных, синих, серых мазках, словно это небо сошло с картины «Грачи прилетели», дух захватило и я замерла - чудо невероятное, но буквально через одну-две минуты небо исчезло, налетела метель, как, откуда, совершенно непонятно! Я поспешила на трамвайную остановку у Покровских ворот, раздался спасительный звон трамвая, который спас меня от ненастья, я села у окна, прикрыла глаза, продолжая любоваться невероятной картиной саврасовского неба.

 

РУКА К РУКЕ

Странное дело, как только прикасаешься к руке близкого человека, так сразу проскакивает по всему телу сигнал успокоения, тепла даже, когда на улице мороз, кажется, что звезды светят только для тебя, любая боль идёт на убыль, не нужно слов, появляется уверенность в том, что всё будет хорошо, как славно на душе, когда твоя рука касается его руки!

 

МЕДЛЕННОЕ НОВОЕ

Так медленно идёт весна, и медленно появляется новое, в первую очередь я имею в виду распускающиеся почки, которые уж столько раз в жизни набухали, просыпались, и вот вновь они медленно предстают пред моим взором совершенно новыми, ведь это происходит с ними впервые, они нерешительно готовятся выглянуть в неведомый прежде мир, опасаясь неизвестности, демонстрируя нам, что всё новое приходит в мир медленно.

 

ЗЕМЛЯ ЗАКРЫТА

Чистота центра Москвы заключается в простом закрытии земли твердыми покрытиями, только и всего, вот чем удивляла Европа в прежние века российских путешественников после нашей непролазной жидкой глины в две колеи. Земля закрыта, пешеходам и машинам удобно и комфортно, сколько красоты от нас скрыто при этом, поэтому при виде одинокого одуванчика или просто травинки тоненькой на глаза набегает слеза, которая сменяется восторгом и нежностью, как в этих джунглях каменных ей удалось пробиться на свет. Вот она - жажда жизни!

 

ЛЮБЛЮ СПЕШАЩИЕ МГНОВЕНЬЯ

Вся жизнь моя спешит в мгновеньях, их я хочу остановить, возобновить мгновенья в повтореньях и сразу хочется любить повторы эти, дни за днями летят неведомо куда, но я сажусь по расписанью писать бегущие слова, так только можно сохранить спешащие мгновенья, и отблагодарить самостоятельную жизнь в записанном движении.

 

ПОСМОТРЕЛА В УГОЛ

Уютно устроилась на диване с книгой, но, прежде чем читать, посмотрела в угол, где на банкетке сидел кот, вспомнила, что не сменила ему воду, встала, пошла на кухню, зачем-то включила стиральную машину, и понесся день в домашних делах под её жужжание, пыль вечный враг мой не даёт покоя, к звукам стиральной машины присоединился звук гудящего негромко пылесоса, сквозь который я едва расслышала звонок мобильника, во время разговора машина щелчком сообщила, что пора развешивать бельё, в это же время зазвонил другой телефон. За окнами стемнело.

 

ПЫЛЬ

Вот уж, впрямь, коварная вещь - пыль, ведь недавно протирала всё на свете, а она опять на месте лежит себе, как ни в чём не бывало, и так на протяжении всей жизни идёт наша с ней борьба, в которой победа неизменно остаётся за пылью. В солнечном луче она чудесно золотится. Но красота её коварна, можно и задохнуться. Непобедимая и вездесущая пыль в результате убедила меня в том, что мне с ней не справиться, в результате мы пришли к компромиссу - я изредка смахиваю её, а она на какое-то время прячется, как будто я с пылью играю в прятки.

 

ПРИОТКРЫТЬ ОКНО

Прежде чем выйти из комнаты, приоткрываю окно, а в другой - закрываю, чтобы не продуло, так как убедилась на собственном опыте, что даже минимальный сквозняк - причина массы неприятностей, выраженных в подозрительном насморке, не менее разоблачающем кашле, и более серьёзных простудных заболеваний, но мне постоянно не хватает свежего воздуха, спасают неспешные продолжительные прогулки, поэтому, выходя из дома, я устраиваю полнейший сквозняк, который успешно обеспечивает настоящее проветривание в квартире, а возвратившись, закрываю окна и наслаждаюсь в тишине работой на клавиатуре компьютера.

