Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть девяносто девятая)

Маргарита Прошина "Задумчивая грусть"
заметки (часть девяносто девятая)

"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Маргарита Васильевна Прошина родилась 20 ноября 1950 года вТаллине. Окончила институт культуры. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Долгое время работала заведующей отделом Государственной научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского, затем была заместителем директора библиотеки им. И. А. Бунина. Автор многочисленных поэтических заметок под общим заглавием "Задумчивая грусть", и рассказов. Печаталась в альманахе “Эолова арфа”, в "Независимой газете". Постоянно публикуется в журнале “Наша улица". Автор книг "Задумчивая грусть" (2013), "Мечта" (2013), "Фортунэта" (2015), "Голубка" (2017) и "Явление Афродиты" (2019), издательство "Книжный сад", Москва. В "Нашей улице" публикуется с №149 (4) апрель 2012.

 

вернуться
на главную страницу

 

Маргарита Прошина

ЗАДУМЧИВАЯ ГРУСТЬ

заметки

(часть девяносто девятая)

 

ТАРЕЛКИ

О тарелках можно написать роман, поскольку каждый человек пользуется тарелками, мелкими, глубокими, с золотой каёмочкой, с тиснёным узором, ах, сколько восхитительных тарелок ещё в молодости я рассматривала в «Доме фарфора» на Ленинском проспекте, разных заводов, тонкие и невесомые, с разнообразными рисунками цветов, животных, выбирая тарелки на все случаи жизни в свой будущий дом, со временем мои мечты сбылись, я уже не заглядываюсь на посуду, а память хранит две тарелки - мелкую и глубокую с золотыми каёмочками, лёгкие и изящные с цветочным рисунком, это были голубые цветочки, тарелки эти мне подарили в самый памятный день рождения, когда мне исполнилось пять лет и ко мне в гости пришли мои друзья, этот весёлый и счастливый день я запомнила, как невероятно счастливый, в тарелки эти, завернутые в прозрачную бумагу, завязанную голубой лентой, были насыпаны конфеты в ярких фантиках.

 

ЧАШКИ

Чашки изящные тонкие и надёжные тяжёлые, всевозможные, и такие, и сякие нам улыбаются, призывают попить чайку, без чаепития я жизни себе не представляю, в изматывающий жарой день в голове моей преобладает только мысль о живительной чашке чая, и в ненастный день я думаю о нём же, рука так и тянется к большой чашке с восточным узором, которая уверенно располагается на таком же украшенном блюдце и манит меня ароматом целебного напитка. Сколько разнообразных по форме, цвету, узору чашек возвращали меня к жизни, вызывая восхищение изысканностью и оригинальностью! Невозможно даже вспомнить. Вот стоит передо мной белая чашечка из тончайшего фарфора, изогнутая ручка её золотом сверкает, как и ободки на её блюдце, а голубая роза, едва распустила лепестки свои, и в это мгновение нет для меня чашки краше.

 

КАСТРЮЛИ

Вообще-то кухня не моя стихия, но без кастрюль никак не обойтись, надо отметить, что я обхожусь минимумом, у меня их всего пять, но каждую из них я выбирала с одной целью, чтобы она на только была удобна, но и глаз радовала. Все они у меня белые, но украшены рисунками цветов или фруктов. Ушли в прошлое времена, когда я готовила на 2-3 дня, да и времена больших застолий постепенно стали редкостью, теперь у меня в ходу две очаровательные кастрюльки на полтора литра, но они настолько обе хороши, что поднимают настроение даже в хмурые дни. Одна из них украшена сочными красными розами с зелёными листочками, а другая - букетиками нежных полевых цветов, обе мне нравятся, поэтому пользуюсь по очереди. Написала слово «очередь» и хотела заменить, а потом подумала, что слово это выскочило не случайно.

