|
|||
Нина Петровна Краснова родилась 15 марта 1950 года в Рязани. Окончила Литературный институт им. М. Горького (семинар Евгения Долматовского). Автор многих поэтических сборников, выходивших в издательствах «Советский писатель», «Современник», «Молодая гвардия» и др. Печаталась в журналах «Время и мы», «Москва», «Юность», «Новый мир» и др. В «Нашей улице» публикуется с пилотного № 1-1999. Принцесса поэзии «МК-95». В 2003 году в издательстве «Книжный сад» вышла большая книга стихов и прозы «Цветы запоздалые» под редакцией и с предисловием Юрия Кувалдина. Член Союза писателей СССР с 1982 года. К 60-летию Нины Красновой в 2010 году Юрий Кувалдин издал еще две её книги: "В небесной сфере" и "Имя".
|
Нина Краснова ЖИЗНЬ В ОДИНОЧЕСТВЕ эссе
…Есть люди, которые не выносят одиночества, и не знают, что им делать дома наедине с собой, если рядом никого нет, им скучно в одиночестве, и они всё время рвутся из дома куда-то на люди, в компании, ищут каких-то развлечений и каких-то приключений на свою голову. …Жюль Ренар писал в своем дневнике: «Мне никогда не бывает скучно с самим собой. Потому что я сам себе хороший собеседник». Вот и мне, как Жюлю Ренару, никогда не бывает скучно наедине с собой… И не только потому, что я сама себе хороший собеседник, но и потому, что мне всегда есть чем заняться дома, кроме как домашними делами, главнее которых для меня - другие дела, связанные с творчеством. Они у меня всегда на первом месте, и их так много, что их, как и домашние дела, никогда не переделаешь все. …Вообще я по натуре - интровертка, затворница. Но мне с самого малолетства, приходилось быть экстраверткой, потому что приходилось всё время жить и быть то в круглосуточном детском саду (с двух лет, на пятидневке), то потом в школе-интернате (с первого по восьмой класс)… и приходилось находиться на людях и на людях, круглосуточно, круглыми сутками, месяцами и годами, каждый час и каждую минуту. И ни от кого никуда нельзя было уйти и спрятаться куда-нибудь. Причем я была очень активной девочкой, участвовала в разных утренниках, пела, танцевала, читала наизусть стихи разных поэтов, выступала с акробатическими номерами, а в интернате была ещё и командиром октябрятской звёздочки, и была звеньевой, и председателем совета отряда, и председателем совета дружины, и старостой хора, и редактором и художником-оформителем стенгазет… и членом клуба дружбы народов (переписывалась с учениками всех шести европейских социалистических стран)… и занималась в разных кружках, и играла в спектаклях… И играла с мальчишками в войнушку и в футбол и, чтобы проверить - смелая я или нет, готова к подвигу или нет (будь готов! - всегда готов!), лазила по деревьям и прыгала с крыши и бегала по газовой трубе через овраг. И, если говорить стихами Есенина, была «средь мальчишек всегда герой», а средь девчонок и подавно. И к тому же я была отличницей. И к тому же я писала стихи и дневники… Дневники я писала в основном перед ужином, у себя в классе, сидя за своей партой, когда уже сделала все уроки, а стихи - после ужина и после отбоя, в умывальной комнате, где горел электрический свет, или в спальне, в темноте, при свете уличного фонаря… когда мои одноклассницы (15 девочек, как в армейской казарме!) ложились спать, переставали болтать друг с другом и засыпали… Тогда я витала душой в своих мечтах и фантазиях, в заоблачных высях поэзии, в воздушных замках и наслаждалась там своим одиночеством. …По субботам моя матушка забирала меня домой, в наш двенадцатиметровый подвал в центре Рязани, на улице Революции, где нас с ней и с моими братьями и сестрой, не считая кошки и собаки, было пятеро, то есть так много, что «посевкой не промешаешь», если говорить солотчинским языком моей матушки. А через какое-то время нас стало семеро, с женой старшего брата и их сыном. В толстенных стенах этого подвала, Я с братьями росла, с сестрой и с мамой… Я любила наш - почти короленковский - «серый и сырой» и бессолнечный подвал и стремилась