 

ЛЮСТРА

Лампы у прежнего светильника были направлены в потолок, который почти не отражал свет, но я долгие годы не обращала внимания на то, что в комнате сумрачно, уж очень он полумрак мне нравился, да и зрение было отличное, и слишком яркий свет мне бы мешал , но с годами появились у меня очки, и я всё чаще стала посматривать на люстру с мыслью о том, что пора её заменить, но длилось эта мысль несколько лет, и вот, наконец, я решилась приступить к замене, и теперь новая люстра сияет, освещая все углы, совершенно преобразила комнату, и она выглядит значительно уютнее, и читаю я теперь свободно даже мелкий шрифт.

 

ВЕШАЛКА

Купишь что-то новенькое из одежды для себя любимой и на вешалку пытаешься определить, а места-то свободного нет, купишь другую, забудешь о предыдущей, и вот наступает момент, дарующий увлекательное занятие по пересмотру вещей, с целью узнать, что же у меня висит здесь, тут и выясняется, что значительная часть одежды совершенно не нужна, не идёт, а то и никуда не годится, а надеть буквально нечего, наступает момент  расставания с тем, что и одеждой-то назвать нельзя, в результате на вешалке появляется свободное место, которое необходимо заполнить.

 

ЧАШЕЧКА КОФЕ

Когда-то кофе пили одну чашечку за другой, особенно в рабочие дни среди библиотечных стеллажей, теперь же для меня это целый ритуал, каждый день я с нетерпением дожидаюсь счастливого момента, когда наступает долгожданное время, я непременно включаю музыку, соответствующую моему настроению, достаю кофемолку, насыпаю в неё зёрна, вдыхая их аромат, затем молю его, кладу в турку чуть-чуть соли, кофе, сахар на кончике кофейной ложки, после этого заливаю водой, как только он готов, сервирую стол, на который обязательно ставлю горький шоколад и очаровательную кофейную чашечку, подаренную любимым - наступает момент абсолютного счастья!

 

ТЕЛЕФОН

Просыпаюсь от звонка городского телефона, звонит он так тревожно, что я невольно начинаю волноваться, но сразу понимаю, что это очередное навязчивое предложение ненужных услуг или развод  мошенников, не успеваю произнести ни слова, как звонит мобильник, прислоняю его к другому уху, отвечаю в оба телефона одновременно, чтобы не беспокоили, расстроенная тем, что забыла отключить их на ночь, отключаю их, включаю музыку, которая неизменно успокаивает меня и настраивает на творчество, сажусь к компьютеру с чашечкой целебного кофе.

 

ВИЛКА

Обычная вилка лежит у тарелки тихо, слева, так тихо, что мы её и не замечаем, такая привычная, каждый день несколько раз с самого моего рождения я машинально достаю вилку из нержавеющей стали и кладу её слева от тарелки, вогнутой стороной кверху, вилка эта одна из шести каждый день лежит на моём столе, потому что следует за мной столько, сколько я себя помню, я за эти долгие годы менялась постоянно, а она, по-прежнему, хороша - лёгкая, отражающая свет, рукоять её украшена ажурным растительным узором, с четырьмя зубцами, она практически невесомая, но я помню время, когда пользовалась ею весьма неумело и она то и дело падала.

 

ЛОЖКИ

Ложки хороша к обеду, но можно и без обеда хорошенько подумать о них - чайная, десертная, столовая, салатная, ещё много разных ложек есть на свете, но в детстве меня больше всего привлекали маленькие, изящные ложечки для специй, с витыми, ажурными ручками, они просто очаровывали меня, поэтому я стала кормить из них своих кукол, сервизы игрушечные у меня были, а вот ложечки я брала именно эти, в результате мама купила для специй другие, а эти прелестные ложечки отдала мне, но с годами они сами куда-то исчезли. Ныне же я отдаю предпочтение кофейным и серебряным ложкам, и дарю их родным, выбирая самые очаровательные.

 

 

"Наша улица” №246 (5) май 2020

 

 


 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете
(официальный сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/