 

НОЖИ

Есть ножи столовые, десертные, есть ножи для разделки рыбы, мяса, овощей, и есть ножи складные, чего в них только нет - можно и консервный нож достать, и вилку, и ложку, достал ножик, открыл всё, что нужно, поиграл в ножички, как в детстве, сложил ножик, убрал, он места занимает мало, у меня такого ножа не было, а вот ребята во дворе иногда играли в ножички, а я наблюдала, но попробовать не решилась, мне же доверяли дома на стол накрывать, поэтому я быстро усвоила, куда и как нужно класть ножи, особенно последовательность меня веселила, и я каждый раз спрашивала маму о том, какие ножи на ужин нам понадобятся. Это стало нашей с ней игрой.

 

БУТЫЛКИ

В бутылки наливают всё что угодно: воду, водку, вино, молоко, лимонад, шампуни, бальзамы, прочие женские радости, и прочее, а сами бутылки ныне настолько расфасонились, каких только причудливых форм не встретишь, что покупаешь ненужную жидкость исключительно из-за оригинальной формы бутылочки! Прежде мы даже хранили бутылки не откупоренными, с диковинными заморскими напитками, одно время оставляли пылиться даже пустые, но настало время, когда форма и оригинальность совершенно перестали меня привлекать, и в своё время бутылки все вынесли без всякого сожаления, теперь форма бутылок меня мало волнует, присматриваюсь исключительно к содержанию и качеству.

 

САЛФЕТКИ

Есть разные способы украсить стол, чтобы он в обычный день выглядел привлекательно, радовал глаз, самый простой, создать из посуды интересную композицию, но она через небольшой промежуток времени примелькается, а вот поставить в центре стола красивую вазу с цветами, со свежими цветами, вот они-то и хороши на столе, только свежие, а потом, конечно, разложить салфетки, которых, как известно, великое множество, ажурные вязанные, туго накрахмаленные - прекрасный материал для фантазии, салфетки тканевые с вышивкой разной формы, а проще всего салфетки бумажные, вот тут пригодится воображение, важно с какими чувствами ты это делаешь.

 

СКОВОРОДКИ

На этой сковородке пригорает, на другой прилипает и не получается аппетитная румяная корочка, вообще плохо жарится, а третьей сковородке - тяжёлой, чугунной, еда жарится в самый раз, она проверена в боях, но слишком уж она велика, столько я уже ни готовлю, задумалась о том, что дожила до того дня, что при четырёх сковородках мне буквально пожарить не на чем, и пошла в магазин, а там такое разнообразие сковородок из новых современных сплавов, глаза мои разбежались, но выручила милая девушка, которая скучала в своём отделе, она-то сказала мне, что самые лучшие сковородки нынче делают с добавлением камня, объяснила, как ими пользоваться и подобрала мне то, что нужно, дома, все мои сковородки я немедленно вынесла, и теперь пользуюсь новой сковородкой, подумывая о том, чтобы приобрести ей пару из подобного материала, другого размера.

 

ТУРКА

Турки тоже рекламируют, великолепные медные турки, да к тому же ручной работы, не заводские, а от частных мастеров, не для обычного, а для правильного кофе, но прежде чем варить его, нужно подготовить зернышки кофе, положив их специальной серебряной ложкой с длинным черенком в ручную медную мельницу, не спеша вращать ручку, напевая и вдыхая умопомрачительный аромат кофе, получив нужный помол, сначала следует добавить несколько кристаллов соли в турку, предварительно подогрев её дно, затем - 3 ложки кофе на две кофейные чашечки, налить мягкой воды и, помешивая, довести до кипения, соблюдая свои секреты, например, плеснуть чуть-чуть холодной воды, чтобы «осадок осел», только после этого туку ставят на стол, прежде чем налить кофе в чашечки, следует вспомнить историю появления турки в доме, приправив её легендой о мастере.