туда всей душой. Но и там я оказывалась, как в большом коллективе, как в цыганском таборе, в котором к тому же было полно неразрешимых проблем, о которых здесь не место говорить. …1971 году я уехала из Рязани в Москву, про которую написала: «Москву ничем не удивишь, но я попробую!», я «пооборкалась»-пообтесалась там, повращалась в столичных литературных кругах, обрела литературных друзей, окончила Литературный институт (семинар Евгения Долматовского, автора любимых народом и мной песен, в том числе песни «Моя любимая») и в 1978 году вернулась в Рязань, и вернулась «на белом коне», с публикациями своих стихов в альманахе «Поэзия», в журналах «Москва» и «Юность», а через год выпустила первую книгу стихов «Разбег», в фирменном и очень престижном тогда издательстве «Советский писатель», а еще через год вступила в Союз писателей СССР, а еще через несколько лет получила от этого Союза свою собственную квартиру - в микрорайоне Дашково-Песочня, в 1984 году, причем двухкомнатную, потому что членам СП тогда полагалось 20 лишних квадратных метров для библиотеки и для архива. …У меня в Рязани не было компьютера и интернета, как и ни у кого ничего этого тогда не было. Телефона у меня тоже не было. Мне его не поставили и сказали, что поставят лет через 10, когда подойдет моя очередь. Я жила очень замкнутой жизнью. Оторванная от всех своих главных - московских - литературных друзей, от учителей, от наставников, от покровителей, от издателей и сотрудников редакций… И со всеми общалась и держала связь только по почте, через письма, которые очень любила получать и которые очень любила писать, поскольку у каждого моего письма был свой адресат и свой любимый мной и любящий меня и очень отзывчивый читатель. …В Москву я ездила один или два раза в год, только по литературным делам, а не за колбасой и не за «тряпками», как кто-то, пробегалась там галопом по Европам - по знакомым редакциям и издательствам… и успевала увидеться, естественно, не со всеми, с кем переписывалась, а только с некоторыми, на литературных дорожках, и с большинством своих «корреспондентов» не виделась годами, иногда выступала в Москве на вечерах, в ЦДЛ, в ЦДРИ, в Манеже, и даже по радио и по ТВ, куда меня как молодую поэтессу, звезду Рязани, приглашали наши корифеи - Виктор Боков, Николай Старшинов, Владимир Солоухин, Андрей Дементьев. И возвращалась к себе в свою «косопузую» Рязань. И опять жила замкнутой жизнью, на удалении от всех, то есть, говоря языком нового времени, на «удалёнке». Сидела дома, как запечный сверчок, или как монашка в миру, писала свои стихи, дневники и письма, и никакой другой жизни, кроме этой, у меня не было. Написала я и роман лирической прозы «Дунька в Европе», о своей первой поездке за рубеж, в Польшу, на праздник Варшавская Осень Поэзии, 1125 страниц на машинке. * * * С ним в простой гуляю кофте, юбке, 1985 г., И раз в день я обязательно звонила по уличному телефону-автомату домой своей маме и сестре, чтобы узнать, как у них дела, и сказать, как у меня дела, заходила в магазин за продуктами и возвращалась к себе, в свои апартаменты. …А когда я в 1992 году переехала в Москву, обменяв свою двухкомнатную квартиру улучшенной планировки на однокомнатную хрущёвку, как горшки на глину, если говорить солотчинским языком моей матушки, я думала, что в Москве я теперь буду чаще видеться и общаться со своими старыми московскими литературными друзьями, но и там (то есть здесь) я годами не вижусь с большинством из них, и теперь общаюсь со всеми в основном по электронной почте и по фейсбуку, то есть опять на «удалёнке». А многие из моих друзей уже поумирали и находятся в Царствии Небесном. И я общаюсь с ними тоже - опять - на расстоянии, виртуально. А для творчества нет ничего лучше, чем одиночество и иночество, которому я спела свою «ОДУ ОД» из двух строк: ОДА ОДИНОЧЕСТВУ -
"Наша улица” №247 (6) июнь 2020
|
|
|
Copyright © писатель Юрий Кувалдин
2008 Охраняется законом РФ об авторском праве |
|||