Николай Александрович Толстиков родился
19 сентября 1958 года в городе Кадникове Вологодской области. После
службы в армии работал в районной газете. Окончил Литературный институт
им. М.Горького. В настоящее время - священнослужитель храма святителя
Николая во Владычной слободе города Вологды. Публиковался в газетах
"Литературная Россия", "Наша Канада", журналах "Север",
"Лад", альманахах Северо-Запада, в Вологде издал две книги
прозы. Член Союза писателей XXI века. В "Нашей улице" публикуется
с № 93 (8) август 2007.
вернуться
на главную страницу |
Священник Николай
Толстиков
ПРИХОДИНКИ ВЕСНЫ 2020
МЕСТЬ АТЕИСТА
В нашем городе местные писатели собрались восстанавливать полуразрушенный храм. Создали общину, получили настоятеля.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело подается, тем более доброе. Богатенькие «буратино» - спонсоры толпой не набежали, а у иного писателя сейчас в кармане - вошь на аркане. Но все-таки старались, что могли - делали. Перво-наперво богослужение в изувеченном до неузнаваемости храме было восстановлено; вместо иконостаса алтарь отделила простая занавеска. А снаружи и говорить нечего: стены ощерились карминно-красными выбоинами кирпича, на крыше березки растут. И все-таки народ в окрестностях стал называть храм «писательским», раз там обретались кудесники слова.
Здание храма уцелело каким-то чудом посреди «дворянского гнезда» - обиталища бывших партийных и советских номенклатурщиков. Кто из них взирал на оживающий храм с молчаливым равнодушием, кто - с ехидной усмешечкой. А один - восьмидесятилетний, но еще шустрый старикашка однажды налетел на настоятеля петухом:
- Где виден труд ваших писателей в деле восстановления церкви? Где купола, где «леса» по стенам? Писатели же богатые люди, что это жалеют «отстегнуть» на ремонт?!
- Помилуйте! - возразил настоятель, тоже писатель. - Откуда у них большие деньги? Живут, нищенствуют.
- Враки все! - не унялся старикан и принялся считать деньги в чужих карманах. - Вон, у председателя вашего союза сын - бизнесмен, да и у других щелкоперов - родственнички тоже небедные.
Выяснилось, что старикашка этот был в молодости и в зрелых годах флотским замполитом и наверняка морячкам ахинею о вреде религиозного дурмана истово втюхивал, а сейчас, поди ж ты, о храме Божьем стал радеть. На службах он никогда стоял, а все вот так налетал с набега на настоятеля. И стал кляузы во все инстанции строчить, на что оказался редчайший мастер.
Начальство, от греха подальше, перевело настоятеля на другой приход; община захирела: все точно рассчитал старый атеист - поражу пастыря, и овцы разбредутся. И, похоже, потерял всякий интерес к храму, больше вблизи его и не видывали. Добился вроде своего.
А все дело-то оказалось вот в чем. Как и многие стариканы на склоне лет, вообразил он себя «писателем», стал своими опусами местное отделение союза писателей заваливать. А наши писатели к графоманам жестки и суровы: пожалуйте-ка в «корзину» !
Вот и удумал старикан отомстить, раз не взяли его в свои досточтимые ряды…
МОЛИТВЕННО !
Отец Василий, настоятель храма, из музыкантов, в прошлом преподавал в консерватории. Любая фальшивая нотка, проскочившая во время совершения службы, вводит его в расстройство.
Недавно рукоположенный во диакона отец Федот - из армейских прапорщиков. Грубоват, голосина ровно труба, и с музыкальным слухом он не в ладах, не иначе медведь на ухо наступил.
Страдальчески морщится от диаконских рулад на утрени отец Василий, но куда денешься - надо новорукоположенного диакона учить.
Возгласив на каноне с солеи перед богородичной иконой - « Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!» так, что вздрогнули подвески на паникадиле, возвращает в алтарь Федот , покадивши храм.
- Отец Федот! - трагично вздыхает отец Василий. - Не надо так орать «Богородицу и Матерь Света…», как будто взвод солдат в атаку поднимаете. Благоговейно, молитвенно надо…
ВЕРА
Отец Федот, хотя и в зрелых уже годах, но диакон еще «молодой», всего с неделю. Утомился, видать, с непривычки на службе. И петь с прихожанами «Символ веры» на солею застеснялся еще выйти, притулился передохнуть на табуретке в уголку алтаря. Батюшка служит с ним тоже молодой, ничего не скажет, не попеняет. А так хоть на пару минут гудящие с непривычного долгого стояния ноги ныть престанут.
Но в это время в алтарь заходит настоятель отец Василий:
- Отец диакон, где ваша вера?
- В садике. - отвечая, вскакивает с табуретки смущенный, как провинившийся школьник, Федот.
- Где-где? - не понимает растерянный настоятель.
- В садике. - повторяет отец Федот. - В школу еще младшую дочку не берут, мала.
ПРИМЕТА
Дама - бизнес-вумен: пусть за пятьдесят, но внешность броская, иномарка - шикарная. Приходит в храм исправно по воскресениям; стоит на службе, повязавшись платочком, - скромная овечка.
Говорит:
- Я, батюшка, как истинная христианка, во всякие там приметы не верю. Пусть черная кошка дорогу перебежит или тетка с пустым ведром навстречу попадется или ваш брат-поп рясой где-нибудь на углу зачернеется - все равно еду прямо! И не подумаю трусливо объезжать за квартал, как другие!
Едем как-то с этой дамой за попутье по делам. Навстречу узкий проезд через туннель под железнодорожными путями, по ним неторопливо тянется состав. Дама вдруг отрывает руки от руля, плюет в ладони и оглушительно хлопает ими.
- Это зачем? - удивляюсь. - Чтобы поезд на нас, не дай Бог, не упал?
- Да нет! К деньгам это! К прибытку! - восклицает прихожанка.
МОНАШКИНА ХОДЬБА
Часто можно видеть где-нибудь в парках бодро шагающих бабулек с лыжными палками в руках. Скандинавская ходьба. Говорят, помогает жизненный тонус удерживать и к долголетию стремиться.
Но почему-то хочется думать, что придумали ее не финны, а наша русская баба Дуня. Сухонькая, всегда в темного цвета одежде, укутанная по самые брови черным платком, жила она в маленьком, переделанном из амбара, домике. Соседки рассказывали про нее: что в юности она на каком-то полустанке спрыгнула с замедливающего ход поезда, и замоталась при этом ее длинная коса за подножку вагона. Так и поволоклась Дуня по насыпи вслед за набирающим скорость составом. Взмолилась: мол, жива останусь - жизнь Богу посвящу! И… отцепилась.
Монастыри в ту богоборческую пору были закрыты, стала Дуня монахиней в миру…
Нам она запомнилась бодрой старушкой с двумя батожками в руках и котомицей за плечами, семенящей по бездорожью в храм за несколько километров от нашего городка. Неизменно - и в непогоду, и под палящим солнцем, шепча молитву.
Никто не мог бы сказать: сколько было монахине лет? Пока однажды на избирательном участке - в советское время все обязаны были прийти и проголосовать за одного-единственного кандидата - председатель комиссии, сверив Дунин паспорт со своим списком, не произнес во всеуслышание то ли потрясенно, то ли восхищенно:
- Вы знаете сколько этой бабушке лет? Не поверите, сто три!..
Вот вам и ходьба. С молитвой на устах только.
Вологда
“Наша улица” №246 (5) май
2020
|
|