 

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ЖЕНЩИН

Большинство женщин живут эмоциями, по моему частному мнению, они искренне обещают сохранить конфиденциальную информацию, но узнав в чём её суть, они буквально через час после того, как услышали секретное, набирают номер подруги той, о которой говорилось, и зловещим шёпотом сообщают, что им нужно встретиться, чтобы обсудить страшную новость. То, что они дали слово не разглашать новость, совершенно вылетело у них из головы, они уже полны благих намерений, желая помочь той, новость о которой узнали, так тайное становится явным, об обещанной конфиденциальности не остаётся ни следа.

 

РЕПРОДУКТИВНЫЕ РЕМИНИСЦЕНЦИИ

Как часто нечто второстепенное - интонация, жест, или запах невольно вызывают у меня реминисценции, и словно на репродукции я вижу картинку, на которой одна сестра играет на пианино и поёт: «Раз пастушка здесь жила, рыбака с ума свела», - а вторая сидит на диване с книжкой и с досадой просит поющую угомониться, дать возможность почитать в тишине, и я чувствую даже восхитительный запах пирогов и, конечно, репродуктивную себя, это происходит всегда совершенно неожиданно длится буквально мгновение, но так явно, что я как будто реально там присутствую, или в голове моей внезапно начинают мелькать картины минувших дней абсолютного счастья, которые в настоящем казались обычными, такие репродуктивные реминисценции всегда вызывают минувшие мгновения невероятно образно.

 

ИНФЕРНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

В минуты отчаяния всё сущее становится инфернальным, невольно ищешь Вергилия, чтобы успокоил и поводил по самым жутким кругам, не так ли мы блуждаем по жизни, постоянно отгоняя инфернальные мысли, цепляясь только за радужные, но обстоятельства неумолимо погружают нас в адские муки, одержимые бурными страстями близкие люди не могут успокоиться до тех пор, пока не доведут до полного смятения беспомощную женщину, не вызовут в её душе великий гнев, чтобы вспомнить из Мандельштама: «Легче было вам, дантовых девять // Атлетических дисков, звенеть. // Не разнять меня с жизнью, - ей снится // Убивать и сейчас же ласкать…».

 

МЕТАФИЗИКА ЧУВСТВА

Чувства столь же неподвластны управлению, как и сама метафизика, которую я понимаю как книгу вечности, проникнуть в которую почти невозможно, лишь несколько страниц доступны пониманию, и чтобы отвлечься от непостижимой метафизики, не на шутку расчувствовавшись, я пишу свои тексты, пытаясь максимально выразить их, дать им самостоятельную жизнь вне меня, но возвращаясь к своим текстам через значительный промежуток времени, с изумлением думаю, неужели я так некогда переживала, чувствовала, как странно, это кто-то другой, отношение моё к подобным событиям совершенно изменилось, это писала другая я, которой уже нет, потребность самовыражения в художественных текстах свойственно писателям.

 

КОНТЕКСТ ПОДСКАЗЫВАЕТ

Если жизнь моя есть текст, то день сегодняшний в ней - контекст, опорное место для всего моего сущего, потому что всё что я написала и напишу, будет исключительно в контексте этого конкретного дня за письменным столом, к написанию можно приступать нервозно, возбуждено, с надеждой или с отчаянием, а текст в значительной степени связан с моим настроением, вот написала и поняла, что это действительно так, потому что текст и настроение взаимозависимы, поскольку слова обладают целебными свойствами, они выстраиваются в моей голове в таком порядке, что я зажигаюсь и погружаюсь в текст, вот и разберись тут, кто кому подсказывает.

 

ОРФОЭПИЯ ЦВЕТКА

В московской устной речи я учусь правильному произношению у цветка, вот уж кто напевен и безупречен, могу слушать пение цветка днём и ночью: васильков напев о небе, нежную мелодию лилий, розы нежные слова любви, цветы помогают раскрывать характер души, передавать отклик на трагические события и помогают отпустить боль, как вишнёвый сад Чехова или символ лета одуванчики, или «отвратительные, тревожные желтые цветы», в руках Маргариты, которые стали символом мистической и роковой любви, запретной.

 

ПАРАДОКС ЭКСКЛЮЗИВА

Эксклюзив не эксклюзивен, вот в чём дело, ну, а всё же, дело в переименованьях, в новом слове для звучанья и привлечения вниманья, чтобы что-то там продать подороже или предать, кого-то, как можно выгоднее, нужно постоянно носить «беруши», чтобы заткнуть уши, и этот «эксклюзив», мало того, что заполнил телепрограммы, так ещё и на мониторе постоянно выпрыгивает, как «чёрт из табакерки» в виде рекламных окон, а парадокс его в том, что он настолько банален, что при слове «эксклюзив», я тороплюсь заткнуть не только уши, но и закрыть глаза.

 

КОННОТАЦИЯ ПОДРАЖАНИЯ

Слоёный торт простого слова зовёт попробовать все смыслы, вот, например, такое слово как «счастье», сколько в нём коннотаций, оттенков смыслов, чувств и качеств и даже лингвистических чудачеств, и таких, и сяких, для одних счастье - в богатстве, и о котором многие мечтают, для других - в предельной простоте, доведённой Толстым до опрощения, для людей творческих, но таких единицы, счастье - создание своего художественного мира и они посвящают ему свою жизнь, в искусстве есть творцы, а есть копиисты, которые занимаются подражанием истинным художникам, коннотация подражания обеспечивает им безбедную жизнь.

 

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЫСЛЬ

Чехов много раз говорил о новых формах, ныне нами понимаемых как инновации, а проще - концепт, конечно, при Чехове это слово не было в ходу, но без концептуальности ничего не получается, ведь по сути это указание к борьбе со штампами, именно в этом направлении работает моя концептуальная мысль, когда я пишу очередной рассказ или эссе - ничего не объясняя, показывая пунктирно особенности своей мысли или характеры моих героинь, вот именно в героинях, в том, что я пишу только о женщинах, причем стремясь показывать их такими, какими только я одна их вижу, и состоит моя концепция.

 

ДОЖДЬ У БЛОКА

Дождь создает атмосферу для неспешных размышлений, когда навевает грусть мысли о скоротечности жизни, об утраченных надеждах, да и просто о самом дожде как таковом, к примеру, Александр Блок это делает так: «Город вечерний остался за мною. // Дождь начинал моросить…», или «И город мой железно-серый, // Где ветер, дождь, и зыбь, и мгла…», - но дождь грозовой порой не пугает и не тревожит в минуты, когда настигла поэта роковая гроза жизни, которая грянула в образе Любови Дмитриевны Менделеевой и во многом определила его судьбу, в которой сияла то «семицветная радуга», то бедствия и проблемы, постоянно врывавшиеся в его поэзию.

 

ДОЖДЬ У БРЮСОВА

Да, мы живём в стране дождей, и каждый поэт так или иначе показывает дождь, и Валерий Брюсов тоже: «Ясное солнце - без прежней мятежности, // Дождь - словно капли струящихся рос…» - не исключение, вот и в данном стихотворении он любуется дождём ранней осени, когда отгремели грозы мятежные летние, следом за ними наступает пора дождливых хмурых дней, вот уже: «Дождь над миром деет чары, // Дождь заклятья шепчет вслух…», - поздней осенью замирает природа: «Глухо пусты тротуары, // Каждый дом и нем и глух…», - но всё идёт по кругу, и неизбежно наступление весны: «Над простором позлащенным // Пестрых нив и дальних рощ // Шумом робким и смущенным…», - непременно застучит дождь весенний, таким для меня сложился рассказ поэта о дожде.

 

ДОЖДЬ У ВЯЗЕМСКОГО

В поздней лирике Петр Андреевич на все вещи мира смотрит с саркастической улыбкой, даже на дождь: «Нипочем мне дождь и ведро, // Лето, осень иль зима; // Заезжал я даже бодро // В станционные дома - // Род сараев, балаганов, // Где содержат для гостей // Очень много тараканов, // Очень мало лошадей. // Ныне - старость одолела, // Прихотливее я стал; // С грустным увяданьем тела // И мой дух поприувял...», - но дождь в моей душе возрождает любовь к поэзии Вяземского с новой силой, как будто я сама есть росточек, по весне пробивающийся к солнцу под дождём, и никакие невзгоды и печали нипочём мне, когда есть спасительная высокая литература, благодаря которой я парю птицей вольной над ними.

 

ДОЖДЬ У ГРИГОРЬЕВА

Аполлон Григорьев не дает воли грусти, взбадривает себя цыганщиной: «Все сильнее ветер воет, // В окна дождь стучит... // Сердце ломит, сердце ноет, // Голова горит!..», - но всё равно я вижу за этой разудалостью неизбывную дождливую тоску по утраченной любви, связанной со смертью возлюбленной, столь сильна его печаль и боль, что даже природа сопереживает ему, этот плачь, рвущий душу слушателей, вызывает сильнейшие эмоции и сострадания, что так привлекает в цыганских песнях: «Глухо воет пес... // Сердце ломит, сердце ноет!.. // Хоть бы капля слез!..». А на безлюдных похоронах его шёл за гробом с тремя приятелями Фёдор Достоевский, и помянул после прощания Аполлона в кухмистерской рюмкой водки.

 

ДОЖДЬ У КРЫЛОВА

Наш баснописец прячется под одиноким дубом, не просто дождь идёт, но, кажется, с грозой: «Вот странник наш летит; вдруг встречу дождь и гром; // Под ним, как океан, синеет степь кругом. // Где деться? К счастью, дуб сухой в глаза попался; // Кой-как угнездился, прижался // К нему наш Голубок…», - вот так и я боюсь грозы и в детстве спешила спрятаться под деревом, как и Иван Андреевич, до тех пор, пока мне не объяснили, что это опасно, на как быть, когда проливной дождь и вихри лютые застают в степи? Вот тут я, вспоминая Крылова, как голубок прижимаюсь к земле.

 

ДОЖДЬ У МАЙКОВА

Тут сразу детство в памяти живой картиной живописной открывается мне: «"Золото, золото падает с неба!" - // Дети кричат и бегут за дождем... // - Полноте, дети, его мы сберём, // Только сберём золотистым зерном // В полных амбарах душистого хлеба!..», - вот как разворачивает Аполлон Николаевич живородную сущность дождя, дождь и хлеб в едином звуке, волшебная картина возникает перед глазами ребёнка - подсвеченные солнцем струи летнего дождя превратятся в золотые колосья, из зёрен которых выпекут сдобный хлеб, всего в пяти строчках поэт чудесно изобразил чудо преображения и взаимосвязи всего в природе, поэтому можно сказать, что Майков влился в чудесный поток русской поэзии с её ярким образным мышлением.

 

ВОСХИЩЕНИЕ НОВЫМ

Вижу новые красивые высокие дома, восхищаюсь, вижу новую книгу, открываю навскидку на любой странице, понимаю, что стиль превалирует над содержанием - восхищаюсь, так поводы для восхищения возникает у меня в течение дня постоянно, но как можно не восхищаться новизне дня, облакам постоянно появляющимся, меняющимся, исчезающим, а освещение, которое преображает привычное старое в совершенно новое, прежде невиданное, главное, присматриваться, вглядываться, останавливаться, сравнивать, поэтизировать, да просто обращать внимание на неброское, скрытое, на то самое, мимо чего часто просто пробегаем, стремиться всматриваться в то, что нас окружает и замечать новизну, которая есть чудо!

 

ПРИУКРАШИВАТЬ

Люблю приукрашивать даже самое обычное, сама себя настраиваю на то, чтобы отыскать хорошее даже в плохом, хотя это очень сложно, даже болезненно, но излечивает душу, в течение жизни привычка эта неизменно спасает меня в минуты отчаяния, раздражения, стоит только взглянуть на происходящее с другой совершенно невероятной стороны, как обидная, даже оскорбительная или невыносимая ситуация, воспринимается в совершенно ином, а то и в комическом свете, утрачивая драматизм происходящего или поступка.

 

ЛЕГКОМЫСЛЕННОСТЬ

Какое прелестное состояние - легкомысленность, когда всё в жизни воспринимается с улыбкой, как происходящее не с тобой, когда ты свободна от любых обязательств и можешь в любую минуту идти, куда глаза глядят, лёгкой походкой, беспечно поглядывая по сторонам, не задумываясь о том, куда и зачем ты держишь свой путь, внезапно раздаётся телефонный звонок, ты слышишь голос человека, с которым не созванивалась так давно, что почти забыла его, а он зовёт в Третьяковку, бросаешь всё и летишь смотреть Фалька, о, это молодость!

 

НЕ РАСКРЫВАТЬСЯ

Раскроешься перед малознакомым человеком, и начнутся переживания, ведь тайны души требуют закрытого занавеса, а уж если они раскрылись, и человек тебя понял, никому не передавая твой секрет, вот тут начинается сближение, которое переходит в абсолютное доверие, при этом не возникает ни малейших сомнений, что человек этот доверяет тебе соответственно, но бывают у людей и иные ситуации, когда доверяли-доверяли друг другу, а потом кто-то из них узнаёт, что его предал тот, кто был в доверии и, конечно, удар этот осознать трудно, тем более принять. В такой момент люди понимают, что доверяли напрасно и лучше никогда и не при каких обстоятельствах не следует раскрываться.

 

ПАМЯТЬ ВОСКРЕШАЕТ

Давно ушедшее вдруг воскрешает память, неожиданно, без твоего согласья, в картинах подлинных, как будто в них ты снова живёшь такой, какой была тогда, да, - это сон, великий воскреситель минувших дней, которые, казалось, исчезли навсегда, о них не вспоминала ты, но вдруг переживаешь вновь события той юной девочки, такой наивной, искренней, смешной, переживаешь за неё и хочешь успокоить, воскликнув, что ждут её удачи впереди, любовь другая прекрасней, чем она мечтает, а переживания и слёзы с улыбкой нежной будет вспоминать она, но пробуждение внезапно наступает.

 

ВОЛНЫ НАСТРОЕНИЯ

Накатывает печаль, изводит, кажется, что ей не будет конца, тревожит, но внезапно отпускает, на смену ей накатывает волна радости, которую я уже и не ждала, но знаю, что она уступит волне горестей, вслед за которой вновь появится волна счастья нежданного, пьянящего, смывая всё на своём пути, я окунусь в её воды, забыв о предыдущих волнах, которые возникнут непременно, но я не хочу думать об этом, я плыву вдоль берега в счастливой волне, наслаждаясь счастьем.

 

НОВЫЕ ФАЗЫ ЖИЗНИ

Как ни старайся удержать фазу счастья, она непременно перейдёт в другую фазу, я не хочу сказать - несчастья, просто будет новая фаза определённого периода жизни - сорокалетняя, пятидесятилетняя, сменяя друг друга, они будут набирать скорость, сокращая длительность минут, часов, дней, в то же время, одаривая опытом, мудростью, терпением, смирением, а избранных, одаривать новой фазой любви.

 

УТРО СМЫВАЕТ ВЕЧЕР

Так младенец впервые увидел мир, так утром, проснувшись, ты видишь его в первые мгновения, до включения ещё в работу памяти, прекрасный миг, который начисто смыл прошлый проблемный вечер, ты чиста и свежа, полна планов и надежд, однако он так краток, что ты не успеваешь им насладиться, потому что автоматически приступаешь к обязательным повседневным действиям, затем реальность нового дня увлекает тебя настолько, что ты не замечаешь, что день клонится к вечеру, а ты опять не успела осуществить задуманные дела, которые вынуждена отложить на следующей день, в надежде, что утро их не смоет.

 

 

"Наша улица” №247 (6) июнь 2020

 

 


 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете
(официальный сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/